Эмпирическое исследование особенностей социальной и эмоциональной перцепции у подростков шизофренического спектра.
Материал исследования Для проведения исследования было собрано 2 выборки подростков в возрасте от 14 до 16 лет. В состав первой выборки вошли подростки, развивающиеся в рамках нормы, во вторую выборку входили подростки с шизофреническими расстройствами личности, находящиеся на обследовании в ФГБНУ “Научном центре психического здоровья”.
Методология. 1. Тест руки (Hand test) Вагнера. При создании данного теста, в его теоретическом обосновании, авторы опирались на идею о том, что развитие функционала руки напрямую связано с развитием головного мозга. Для восприятия пространства и ориентации в нем, процессах, участвующих практически в любой деятельности, нельзя недооценить значение руки, она так же используется во многих внешних активностях. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых. В основе теста лежит следующий методический прием: испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра»» изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности и в сам выбор этого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его активными мотивами. В данной методике стимульным материалов выступают 10 карточек, на 9 из которых изображены кисти руки, а на последней ничего не изображено. Эти карточки предъявляются испытуемому по очереди, при этом дается инструкция: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?». Если испытуемый не может дать ответ, то инструкция усиливается: «Что, как Вы думаете, делает человек, которому принадлежит эта рука? Назовите все варианты, которые Вы можете представить». В первые предъявления важно напоминать испытуемому о том, что необходимо озвучить все варианты ответов, которые приходят ему на ум. Данное действие позволяет получить более надежные результаты тестирования. Однако если после нескольких напоминаний испытуемый продолжает называть один или два ответа данное действие нужно прекратить. Инструкция для последней карточки дается в конце, отдельно: «Сначала представьте себе какую-нибудь руку, а затем опишите те действия, которые она может выполнять». 2) Тест распознавание эмоционально-выразительных движений, жестов и поз А.Е.Назаренко Тест разработан Анной Евгеньевной Назаренко при помощи Юрия Федоровича Полякова в 1990 году, в его основе лежала идея об изучении структуры нарушения перцептивной стороны общения. В качестве стимульного материала выступает набор из 24 карточек с изображением эмоционально-выразительных поз и жестов, 7 из которых содержат изображение символических жестов, и 17 — экспрессивных. Жесты из первой группы карточек (символические жесты) отличаются произвольностью и фиксированным рисунком выполнения, и напрямую этот материал не позволяет решить задачу исследования способности считывать эмоциональное состояние другого человека. Особенностью второго набора карточек (экспрессивные жесты) является то, что жестовое выражение эмоционального состояния изображено схематично, не включает мимическое выражение и поэтому не предполагает однозначной интерпретации изображенного как выражения эмоционального состояния человека. Неопределенность ситуации усиливалась «глухой» инструкцией. В связи с этим оценка ответов производится по трем параметрам: правильность (высказывание соответствует эмоциональному содержанию данного жеста), адекватность (высказывание соответствует фактическому изображению, указывая на выполнение изображенным человеком каких-либо действий без упоминания его эмоционального состояния) и эмоциональность (ответ содержит оценку эмоционального состояния изображенного человека вне зависимости от правильности этой оценки). Таким образом, данный компонент методики позволяет исследовать способность испытуемых распознавать эмоциональное состояние другого человека. 3)Тест EQ эмоционального интеллекта (The Emotional Intelligence Self-Evaluation) Н.Холла В качестве стимульно материала используется бланк, на котором написаны 30 утверждений. Испытуемый отмечает для каждого из них степень согласия: 1)полностью не согласен; 2)в основном не согласен; 3)отчасти не согласен; 4)отчасти согласен; 5)в основном согласен; 6)полностью согласен. 4)Тест межличностных отношений Т.Лири. Тест диагностики межличностных отношений разработан американским психологом Тимоти Лири в 1950 году. Адаптирован для использования в отечественной психологии Людмилой Николаевной Собчик в 1970г. В основу методики легла идея исследования представлений человека о себе и определения преобладающего типа отношений с окружающими людьми. Стимульным материалом является бланк, состоящий из 128 оценочных суждений. Перед предоставлением бланка испытуемому дается следующая инструкция: «Внимательно прочтите каждое суждение и отметьте те их них, которые соответствуют вашему представлению о себе». Полученные результаты после обработки дают 8 шкал (в скобках указаны названия в модификации Л. Н. Собчик): 1. Авторитарный (властный-лидирующий) 2. Эгоистичный (независимый-доминирующий) 3. Агрессивный (прямолинейный-агрессивный) 4. Подозрительный (недоверчивый-скептический) 5. Подчиняемый (покорно-застенчивый) 6. Зависимый (зависимый-послушный) 7. Дружелюбный (сотрудничающий-конвенциальный) 8. Альтруистический (ответственно-великодушный) Каждая из данных шкал отражает тот или иной вариант межличностных отношений. Шкала с наибольшим количеством баллов является ведущим типом отношения к окружающим. При этом важно отметить, что: • Характеристики, не выходящие за пределы восьми баллов, свойственны гармоничным личностям. • Показатели, превышающие восемь баллов (до 12), свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. • Баллы, достигающие уровня 14-16, свидетельствуют о выраженных трудностях социальной адаптации. • Низкие показатели по всем шкалам (0-3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого. • Если при обработке результатом нет шкал, в которых количество баллов не превышает 4, то данные сомнительны в плане их достоверности: испытуемый не захотел оценить себя откровенно. Результаты Количественный анализ:
Статистика группы | |||||||||||||||||||
N | Среднее значение | Стандартная отклонения | Среднекв. ошибка среднего | ||||||||||||||||
«Эмоциональная осведомленность» | норма | 25 | 11,160 | 5,8927 | 1,1785 | ||||||||||||||
пато | 25 | 9,720 | 5,0292 | 1,0058 | |||||||||||||||
«Управление своими эмоциями» | норма | 25 | 1,240 | 5,8472 | 1,1694 | ||||||||||||||
пато | 25 | -2,480 | 5,1488 | 1,0298 | |||||||||||||||
«Самомотивация» | норма | 25 | 4,040 | 5,8629 | 1,1726 | ||||||||||||||
пато | 25 | 1,960 | 5,3267 | 1,0653 | |||||||||||||||
Шкала «Эмпатия» | норма | 25 | 9,640 | 4,8638 | ,9728 | ||||||||||||||
пато | 25 | 5,320 | 5,1859 | 1,0372 | |||||||||||||||
Шкала «Управление эмоциями других людей» | норма | 25 | 6,280 | 5,5417 | 1,1083 | ||||||||||||||
пато | 25 | 1,960 | 4,2178 | ,8436 | |||||||||||||||
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |