Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Почему социология М. Вебера называется «понимающей»?



2020-02-04 581 Обсуждений (0)
Почему социология М. Вебера называется «понимающей»? 0.00 из 5.00 0 оценок




Выдающийся немецкий социолог, экономист и историк Макс Вебер (1864—1920) является создателем понимающей социологии и теории социального действия. Свои научные взгляды Вебер изложил в работах "Протестантская этика и дух капитализма", "Основные социологические понятия", "О некоторых категориях понимающей социологии", "Хозяйственная этика мировых религий" и др.

Свою социологию Вебер называл "понимающей", поскольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, "понять" и "причинно объяснить" их социальные действия. Именно социальное действие индивида Вебер выводил в качестве предмета социологии. Только на основе анализа социальных действий индивидов, подчеркивал он могут быть глубоко осмыслены такие сложные понятия, как "общество", "государство", "народ" и др.

Разрабатывая теорию социального действия, Вебер использовал введенное им понятие "идеальный тип", ставшее центральным в его методологии. "Идеальный тип" — это мыслительная, логическая конструкция, с помощью которой исследователь должен изучать явления (через определение степени отклонения этих явлений отданного "идеального типа").

Вебер выделил четыре "идеальных типа" социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное:

· • целерациональное действие— действие, предполагающее ясное осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения. Целерационально действует тот индивид, отмечал Вебер, чье поведение ориентировано на цель, средства и учитывает возможные побочные результаты. В качестве типичного примера такого действия может служить экономическое поведение предпринимателя;

· • ценностно-рациональное действие — действие, ориентированное на определенные ценности (нравственные, религиозные, эстетические и др.), принятые индивидом. Как отмечал Вебер, ценностно-рационально действует тот индивид, кто, не считаясь с возможными последствиями, поступает в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, что требуют от него долг, достоинство, религиозные предписания и т.д.;

· • традиционное действие — действие, формируемое на основе подражания тем или иным социальным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим критической оценке. Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, верованиями. Значимость этого тина действия определяется тем, что к нему относится большая часть повседневного поведения людей, в котором важную роль играют привычки;

· • аффективное действие — действие, которое обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Главное в таком действии — стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения и т.д. Такое действие находится "на границе" осмысленного человеческого поведения.

Вебер считал, что по степени распространения того или иного типа социального действия можно судить о характере и уровне развития всего общества. Так, он отмечал, что в архаичных, примитивных обществах преобладают аффективные и традиционные действия, а в индустриальных, высокоорганизованных обществах — ценностно-рациональные и, особенно, целерациональные действия.

Весь исторический процесс представлялся Веберу как растущая рационализация всех сторон общественной жизни. В его трактовке— это результат воздействия нескольких феноменов, несших в себе рациональное начало, а именно — античной науки, особенно математики, дополненной в эпоху Возрождения экспериментом и техникой; рационального римского права, получившего на европейской почве свое дальнейшее развитие; рационального способа ведения хозяйства, возникшего благодаря отделению рабочей силы от средств производства.

Наиболее последовательное воплощение принцип рациональности, по Веберу, находит в правовом государстве, функционирование которого основывается на рациональном взаимодействии граждан и строгом соблюдении законности.

Изучение рациональности как ведущей тенденции западноевропейского капитализма стало главной темой веберовской работы "Протестантская этика и дух капитализма". В ней Вебер показал, что возникновение капитализма в Европе имело не только социально-экономические, но и духовные предпосылки. Особенно важную роль сыграла протестантская религиозная этика, основные принципы которой (трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость и т.д.) во многом способствовали развитию предпринимательства и "духа капитализма".

Значителен вклад Вебера в разработку проблем политической социологии, в частности типизации политического господства. Опираясь на свою концепцию социального действия, он выделил три типа легитимного (признанного) господства: легальное, традиционное и харизматическое. Первый тип, которому соответствует целерациональное действие, предполагает подчинение закону, а не личности; второй тип, основанный на традиционном действии, обусловлен обычаями, традициями, "привычкой к определенному поведению"; третий тип базируется на вере в необыкновенный дар (харизма — от греческого "божественный дар") носителя власти и связан с аффективными действиями.

Заслуживает также внимания идея Вебера о плебисцитарной демократии, дающей возможность всенародного избрания политического лидера (президента), который мог бы от имени народа направлять деятельность бюрократического государственного аппарата в интересах народных масс.

Важное место в научном творчестве Вебера занимает социология религии, главную задачу которой он видел в выявлении смысла религиозных действий. Анализ мировых религий привел исследователя к выводу, что существует определенная взаимосвязь между господствующей в обществе религиозной моралью и экономическим поведением, а религиозно-этические установки оказывают влияние на характер и методы хозяйственной деятельности.

М. Вебер внес крупный вклад в разработку практически всех отраслей социологического знания. Его идеи, методологические принципы, связанные с "пониманием" социального действия, построением "идеальных типов", сравнительной характеристикой разных систем, оказали большое воздействие на развитие теоретической мысли и стимулировали появление новых направлений в мировой социологии XX в.



2020-02-04 581 Обсуждений (0)
Почему социология М. Вебера называется «понимающей»? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Почему социология М. Вебера называется «понимающей»?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (581)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)