Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Служебные и знаменательные слова



2020-02-03 460 Обсуждений (0)
Служебные и знаменательные слова 0.00 из 5.00 0 оценок




Знаменательные и служебные различаются ЛЗ. Служебные слова выражают абстрактные отношения между знаменат. словами. Могут быть средством выражения знаменательных слов.(Прикоснулся к веревке-к-приближение, Д.п)У знаменат. и служебных слов разные функции. Служебные слова используются для образования грамм. форм знаменательных слов.(сделал бы)Для связи знаменат. слов и синтаксич. конструкций(лег и заснул)Для выражения оттенков смысла(только ты не пришла).Знаменат. слова выполняют функцию членов предложения. Отличаются от служебных по морфологическим принципам. У каждой знаменат. части речи есть набор морфологических категорий.

Все служебные слова неизменяемые. С т.з синтаксиса: знаменат. части речи самостоятельными и явл. Членами предложения.

Деривационные различия:

Знаменательные слова вступают в деривационные отношения друг с другом(стена-настенный).Служебные части речи не вступают в деривационные отношения. Не членятся на морфемы.

 

№5.Система частей речи в СРЯ. Дифференцирующие признаки частей речи. Явления переходности в системе частей речи.

Части речи в русском языке выделяются по семантике. Часть речи- ЛГ класс слов, выделяемый на основе общности их категориального значения и грамм. свойств. Традиционно части речи в языке выдел. на основе критериев:

1.Семантический -а)части речи выделяются на основе категориального значения. Выявл. по грамм. вопросу(кто? что?)б)характер ЛЗ- выражают понятия(номинативная функция).-значение не несет информации об обозначаемом объекте(указательная функция).-абстрактные почти не отличаются от ГЗ(не выполняют функции. выражают лишь обобщенные смыслы).2)Морфологический –а)способность слова образовывать формы. б)типичный набор морфологических категорий.3)Синтаксический –а)синтагматика слова(сочетаемость) способность присоединять другие части речи. б)типичные для слова данной части речи функция в предложении.4)Словообразовательный –а)способность слова вступать в деривационные отношения. б)наличие типичных для данной части речи способов с/о и характерных деривационных морфем.

Ни один из критериев не является абсолютным т универсальным. Действуют в комплексе(ведущим явл.1 ый критерий).

Служебные и знаменательные слова

Знаменательные и служебные различаются ЛЗ. Служебные слова выражают абстрактные отношения между знаменат. словами. Могут быть средством выражения знаменательных слов.(Прикоснулся к веревке-к-приближение, Д.п)У знаменат. и служебных слов разные функции. Служебные слова используются для образования грамм. форм знаменательных слов.(сделал бы)Для связи знаменат. слов и синтаксич. конструкций(лег и заснул)Для выражения оттенков смысла(только ты не пришла).Знаменат. слова выполняют функцию членов предложения. Отличаются от служебных по морфологическим принципам. У каждой знаменат. части речи есть набор морфологических категорий.

Все служебные слова неизменяемые. С т.з синтаксиса: знаменат. части речи самостоятельными и явл. Членами предложения.

Деривационные различия:

Знаменательные слова вступают в деривационные отношения друг с другом(стена-настенный).Служебные части речи не вступают в деривационные отношения. Не членятся на морфемы.

Части речи.

1)Знаменат.-имена сущ-ые, прилаг, числит, местоимение; глагол, наречие, кат. состояния.2)Служебные-предлоги,созы,частицы.3)междометия.

Наиболее часто наблюдаются следующие переходные явления в области частей речи:1) субстантивация — переход других частей речи в существительные. В разряд существительных чаще всего переходят прилагательные и причастия: Вошел высокий военный, косая сажень в плечах. (Сим.) У влюбленного мечты, нежны, и чисты.(Анток.)В значении существительных могут употребляться и другие части речи: Вместо тысяч бьются двое. (Твард.) И каждый думал и мечтал о чем-то о своем.(Исак.);2) адъективация — переход других частей речи в прилагательные. Наиболее активно адъективируются причастия. Ср.: открытое окно — открытое лицо, блестящая на траве роса — блестящая речь.Иногда адъективируются числительные (первый ученик в школе, второй сорт) и местоимения (какая-никакая родня);3) прономинализация — переход других частей речи в местоимения. В значении местоимений могут употребляться числительные один, одна, одно (в одну из суббот), некоторые причастия, прилагательные и существительные: в данный (этот) момент, в известной (некоторой) мере;4) адвербиализация — переход других частей речи в наречия. Чаще всего адвербиализуются в определенных условиях (при отсутствии определений) существительные в творительном падеже с временным значением или со значением образа действия. Ср.: выехали утром, встретились весной, «временами накрапывало, шли шагом — выехали ранним утром, ранней весной, покончено с тяжелыми временами, шли бодрым шагом (в первых сочетаниях выделенные слова являются наречиями, а в последующих — существительными). В значении наречий могут выступать существительные страх, ужас и т. п. Например: Мне страх не нравится, что ты поэт, что ты сдружился с славою плохою.

№6 Имя сущ-ое как часть речи.Категория одушевл/неодушевл.

Сущ-ое составляет ядро именных частей речи. КЗ- предмет, состояние. Форма имени сущ-го для обозначения действий(стирка, борьба), отношения(соперничество, родство),признака(высота).

Пешковский заметил. что форма имени сущ-го помогает осмысливать мир, потому что имя сущ-ое позволяет представить то что или обозначено, как нечто самостоятельное. КЗ проявл. через род, число, падеж. Начальной формой в парадигме принято считать ед.ч, И.п.Вопрос кто? что? позволяет выявить падеж. Внутри сущ-х выделяются ЛГР-собств/нариц, одушевл/неоушевл, конкрет/неконкр.

Синт аксич.свойства имени сущ-го:1)В качестве главного слова присоед.прилаг-ое(синий мяч)Прил-ое соглас.с сущ-ым(Согласование- такая синтаксич. связь при кот. зависимое слово уподобл. главному во всех общих для них категориях. Род, число, падеж)2)Как зависимое слово сущ-ое может присоед. к любой части речи.Ушиб головы.(Управление- синтаксическая связь при которой главное слово требует после себя опред. падежную форму сущ-го)Сочетание с предлогом характерно только для имени сущ-го в РЯ.3)Сущ-ое может быть любым членом в предложении(особенно подлеж. и дополнением)Мой приятель несколько лет был директором фирмы. Общее внимание привлек портрет молодой женщины.

С/о признаки сущ-го.

Для сущ-ых характерно суфф-ое и приставочно- суфф-ое образование. Сущ-ые образуются от всех частей речи(иц, ец, тель, к, чик, ений).Характерно для сущ-го словосложение. Аббревиация хар-на только дл имени сущ-го.

Одушевл/неодушевл.

В основе лежит бытовое представление о живых/неживых предметах .Если в ЛЗ сущ.есть сема лица или животное, то такое сущ-е-одушевленное. Одушевленность характерна только для конкретных существительных. Одушевленные существительные служат наименованиями живых существ, если называют людей — личные, обозначают животных — неличные. Грамматическим показателем одушевленности является совпадение формы винительного падежа множественного числа с формой родительного падежа множественного числа. Для существительных мужского рода можно использовать форму единственного числа. В. п. мн. числа (кого?) = Р. п. мн. числа (кого?)

Р. п.нет школьников

В. п.вижу школьников


Если этих сем нет,то сущ-е неодушевл. Неодушевленные имена существительные служат наименованиями предметов и явлений реальной действительности, не причисляемых к живым существам.
Отвечают на вопрос что?
Грамматические особенности: совпадение формы винительного падежа множественного числа с формой именительного падежа множественного числа. Семы выявл. с помощью вопросов кто?что?Трудно выбрать правильный вопрос к сущ-ому.(Народ встал в зашиту народа).

Грамм.основания:значение одушевл/неодушевл.влияет на образование падежных форм сущ-х,и т.о выраж.с помощью категории падежа.Косвенным образом выделение связано с категорией числа и рода.У всех одушевл.сущ-х в формах мн.ч совпадают окончания Р.п и В.п.У всех неодушевленных во мн.ч совпадают окончания И.п и В.п.Таким же образом совпадают окончания прил-х.

И.п-красивые бабочки-красивые юбки.

Р.п -красивых бабочек-красивых юбок.

В.п-красивых бабочек-красивые юбки.

У сущ.м.р 2 го скл.одушевл/ неодушевл имеет морфологическое выражение в ед.ч.

И.п-близкий друг-смелый народ

Р.п-близкого друга-смелого народа.

В.п-близкого друга-смелый народ.

Сущ-е обозначающие микроорганизмы испытывают колебания м/у одушевл/неодушевл(употребл.вариантные падежные окончания)

Изучать-бактерии(В.п)

         -бактерий (В.п)

В языке есть значительное количество сущ-х сингурярия тантум ж и ср.р.Эти сущ-ые не имеют форму мн.ч, не имеют морфологического выражения одушевл/ неодушевл(радость-молоко-каша).Эти сущ-ые в массе своей явл.неконкретными сущ-ми(отвлеченные понятия) Неодушевл.сущ-ые на основании ЛЗ)

№7.Противопоставленность конкретных имен сущ- х неконкретным. ЛГР имен сущ-х: собственные, вещественные, абстрактные, собирательные, конкретные Pl . t

Конкретные сущ-е

Суш-е имеют 2 числовые формы, измен. по числам. Сущ-е обозначают считаемые предметы. Такие сущ-ые образуют форму ед.ч со значением единичность и форму мн.ч со знач. множественность.(стул-стулья). Имена сущ-ые обозначающие считаемые предметы и имеющие норм. числовое противопоставление наз. конкретными.(легко сочет. с числит).Составляют большинство и образуют ядро грамм. категории числа сущ-х.

Рассмотрим разновидности кол-ых значений. кот. выражают ед.ч и мн.ч конкретных сущ-х..

ЕД.Ч

1.реальная единичность(в комнате у старухи было тихо)2)обобщенное значение-форма ед.ч обозначает целый класс однородных предметов. (мы не знаем точно, когда появился человек)3)вещественное значение-форма ед.ч используется для обозначения материала, кот. состоит из данных предметов(варенье из сливы).4)дистрибутивное значение-форма ед.ч обозначает множество предметов, кот. есть у каждого.(Рука бойцов колоть устала).

МН.Ч

1)Реальная множественность(сестры всегда советовались друг с другом)2)Обобщенно- собирательное- форма мн.ч указывает на совокупность предметов и лиц.а)сущ-е обозначает людей по национальности или профессии(немцы потерпели поражение во 2-ой мировой войне)б)сущ-е кот. называет овощи и плоды(дети обычно не любят соленые помидоры)в)суш-е назыв.парные предметы(она несла в руках желтые цветы) 3)Множественное гиперболическое- может обозначать один предмет, может подчеркнуть размер предмета или его значимость(большая девочка сидела в креслах).



2020-02-03 460 Обсуждений (0)
Служебные и знаменательные слова 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Служебные и знаменательные слова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (460)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)