Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация затрат, составляющих себестоимость продукции.



2020-02-04 206 Обсуждений (0)
Классификация затрат, составляющих себестоимость продукции. 0.00 из 5.00 0 оценок




Cебестоимость продукции – выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции.

Классификация затрат по первичным элементам:материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов.

По способу отнесения затрат на себестоимость продукции:

1) прямые расходы – связаны с изготовлением продукции и по установленным нормам относятся к себестоимости (сырье, материалы, топливо, энергия);

2) косвенные расходы – обусловлены изготовлением различных видов продукции и включаются в себестоимость пропорционально (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные).

По функциональной ролив формировании себестоимости:

1) основные расходы непосредственно связаны с технологическим процессом изготовления изделий – расходы на сырье, материалы, топливо, основная заработная плата;

2) к накладным расходам относятся затраты, связанные с созданием необходимых условий для функционирования производства, с его организацией, управлением, обслуживанием, – общепроизводственные, общехозяйственные, внепроизвод—ственные расходы.

По степени зависимости от изменения объема производства:

1) пропорциональные (условно—переменные) – это затраты, сумма которых зависит непосредственно от объема производства (зарплата основных рабочих, сырье, материалы);

2) непропорциональные (условно—постоянные) – это затраты, абсолютная величина которых при изменении объема производства не меняется или меняется незначительно (амортизация зданий, отопление, освещение помещений, зарплата администрации).

По степени однородности затрат:

1) элементные – расходы, которые нельзя расчленить на составные части (затраты на сырье, основные материалы;

2) комплексные – состоящие из нескольких однородных затрат (общепроизводственные, общехозяйственные расходы).

20. Основные направления снижения себестоимости продукции.

  В настоящее время главными факторами снижения себестоимости продукции являются: а) использование достижений научно-технического прогресса и на этой основе повышение технического уровня производства; б) совершенствование организации производства, труда и управления; в) государственное регулирование экономических процессов.

Использование научно-технического прогресса заключается, с одной стороны, в более полном использовании производственных мощностей, сырья и материалов, в том числе топливно-энергетических ресурсов, а с другой - в создании новых, более эффективных машин, оборудования на основе использования новых технологических процессов.

Что касается совершенствования организации производства, труда и управления, то этот процесс, наряду с экономией на издержках за счет сокращения потерь практически во всех случаях обеспечивает повышение производительности труда, то есть экономию затрат живого труда.

В снижении расходов топливно-энергетических ресурсов большая роль отводится государственным программам в области научно-технического прогресса и государственным стандартам. Наиболее ярким примером государственного вмешательства в этой области можно считать многочисленные государственные и частные научно-технические программы по экономии, например, топливно-энергетических ресурсов. Благодаря выполнению этих программ странам Запада удалось в значительной степени компенсировать возрастание цен на нефть.

Планирование в условиях рыночной экономики.

 Планирование рассматривается как:

- одна из стадий управления;

- процесс построения перспектив объекта;

- построение плана своей собственной деятельности;

- способ управления производством;

- главный метод хозяйствования при административно‑распределительной системе;

- метод регулирования экономикой в рыночной экономике.

Планирование - одна из сложных сфер экономической деятельности, направленная на определение системы целей развития государства, регионов, предприятий и мер по реализации этих целей, адресованных конкретным субъектом хозяйствования и управления.

План - общественно признанный экономический документ, комплексно раскрывающий задачи объекта, меры по реализации этих задач. Документ адресован непосредственно к объектам хозяйствования.

Особенности системы государственного планирования в условиях рынка:

1. Централизованное планирование в масштабах страны носит преимущественно индикативный, т.е. рекомендательный характер, и сводится к разработке планов и прогнозов. План не носит директивный, приказной характер, а является желаемой целью.

2. Государственное планирование распространяется преимущественно на объекты государственной собственности и проявляется в форме государственных программ.

3. Формами государственного планирования являются государственные заказы на предприятия различных форм собственности. Преобладающей формой государственного планирования является финансовое бюджетное планирование.

Исключение из государственного планирования составляет бюджет, т.к. он является директивным планом, имеющим адресный характер.

Функции планирования в рыночной экономике:

1. Обеспечение общественно признанной политики государства.

2. Ориентирование товаропроизводителей на экономическую конъюнктуру.

3. Гарантированное необходимое обеспечение базовых сфер хозяйства и важных общественно‑государственных потребностей;

4. Недопущение возникновения острых кризисных ситуаций (экономическая безопасность, сглаживание социальных взрывов).

5. Обеспечение права выбора (в рыночной экономике действует закон спроса и предложения).

6. Обеспечение насыщения рынка.

7. Обеспечение высокого уровня жизни.

22. Внутрифирменное планирование.

 ПЛАНОРОВАНИЕ – один из экономических методов управления, это форма внутрипроизводственного увязывания факторов производственной и финансовой деятельности предприятия.

Принципы планирования – систематическая подготовка принятия решений по вопросам правильного установления спроса и предложения, выбора оптимальной технологии, величины основного и оборотного капитала, ресурсного обеспечения, форм, методов реализации и т.д.

Основные этапы планирования: планирование → выработка и принятие решений → реализация → контроль.

Планирование классифицируется по признакам:

1. по степени охвата:

· общее, охватывающее вся деятельность предприятий;

· частное, сферы деятельности

2. по содержанию:

· стратегическое – поиск новых возможностей;

· оперативное – реализация возможностей

3. по предмету планирования:

· целевое (какие цели нужны);

· средств производства – ресурсы, оборудование, финансы, информация

4. по сферам производства:

· производство;

· сбыт;

· финансы;

· кадры (персонал) и др.

5. по срокам:

· краткосрочные (полгода, квартал, месяц, неделя);

· среднесрочное (от 1 до 5 лет);

· долгосрочное (от 5 и более)

6. по возможностям изменения:

· жесткое;

· гибкое.

Укрупненную структуру плана деятельности предприятия можно показать схемой:

 

23. Бизнес-план: его сущность и значение.

 В рыночной экономике бизнес-план(БП) представляет собой инструмент менеджмента. Этот документ является детальной финансово-экономической программой хозяйственной деятельности организации. Он обеспечивает процесс функционирования организации и достижение его целей и задач.

С помощью БП можно заранее предвидеть будущие проблемы, выработать меры по их успешному преодолению, дать целостную оценку имеющегося потенциала и определить перспективы дальнейшего развития бизнеса.

Основная цель БП – спланировать хозяйственную деятельность организации на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

На основе этой общей цели БП решает следующие задачи:

1. Обоснование эффективности будущего бизнеса.

2. Выбор новых видов деятельности в уже существующем предприятии.

3. Совершенствование производства и определение направлений снижения затрат и улучшения финансового состояния предприятия.

4. Обоснование возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов и возврата заемных средств.

5. Обоснование проекта по созданию совместного

6. Обоснование целесообразности оказания мер государственной поддержки предприятий.

Формы госуд. поддержки:

- предоставление льгот по налогам

- льготная арендная плата

- рассрочка кредитной задолженности предприятия по налогам, обязательным отчислениям в фонд социального страхования на определенный период.

Такая господдержка оказывается только для градообразующих предприятий, предприятий-экспортеров, предприятий с большой долей государства.

7. Для получения статуса резидента СЭЗ. Цель – активизировать предпринимательскую деятельность, инновационное развитие этих субъектов, расширение экспорта, привлечение иностранных инвестиций. Льготы предоставляются только тем субъектам, которые получили статус резидента СЭЗ, а для его получения представляется БП.

8. Получение разрешения на приватизацию предприятия.

9. Для обоснования мероприятий по совершенствованию организационно-производственной структуре предприятия.

10. Обоснование мер по улучшению финансового состояния предприятия. Для этого разрабатывается БП развития на 1 год. Особенность такого БП – они представляются в комитеты экономики областных и районных администраций для обоснования достижения целевых показателей социально-экономического развития республики в целом.

Значение БП состоит в следующем: Он является основой управления как предпринимательским проектом, так и самим предприятием, осуществляющим этот проект. От правильности расчетов, обоснования экономической эффективности инвестиций зависит не только прибыль, подученная от этого проекта, но и финансовое состояние организации в целом.

Хорошо разработанный БП помогает предприятию развиваться, завоевывать новые позиции на рынке, где оно функционирует, осваивать производство новых товаров и услуг и выходить на новые рынки.

БП является постоянным документом в организации. Он систематически обновляется, в него вносятся коррективы, связанные как с изменениями, происходящими внутри предприятия, так и с изменениями на рынке в целом и в экономике страны. БП увязывает внутрифирменный и макроэкономический анализ. Его составляет каждая организация как своими силами, так и с привлечением консалтинговых организаций для разработки.

В рыночной экономике существует множество версий БП по форме, содержанию и структуре.

БП инвестиционного проекта разрабатывается в следующих случаях:

1. Для обоснования возможности привлечения инвестиций в основной капитал организации.

2. Для обоснования возможности возврата долгосрочных кредитов и займов.

3. Для обоснования целесообразности оказания мер гос. поддержки для организации, реализовывающей инвестиционный проект.

Разработка и реализация инвестиционного проекта включает следующие стадии:

1. прединвестиционная стадия

- исследование рынков сбыта и их сегментов, поствщиков сырья и выбор наиболее привлекательных

- определение источников финансирования инвестиционного проекта

- поиск инвесторов

На прединвестиционной стадии принимается окончательное решение о целесообразности реализации инвестиционного проекта.

2. инвестиционная

- инженерное, строительное и техническое проектирование

- строительство зданий и сооружений

- приобретение оборудования и ввод проектируемого объекта в эксплуатацию

3. Эксплуатационная

- предусматривает функционирование объекта

- выполнение работ по его реконструкции, модернизации, а также финансово-экономическому и экологическому оздоровлению.

4. Ликвидационная

- ликвидация или консервация объекта.

24. Основные показатели бизнес-плана и методика их расчета.

Методика расчета основных финансовых показателей бизнес-плана

Система финансов - это кругооборот денежных средств предприятия в процесс осуществления производственной (опе­рационной) и сбытовой деятельности, кредитно-финансовых от­ношений. Фонды денежных средств, создаваемые и используе­мые предприятием, представляют его финансовые ресурсы.

В свою очередь финансово-кредитная (финансово-инвести­ционная) деятельность предприятия включает прогноз продажи и покупки ценных бумаг, выпуск акций и облигаций, операции с недвижимостью, получение и погашение займов, прочую дея­тельность, связанную с операциями на фондовом рынке и в банковской сфере.

Финансовое состояние предприятия характеризуется разме­щением его средств и структурой источников их формирования, обеспеченностью оборотными средствами, величиной их иммобилизации, оборачиваемостью оборотных средств, платежеспо­собностью.

Хорошее финансовое состояние - это устойчивая платеже­способность, постоянное наличие достаточных сумм денежных средств на счетах, эффективное использование оборотных средств, правильная организация расчетов, рентабельность про­изводства.

Плохое финансовое состояние - это постоянное или перио­дическое наличие просроченной задолженности перед банком, поставщиком, а иногда и перед собственными рабочими и слу­жащими. Ухудшение положения предприятия в большинстве случаев зависит от неправильной организации работы, наруше­ний расчетно-платежной дисциплины, непродуманного выбора решения.

Существует два наиболее распространенных вида планирова­ния финансов - стратегическое и долгосрочное.

В системе долгосрочного планирования предполагается, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции ретро­спективы на перспективу. Высшее руководство на базе изучения прошлого развития ставит завышенные цели, которые, как пра­вило, не достигаются.

В системе стратегического планирования сначала осуществ­ляют анализ перспектив развития предприятия - определяются тенденции, которые способны изменить существующие направ­ления развития, - поэтому результаты такого планирования не выходят за обозримые пределы.

Затем проводится анализ позиций предприятия и его конкурентоспособности: определяются возможности увеличения доли предприятия в различных зонах стратегического хозяйствова­ния.

Заключительный этап - выбор стратегии; сравнение перс­пектив развития в разных сферах деятельности, определение приоритетов и распределение ресурсов между зонами стратеги­ческого хозяйствования.

Основные задачи планирования финансов на предприятии:

• обеспечение производственной и инвестиционной деятель­ности необходимыми финансовыми ресурсами;

• установление рациональных финансовых отношений с хо­зяйствующими субъектами, банками, бюджетом, страховыми компаниями и т.д.;

• выполнение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

• выявление и мобилизации резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

• осуществление контроля за образованием и расходованием платежных средств.

В системе бизнес-планов финансовый план вбирает в себя результаты расчетов планов производства и маркетинга. Финан­совый план составляют пять смет:

- смета объема реализации продукции;

- баланс денежных поступлений и расходов;

- план прибылей и убытков (смета доходов и затрат);

- плановый бухгалтерский баланс;

- расчет безубыточности продажи товаров.

Помимо финансового плана в финансовую часть бизнес-пла­на входят расчеты по обоснованию стратегии инвестиций, товарно-материального обеспечения кредитов, расчеты рентабель­ности, оценка финансовых рисков и страхование.

При разработке бизнес-плана производится следующие важ­нейшие расчеты.

I. Расчет объема реализации продукции.

На основе прогнозов объемов продаж отдельных товаров формируется смета объема продаж.

Обычно прогноз на первый год дается помесячно, на вто­рой - поквартально, на третий - на год в целом.

В разработке бизнес-плана главную задачу представляет мар­кетинг - анализ сбыта и управление объемом продаж, - лежа­щий в основе управления производством и реализацией продук­ции.

Используются следующие методы исследования рынка про­даж.

1. Эвристические методы прогнозирования.

Данные методы основаны на усреднении сведений, получен­ных путем опроса специалистов:

N=(О+4М+П)/6, (4.3)

где О - оптимистическая оценка;

М - средняя оценка;

П - пессимистическая оценка.

На базе этой информации производится трендовое прогнози­рование по отдельным товарам или группам близких товаров:

N=Nтекt, (4.4)

где t - темп роста, который находится из выражения

t=Nтек/Nпред, (4.5)

где Nтек - значение показателя, относящееся текущему году;

Nпред - значение показателя, относящееся к предыдущему периоду.

Если имеется динамика за ряд лет, может использоваться показатель темпа роста, полученный путем усреднения:

n ______

t=√t1t2tn . (4.6)

2. Факторный анализ.

Факторный анализ позволяет, используя корреляционные и регрессионные зависимости, найти зависимости объема ожидае­мых продаж от основных факторов, оказывающих на него влия­ние:

N = X0iXi, (4.7)

iCI

где Х0- постоянная составляющая (может oтcyтcтвoвaть);

i - значение коэффициента, определяющего влияние i-гo фактора на рассматриваемый показатель;

Xi - значение i-гo фактора.

3. Пробный маркетинг.

Пробный маркетинг выполняется для новых изделий. При этом производится небольшая партия товаров, на реализации которой изучается возможный спрос.

Объектами маркетингового анализа выступают:

- потребитель, мотивы поведения которого на рынке пред­ставляют предмет исследования;

- свойства товара, для которого строится диаграмма жиз­ненного цикла;

- конкуренты, в связи с чем приобретаются и исследуются товары конкурентов.

II. Баланс денежных поступлений и расходов.

Баланс денежных расходов и поступлений позволяет опреде­лить, сколько денег необходимо вложить в бизнес с разбивкой по времени, проверить синхронность поступления и расходова­ния денежных средств, а значит, проверить будущую ликвид­ность предприятия.

Баланс доходов и расходов средств состоит из четырех разделов:

1) доходы и поступления средств;

2) расходы и отчисления;

3) кредитные взаимоотношения;

4) взаимоотношения с бюджетом.

25. Экономический эффект и экономическая эффективность, методика их расчета.

Показатель абсолютной экономической эффективности используется в двух вариантах:

- для экономических систем крупного масштаба – национального хозяйства в целом, отраслей промышленности, министерств;

- для объединений и предприятий.

В качестве общехозяйственного показателя экономической эффективности во многих странах применяется производительность труда, поскольку увеличение капиталовложений (инвестиций) в новые предприятия и передовые технологии является верным способом повышения производительности труда. Правильность выбора этого показателя можно проиллюстрировать сравнительными данными за последние 20 лет по Германии, Японии и США.

Предприниматели Германии инвестировали ежегодно около 20 % ВНП в новые предприятия и технологии. Производительность труда за это время в промышленных отраслях ежегодно возрастала в среднем на 5 %. В Японии эти показатели составили соответственно 33 % ВНП и 11% годового роста производительности труда. В США инвестиции составляли 10% ВНП, что давало 3% годового роста производительности труда.

Для отраслей и министерств абсолютная экономическая эффективность определяется как отношение прироста прибыли Р к капитальным вложениям К , вызвавшим этот прирост:

Эотр = Р : К

По существу, этот показатель представляет собой фондоотдачу, исчисленную как отношение:

Эф = ЧП : (Сср + Соб)

где ЧП - чистая продукция.

Для анализа путей повышения абсолютной экономической эффективности представим это выражение в следующем виде:

где S - годовой фонд заработной платы; N - численность работающих.

Введем следующие обозначения:

S : ЧП = v- норматив заработной платы на 1 руб. чистой продукции;

S : N = s-среднегодовая заработная плата одного работающего;

Сср : N = Фв - фондовооруженность;

Со6: С = f - показатель структуры производственных фондов.

Используя введенные обозначения, получим выражение:

Эф = s: [ v* Фв, (1 + f)], позволяющее оценить факторы, с помощью которых можно управлять эффективностью капитальных вложений.

Для предприятий абсолютная экономическая эффективность измеряется показателем рентабельности капитальных вложений, который мы подробно рассмотрели раньше.

При определении сравнительной экономической эффективности экономия определяется как разность приведенных затрат при использовании старых и новых предметов труда или вариантов проведения каких-либо производственных мероприятий.

Размер годового экономического эффекта определяется по формуле:

Эг = (С1 + ЕнК1)-(С2 + ЕнК2).

При сравнении нескольких (более двух) вариантов удобнее применять показатель приведенных затрат, поскольку он дает возможность непосредственного выбора варианта с наименьшими затратами:

Зп = С + ЕнК = min.

 

26. Прибыль: ее экономическое содержание, виды и методы определения.

 

Прибыль от реализации ¾ это разница между выручкой от реализации продукции и полной себестоимостью реализованной продукции:

Пр = РП - С,

где РП ¾ реализованная продукция, руб.;

С ¾ себестоимость, руб.;

РП = ВП - НДС - Ак,

где ВП ¾ валовая продукция, руб.;

Ак ¾ акцизы, руб.

Реализованную продукцию можно рассчитать и по другой формуле:

РП = Qн + ТП - Qк,

где Qн, Qк ¾ остатки товарной продукции на начало и конец года соответственно в оптовых ценах предприятия, руб.;

ТП ¾ объем выпуска товарной продукции в плановом периоде в оптовых ценах предприятия, руб.

Валовая (балансовая) прибыль ¾ это превышение балансового дохода над балансовым расходом до уплаты налогов. В нее входит прибыль от реализации, прибыль от внереализационных операций и прибыль от реализации основного капитала:

Пв = Пр + Пвнер + ПОК.

Прибыль (убытки) от внереализационных операций включает в себя:

¨ прибыль подсобных и обслуживающих производств;

¨ прибыль от долевого участия в совместных предприятиях;

¨ прибыль от сдачи имущества в аренду;

¨ прибыль от дивидендов;

¨ убытки от прочих хозяйственных операций (например, поступление безнадежных долгов, пени, штрафов, неустойки, уплаченные или полученные в связи с нарушением хозяйственных договоров).

Прибыль (убыток) от реализации основного капитала

Пок = Цл - Цо ´ Кинф,

где Цл ¾ ликвидационная стоимость (цена), т. е. выручка от реализации основного капитала, руб.;

Цо ¾ остаточная стоимость основного капитала, руб.;

Кинф ¾ индекс инфляции.

Прибыль до налогообложения ¾ это прибыль до уплаты налога на прибыль:

Пдо н = Пв - Ним - Нм,

где Ним ¾ налог на имущество, руб.;

Нм ¾ местные налоги, руб.

Чистая, или распределяемая (остаточная), прибыль ¾ это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия и его акционеров:

Пч = Пдо н - Нпр,

где Нпр ¾ налог на прибыль, руб.

С налогооблагаемой части прибыли изымается налог на прибыль и другие более мелкие налоги, а также штрафы, пени, неустойки.

Прибыль распределяется по трем направлениям:

1) отчисляется в бюджет;

2) используется предприятием на удовлетворение собственных потребностей;

3) идет на выплату дивидендов.

К первоочередным отчислениям в бюджет относятся:

¨ НДС;

¨ акцизы;

¨ налог на имущество (в размере не более 2%);

¨ налог на прибыль (24% с 1 января 2002 г. согласно главе 25 части 2 НК РФ).

Прибыль, оставляемая в распоряжении предприятия, распределяется (рис. 8.1):

1) на фонд накопления (страховой фонд, формируемый на случай непредусмотренных сбоев в производственном процессе и др.);

2) выплату дивидендов;

3) фонд потребления.

Примерная схема распределения доходов предприятия

 

 

В свою очередь фонд потребления подразделяют:

а) на фонд развития производства (амортизационный фонд + часть прибыли) ¾ предназначен для авансирования мероприятий по расширению, реконструкции, на приобретение нового оборудования, внедрение прогрессивной технологии, поддержку конкурентоспособности продукции на уровне требований рынка;

б) фонд социального развития производства ¾ предусмотрен на строительство и ремонт зданий и сооружений, находящихся на балансе предприятия, детских учреждений, поликлиник и т. д.



2020-02-04 206 Обсуждений (0)
Классификация затрат, составляющих себестоимость продукции. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация затрат, составляющих себестоимость продукции.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)