Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предприятие как основной субъект рыночной экономики, его функции в условиях труда.



2020-02-04 245 Обсуждений (0)
Предприятие как основной субъект рыночной экономики, его функции в условиях труда. 0.00 из 5.00 0 оценок




Прежде всего, каждое предприятие - это совокупность соответствующих средств производства, применение которых обусловлено организацией и технологией. Техническая сторона рассчитана на осуществление технологически завершенного производственного процесса.

Во-вторых, существенным признаком предприятия является совокупность работников, объединенных общим процессом труда. В процессе трудовой деятельности уже на уровне предприятия формируются производственные отношения.

Названные признаки обусловливают определенность и целостность предприятия как особой, отдельной звена народного хозяйства.

Таким образом, предприятие можно определить как обособленную, самостоятельную, целостную систему организационных, технологических, социальных и экономических отношений, определяющих его деятельность как предприятия, как производителя потребительских продуктов и услуг. Это исторически определенная общественная форма функционирования производительных сил, первичное звено общественного разделения труда.

Важнейшей характеристикой предприятия, определяет форму экономической деятельности, является степень экономической свободы (самостоятельности). При этом важно отметить, что абсолютной экономической свободы не существует. Отношении частных предприятий, развивающихся в рыночных условиях, допустимо определение "полная экономическая свобода". Она проявляется в следующем:

1) полная самостоятельность предприятия в распоряжении выпускаемой продукцией, полученной прибылью, а также в установлении цен на продукцию, заработной платы, в выборе партнеров и т.д.;

2) полная экономическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности, вплоть до банкротства;

3) наличие, наряду с общей целью (максимизация прибыли), локальных целей производства: обеспечение выживаемости, завоевание рынка и т.п.;

Относительная экономическая свобода, формирование которой зависит от развития государственной собственности, проявляется в ограниченной самостоятельности предприятия, регламентированной руководящим ведомством и правительством; ограниченной ответственности предприятия, что выражается в государственной поддержке в форме дотаций, субсидий, льгот в налогообложении и т.д.

Все предприятия (частные и государственные) в процессе функционирования действующих в рамках правовых отношений. Поэтому предприятие является не только хозяйственной единицей, а одновременно выступает элементом права, является юридическим лицом.

Цель деятельности предприятия (фирмы) - удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Подчиненные цели - увеличение доли продаж собственной продукции на мировом рынке и лидерство среди себе подобных фирм.

Фирма выступает в трех правовых формах: единоличное владе­ние; товарищество (партнерство) и корпорация.

Единоличное владение - ведение дел в личных интересах, т.е. владелец имеет материальные ресурсы и лично контролирует дея­тельность фирмы: палатки, кафетерии, рестораны, питейные заведения, заправочные станции, аптеки, парик­махерские и т.д.

Товарищество - форма организации бизнеса, при которой два или более отдельных лица договариваются о владении фирмой и ее управ­лении. Товарищество, или партнерство, как форма организации бизне­са является естественным развитием единоличного владения. Сельское хозяйство, розничная торговля, сфера услуг - те сектора экономики, где более половины предпринимательской деятельности приходится на единоличное вла­дение и товарищества. Обычно они объединяют свои финансовые ресур­сы и умение вести дела. Подобным образом лица распределяют риски, а также прибыли или убытки, которые могут выпасть на их долю.

Корпорация - современная правовая форма бизнеса, отделен­ная от конкретных лиц. Она может приобретать ресурсы, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъяв­лять иск и выступать в суде ответчиком, а также выполнять иные не­обходимые функции. Корпорация - наиболее эффективная форма организации бизнеса в вопросах привлечения денежного капитала. Ей присущ уникальный способ финансирования - через продажу обли­гаций и акций, что позволяет объединять в общий фонд финансовые ресурсы огромного числа отдельных лиц.

Рассмотрим содержание составляющих внутренней и внешней среды предприятия и их влияние на его деятельность. На деятельность предприятия большое влияние оказывают составляющие внутренней среды предприятия: производственно-технические факторы, социальные условия и составляющие, экономическая составляющая, информационная составляющая, маркетинг, деловые отношения и поведение сотрудников.

Внешняя среда предприятия - совокупность экономических, политических, правовых, научных и технических, коммуникационных, природно-географических и других условий и факторов, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на деятельность предприятия.

16. Понятие и виды цен.

Цена – это денежное выражение стоимости товара и услуг, сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель – продать. Формула цены проста:

Цена = Затраты на производство + Прибыль

От уровня цены зависят:

- величина прибыли в коммерческой организации;

- конкурентоспособность организации и ее продукции;

- финансовая устойчивость организации.

Экономическая сущность, предназначение, роль цены в хозяйственной деятельности, находят отражение в функциях цены:

- информационной;

- стимулирующей;

- ориентирующей;

- сбалансирования спроса и предложения;

- перераспределительной.

Прежде всего цена информирует о предложении товара, его величине и о том, сколько продавец хочет получить за свой товар. Такая информация воздействует на состояние рынка и формирует позицию покупателя, определяя величину его спроса.

Стимулирующее значение цены заключается в ее способности поощрять тех предпринимателей, которые рационально используют свои производственные возможности для получения лучших конечных результатов, применяют передовую технику и технологию.

От цены зависит, кто и насколько увеличит свои доходы или, наоборот, понесет убытки от продажи товаров.

Цена также ориентирует продавца и покупателя сделать свой выбор, обеспечивающий личный интерес.

Функция сбалансирования спроса и предложения проявляется в том, что посредством цен осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена подает сигналы о диспропорциях в сферах производства и обращения, требуя принятия мер по их преодолению. Это гибкий инструмент для достижения соответствия спроса и предложения, которое достигается либо посредством увеличения (сокращения) производства, либо повышения (снижения) цены, либо одновременно обоими способами. Эта функция цены играет главенствующую роль при формировании цен на товары.

Суть перераспределительной функция цены – участие цен в распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, государственными и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами. Эта функция реализуется через включение в себестоимость отчислений во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, медицинский фонд, социальный фонд), в цену включены налог на добавленную стоимость, акцизы.

С помощью механизма цен происходит переход капиталов в наиболее эффективные и прибыльные отрасли под воздействием законов конкуренции и спроса.

Все функции цены причинно взаимосвязаны и взаимодействуют, вступая иногда в противоречие между собой. В хозяйственной жизни предприятий взаимосвязи между функциями цены носят сложный, многоплановый характер и должны быть объектом систематического изучения маркетинговыми службами.

В зависимости от особенностей купли-продажи и сфер экономики цены подразделяются:

- на мировые;

- договорные;

- закупочные;

- оптовые;

- розничные;

- тарифы.

Мировая цена – это денежное выражение международной стоимости реализуемого на мировом рынке товара. Она определяется в зависимости от вида товара: по одним товарам – уровнем цен стран - экспортеров (нефть, газ), по другим – ценами бирж или аукционов (лондонский аукцион мехов), а по ряду готовых изделий – ценами ведущих фирм мира.

Договорная цена (контрактная) устанавливается по договоренности между производителем и потребителем на определенные объемы продукции и сроки поставки.

Закупочные цены устанавливаются на сельскохозяйственную продукцию.

Оптовые цены назначаются на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления. Их следует отличать от отпускных цен, по которым товары реализуются крупными партиями. Обычно по оптовым ценам производители реализуют продукцию друг другу либо торговым посредникам.

Отпускная цена содержит издержки плюс прибыль, а оптовая цена включает еще наценку снабженческо-сбытовой организации, оптово-посреднической фирмы или торгово-закупочного предприятия.

Розничные цены определяются розничными торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания и другими юридическими лицами, осуществляющими продажу товаров населению в соответствии сложившимся спросом и предложением, качеством и потребительскими свойствами товаров

Тарифы – это распространенная форма цен на услуги (продукцию) производственного и личного потребления. Тарифы устанавливаются на грузовые, пассажирские перевозки всеми видами транспорта, услуги связи, жилищно-коммунальных предприятий, службы быта и т.п., а также на тепловую и электрическую энергию.

Если на рынке есть только один продавец или между продавцами существует ценовой сговор, то устанавливается на продукцию монопольная цена. Она может значительно отклоняться от возможного уровня, сложившегося под воздействием спроса и предложения.

Контроль за деятельностью предприятий – монополистов осуществляют антимонопольные органы (ФАС – федеральная антимонопольная служба РФ).

В условиях рыночной экономики цены классифицируются также по степени свободы от воздействия государства и их определению.

Различают:

- свободные цены, которые складываются на основе конъюнктуры рынка, независимо от непосредственного влияния государственных органов;

- регулируемые цены. Они в основном складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают определенное воздействие государственных органов.

Различают прямые и косвенные методы регулирования.

Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных, предельных цен, надбавок, предельного уровня рентабельности.

Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок.

В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» определены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, по которым федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование цен, тарифов и надбавок.

Федеральные органы исполнительной власти устанавливают регулируемые цены на следующие виды продукции и услуг:

- газ природный (кроме реализуемого населению и жилищностроительным кооперативам);

- продукцию ядерно-топливного цикла;

- электро и теплоэнергию, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией;

- продукцию оборонного производства;

- драгоценные металлы и сплавы;

- перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты на железнодорожном транспорте и др.

- социально значимые товары (хлеб, хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты, масло животное и растительное, мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, мука, крупы, макаронные изделия, сахар, водка, соль, детское и диабетическое питание).

 

17. Факторы, влияющие на формирование цены.

 К основным внутренним факторам ценообразования можно отнести:

1. Цели компании, которые определены для определенного периода времени. Такими целями могут быть:

- Максимизация текущей прибыли компании. В этой ситуации менеджеры компании должны найти такие подходы к ценообразованию, которые дали самые текущие финансовые результаты. На первый взгляд, этого можно достичь за счет повышения цены. Но этот шаг может и уменьшить спрос на продукцию компании. Риск есть, его невозможно избежать. Уменьшение риска достигается за счет глубины и системности анализа и соответствующих действий;

- Максимизация доли рынка компании. Такая цель уже является не текущим, а стратегическим приоритетом. ее реализация требует много времени. Низкие цены потенциально позволят увеличить объемы реализации и расширить долю рынка компании. Низкие цены как инструмент конкуренции, активно используется, требуют достаточно осмотрительного применения. Во-первых, компания должна иметь для этого соответствующий потенциал, причем стратегического характера, то есть рассчитанного на долгосрочное использование (нужно, прежде всего, постоянно и эффективно работать над решением проблемы снижения издержек на единицу продукции). Во-вторых, переход к политике низких цен, как способа расширения доли рынка, должен учитывать соответствующие возможности и политику конкурентов. Ценовые войны могут быть очень изнурительными и опасными для их участников;

- Рыночное выживания. В этом случае все довольно прозаично. Низкие цены ориентированы на достижение минимального уровня рентабельной деятельности, а в некоторых случаях это может быть и отрицательная рентабельность.

2. Уровень затрат, связанных с производством и реализацией продукции компании. Показатель, который в принципе является контролируемый компанией. Но в определенных пределах.

Уровень расходов задает минимальный уровень цены, по которой может продаваться произведенная продукция, если исходить из интересов ее продавца. Ориентиром может быть только рентабельная деятельность. Нужно покрыть затраты и получить еще и определенную прибыль. Но в каждый конкретный период времени у компании-продавца существуют определенные технологические, организационные и другие ограничения относительно того, какой минимальный уровень расходов может быть достигнут.

3. Маркетинговая стратегия компании. Ценообразование, с одной стороны, - самостоятельная составляющая маркетингового управления компанией. Но, с другой, ценообразование - элемент системы. Решения в области ценообразования должны координироваться с решениями в области дистрибуции, продвижения товаров и т.п.. Направление развития системы задается путем определения маркетинговой стратегии компании. Ценообразование, ценовая политика компании должны быть подчиненными маркетинговой стратегии, обеспечивать ее реализацию.

К основным внешним факторам ценообразования следует отнести:

1. Состояние и динамика рынка. Емкость рынка является важным показателем, определяющим сколько в целом продукции возможно здесь сбыть.

Но не менее важна динамика рынка, то есть то, как изменяется емкость рынка во времени, какова тенденция. Тенденция сокращения рынка создает барьеры для повышения цен, рыночная конъюнктура является непривлекательной в такой ситуации для продавцов. Тенденция роста рынка создает определенные возможности для повышения цен. Насколько возможно их реализовать на практике зависит от ряда других обстоятельств.

Чем выше являются темпы роста рынка, тем, в принципе, благоприятными являются ценовые возможности для продавцов.

2. Ценовая эластичность спроса. Покупатели, как известно, реагируют на цену, она является ключевым фактором количества покупаемого товара.

3. Цены конкурентов. Трудно найти такие компании, которые в своей ценовой политике не обращают внимание на цены, ценовая политика конкурентов. Азбука маркетинговой ценовой деятельности: знать лидеров рынка, знать цены конкурентов, оперативно получать информацию об изменениях цен у конкурентов. Более сложными задачами являются оценка возможностей для ценовых маневров у основных конкурентов, прогнозирование их возможной реакции на ценовые действия участников рынка.

Цены конкурентов - один из ориентиров ценообразования. Цены конкурентов нужно связывать с рядом факторов, таких, в частности, как рыночная доля, объективные свойства товаров, позиционирование, отношение потребителей к их товарам, коммуникационные возможности и т.д.. Конкурентоспособность не обязательно предполагает более низкие цены. Цена, которая выше, чем у конкурентов, может быть сигналом, подтверждением лидерства компании по качеству.

4. Конкурентные позиции компании.

Во-первых, значение имеют особенности, тип рыночного конкурентной среды, в которой работает компания.

Во-вторых, важное значение имеет то, какова доля рынка компании. В принципе, чем она является больше, тем значительнее есть возможности для осуществления ценовых маневров. Компании с небольшими масштабами деятельности являются очень ограниченными в своих возможностях ценового маневрирования. Но при этом нельзя упрощать ситуацию - действует очень много факторов, которые нужно учитывать независимо от того, какой в ​​рыночная доля компании.

5. Стадия жизненного цикла товара. В зависимости от того, на какой стадии своего рыночного жизнь находится товар, корректируется ценовая политика компании. Да, разумеется, не может быть политики высоких цен, если товар находится на завершающей стадии своего жизненного цикла. Товар покидает рынок, спрос на него снижается, повышение цены может только ускорить процесс выхода из рынка. Стадия зрелости дает неплохие возможности для ценовых маневров. Но надо учитывать много других факторов. Стадию роста обычно характеризуют как такую, когда можно постепенно увеличивать цены, а на этапе входа на рынок цены должны быть "лояльными" к потребителям, которых еще нужно завоевывать. Но если на рынок выводится новый продукт (новый не только для компании, но и для рынка), то "ценовая лояльность" будет неуместным, наоборот, учитывая то, что довольно быстро навыки копируются конкурентами, надо максимально использовать возможности начальных стадий жизненного цикла продукта.

 

 



2020-02-04 245 Обсуждений (0)
Предприятие как основной субъект рыночной экономики, его функции в условиях труда. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предприятие как основной субъект рыночной экономики, его функции в условиях труда.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)