Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уровень жизни населения



2020-02-04 167 Обсуждений (0)
Уровень жизни населения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Уровень жизни населения следует рассматривать как степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, достигаемую за счет создаваемых экономических и материальных условий и возможностей, реализуемую через потребление и определяемую, прежде всего, соотношением уровня доходов и стоимости жизни.

Так за январь-декабрь 2010 года начисленная номинальная среднемесячная заработная плата одного работника, включая субъекты малого предпринимательства, по оценке составила 2 580 руб., и возросла к уровню базового периода 2009 года на 22,6%.

Величина номинальной среднемесячной заработной платы одного работника по республике(без учета субъектов малого предпринимательства) сформировалась на уровне 2 640 руб., что на 23,4% выше величины соответствующего периода 2009 года. В эквиваленте к доллару США ее размер составил 279 долларов (этот же показатель в январе-декабре 2009 года составлял 239 долларов). Реальная величина заработной платы (с учетом индекса инфляции) увеличилась на 9,5%.

Во внебюджетном (хозрасчетном) секторе экономики начисленная среднемесячная заработная плата одного работника за 2010 год составила 3 412 руб., увеличившись по сравнению с базовым показателем, сложившимся в данном секторе экономики в 2009 году на 19,9%, и на 29,2%, превысив среднереспубликанский уровень.

 


 

Таблица 13

Величина среднемесячной заработной платы руб.

Наименование показателя

январь-декабрь

Темп роста, %

2009 год 2010 год
Среднемесячная заработная плата в целом по республике 2 139 2 640 123,4
Среднемесячная заработная плата во внебюджетном (хозрасчетном) секторе экономики 2 857 3 412 119,9
Среднемесячная заработная плата в промышленности 2 874 3 459 120,5
Среднемесячная заработная плата в бюджетной сфере 1 282 1 728 134,8

В организациях бюджетной сферы начисленная среднемесячная заработная плата одного работника за 2010 год составила 1 728 рублей, увеличившись к уровню соответствующего показателя 2009 года на 34,8%. Реальная ее величина (с учетом корректировки на индекс инфляции) за 2010 год возросла по отношению к уровню заработной платы в данном секторе экономики в 2009 году на 19,7%.

Поддержание уровня жизни граждан и его дальнейшее повышение, по-прежнему, остается одной из основных задач государства. Повышение уровня заработной платы работников бюджетной сферы происходит в рамках поэтапного увеличения расчетного уровня минимальной заработной платы (РУ МЗП), величина которого ежегодно устанавливается законом о республиканском бюджете на соответствующий год.

Так, до 1 сентября 2009 года расчетный уровень минимальной заработной платы был определен в размере 5 руб. 30 коп. с применением понижающего коэффициента 0,64, т. е. его размер составлял – 3,392 руб., с 1 сентября 2009 года – 4,35 руб., с 1 января 2010 году согласно Закону Приднестровской Молдавской Республики от 25 декабря 2009 года № 921-З-IV «О республиканском бюджете на 2010 год» (в текущей редакции) величина РУ МЗП установлена в размере 5 руб. (в 2010 году понижающий коэффициент не применялся).

Между тем, несмотря на такое существенное повышение, заработная плата работников бюджетного сектора остается недостаточной и составляет 65,5% величины средней заработной платы в целом по Республике и чуть больше половины (50,6%) от заработной платы в производственном (хозрасчетном) секторе.

 

 

Среди отраслей бюджетной сферы лишь в подотрасли «Высшие учебные заведения» заработная плата на 1,1% превысила среднереспубликанский уровень, тогда как в большинстве отраслей ее размер на 50% не достигает данной величины, а в таких отраслях как «Торговля и общепит», «Геология и метеорология», «Лесное хозяйство» заработная плата варьирует в пределах 44,3% - 47,3% от вышеуказанной величины.

По-прежнему, лидерами по уровню заработной платы продолжали оставаться работники таких отраслей экономики как, «Электро и радиосвязь» (5 735 руб.), «Банки и кредитование» (5 297 руб.), «Прочие виды транспорта» (4 049 руб.), где повышение заработной платы составило 14,3%, 17,0%, 8,8% соответственно, а превышение среднереспубликанского уровня варьировало в пределах 2,2 – 1,5 раза.

Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы сохраняется у работников отраслей: «Лесное хозяйство» - 1 299 руб. (49,2% от среднереспубликанского уровня), «Социальное обеспечение» - 1 307 руб. (49,5%), «Геология и метеорология» - 1 444 руб. (54,7%), при этом ее размер в 2010 году по отношению к уровню соответствующего показателя 2009 года возрос соответственно на 26,7%, на 28,9%, на 25,6%.

Предпринимаемые антикризисные меры со стороны государства на фоне восстановления спроса и производственных заказов на продукцию ведущих промышленных предприятий республики определили восстановительную динамику показателей хозяйственной деятельности и способствовали повышению среднемесячной заработной платы в данном секторе экономики в январе-декабре 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 20,5% до 3 459 руб.

В разрезе подотраслей промышленности увеличение среднемесячной заработной платы в 2010 году по отношению к базовому показателю 2009 года наблюдается во всех секторах, кроме микробиологической подотрасли, где снижение составило 3,8%. Прирост заработной платы варьировал от 7,7% в мукомольно-крупянной и комбикормовой промышленности до 31,3% в легкой промышленности.

Наряду с данным повышением, отставание заработной платы от среднереспубликанского уровня отмечено, в таких подотраслях промышленности, как:

- «Деревообрабатывающая промышленность» - на 32,6%;

- «Микробиологическая промышленность» - на 21,3%;

- «Химическая промышленность» - на 2,4%.

В подотраслях «Черная металлургия» и «Электроэнергетика» средняя заработная плата сложилась соответственно в 1,6 и 1,7 раза выше уровня заработной платы в целом по республике.

Одним из важных экономических показателей, характеризующих величину заработной платы, является ее покупательная способность, рассчитанная как отношение заработной платы к величине прожиточного минимума трудоспособного населения.

 

Таблица 14

Покупательная способность среднемесячной заработной платы

Покупательная способность среднемесячной заработной платы 2009 год 2010 год
- в целом по республике 2,5 2,7
- в хозрасчетном секторе 3,3 3,5
- в бюджетной сфере 1,5 1,8

 

Анализируя покупательную способность, следует отметить, что благодаря повышению заработной платы, данное соотношение в 2010 году несколько повысилось. Так величина заработной платы одного работника в целом по республике, сформировавшаяся в январе-декабре 2010 года, позволяла обеспечить 2,7 набора прожиточного минимума трудоспособного населения, тогда как в 2009 году – 2,5 набора, в хозрасчетном секторе - 3,5 набора, против 3,3 набора в 2009 году, в бюджетной сфере 1,8 набора, против 1,5 набора в 2009 году соответственно.

Среди отраслей экономики наибольшая покупательная способность средней заработной платы наблюдалась у работников таких отраслей как: «Электро и радиосвязь» - 5,9 набора прожиточного минимума и «Банки и кредитование» - 5,4 набора прожиточного минимума, а наименьшая покупательная способность у работников отрасли «Лесное хозяйство» - 1,3 набора прожиточного минимума.

Также немаловажным фактором, определяющимуровень жизни населения,является своевременность выплаты заработной платы. Несмотря на то, что задолженность по выдаче заработной платы по состоянию на 1 января 2011 года сократилась по отношению к аналогичной дате 2010 года на 13,4%, однако размер задолженности остался высоким и это является острой социальной проблемой.

Суммарная задолженность по оплате труда в целом по республике по перечню наблюдаемых видов экономической деятельности по состоянию на 1 января 2011 года составила 44,9 млн. руб., то есть в среднем около 474 руб. в расчете на одного работника, получающего заработную плату или 0,18 среднемесячного фонда оплаты труда (то есть менее 1 недели).

Наибольший удельный вес задолженности приходится на организации промышленности (45,3%), сельского хозяйства (34,4%) и коммунального хозяйства (12,6%), который составляет 92,3% общей суммарной задолженности по республике, при этом продолжительность невыплаты заработной платы в этих отраслях соответственно составляет 2,46; 0,25; 0,44 среднемесячного фонда оплаты труда.

Продолжительность невыплаты заработной платы свыше двух месяцев отмечена в организациях «Материально-техническое снабжение», где задержка по выплате заработной платы составила 2,8 среднемесячного фонда оплаты труда.

По сравнению с началом года задолженность в целом по республике сократилась на 6 926 тыс. руб. или на 13,4%.

Суммарная задолженность по оплате труда в бюджетной сфере, по состоянию на 1 января 2011 года сократилась до 73 тыс. руб. или на 52,3%, из которой 100% приходится на отрасль «Лесное хозяйство».

Задолженность во внебюджетном секторе экономики по состоянию на 1 января 2011 года отмечена в размере 44 826 тыс. руб. (874 руб. на одного работника, получающего заработную плату) и сократилась на 13,2%.

Следующей статьей доходов населения и индикатором, характеризующим уровень жизни населения, является пенсия.

В 2010 году средняя численность получателей пенсий составила 135 515 человек, из которых получатели трудовых пенсий – 131 024 человека, социальных – 4 487 человек и получатели надбавок к пенсиям и дополнительного материального обеспечения в соответствии с Указами Президента ПМР – 4 человека. В сравнении с 2009 годом общая численность пенсионеров увеличилась на 1 255 человек.

В 2010 году государство реализовывало ряд мер по дополнительной материальной поддержке пенсионеров.

В соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики «О бюджете Государственного пенсионного фонда Приднестровской Молдавской Республики на 2010 год», произведено 3 перерасчета размеров пенсий, в результате минимальный размер пенсии увеличился с 336руб. до 405 руб. или на 20,5%, составив 50,6% прожиточного минимума пенсионера, при этом средний размер пенсии возрос на 25,3%, с 687,6 руб. до 861,99 руб., составив 110,0 % прожиточного минимума пенсионера (783,95руб.).

В целях обеспечения повышения пенсий дополнительно к пенсии из средств Российской Федерации ежемесячно до 1 июля 2010 года выплачивалась гуманитарная помощь пенсионерам в размере 150 руб. В связи с прекращением финансирования Российской Федерацией указанных выплат, данная мера была продолжена до конца года из средств республиканского бюджета.

Осуществлялась выплата и перерасчет ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан в соответствии с Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 08 мая 2001 года № 215 с последующими изменениями и дополнениями. Ежемесячная доплата выплачивается 68 получателям.

С учетом проведенных мер средний размер назначенной пенсии в 2010 годусоставил 799,08 руб. и выросна 26,2%, превысив на 5,5% величину прожиточного минимума пенсионера. Однако, сравнивая данный показатель со средним размером номинальной заработной платы, необходимо отметить, что его величина остается недостаточной, составляя около трети (32,2%) средней величины заработной платы одного работника по республике.

Из-за опережения темпов роста средней назначенной пенсии над индексом потребительских цен средний размер назначенной пенсии в реальном выражении (с учетом индекса потребительских цен) за 2010 год вырос по отношению к базовому показателю 2009 года на 12,0%.

Для поддержания материального положения всех категорий пенсионеров и в целях обеспечения повышения пенсий в 2010 году в соответствии с Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики №221 от 7 апреля 2009 года «Об утверждении Положения о порядке выплаты ежемесячной гуманитарной помощи Российской Федерации пенсионерам Приднестровской Молдавской Республики» продолжилась выплата гуманитарной помощи Российской Федерации каждому пенсионеру, состоящему на учете в Управлениях социальной защиты городов и районов, независимо от вида получаемой пенсии в размере 150 руб. ежемесячно.

Одним из показателей, характеризующим уровень и качество жизни пенсионеров, является величина прожиточного минимума пенсионера, которая в 2010 году сложилась в размере 757,24 руб., повысившись по отношению к базовому показателю 2009 года на 15,9%, что свидетельствует о повышении стоимости жизни пенсионеров.

Таким образом, несмотря на рост среднего размера назначенной пенсии, уровень пенсионного обеспечения в Республике находится на низкой отметке, не позволяющей в отсутствии дополнительных источников дохода обеспечить физиологические потребности данной категории граждан.

В отличие от предыдущих лет, когда размеры детских пособий устанавливались в соотношении с величиной минимальной пенсии по возрасту, начиная с 1 января 2010 года размер пособий гражданам, имеющим детей, устанавливается в расчётных уровнях минимальной заработной платы (далее РУ МЗП).

Таким образом, размеры пособий гражданам, имеющим детей, предусмотренные действующим законодательством, сложились следующим образом:

- пособие по беременности и родам:

а) женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации в течение 12 месяцев после увольнения; женщинам, обучающимся на очной (дневной) форме обучения с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования (25,5 РУ МЗП) – 169,58 руб.;

б) женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию – в размере среднего заработка (дохода);

в) женщинам, проходящим военную службу по контракту – в размере денежного довольствия;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (13,00 РУ МЗП) – 86,45 руб.;

- ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет для семей, среднедушевой доход которых не превышает 100% от величины прожиточного минимума в среднем на душу населения (25,5 РУ МЗП) – 169,58 руб.

При этом размеры вышеуказанных пособий являются фиксированными и в течение года не изменяются, в то время как размер единовременного пособия при рождении ребёнка и ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет ежеквартально увеличивается в соответствии с законодательством.

Таким образом, в среднем за 2010 год размеры данных пособий составили:

- ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет – 640,06 руб.;

- единовременное пособие при рождении ребёнка – 1 157,10 руб.

Кроме того, единовременное пособие при рождении ребенка увеличилось: при рождении первого ребенка на 2 716 руб., или на 49,3%, при рождении второго и последующего – на 3 252 руб., или на 49,4% соответственно. Таким образом, в 2010 году общая сумма выплачиваемого единовременного пособия при рождении первого ребёнка составила 3 873,10 руб., при рождении второго и последующего ребёнка – 4 409,10 руб.

Показателем, характеризующим уровень материального обеспечения граждан, имеющих детей, является соотношение величины детских пособий с величиной прожиточного минимума ребенка. Прожиточный минимум ребенка представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины ребенка.

В рассматриваемом периоде величина прожиточного минимума в среднем на ребёнка составила 943,13 руб. и на ребенка 0-6 лет – 804,15 руб.

Следует отметить, что в 2010 году размер выплачиваемого ежемесячного пособия на ребёнка до 16 лет по отношению к величине прожиточного минимума в среднем на ребёнка составил 17,9%, что на 1,5 процентных пункта ниже аналогичного показателя, сложившегося в 2009 году. Также в рассматриваемом периоде, размер выплачиваемого ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, по отношению к величине прожиточного минимума ребёнка от 0-6 лет составил 79,5%, превысив базовый показатель, сложившийся в 2009 году, на 33,1 процентных пункта.

Между тем, несмотря на данное превышение показателя, размер выплат гражданам при рождении ребенка, а также имеющим детей, на сегодняшний день остается недостаточным и требует дальнейшего повышения.

Величина прожиточного минимума, как социальный норматив потребления населением потребительских товаров и услуг, является одним из наиболее важных показателей уровня жизни населения, выступая при этом, важным инструментом государственного регулирования и стратегического планирования доходов населения.Кроме того, наряду с функциями оценки уровня жизни населения, прожиточный минимум исполняет роль, критерия для оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам.

В 2010 году величина прожиточного минимума в среднем на душу населения составила 926 рублей 84 копейки, из которых расходы на питание составили 502 рубля 52 копейки, на непродовольственные товары было затрачено 159 рублей 39 копеек, на оплату услуг - 252 рубля 94 копейки, а величина расходов по обязательным платежам и сборам составила 12 рублей 00 копеек.

 

 

В 2010 году по отношению к 2009 году отмечен прирост величины прожиточного минимума в среднем на душу населения на 14,9%, который обусловлен увеличением величины расходов:

- на продукты питания на 11,6%;

- на непродовольственные товары на 12,7%;

- на оплату услуг на 23,7%;

- на оплату обязательных платежей и сборов на 14,1%,

В разрезе социально-демографических групп населения величина прожиточного минимума за 2010 год представлена в Таблице №15.

 


 

Таблица 15

Величина прожиточного минимума в разрезе социально-демографических групп населения за 2010 год

№ п\п Социально-демографическая группа Величина прожиточного минимума за 2010 год, руб. Отношение к соответствующему периоду прошлого года, %
1 Мужчины трудоспособного возраста 1003,89 114,2
2 Женщины трудоспособного возраста 946,61 114,7
3 Пенсионеры 757,24 115,9
4 Дети от 0 до 6 лет 804,15 117,1
5 Дети от 7 до 15 лет 1020,54 115,2
6 В среднем на душу населения 926,84 114,9

 

Различия в величине прожиточного минимума обусловлены различными потребностями населения в зависимости от принадлежности к той или иной социально-демографической группе.

Анализируя помесячную динамику величины прожиточного минимума, необходимо отметить, что на протяжении 2010 года наблюдался как рост, так и падение показателя по отношению к предыдущему месяцу. Так, повышение величины прожиточного минимума на 0,2-3,7%% отмечено в январе-апреле и августе-декабре 2010 года и традиционное сезонное снижение на 0,5-3,1%% в летний период, в мае-июле 2010 года.

В структуре прожиточного минимума в рассматриваемом периоде доля стоимости продуктов питания составила 54,2%, услуг – 27,3%, непродовольственных товаров – 17,2 %, расходов по обязательным платежам и сборам – 1,3%.

В 2010 году по отношению к 2009 году произошло сокращение доли расходов на продукты питания на 1,6 процентных пункта и непродовольственные товары – на 0,3 процентных пункта и соответственное увеличение доли стоимости услуг на 1,9 процентных пункта.

Учитывая тот факт, что набольшее долевое представительство в структуре потребительской корзины занимают затраты на продукты питания, динамика цен на продовольственные товары является основным фактором, оказывающим влияние на изменение величины прожиточного минимума.

В результате повышения стоимости набора основных продуктов питания, входящих в потребительскую корзину в январе-марте 2010 года на 1,0% - 4,9% и на 0,2%-6,5% в августе-декабре, и снижения его стоимости на 0,7-5,7%% в апреле-июле 2010 года, стоимость продуктовой корзины за 2010 год повысилась на 64 руб. 71 коп., или на 13,7%.

При этом на протяжении 2010 года динамика цен на продовольственные товары в целом соответствовала сезонным особенностям, характерным для нашей климатической зоны и на различные виды продовольственных товаров была разнообразной. В среднем рост цен по продовольственной группе товаров за 2010 год составил 11,6%.

Так зафиксирован прирост стоимости таких товаров плодоовощной группы, как: чеснока – на 36,1%, капусты – на 23,6%, картофеля – на 13,4%, лука – на 3,9%, моркови – на 1,1%. При этом снижение цен отмечено на фрукты семечковые (на 17,5%), свеклу (на 2,2%).

Немаловажную роль в повышении величины прожиточного минимума сыграл также рост цен на продукты переработки зерна и изделий из них. В частности, мука пшеничная подорожала на 54,4%, хлеб ржаной стал дороже на 1,7%. При этом хлеб пшеничный подешевел на 4,7%. Кроме этого, выросли в цене крупы (гречневая – в 2,8 раза, пшеничная – на 54,8%, овсяная – на 54,6%, пшено – на 36,3%, манная – на 12,3%). Цена макаронных изделий выросла на 4,1%, а бобовые подешевели на 6,0%.

Анализируя динамику стоимости набора непродовольственных товаров, отметим, что рост данного показателя в среднем за 2010 год составил 12,7% или 17, 99 руб.

Кроме того, наряду с динамикой стоимости продовольственного и непродовольственного наборов, одним из факторов, влияющим на динамику величины прожиточного минимума населения, является изменение суммы расходов на оплату услуг.

Следует отметить, что в 2010 году по сравнению с 2009 годом тарифы на все коммунальные и другие виды услуг заметно выросли.

В разрезе видов жилищно-коммунального и прочего обслуживания рост стоимости тарифов сложился следующим образом:

- канализация на 54,7%;

- наем жилой площади и содержание жилфонда на 39,7%;

- холодное водоснабжение на 38,9%;

- электроснабжение на 15,6%;

- горячее водоснабжение на 14,1%;

- центральное отопление на 13,2%;

- газоснабжение на 12,1%;

- проезд в троллейбусе на 2,9%.

В итоге, сумма, затрачиваемая среднестатистическим гражданином республики на оплату жилищно-коммунальных, транспортных и других видов услуг, в среднем за 2010 год выросла с 204,47руб. до 252,94 руб. (на 23,7%).

Таким образом, несмотря на то, что государство выполнило свои обязательства по увеличению оплаты труда, пенсий, пособий, социальной поддержке отдельных групп населения, однако анализ динамики показателей, характеризующих уровень жизни населения свидетельствуют, что данный рост доходов является недостаточным для поддержания жизненного благосостояния, из-за непрекращающегося роста потребительских расходов, что в свою очередь отрицательно сказывается на стабилизации уровня жизни населения.

 



2020-02-04 167 Обсуждений (0)
Уровень жизни населения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уровень жизни населения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)