Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Первый этап развития экологии



2020-02-04 194 Обсуждений (0)
Первый этап развития экологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

1. Введение

2. Этапы исторического развития науки экологии

1.1 Первый этап развития экологии

1.2 Второй этап развития экологии

1.3 Третий этап развития экологии

3. Заключение

Литература

 


Введение

В последние 30 - 40 лет XX в. внимание общественности к проблемам взаимодействия человеческой цивилизации с окружающей средой резко усилилось. Если до 1960 г. слово "экология" знало небольшое число специалистов-биологов, то после 1960 г. экологическим проблемам уделяется все больше внимание, в том числе и средствами массовой информации. Это и понятно: над биосферой Земли нависла угроза со стороны маленькой части этой биосферы - человечества. Влияние человека на природу проявляется как прямо, так и косвенно. Причем, косвенное проявление гораздо сильнее. Оно более масштабно по времени и пространству. Человек пока еще не научился прогнозировать последствия своей деятельности на планете. И это является главной причиной всех экологических бед.

Актуальной стала проблема охраны природы. Однако охранять природу, пользоваться ей невозможно, не зная, как она устроена, как реагирует на воздействие человека, какие предельно допустимые нагрузки на природные системы может позволить себе общество.

Экология - наука о взаимодействии живых организмов и их систем с окружающей средой, об их взаимовлиянии и взаимопроникновении, что позволяет определить пути оптимизации и возможного изменения условий для окружающей среды и живых организмов. Под окружающей средой понимается практически вся Вселенная. Очень часто термин окружающая среда заменяют словом "природа". Под живыми организмами понимается не только человек, но и все живые представители природы: животные, растения, простейшие организмы. Слово "экология"- наука о доме, обители человека ("ойкос" - дом, жилище и "логос" - учение).

Экологические знания необходимы при изучении многих наук, и прежде всего биологии, медицины, дисциплин инженерного и социально-экономического циклов. Для изучения основ экологии достаточно иметь знания по общеобразовательным курсам анатомии, зоологии, физики, химии, географии.

Проблема экологических противоречий взаимодействия природы и общества уходит своими корнями в глубины развития человеческого общества. Природа, а следовательно и важнейшая ее составляющая - животный мир, всегда служила естественной основой любого материального производства, предметом личного потребления людей и объектом познания и освоения окружающего мира человеком.

Однако в последнее время происходит изменение мировоззрения человечества: все большему числу людей становиться ясно, во-первых, что человек как существо биологическое - не царь природы, а только ее часть, причем всецело зависящая от состояния биосферы в целом, и, во-вторых, что ресурсы природы конечны и близки к исчерпанию. Изменить отношение к природе, бережно относиться ко всему живому: и к природе, и к человеку, экономить природные ресурсы, перерабатывать отходы - вот задачи, которые выходят на первый план.

 


Этапы исторического развития науки экологии

Первый этап развития экологии

 

Экологические знания античных народов Европы, древних греков, римлян развивалась на основе накопления различной информации в течении многих поколений. Достойный внимания подход к экологическим знаниям сохранился в трудах древнегреческих учёных. И в наши дни ценными являются высказывания Геродота (V-IV вв. до н.э.), раскрывающие понятие о постоянстве количественного соотношения видов в природе и отношений хищник - жертва. Демокритом (460-370 гг. до н.э.) в своих многочисленных трудах ("О частях животных", "Возникновение животных", "Описание животных") одним из первых рассматривает животных в связи с их местообитанием. Такие идеи нельзя назвать экологическими, они были естественно-историческими. Труды Аристотеля оставались актуальными для науки почти 2 тысячи лет, до эпохи Возрождения. Ученик Аристотеля Теофраст (370 - 285 гг. до н.э.) в своих книгах "Естественная история растений" и "О причинах растений" описывает естественные группировки растений, приуроченные к определённым местообитаниям, типы деревьев, произрастающих в горной местности на разных высотах. Он указывает на приспособительное значение окраски животных и её изменений. Можно считать, что Теофраст заложил основы геоботаники.

В эпоху средневековья природные объекты, и в первую очередь животные и растения, стали предметом дальнейшего изучения и обобщения ранее накопленных знаний для использования в практических целях. Этому способствовало расширение торговых связей, организация экспедиций, и наступление эпохи великих географических открытий.

Еще в 528г. Бенедикт Нурсийский объявил одной из важнейших обязанностей своего ордена - занятие наукой.

Своеобразной сводкой о природе являются труды Магенберга фон Конрада. Главный из них: "О природе вещей". В нем на основании анализа 1250 источников, в том числе и древних, даются описания животных и их образа жизни.

Показатель степени развития экологических знаний в средневековье - уровень их использования в практической деятельности. В летописных сводах и хрониках восточных славян отмечалось множество различных видов животных и растений, а феодалы приказывали сохранять охотничьи угодья в их владениях (которые в последствии стали ядром создания заповедников).

Знание экологии отдельных видов позволило развить такое направление как звероводство. В начале XII веке. в Польше проводилась искусственная селекция бобров. К этому времени началась работа ученых по изучению и обобщению опыта народной медицины.

В XIII в. н.э. - авторитетнейший средневековый учёный-схоласт Альберт Больштедтский (Альберт Великий) (1193 - 1280 гг.) изучал влияние почвы на жизнь растений, а также причины "зимнего сна" растений.

 



2020-02-04 194 Обсуждений (0)
Первый этап развития экологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Первый этап развития экологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)