Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Третий этап развития экологии



2020-02-04 226 Обсуждений (0)
Третий этап развития экологии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Третий этап развития экологии характеризуется тем, что:

в 1950 - 1960 г.г. - активно развиваются исследования по продуктивности экосистем и переносу энергии в экосистемах (Ю. и Г. Одумы, 1955; Тил, 1957; Эдвардс и Хит, 1963; Макфедьен, 1963; Голли, 1960, Ю. Одум и др., 1962 и т. д.);

в 1953 г. - известный американский эколог Ю. Одум публикует один из лучших учебников по экологии "Основы экологии", который выдержал несколько изданий, в том числе и на русском языке;

в 1955 г. - создан Научный комитет по действию атомной радиации - международная организация ООН, занимающаяся вопросами изучения действия ионизирующих излучений на человека и окружающую среду, особенно связанных с выпадением радиоактивных осадков;

в 1955 г. - появляется первый отечественный учебник "Экология животных" Н. П. Наумова, переизданный в 1963 г.;

в 1959 г. - Ю. и Г. Одумы создали сводку о первичной продуктивности экосистем в различных районах земного шара;

в 1960-1970 г.г. - состоялась первая "зеленая революция" резкое повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности сельскохозяйственных животных, сопровождавшееся значительным повышением вклада антропогенной энергии в агроэкосистемы и загрязнением почвы и воды пестицидами, уменьшением биологического разнообразия экосистем;

в 1960 -1980 г.г. - в многочисленных работах развиваются идеи о системном подходе в экологии с широким применением математических методов; моделируются на компьютерах процессы, происходящие в экосистемах (Дж. Хатчинсон, К. Уатт, Дж. Смит, Меншуткин, Ляпунов, Полетаев, Одум, Федоров, Гильманов и мн. др.);

в 1964 г. - этого года МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) совместно с ВМО (Всемирной метеорологической организацией) осуществляет сбор данных о концентрации радиоактивных примесей в осадках;

в 1962 г. - Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию "Экономическое развитие и охрана природы", в которой делается упор на сочетание интересов развития общества и охраны окружающей среды;

в 1963 г. - в Москве подписано соглашение о прекращении испытаний ядерного оружия в трех сферах, с этого времени государствам, подписавшим его, разрешалось проводить такие испытания только под землей;

в 1964 г. - с этого года под эгидой ЮНЕСКО осуществляется Международная биологическая программа (МБП), по которой многими странами-участницами стали осуществляться согласованные наблюдения над основными мировыми экосистемами;

в 1965 г. - в Японии появилась экологическая "болезнь Минамата" вызванная отравлением ртутью через рыбу, выловленную в одноименной бухте;

в 1966 г. - МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов) издает первую международную Красную книгу;

в 1968 г. - Генеральная Ассамблея ООН принимает решение созвать в 1972 году в Стокгольме первую Конференцию ООН по охране окружающей среды;

в 1968 г. - американец К. Уатт обосновывает принципы и подходы глобальной экологии в книге "Экология и управление природными ресурсами";

в 1970 г. - на 16-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО принята МАЕ (Программа "Человек и биосфера", МАВ - Маn аnd Вiоsрhеге) - широкая международная научно-исследовательская программа, в одну из основных задач которой входит организация в разных странах мира биосферных заповедников;

в 1971 г. - создается Гринпис (Зеленый Мир) - международная неправительственная организация, созданная с целью сохранения природной среды Земли от разрушения;

в 1972 г. - по инициативе ООН в Стокгольме со звана Первая международная конференция по охране окружающей среды. На этой конференции образована Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и установлен Всемирный день охраны окружающей среды (5 июня). Конференция стала поворотным пунктом в экологической политике государств и международного сообщества;

в 1972 г.- конференция ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия;

в 1973 г. - комиссия по редким и исчезающим видам МСОП публикует "Черный список" видов и подвидов животных, исчезнувших с лица Земли с 1600 года;

в 1974 г. - в Гааге (Нидерланды) состоялся Первый Международный конгресс экологов, в центре внимания которого находились вопросы изучения экосистем, особенно влияния на них антропогенных факторов;

в 1974 г. - выходит книга "Замыкающийся круг" Барри Коммонера, где в популярной форме были изложены основные экологические проблемы человечества;

в 1978 г. - издана Красная книга СССР;

в 1980 г. - генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию "Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений";

в 1982 г. - на 37-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН принята ВХП (Всемирная хартия природы) - совокупность программных положений, отражающих основные принципы взаимоотношений человечества с окружающей природной средой;

в 1985 г. - выходит в свет Красная книга РСФСР (Животные);

в 1986 г. - Чернобыльская катастрофа, крупнейшая радиационная катастрофа, заставила человечество впервые серьезно задумать;

в 1998 г. - выходит в свет Красная книга РСФСР (Растения);

в 1991 - 1993 г.г. - в США осуществлен крупнейший в истории проект по созданию искусственной, замкнутой, полностью автономной системы обеспечения человека "Биосфера-2" стоимостью 150 млн. долларов;

в 1992 г. - в Рио-де-Жанейро (Бразилия) собралась Вторая Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию, в которой приняли участие 179 государств; были разработаны основные принципы взаимодействия человеческого общества и природы на ХХI век, принято решение об образовании Международного Зеленого креста (МЭК);

в 1992 г. - принят Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды";

в 1993 г. - в соответствии с решением Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 года в Рио-де-Жанейро создан МЗК - Международный Зеленый Крест, основные цели которого: экологическое образование и воспитание как основа устойчивого развития и изменения системы ценностей, ликвидация последствий холодной войны для окружающей среды;

в 1996 г. - в соответствии с рекомендациями Международной Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 года в Рио-де-Жанейро разработана "Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" - программный документ, утвержденный Указом Президента РФ 1 апреля 1996 г. На основе "Концепции" будет разработана стратегия перехода России к устойчивому развитию, которое должно обеспечить нормальное существование нынешнего и будущего поколений населения России;

 


Заключение

Сейчас у экологии две основные функции - прогностическая и формирующая. Первая, как правило, удел деятелей науки, вторая - всеобщая, опирающаяся на прогноз, грамотность человека.

Из чего же состоит экология? У неё по С.Шварцу, около сорока ответвлений и даже их простое перечисление затруднительно. В соответствии с историей развития экологии в ней можно выделить такие отрасли:

а) Биоэкология - экология микроорганизмов, грибов, простейших, животных (отдельно рассматривается биоэкология птиц, рыб и т.д.), а также палеэкология (эволюционная экология);

б) экология систем - тундр, пустынь, полупустынь, лесов, степей и т.д. Сюда же относится радиационная и химическая экология. Термин "экосистема" предложен в 1935г. английским ботаником А.Гесли;

в) экология человека - историческая, археологическая, собственно человека, города (урбоэкология), промышленная, сельскохозяйственная, рекреационная (экология зон отдыха), правовая, экономическая и т.п.

В последнее время предметом изучения любой области науки стали физико-математические модели. Часто говорят о науке - математической экологии. В перспективе многим экологам видится цельная система экологического управления народным хозяйством и социальными проектами.

В последние годы во всём мире резко возросло внимание к вопросам природопользования. Признано необходимым, чтобы каждый проект, каждое вновь открытое предприятие имели экологическое обоснование, прошли экологическую экспертизу.

Экологический бум нашёл отражение и в публикациях: возросло не только их количество, но улучшилось и качество. Очень много сделали для популяризации знаний и развития экологии отечественные учёные: Н.Реймерс, М.Лемешев, А.Яншин, А.Яблоков и др., а также зарубежные учёные: Б.Коммонер, Д.Одум, К.Уатт, Ф.Дре, М.Танг и др.

В работах ведущих экологов иногда имеет место неоднозначное толкование отдельных терминов, таких как "природоохранительные меры", "усилия", и т.п., или "охрана природы". В последние десятилетия чаще говорят об охране окружающей среды, а не природы. Это точнее. Действительно, окружающая среда - это всё, что нас окружает, включая звёзды, галактику и т.п. а под термином "природа" часто понимают живой мир и неживую материю нашей планеты. В дальнейшем, говоря о природе, будем оперировать более широким понятием - Вселенная, т.е. окружающая среда в этом случае равнозначна природе. Причём последняя по В.Вернадскому, состоит из живой составляющей Земли - "живого вещества" и не живого компонента - атмосферы, гидросферы и литосферы. К последним логично добавить и дальнейший Космос (т.е. космосферу), который всё больше обживается человеком. Область обитания живых организмов называют биосферой (сферой жизни).

Биосфера - относительно тонкая оболочка жизни на Земле, занимающей нижнюю часть атмосферы (12-15 км), всю водную среду планеты и её недра до 3-5 км (в том числе область "былых биосфер" с остатками следов живых организмов). Границы биосферы не остаются застывшими (выходы в космос, проникновение в глубины Земли). Совокупность живых и неживых компонентов биосферы составляет экосистему.

В.Вернадский подчёркивал, что человечество стало "геологической силой", т.е. земной, сравнимой с силами самой природы. Но если силы природы направлены на её благо, т.е. на круговорот в природе, то человечество действует не всегда разумно. Потребляя больше, чем восстанавливая, оно зачастую становится вредной силой, большей, чем природная. Воздействие человека (и всего человечества) на природу является антропогенным фактором, т.е. созданным человеческой деятельностью. Отравил воды реки канализационными сбросами - проявил антропогенное воздействие; провёл очистку то же самое.

Таким образом, антропогенный фактор может иметь и позитивные и негативные стороны. Главные негативные стороны - загрязнение воздуха, воды, поверхности земли и истощение её ресурсов. Позитивные - предотвращение всего этого в рамках биосферы. Преобразуемую человеком биосферу называют по В.Вернадскому, "ноосферой" (или сферой разума). Это название может быть оправдано только в том случае, если человек будет вести себя как "гомо сапиенс" - человек разумный.

Сейчас всё больше людей начинают понимать, что сила человека в его связях с природой, а знание экологии развивает и дополняет их новым содержанием.

Право человека на благоприятную окружающую среду законодательно закреплено в Конституции РФ. Это право должно обеспечиваться и подкрепляться целым сводом законов РФ. Важнейшими из них являются: "Об охране окружающей среды" (1991), "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1999), "О животном мире" (1995), "О недрах" (1992,1995), "Об использовании атомной энергии" (1995), "Об экологической экспертизе" (1995), "Водный кодекс" (1995) и др. В основу этих законов положены принципы экономического стимулирования национального природопользования, органической связью между развитием экономики и экологизацией всех сфер жизни. Они же закреплены и в международных соглашениях. Так, в решении Конференции ООН по окружающей среде записано: "Для того, чтобы добиться устойчивого развития, охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой частью процесса развития". И далее: "Мир, развитие и защита окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы".

 


Литература

1.  Гарин В.М., Кленова И.А., Колесников В.И. Экология для технических вузов. Серия "Учебники для технических вузов". п/р В.И.Колесников Ростов н/Д: Феникс, 2004.

2. Голубев В.С., Шапалова Н.С. Человек в биосфере. Москва. ЛА "Варяг", 1995.

.   Криксунов Е.А., Пасечкин В.В., Сидорин А.П. Экология. Издательский дом "Дрофа", 2000.

.   Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

.   Экология. Школьный справочник/ сост. А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина - Ярославль: "Академия развития", 1998.



2020-02-04 226 Обсуждений (0)
Третий этап развития экологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Третий этап развития экологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)