Каковы методы социологии и в чем их различия?
Прежде всего, нужно понять, что же означает само слово «метод». В научной литературе метод рассматривается как способ достижения теоретического и практического результата, решение проблемы или получения новой информации. Метод происходит от греческого слова и в переводе означает путь к чему-либо, исследование. Методы в социологии – это средства получения научного знания о социальной реальности. Социологический метод – это совокупность научных приемов и операций, которые используются социологами для достижения цели в своей работе. Методы в социологии – это путь к постижению предмета изучения. Это набор знаний и инструментов, с помощью которых можно осваивать действительность. Перечень методов социологии Ученые делят методы социологии на две группы. Первая – это общенаучные, другая – специальные (так же их называют собственные, специфические). К первой группе относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, структурно-функциональный метод, системный подход и другие методы. Анализ – это расчленение целого предмета на составляющие его части. Синтез – это соединение ранее выделенных частей предмета в одно целое. Индукция – это познания от фактов к утверждениям общего характера, а под дедукцией подразумевается наоборот движение мысли от общих утверждений к менее общим. Само слово «индукция» произошло от латинского слова «индукцио» — наведение. В ином понятии слово дедукция от латинского «дедукцио» — выведение. Ко второй группе: Опрос, в виде анкетирования и интервью, Социометрический опрос, Эксперимент, наблюдение, Контент-анализ, Анализ документов. Рассмотрим более детально каждый метод. Наблюдение – сбор информации путем визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Для метода наблюдения характерна систематичность и планомерность. Преимущественная особенность этого метода – это то, что происходит непосредственная связь с объектом.Sociology.jpg Социальный эксперимент – способ получения информации о социальном объекте в результате воздействия на него некоторых факторов.Иное определение – сбор информации путем введения в социальную среду определенного индикатора и наблюдения за показаниями его изменения. Биографический метод в социологии – мультиметодологический подход, направленный на исследование индивидуальной «истории» жизни человека, учитывая его субъективную интерпретацию о своей жизни и социальной реальности. В биографическом исследовании в качестве материалов используют следующие виды данных: официальные документы и семейно-исторические артефакты (субъект как предмет, герой рассказа); устные жизненно-исторические свидетельства (субъект – рассказчик истории); результаты опросов (субъект в качестве интервьюируемого); данные наблюдений; Это предпринимается для надежности и объективности исследования, поскольку всегда есть риск, что информант может перекрутить факты, налгать, приукрасить действительность, забыть или предпринять иные способы, чтобы произвести впечатление. 4) Метод обобщения характеристик – совокупность приемов получения информации об изучаемом лице. Этот метод ретроспективного исследования личности базируется на сборе разных представлений и мнений о конкретном субъекте – что думает о личных качествах подопытного его привычное окружение. В итоге, изучают, анализируют и обобщают субъективные мнения, но в результате получаются достаточно объективные выводы о достоинствах и недостатках конкретного человека. 5) Метод парных сравнений – метод выявления предпочтений, предназначенный для попарного сравнения средних значений зависимой переменной в отдельных группах. То есть, составляют экспериментальную группу, для каждого испытуемого подбирают пару, а опрашиваемые выбирают самый предпочтительный для них вариант/ответ/субъект в зависимости от заданного критерия. Социологи считают, что проще сделать качественное сравнение двух объектов, чем выражать свои предпочтения с помощью анкет, опросов и применения балльной или ранговой шкалы. 6) Метод идеальных типов – этим инструментом пользовался в социологических исследованиях М. Вебер, он его и разработал. Согласно теории Вебера идеальный тип – это нечто утопии, что-то такое, «каким оно должно быть в идеале». Исходя из этих принципов, была создана теория о социологических классах. Был задан идеальный портрет типичного представителя класса, и надо ему соответсвовать. Поэтому в рамках метода идеальных типов не существует гипотез, требующих эмпирической проверки, следовательно, отсутствуют результаты исследовательского процесса Метод идеального типа – это условие для проведения исследования конкретного исторического или социального феномена. 7) Метод опроса. Данный метод характеризируется накоплением информации до 90%. Опрос – метод сбора информации об объекте в ходе непосредственного или опосредованного общения социолога и респондента с помощью регистрации ответов респондента. Методы опроса делятся на два вида: интервью и анкетный опрос. Интервью – метод сбора информации в реальном режиме. Анкетирование – сбор количественных данных. 8) Одним из интересных методов выделяют фокусированное групповое интервью или как еще называют фокус-группа. По данной методике ограничивается количество лиц и предлагается самостоятельно определить и описать проблемные вопросы. В социологии нет идеального метода, с помощью которого можно предоставить достоверную информация для 100 % результата, только с помощью всех методов их можно достичь. Каждый метод своеобразен и предоставляет полезную информацию для изучения.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (391)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |