Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


И. Кант как основоположник немецкой классической философии. Коперниканский переворот Канта в философии.



2020-02-04 338 Обсуждений (0)
И. Кант как основоположник немецкой классической философии. Коперниканский переворот Канта в философии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Иммануил Кант (1724-1804) – основоположник классической немецкой философии, создатель нового метода философствования – «критицизма». Кант придерживался девиза Просвещения: «Имей мужество пользоваться собственным умом!». Важнейшая характеристика личности –самостоятельность ее мышления.

Творчество Канта принято делить на два этапа – докритический (1746-1760) и критический, начинающийся с 1770 года.

В докритический период у Канта преобладал интерес к вопросам естествознания и философии природы. В трактате «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755) Кант отверг идею творения Солнечной системы и Вселенной, выдвинул гипотезу естественного возникновения Вселенной из пылевого облака, которая позже была названа гипотезой Канта-Лапласа; гипотезу о приливном трении, которое замедляет вращение Земли, выдвинул догадку о существовании системы галактик, идею относительности движения и покоя. В целом эти идеи базировались на материалистическом подходе и принципе историзма в области естественных наук.

В критический период интересы Канта сосредоточены в области гносеологии (теории познания). Согласно онтологическим взглядам Канта, существует два вида реальности:1- внешний мир и 2- сознание человека, отражающего этот мир в своих образах. Но как глубоко и полно может отразить этот внешний мир человеческое сознание? Кант вводит новые понятия: 1- « вещь в себе» ( мир сам по себе, такой какой он есть, находится за пределами нашего опыта) и 2- «вещь для нас» (образ этой вещи для нашего сознания, явление). Они не совпадают. Первое является источником познания для чувств и рассудка, оставаясь при этом принципиально непознаваемым. Кант рассуждает как агностик.

Кант разрабатывал новый вид философствования (критический), противоположный как сенсуализму, так и рационализму.

Вся докантовская философия основана на понятии необходимой связи причины и следствия:

Но как связаны причина и следствие, откуда берется идея такой связи? Рационалисты считают – из ума, эмпирики – из опыта.

Однако Юм доказал, что в уме существуют лишь ассоциации идей, а в опыте – только последовательности событий без какой бы то ни было необходимой связи. Значит, развитие философии как рационализма или как эмпиризма невозможно.

Нужна критическая философия, дающая ясный ответ на вопрос – «Что я могу знать?».

Чтобы ответить на этот и ряд связанных с ним вопросов, Кант, был вынужден, по его словам, совершить «коперникианский переворот» в философии (подобно Копернику, представившему в движении не звезды, а позицию наблюдателя, Кант утверждал, что не субъект вращается вокруг объекта, а сам объект вращается вокруг субъекта): Наше сознание придает предмету ту форму всеобщности и необходимости, в какой только и может познаваться предмет. Независимо же от субъекта, вне его, предмет существует как непознаваемая «вещь в себе».Сознанию же доступны только явления вещей .

Кроме того, до Канта считали, что все познавательные суждения делятся исчерпывающим образом на: 1- аналитические (уточняют, но не расширяют наше знание, например « Тело протяженно» необходимо истинное суждение) и 2-синтетические (расширяют наше знание, прибавляя новое содержание, например « Тело обладает тяжестью» не является необходимо истинным ); 3- априорные (не зависящие от опыта) и 4- апостериорные (полученные после опыта). В эту классификацию не попадают утверждения математики, естествознания и философии, которые расширяют наше знание и в то же время являются необходимо истинными. Например, идеальная паровая машина, изобретенная инженером Сади Карно для расчета максимального КПД тепловых двигателей, – создание исключительно человеческого ума.

Кант выдвинул предположение, что истинность априорных и синтетических суждений зависит только от разума и что именно они формируют и направляют наше знание, поведение и способность суждения. С целью доказательства данного предположения Кант написал три «Критики»:

«Критика чистого разума» (1781) –изложено учение о познании;

«Критика практического разума» (1788) – рассматривает проблемы этики;

«Критика способности суждения» (1790) - ставится проблема целесообразности природы.

«Критика практического разума» - основные положения

Практический разум – чистый разум, определяющий априорные законы свободной воли и тем самым морального поведения человека. «А эти проблемы [чистого разума] в свою очередь имеют более отдаленную цель, именно определение того, что дóлжно делать, если воля свободна, если существует бог и если есть загробный мир».

Вера в Бога не является теоретическим фундаментом свободы, т.к. не соответствует определению свободы как самоопределяющейся воли.

Большинство людей и философов верят, что стремление к счастью – главный принцип свободы. Но это неверно. Жить в соответствии с принципом счастья – идти на поводу своих желаний и, значит, быть природным и несвободным существом. Воля свободна только тогда, когда определяется чисто формально – на основании одного лишь априорного принципа чистого разума.

Категорический императив (повеление) – априорный моральный закон разума, определяющий свободную волю:

«…поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»;

«… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Исходя из категорического императива, Кант делит все человеческие поступки с позиций этики на легальные ( совершенные по привычке, из эмпирической склонности) и собственно моральные ( осознанные, совершенные в силу нравственного долга). Но в обычной социальной практике нет прямого справедливого соответствия между моральностью поступков и жизненным успехом. Эта несправедливость устраняется в мире умопостигаемом, а гарантом справедливости выступает сам Бог.

В качестве всеобщего закона категорический императив гарантирует :

1- Свободу, ибо воля свободна от мира явлений и природной причинности и мы сами в состоянии свободно подчиняться долгу;

2- Бессмертие души, ибо высшее благо в мире явлений достигается «только в прогрессе, идущем в бесконечность», что требует допущения бесконечно продолжающегося существования разумного существа»;

3- Веру в существование Бога, ибо мы верим, что хотя бы в бесконечном прогрессе добродетельная жизнь гарантирует достижение счастья и, поэтому должна существовать высшая причина соответствия между счастьем и нравственностью – Бог.

Не религия обосновывает мораль, а наоборот, мораль – веру в Бога. Ответ на главный вопрос «Критики практического разума» – «Что я должен делать?»: Я должен выполнять категорический императив. Только это делает меня свободным.



2020-02-04 338 Обсуждений (0)
И. Кант как основоположник немецкой классической философии. Коперниканский переворот Канта в философии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: И. Кант как основоположник немецкой классической философии. Коперниканский переворот Канта в философии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (338)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)