Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система трансцендентального идеализма Канта.



2020-02-04 292 Обсуждений (0)
Система трансцендентального идеализма Канта. 0.00 из 5.00 0 оценок




О значении философии И. Канта для современного человека можно судить с самых разных точек зрения. Главное же, пожалуй, состоит в двух моментах, связанных с логическим началом и итогом этой философии. Начало – это активнаяпозиция личности по отношению к миру; итог, по словам В. Виндельбанда, – «всеобъемлющая философия культуры» (по его собственному замечанию, он «имеет в виду не историческую постановку проблемы Кантом, но живой плод его учения и его значение для духовной жизни настоящего времени»248).

Философия И. Канта, по его собственным словам, – это трансцендентальный идеализм: «…все созерцаемое в пространстве или времени, стало быть, все предметы возможного для нас опыта суть не что иное, как явления, т. е. только представления, которые в том виде, как они представляются нами, а именно как протяженные сущности или ряды изменений, не имеют существования сами по себе, вне нашей мысли. Это учение я называю трансцендентальным идеализмом»249. Здесь смысловой акцент сделан на том, каким мир дан человеку, а не на том, как он существует сам по себе. «Я называютрансцендентальнымвсякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможнымapriori.Систематаких понятий называлась бытрансцендентальной философией»250.

Трансцендентализм как философская позиция тем самым противоположен объективизму. «Для объективизмахарактерно то, что он движется на почве мира, само собой разумеющимся образом предданного в опыте, и спрашивает о его ”объективной истине”, о том, чтообладает для него и для каждого разумного существа безусловной значимостью, о том, чтоон есть сам по себе. <....>Трансцендентализмже говорит, что бытийный смысл предданного жизненного мира естьсубъективное образование»251. Другими словами, само по себе существование вещей еще ничего не говорит об их значимости. Лишь человек придает смысл и ценность объектам мира.

В самом деле, что может сказать человек о той действительности, которая никогда не была предметом его опыта? «Итак, предметы опыта никогда не даны сами по себе:они даны только в опыте и помимо него вовсе не существуют. Что могут быть жители на Луне, хотя ни один человек никогда не видел их, без сомнения, можно допустить, но это означает лишь, что в возможном продвижении опыта мы могли бы натолкнуться на них; ибо действительно все то, что находится в контексте с восприятием по законам эмпирического продвижения. Следовательно, жители Луны действительны в том случае, если они находятся в эмпирической связи с моим действительным сознанием, хотя от этого они не становятся еще действительными само по себе, т. е. вне этого эмпирического продвижения»252.

Таким образом, философия И. Канта начинается с человека. Это вполне сознательно выбранная точка зрения, поскольку вопрос о том, что такое человек, заключает в себе все интересы разума (к этим трем вопросам, по сути, сводятся все основные вопросы мировоззрения): «1. Что я могу знать?2.Что я должен делать?3.На что я могу надеяться?»253.

И. Кант обращается «…к познающей субъективности как к изначальному средоточию всех объективных смысловых образований и бытийных значимостейи пытается понять сущий мир как образование, состоящее из смыслов и значимостей…»254. Для этого он исследует определения способностей человеческой души с точки зрения их источников, содержания и границ. При этом он исходит из необходимости правильно постичь идею целого, чтобы сообразовать с ней отдельные части.

Исходным пунктом построения системы И. Канта является выделение трех сил, или трех способностей души. Они представляют своего рода ипостаси личности: человек может относиться к миру либо как познающий субъект, либо как субъект морали, либо эстетически.

Способности души: способность познания способность желания (воля) чувство удовольствия или неудовольствия (эстетическое чувство)

В основе каждой из способностей души лежит определенный априорный принцип разума.

Априорные принципы: причинность долженствование целесообразность

Эти априорные принципы содержатся в трех высших познавательных способностях, являющихся

aprioriзаконодательствующими.

Высшие познавательные

способности: рассудок разум способность суждения

Априорные принципы задают определенные возможности и применяются к различным сферам

действительности.

Применение их к природе свободе искусству

В результате единого действия определенной способности души и априорного принципа разума

создается определенная сфера культуры.

Основные сферы культуры: наука мораль искусство

В соответствии с тремя основными сферами культуры строится система трансцендентального

идеализма.

Части системы: теория познания этика эстетика

Три части системы представлены тремя трактатами.

Трактаты: «Критика чистого разума» «Критика практического разума» «Критика способности суждения»



2020-02-04 292 Обсуждений (0)
Система трансцендентального идеализма Канта. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система трансцендентального идеализма Канта.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (292)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)