Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оценка ресурсной базы коммерческого банка



2020-02-04 178 Обсуждений (0)
Оценка ресурсной базы коммерческого банка 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основную долю (около 88%) ресурсов банков России составляют привлеченные средства, а на долю собственных средств приходится лишь 12%. По конкретным банкам структура ресурсов характеризуется существенными различиями, связанными с разными сроками их деятельности с момента образования, разницей в величине их уставных капиталов, количестве и качестве обслуживаемой клиентуры. Структура банковских ресурсов отдельных коммерческих банков зависит от степени их специализации или, наоборот, универсализации, особенностей их деятельности, состояния рынка ссудных ресурсов.

Собственные средства являются основным видом обеспечения обязательств банка перед вкладчиками, поэтому определение их фактической величины и поддержание последней на необходимом уровне является для банка одной из первостепенных задач.

Для более точной характеристики ресурсной базы банка необходимо определить стабильную часть депозитов, которую можно определить как средства, не подверженные влиянию колебаний конъюнктуры рынка. Стабильная часть депозитов включает срочные депозиты и часть депозитов до востребования. Банкиры постоянно заняты определением той части депозитов, которая безболезненно для банка может быть использована на цели кредитования. В российских банках нередко подходят упрощенно к определению стабильной части депозитов, подразумевая лишь долю срочных вкладов.

Современная банковская практика характеризуется большим разнообразием депозитов. Качественный, сравнительный анализ структуры привлеченных средств можно проводить по группам клиентов и срокам, что позволяет выявить из каких секторов экономики и на какой срок привлекается основная масса средств в банк.

Одним из показателей надежности и стабильности ресурсной базы коммерческого банка является процентная политика банка в области привлеченных ресурсов. Эта политика должна укладываться в рамки двух противоположных граничных требований: во-первых, уровень процентной ставки по депозитам (как срочным, так и до востребования) должен быть в достаточной мере привлекательным для потенциальных вкладчиков; во-вторых, он не должен резко повышать нижнюю границу процентной маржи между активными и пассивными операциями банка.

Можно сделать вывод о том, что более устойчивые в финансовом отношении банки, заботящиеся о своей ликвидности и платежеспособности, предлагают процент по вкладам не выше среднеотраслевого. Высокий процент по срочным вкладам и депозитам физических и юридических лиц свидетельствует в первую очередь о том, что коммерческий банк обладает нестабильной ресурсной базой, недостаточной для эффективных кредитных вложений. Такой банк старается расширить и стабилизировать свои ресурсы, путем привлечения депозитов, предлагая вкладчикам повышенную процентную ставку. Но привлечение ресурсов по повышенной процентной ставке предполагает и осуществление вложений под более высокий процент, то есть вложения, как правило, более рисковые, и вкладчики вместо прибыли могут потерять и сам депозит в случае краха банка.

Однако доходность и ликвидность банков не достигаются автоматически. Очевидным решением проблемы привлечения дешевых и размещения дорогих ресурсов является проведение такой политики банка, которая может принести наивысший доход при разумном, с точки зрения руководства банка, уровне риска. С одной стороны, руководство банка, акционеры (пайщики) последнего заинтересованы в более высоких доходах, которые могут быть получены за счет вложения средств в долгосрочные проекты, ценные бумаги сомнительного качества и т.п. Однако подобные действия неизбежно серьезно ухудшают ликвидность банка, необходимую при изъятии вкладов и для удовлетворения законного спроса на кредит.

Количественный анализ структуры привлеченных средств, также как и собственных средств банка, заключается в определении удельного веса каждой подгруппы или нескольких подгрупп в общей сумме привлеченных средств. Подобного рода анализ позволяет выявить роль каждого экономического контрагента в развитии пассивных операций данного банка. Более детальный анализ структуры привлеченных средств можно провести на основе данных аналитического учета. Эти материалы позволяют исследовать привлеченные средства в динамике по срокам привлечения. Структуру привлеченных средств важно проанализировать не только по срокам, но и по суммам. Используя методы сравнительного анализа пассивных операций банка, можно выявить изменения в объемах этих операций, определить их воздействие на ликвидность банка. Однако в современной экономической литературе отечественные авторы не рассматривают проблему ликвидности банков через управление пассивами, а именно этот путь, как уже отмечалось выше, является для банка наиболее рациональным с точки зрения доходности.

Согласование степени ликвидности активов и степени востребованности пассивов следует определять на уровне банка, его подразделений (филиала, агентства, представительства), отдельных видов операций и типов клиентов. Такой подход позволяет определить приоритетные направления депозитной политики по оценке качества депозитного портфеля.

Изменение объема средств, привлеченных на текущие счета, с одной стороны, и в срочные (сберегательные) вклады, – с другой, представляют собой основу для изучения ликвидности банка с точки зрения пассива. Значительный прирост срочных вкладов снижает доходность операций банка, но повышает ликвидность его баланса. Рост остатков на текущих счетах и счетах до востребования, как правило, свидетельствует об обратной тенденции. Изменение удельного веса остатков по текущим и срочным счетам в пользу, например, частных лиц свидетельствует в целом об удешевлении ресурсов, так как их вклады обходятся банку дешевле. Однако в условиях конкуренции банки нередко устанавливают по срочным счетам крупных клиентов процентные ставки на уровне межбанковских, а по счетам мелких и средних клиентов – на более низком уровне. Таким образом, увеличение доли ресурсов, привлеченных банком от клиентов (кроме банков), в целом свидетельствует о росте доходности банковских операций.

Анализ структуры привлеченных средств позволяет оценить значимость каждого источника привлеченных средств и их динамику.

Очевидно, что чем выше удельный вес стабильной и дешевой части пассива баланса банка, тем стабильней его положение и выше его доходность, поскольку маржа банка в этой ситуации стремится к максимально возможной. Тем не менее, следует отметить, что средства в депозитах до востребования – это не только наиболее дешевый, но и самый непредсказуемый инструмент, поэтому высокая их доля в мобилизуемых средствах ослабляет ликвидность банка. В мировой практике оптимальный уровень этой доли привлеченных средств определяется обычно в пределах 30%. В западных странах существуют и иные подходы. Например, в Германии считается возможным 60% средств, находящихся на счетах по срочным вкладам и 10% – на счетах по вкладам до востребования клиентов банка использовать на нужды кредитования (как долгосрочные средства) [27].

Увеличение доли вкладов до востребования уменьшает процентные расходы банка и позволяет получать более высокую процентную прибыль. Срочные депозиты считаются наиболее стабильной частью привлекаемых ресурсов. Увеличение доли срочных депозитов в ресурсной базе способствует повышению устойчивости банка, позволяет осуществлять эффективное управление ликвидностью и платежеспособностью банка.

Таким образом, целесообразно шире использовать в современной российской банковской практике анализ соотношений активов и пассивов банков по суммам и по срокам, а также по источникам и направлениям использования средств. Кроме того, структура пассива баланса банка в большой степени определяет и структуру актива его баланса, то есть те направления, по которым идет использование этих средств.




2020-02-04 178 Обсуждений (0)
Оценка ресурсной базы коммерческого банка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оценка ресурсной базы коммерческого банка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)