Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Каковы методы социологии и в чем их различия?



2020-02-04 363 Обсуждений (0)
Каковы методы социологии и в чем их различия? 0.00 из 5.00 0 оценок




Прежде всего, нужно понять, что же означает само слово «метод». В научной литературе метод рассматривается как способ достижения теоретического и практического результата, решение проблемы или получения новой информации.

Метод происходит от греческого слова и в переводе означает путь к чему-либо, исследование. Методы в социологии – это средства получения научного знания о социальной реальности.

Социологический метод – это совокупность научных приемов и операций, которые используются социологами для достижения цели в своей работе. Методы в социологии – это путь к постижению предмета изучения. Это набор знаний и инструментов, с помощью которых можно осваивать действительность.

Перечень методов социологии

Ученые делят методы социологии на две группы. Первая – это общенаучные, другая – специальные (так же их называют собственные, специфические).

К первой группе относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, структурно-функциональный метод, системный подход и другие методы.

Анализ – это расчленение целого предмета на составляющие его части.

Синтез – это соединение ранее выделенных частей предмета в одно целое.

Индукция – это познания от фактов к утверждениям общего характера, а под дедукцией подразумевается наоборот движение мысли от общих утверждений к менее общим.

Само слово «индукция» произошло от латинского слова «индукцио» — наведение. В ином понятии слово дедукция от латинского «дедукцио» — выведение.

Ко второй группе:

Опрос, в виде анкетирования и интервью,

Социометрический опрос,

Эксперимент, наблюдение,

Контент-анализ,

Анализ документов.

Рассмотрим более детально каждый метод.

Наблюдение – сбор информации путем визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Для метода наблюдения характерна систематичность и планомерность. Преимущественная особенность этого метода – это то, что происходит непосредственная связь с объектом.Sociology.jpg

Социальный эксперимент – способ получения информации о социальном объекте в результате воздействия на него некоторых факторов.Иное определение – сбор информации путем введения в социальную среду определенного индикатора и наблюдения за показаниями его изменения.

Биографический метод в социологии – мультиметодологический подход, направленный на исследование индивидуальной «истории» жизни человека, учитывая его субъективную интерпретацию о своей жизни и социальной реальности. В биографическом исследовании в качестве материалов используют следующие виды данных:

официальные документы и семейно-исторические артефакты (субъект как предмет, герой рассказа);

устные жизненно-исторические свидетельства (субъект – рассказчик истории);

результаты опросов (субъект в качестве интервьюируемого);

данные наблюдений;

Это предпринимается для надежности и объективности исследования, поскольку всегда есть риск, что информант может перекрутить факты, налгать, приукрасить действительность, забыть или предпринять иные способы, чтобы произвести впечатление.

4) Метод обобщения характеристик – совокупность приемов получения информации об изучаемом лице. Этот метод ретроспективного исследования личности базируется на сборе разных представлений и мнений о конкретном субъекте – что думает о личных качествах подопытного его привычное окружение. В итоге, изучают, анализируют и обобщают субъективные мнения, но в результате получаются достаточно объективные выводы о достоинствах и недостатках конкретного человека.

5) Метод парных сравнений – метод выявления предпочтений, предназначенный для попарного сравнения средних значений зависимой переменной в отдельных группах. То есть, составляют экспериментальную группу, для каждого испытуемого подбирают пару, а опрашиваемые выбирают самый предпочтительный для них вариант/ответ/субъект в зависимости от заданного критерия.

Социологи считают, что проще сделать качественное сравнение двух объектов, чем выражать свои предпочтения с помощью анкет, опросов и применения балльной или ранговой шкалы.

6) Метод идеальных типов – этим инструментом пользовался в социологических исследованиях М. Вебер, он его и разработал. Согласно теории Вебера идеальный тип – это нечто утопии, что-то такое, «каким оно должно быть в идеале». Исходя из этих принципов, была создана теория о социологических классах. Был задан идеальный портрет типичного представителя класса, и надо ему соответсвовать.

Поэтому в рамках метода идеальных типов не существует гипотез, требующих эмпирической проверки, следовательно, отсутствуют результаты исследовательского процесса Метод идеального типа – это условие для проведения исследования конкретного исторического или социального феномена.

7) Метод опроса.

Данный метод характеризируется накоплением информации до 90%. Опрос – метод сбора информации об объекте в ходе непосредственного или опосредованного общения социолога и респондента с помощью регистрации ответов респондента. Методы опроса делятся на два вида: интервью и анкетный опрос.

Интервью – метод сбора информации в реальном режиме.

Анкетирование – сбор количественных данных.

8) Одним из интересных методов выделяют фокусированное групповое интервью или как еще называют фокус-группа. По данной методике ограничивается количество лиц и предлагается самостоятельно определить и описать проблемные вопросы.

В социологии нет идеального метода, с помощью которого можно предоставить достоверную информация для 100 % результата, только с помощью всех методов их можно достичь. Каждый метод своеобразен и предоставляет полезную информацию для изучения.



2020-02-04 363 Обсуждений (0)
Каковы методы социологии и в чем их различия? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Каковы методы социологии и в чем их различия?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (363)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)