Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В зависимости от формального соотношения основы инфинитива и основы наст/юбуд времени выдел.5 продуктивных классов глаголов и непродукт. классы.



2020-02-03 323 Обсуждений (0)
В зависимости от формального соотношения основы инфинитива и основы наст/юбуд времени выдел.5 продуктивных классов глаголов и непродукт. классы. 0.00 из 5.00 0 оценок




Продуктивные классы-большие объединения глаголов. Продуктивные, т.к объед. большинство глагол. и все новые глаголы оформл.по образцу какого-то продуктивного класса. Непродуктивные группы объедин. меньшее кол-во глаг.и не пополняются.

I.Все глаголы,у кот.основа инф. оканч.на А,а основа наст/буд вр. оканчив. на ай.(копать-копа/копай)IIОснова инф-е/ей.(худеть-худе/худей)IIIОснова инф.ова(ева)/уй(танцева/танцуй)

IVне/н(столкну/столкн)Vи/без и(купи/куп’)

Классы связаны со спряжением глагола.1,2,3,4-1спр,5-2 спр.

Закономерности словообразования глагола-От основы инфинитива образ.след.формы-1)инфинитив2) прош.вр,изъявит.накл3)условное наклон4)причасти прош.вр5) дееприч.сов.в..От основы наст/буд.вр-1)наст/буд вр.изъявит.накл2) повелит.накл3) причастие наст.вр4) дееприч.несов.в.

 

 

№25 Категория вида глагола: категор. семантика, грамм. значения и средства их выраж. Глаголы парные по виду. Основные способы выраж. видовой корреляции.

Категория вида глагола выражает отношение действия к его внутр. пределу- это общее значение выражается через противопоставление двух грамм. форм.

Отношение действия к внутреннему пределу-1)ГФ сов.в-целостное действ. достигшее внутр. предела.что сделать?(схватить)2)ГФ несов.в- обозначает действие неограниченное. внутренним пределом и отвечает на вопрос что делать?(хватать).Является частью ЛЗ.Мы сравниваем вид вместе с ЛЗ слов.(мерзнуть-нес.в,кинуть-сов.в). Вид не имеет таких регулируемых формальных показателей,которые всегда помогают определить вид глагола.1)приставки-копать-перекопать,НО глядеть-выглядеть.2)суфф.стабильно указывают на вид- ива, ва, ыва- указ на несов.в, суфф.-ну- указ.на сов.в.

Вид может мотивировать ЛЗ глагола.(пнуть-сов.в,сохнуть-несов.в).К стабильным средствам различ.сов/несов в можно отнести сочетаемость их с опред.группами слов:с фазовыми глаголами сочетаются только гл.несов.в(начал смеяться).Со словами обознач.не целесообразность действия сочет.глаголы несов.в(не стоит упрашивать)

Значение вида оказывает влияние на формообразование глагола и это способств. различ.сов/несов.в. Гл.сов.вида не образуют формы наст.вр.У гл.сов.в формы буд.вр простые,а у глаголов несов.в аналитически составные.(упросить-упрашивать, упрошу-буду упрашивать).

Текстовые значения глаголов сов и несов.в.1)сов.в-действие достигло предела)очень часто выражает значение закон. действия- в этот момент он вышел из дома.  б)действие достигло рез-та- его уговорили продать квартиру. в)может обозначать мгновенное действие, огранич. во времени- взглянул на девушку. г)обозначает действие единичное- мальчика из школы забрала мать. д)может обозначать конкретное действие, кот.имеет ввиду говорящий- сын уехал за границу.2)несов.в-действие не ограничено внутр.пределом.а)действие ,как процесс растянутый во времени-в этот момент он выходил из дома.б)попытка достиж.рез-та-его уговаривали.в)действие с неопределенной длительностью-глядел на девушку.г)повторяющееся или многократное-мальчика из школы обычно забирала мать.д)действие как обобщенный факт-сын ездил за границу. Реализация той или иной семант.разновидности зависит от контекста.Один и тот же глагол может выражать разные значения.Я целый день пишу статью-процесс растянутый во времени.Я пишу статью,но она еще далека до завершения(действие как попытка достиж.результата)При определении значения вида надо учитывать ЛЗ глагола.Он встал со стула-законч.действие.Он вскочил со стула-мгновенное действие.Если в предложении или тексте будет несколько глаголов сов/несов.в,то они начинают взаимодействовать друг с другом и выражать дополнит.значения.Сочетание несколько глаголов несов.в формирует значение одновременности действий и описательный тип речи.Сочетание несколько глаголов сов.в формирует значение последовательности и повествоват.тип речи.

Грамм.знач.вида в РЯ выраж.с помощью приставок и суффиксов, через сочетаемость, через формообразование.Вид тесно связан с ЛЗ слова,то вид категория лексико-граммат. Вид глагола отражает реальные признаки действия.(лететь-перелететь, отлететь –классифицир, указать-указывать-с/и).

Парные глаголы.Большая часть глаголов образует видовые пары(это 2 однокоренных глагола, тождественных по ЛЗ и различ. только знач.вида)Узнать- узнавать.

Один из глаголов ВП явл. исходным производящим,а др.вторичным производным. В слова дается значение первичного глагола+ ссылка на вторичный. Видовые пары образ. С помощью суф, добавочных средств, супплетивных корней и основ.1)Суффиксальное образование- от глагола сов.в образуется глагол. несов.в с помощью суффикса-имперфективация.выжить- выживать. 2) Приставочное образование-с помощью пристаки глагол несов.вида образует глагол сов.в-перфективация.

Мыть-вымыть.Приставка меняет ЛЗ .плыть-уплыть-не видовая пара.3) образование пары с помощью супплетивых основ-говорить-сказать, искать,найти-нет отношений производности4)видовая пара образ.приста-суфф.способом:ронять-уронить.

Суффиксы,приставки.супплетивные основы,истор.черед-средства видового противопоставления. В РЯ один и тот же глагол может иметь один или два вида глагола. мыть-помыть, вымыть.

Явление вторичной имперфективации(строить-выстроить-выстраивать)Подбирая видовую пару нужно обязат. учитывать ЛЗ глагола.копать-1)рыхлить землю(вскопать, выкопать)2)доставать из земли(выкопать) 

Наличие у данного глагола форм совершенного и несовершенного вида называют видовой корреляцией.Корреляция (взаимная зависимость) — соотносительность двух или более языковых единиц- решать — решить. 

 

 

№25 Категория вида глагола: категор. семантика, грамм. значения и средства их выраж. Одновидовые и двувидовые глаголы. Основные способы выраж. видовой корреляции.Особенности категории вида у глаголов движения.

Категория вида глагола выражает отношение действия к его внутр. пределу- это общее значение выражается через противопоставление двух грамм. форм.

Отношение действия к внутреннему пределу-1)ГФ сов.в-целостное действ. достигшее внутр. предела.что сделать?(схватить)2)ГФ несов.в- обозначает действие неограниченное. внутренним пределом и отвечает на вопрос что делать?(хватать).Является частью ЛЗ.Мы сравниваем вид вместе с ЛЗ слов.(мерзнуть-нес.в,кинуть-сов.в). Вид не имеет таких регулируемых формальных показателей,которые всегда помогают определить вид глагола.1)приставки-копать-перекопать,НО глядеть-выглядеть.2)суфф.стабильно указывают на вид- ива, ва, ыва- указ на несов.в, суфф.-ну- указ.на сов.в.

Вид может мотивировать ЛЗ глагола.(пнуть-сов.в,сохнуть-несов.в).К стабильным средствам различ.сов/несов в можно отнести сочетаемость их с опред.группами слов:с фазовыми глаголами сочетаются только гл.несов.в(начал смеяться).Со словами обознач.не целесообразность действия сочет.глаголы несов.в(не стоит упрашивать)

Значение вида оказывает влияние на формообразование глагола и это способств. различ.сов/несов.в. Гл.сов.вида не образуют формы наст.вр.У гл.сов.в формы буд.вр простые,а у глаголов несов.в аналитически составные.(упросить-упрашивать, упрошу-буду упрашивать).

Текстовые значения глаголов сов и несов.в.1)сов.в-действие достигло предела)очень часто выражает значение закон. действия- в этот момент он вышел из дома. б)действие достигло рез-та- его уговорили продать квартиру. в)может обозначать мгновенное действие, огранич. во времени- взглянул на девушку. г)обозначает действие единичное- мальчика из школы забрала мать. д)может обозначать конкретное действие, кот.имеет ввиду говорящий- сын уехал за границу.2)несов.в-действие не ограничено внутр.пределом.а)действие ,как процесс растянутый во времени-в этот момент он выходил из дома.б)попытка достиж.рез-та-его уговаривали.в)действие с неопределенной длительностью-глядел на девушку.г)повторяющееся или многократное-мальчика из школы обычно забирала мать.д)действие как обобщенный факт-сын ездил за границу.Реализация той или иной семант.разновидности зависит от контекста.Один и тот же глагол может выражать разные значения.Я целый день пишу статью-процесс растянутый во времени.Я пишу статью,но она еще далека до завершения(действие как попытка достиж.результата)При определении значения вида надо учитывать ЛЗ глагола.Он встал со стула-законч.действие.Он вскочил со стула-мгновенное действие.Если в предложении или тексте будет несколько глаголов сов/несов.в,то они начинают взаимодействовать друг с другом и выражать дополнит.значения.Сочетание несколько глаголов несов.в формирует значение одновременности действий и описательный тип речи.Сочетание несколько глаголов сов.в формирует значение последовательности и повествоват.тип речи.

Грамм.знач.вида в РЯ выраж.с помощью приставок и суффиксов, через сочетаемость, через формообразование.Вид тесно связан с ЛЗ слова,то вид категория лексико-граммат. Вид глагола отражает реальные признаки действия.(лететь-перелететь, отлететь –классифицир, указать-указывать-с/и).

Одновидовые глаголы — глаголы, которые имеют одну видовую форму, т. е. не образующие видовой пары: очутиться, хлынуть,

лежать. К одновидовым глаголам нес.в относятся:

1.большинство глаголов состояния: спать, молчать. 2. исходные глаголы движения: бежать — бегать. 3. глаголы со значением слабой степени проявления действия: покрикивать. 4. глаголы со значением сопроводительного действия: причмокивать, приплясывать. 5. глаголы со значением профессиональной деятельности: плотничать. 6. глаголы звучания: шуметь. 7. глаголы взаимного действия: переглядываться. К одновидовым глаголам совершенного вида относятся:1. глаголы со значением начала действия: зашуметь. 2. со значением прекращения действия, доведения до конца: отшуметь, отгреметь. 3. глаголы мгновенности действия: грянуть. 4. глаголы ограничения действия во времени: поседеть, полежать, проболеть . 5. глаголы со значением избыточности, насыщения действия: набегаться. 6. глаголы с несколькими приставками, используемые преимущественно в экспрессивно-деловом стиле: понаехать.

Двувидовые глаголы-которые в одно лексеме выраж. значение сов. и несов.в сразу(что делать? что сделать?)Атаковать, стабилизировать. А он между тем женится на Марье Ивановне!.. (сов. вида) Люди женятся; гляжу, (несов. вида) Не женат лишь я хожу. Двувидовыми могут быть глаголы:

женить, велеть, казнить,

венчать(ся), обещать, ранить, бежать. А также глаголы с суффиксами -ова-, -ирова-локализовать ,телеграфировать.

У всех глаголов категория вида классифицирующая(лексико-грамм).

 

№27.категория переходности :грамм. значение и разноуровневые средства выражения. Переходные глаголы в роли непереходных.

Переходными назыв. гл.обознач. такое действие ,кот.может быть прямо направлено на объект и охватывать его целиком. П.Г способны управлять беспредложной формой В.п сущ-го с объектным значением. К числу переходных относятся глаголы таких семант. групп: а)обознача. действие направл.на создание/разрушение объекта(построить дом, сварить кашу)б)обознач. действие направл. на восприятие объекта (увидеть, слушать) в)действие направлено на изменение объекта(почистить, мыть) г)действие направлено на приобретение или утрату какого-нибудь предмета(купить сумку, потерять перчатку)д)глаголы речи, мысли(сообщить).е)глаголы волеизъявления(умолять, уговаривать).Средством выражения переходности явл. употребление при П.Г формы В.п без предлога с объектным значением.

Прямой объект- в предлож. выполн. роль прямого дополнения .Нельзя путать с прямым объектом беспредложную форму В.п с обстоят.значением.Гулял всю ночь(В.п).Дал три рубля(В.п).В роли прямого объекта кроме В.п могут выступать след.формы:1)форма Р.п без предлога с объектным значением. Форма Р.п заменяет В.п в 2-х случаях: а)если переходный глагол употребл. с отрицанием(не закончил доклада).б)если нужно выразить значение части вещества обозн. сущ-м.2)инфинитив-прошу разрешить.3)придаточное предл.или прямая речь.(она увидела,что от дома отъезжает машина)4)количественно-именное словосочетание(съел две груши)5)объект может выражаться субстантивированным неизмен. словом(получил отлично)6)прямой объект в контексте может отсутствовать, но должен обязат. подразумеваться(Для жаркое потреб. говядина, так ты не забудь купить-предложении семантически и структурно неполное, упущен прямой объект).

В речи переходный глагол может быть употреблен в непереходном значении.(уметь что-то делать, заниматься чем-либо-Сестра шьет свадебное платье,Моя сестра хорошо шьет)Эти значения частотны в речи и характерны для УЗУСА(общего употребления).В речи непереходные глаголы окказионально могут употребл.с прямым объектом.Его ушли с работы.Может употребляться в переходном значении.Она поступила сына в институт.Переходность-это семантическое свойство глагола.кот.вызывает необходимость обозначения объекта на кот.направлено действие.Основным средством переходности явл.синтаксическая связь глагола с формой прямого объекта(явл.дополнением)Суф.и в глаголах образованных от прил-х.Синить,белить.екоторые приставки от глаголов ВЫ-выработать.ПЕРЕ –перебежать.Все глаголы значение которых не подразумеват связи с объектом явл.непереходные.Не могут сочетаться с прямым объектом.

Переходные непереходные глаголы имеют различия в парадигме.Переходные глаголы образуют страд.прич.

Возвратными наз.глаголы.кот.имеют постфикс ся.Возвр/невозвр. связаны друг с другом структурно-семант. отношениями.1)Возвр.глагол образ.от невозвр. С помощью постфикса ся/сь.Имеет 2 разновидности-а)возвр.глагол образ.от неперех.глагола -светить-светиться. б)возвр.глагол образуется от переходного глагола-мыть-мыться.

Меняет отношение действия к субъекту и объекту.Варить суп-суп-варится.2)Возвр.глаголы не имеют однокор.соотносит.невозв.глагола.СЯ выдел.только при морфемном анализе и не выполняет деривац.функции.

Значение переходности и возвратности помогают смоделировать в языке те отношения,кот.есть в реальности и на базе этих значений у русского глагола сформир.категория залога.

Прямой объект-это форма,обозначающая объект на кот.напрвалено действие выраженное переходным глаголом.

 

 

№28Категория залога: категориальная семантика, грамм. залоговые значения по 2хзалоговой и 3хзалоговой системе. Синтаксические и морфологические средства выражения залога.

Залог выражает такое отношение действия к субъекту и объекту, которое отражается в структуре предложения. Разновидности общего залогового значения:1)зависит от того какую позицию занимают падежные формы со значением субъекта/объекта и 2)какую форму имеет глагол-сказуемое. Сформировались спец.синтаксические конструкции, приспособл. для выражения определенного залогового значения. Согласно одной т.з категория залога имеет 3 противопоставленных конструкции- активная, пассивная, средняя. Другая т.з залог выражается 2мя способами- активная (действ. залог)и пассивная (страдат. залог).

Трехчленная категория залога:

1)Активная конструкция(Автор публикует этот роман впервые)Глагол способный образовать активную конструкцию наз.глаголом действ.залога. 2)Пассивная конструкция. (Этот роман публикуетсяя автором впервые).Глагол способный образовать пассивную конструкцию называется глаголом страдат.залога.

Пассивная и активная конструкции портретируют одну и ту же ситуацию.Обе грамм.и образуют четкую оппозицию(можем одну конструкцию преобразовать в другую)Страдат. залог выраж. причастием(Роман опубликован автором впервые).3)Автор публикуется в этом журнале впервые. Средневозвратная конструкция. Глагол образующий средневозвр. конструкцию наз.глаголом средневозвратного залога.

Разновидности значения СВЗ:

1)Собств-возвр.значение-Выраж.глаголами конкретного физ-ко действия.Постфикс ся синонимичен мест.СЕБЯ.Он выражает направленность действия на самого себя(Мыться,бриться) 2)общевозвр. Значения-глаголы, обознач.внутр. состояние(Сердиться, радоваться)СЯ выражает замкнутость действия внутри сознания субъекта.(Я радуюсь выйгрышу любимой команды)3)взаимонаправл. значение-Взаимонаправл.действие субъектов(целоваться)Ся-друг друга 4)косвенно-возвр.значение-выраж.глаголами,кот.обозначают действия соверш.в своих интересах. СЯ-для себя(убираться, запасаться).

5)активно-безобъектное значение-выраж.глаголы обознач. действия животных. Предстают как умения ,способности. Ся- умеет это делать.6)пассивно-безобъектное-Глаголы обознач. действия не живых предметов, как их физ.свойства. 7)образно-возвр.значение-выраж. глаголами, кот.обозначают движение и положение/изменения положения в пространстве. СЯ-близок по значению к мест.себя. Залог-это трехчленная грамм. категория.

1)ДЗ-действие активного субъекта, заним. позицию подлежащего кот. направлено на объект.заним.позицию прямого дополнения. Выражается переходным глаголом.2)СЗ-действие активного субъекта, заним. позицию дополнения в Т.п, которое направлено на объект, заним. позицию подлежащего(И.п). Выраж. страд. прич, личной формой возвратного глагола, образованного от переходного3)СВЗ- выражает действие активного субъекта, заним.позицию подлежащего, направленное на него самого и соверш. в его интересах. Выраж. личной формой возвратного глагола от переходного.

Достоинством теории явл. соблюдение принципа грамм. оппозиции. Однако у теории есть сущ- ый недостаток. Значит. часть глаголов языка остаются вне категории залога.(все невозвр,непереходные глаголы-шуметь,ехать,стоять.Возвр.не соотносящиеся с перех.глаголом, безличный глагол).



2020-02-03 323 Обсуждений (0)
В зависимости от формального соотношения основы инфинитива и основы наст/юбуд времени выдел.5 продуктивных классов глаголов и непродукт. классы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В зависимости от формального соотношения основы инфинитива и основы наст/юбуд времени выдел.5 продуктивных классов глаголов и непродукт. классы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)