Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятия социальный и эмоциональный интеллект



2020-02-04 236 Обсуждений (0)
Понятия социальный и эмоциональный интеллект 0.00 из 5.00 0 оценок




Для исследования социальной и эмоциональной перцепции нельзя не обратиться к понятиям социального и эмоционального интеллекта. А для рассмотрения этих понятий необходимо обратиться к их истории.

Термин был впервые введен в 1990г. двумя американскими психологами, Питером Сэловеем и Джоном Мейером. Под ним они выделяли особый комплекс психических свойств, «отвечающих» за то, насколько влияние эмоциональных явлений окажется деструктивным или конструктивным для поведения человека. Данные качества определяют не только то, насколько много человек смог бы достичь в своей карьере, но и то, насколько он будет в этой карьере счастлив. Данные качества определяют общение человека. [10]

Питер Сэловей утверждал, что в структуру эмоционального интеллекта входит ряд способностей:

· самомотивация;

· владение эмоциями; понимание эмоций других людей;

· распознавание собственных эмоций;

Эмоциональный интеллект – способность к принятию, осознанию и регуляции эмоциональных состояний и чувств самого себя и других людей. Структура эмоционального интеллекта, по мнению Сэловея, состоит из: внутриличностного и межличностного(социального) аспектов.

В внутриличностный аспект входят следующие компоненты: самооценка, уверенность в себе, осознание своих чувств, активность, ответственность, терпимость, заинтересованность, самоконтроль, оптимизм, гибкость, открытость новому опыту, мотивация достижения.

А в межличностный аспект входят компоненты: эмпатия, открытость, коммуникабельность, развитее способности к оценке и прогнозированию отношений между людьми, умение работать в команде. [11]

Эмоциональный интеллект – это целостное качество. В него входят обязательно и эмоциональные, и когнитивные, и регуляторные компоненты. Эмоциональный интеллект включает в себя достаточно много составляющих: самооценка, эмпатия, ассертивность, толерантность и др. Давайте рассмотрим некоторые из них. Эмпатия – сопереживание, понимание эмоций других, вчувствывание их эмоционального состояния.

Происходит это благодаря ощущению сопричастности к его переживаниям. Эмпатией является так же и черта личности – способность сопереживанию и пониманию другого человека. Сам термин был введен в психологическую литературу Э. Титченером. Выделяется 3 уровня эмпатии в психологической литературе. Самый низкий - первый, включает в себя: отсутствие сопереживания или же желания к этому, безразличие к чувствам и мыслям других. Второй уровень – сопереживание в редких случаях. Третий уровень – самый высокий. Это постоянное, глубокое и точное понимание другого человека, глубокий такт, облегчающий осознание человеком своих проблем и принятие правильных решений без всякого навязывания своего мнения или своих интересов, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных. Для ряда специальностей эмпатия является просто обязательный профессиональным качеством. Для таких профессий как практикующий психолог, педагог, социальный и медицинский работник и т.п. [9]

Коммуникативная толерантность - не менее важная составляющая эмоционального интеллекта является. Это терпимость.

Проявление низкого уровня коммуникативной толерантности заключается в том, что для человека эталон он сам и его представления, убеждения, он не хочет понимать индивидуальность другого, в оценках людей присутствует консервативность. Не скрывает или не может сгладить неприятные чувства. Стремиться перевоспитать, переделать партнера, не прощает ошибки другим людям. Нетерпим к физическому или психическому дискомфорту партнера; слабо приспосабливается к характеру другого человека. [7]

Высокий уровень противоположен признакам низкого, в него входят: принятие людей такими, как есть, понимать различные мнения, верования, убеждения, проявление терпимости к различным проявлениям характера, слабостям и недостаткам, не навязывание своего собственного мнения, стремление к сотрудничеству и поиску общих позиций.

Ассертивность – поведение, сочетающее внутреннюю силу и вежливость к окружающим. Это способность в ситуации внешнего давления корректно отстаивать свои интересы и свою линию поведения, спокойно говорить «нет» тому, что вас не устраивает и продолжать в социально приемлемой форме эффективно настаивать на своих правах.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что причиной, нарастающей дизадаптации при шизофрении, являются специфичные когнитивные нарушения, выраженные недостатком в регуляции обработки информации, например, некорректное использование прошлого опыта, смешение важных и несущественных признаков. В теории Холодной М.А., когнитивно-стилевые особенности являются показателем развитости/нарушенности регулирующих и контролирующих аспектов процесса обработки информации. Значимой составляющей в структуре социально-психологической адаптации психически больных людей являются регулятивные процессы, так как они воплощают в себе механизмы познавательного контроля, отвечающие за обеспечение непроизвольной регуляции процесса переработки поступающей информации и контроль процесса познавательной деятельности в целом. Недостаток внимания и затруднения в процессе переработки информации, при достаточно часто обостренной чувствительности к эмоциональным воздействиям значительно повышают вероятность проявления эмоционального стресса при сверхстимуляции. Что в свою очередь зачастую ведет к ухудшению состояния.

Анализ концепций эмоционального интеллекта позволяет сделать вывод, о его близости к социальному интеллекту, из-за в первую очередь общности содержания, в обработке которого оба учатствуют, и которое включает социально и личностно релевантные стимулы (объединение по способу переработки информации).

Как пишет Д.В.Ушаков, для эмоционального реагирования и эмоций характерным является глобальный, обобщенный способ переработки информации.

Понятие «социальный интеллект» (social intelligence) было введено Э. Торндайком еще в 1920 году. Он рассматривал социальный интеллект как «способность понимать других людей и действовать, или поступать мудро в отношении других». В дальнейшем эти представления были уточнены и развиты многими исследователями.

В разное время сторонники различных психологических школ по-разному трактовали понятие «социальный интеллект»:

· способность уживаться с другими людьми;

· способность иметь дело с окружающими;

· знания о людях;

· способность легко сходиться с другими, умение входить в положение другого человека, ставить себя на место другого;

· способность критически и правильно оценивать чувства, настроение и мотивацию поступков других людей.

На сегодняшний день в доступности ряд исследований в которых доказано нарушение социальных навыков у шизофреников. В качестве причины нарушений в социальном интеллекте, можно выделить увеличение дефекта в эмоциональной сфере. При уменьшении уровня способности в понимании чужих эмоций, точной передаче полученной им вербальной информации, адекватному выражению собственных эмоций, вербальное выражение собственных чувств и мыслей, проявляется и значительное ухудшение в социализации таких больных.

Ангедонию (не способность к ощущению удовольствия) является одним из важнейших дефектов эмоциональной сферы.

Ангедония резко уменьшает интерес к жизни, позитивное видение себя и всего происходящего уменьшается и ослабляется, происходит нарушение межличностных отношений, искажение самооценки и самоуважения, уменьшение социальной мотивированности и интереса к любому виду деятельности. Основополагающая роль социального окружения в особенностях течения и дальнейшем исходе больных шизофренией была показана не в одном исследовании. Уровень эмоциональных взаимодействий с близкими в огромной степени характеризует прогноз дальнейшего течения заболевания. Исследования показали, что высокий уровень негативных переживаний в семье, излишне требовательный и враждебный настрой в отношении больного значительно отягощают течение заболевания. Такие же последствия обнаруживаются и в отношении повышенной чувствительности к критике.

 



2020-02-04 236 Обсуждений (0)
Понятия социальный и эмоциональный интеллект 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятия социальный и эмоциональный интеллект

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)