Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Второй этап развития экологии



2020-02-04 189 Обсуждений (0)
Второй этап развития экологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Популяризация экологических знаний в XVIII в. способствовало искусство. Изображение объектов природы приводило к более глубокому пониманию особенностей мира природы. Сельское хозяйство постепенно превращалось в товарное производство промышленного масштаба. С этой целью проводились специальные исследования. Одним из главных положений экологии этого периода стало формирование современных понятий биогеоценоза и биогеоценотических отношений. И поскольку оно в разных вариантах встречается у разных авторов, то можно утверждать, что это считалось одним из главных моментов экологии. В 1734-1742 г.г. - французский естествоиспытатель Рене Реомюр (1683-1757 гг.) в шести томном труде "Мемуары по естественной истории насекомых", публикует огромное количество сведений об условиях жизни насекомых, их общественном устройстве, сезонных явлениях, паразитизме и др. В 1735 году он установил, что сумма средних дневных температур воздуха в тени постоянна для данного сезонного периода в жизни организмов. Концепцию природных взаимоотношений, взаимосвязей, обеспечивающих ее баланс, осветил в своих трудах Карл Линней (крупный шведский естествоиспытатель в 1749 году опубликовал свою диссертацию под названием "Экономия природы", в которой утверждал. Что для поддержания равновесия взаимных отношений организмов, кроме размножения важно и их уничтожение, разрушение, так как гибель одного организма делает возможным существование других). Мысль о значении взаимоотношений в природе и их причинности содержится в статье М.В.Ломоносова "О словах земных".

В эпоху экспедиции различных стран, привозят массу фактического экологического материала. В Вильнюсском университете создается кафедра истории природы. Сведения экологического характера содержатся в трудах российских ученых П.С.Палласа (петербургский ученый, в нескольких монографиях заложил основы классического описания животного и растительного мира в связи с климатическими и географическими условиями), И.М.Лепехина (опубликовал четыре тома "Дневных записок путешествия доктора и Академии наук адъютанта Ивана Лепёхина по разным провинциям Российского государства", в которых он приводил множество сведений о взаимозависимости животных и окружающей природы) и др. Интересные экологические сведения содержат труды Н.Я.Озерецкого.

Накопление экологических знаний шло в основном в сфере зоологии и анатомии. Качественный скачёк произошёл в середине XIX в., когда экология оформилась как самостоятельное ответвление анатомии, зоологии, ботаники. По сути это была лишь всего биоэкология. Основоположники её - Ч.Дарвин (в 1859 г.- Чарлз Дарвин публикует свою книгу "Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь", которая совершила переворот в биологии и подготовила почву для появления экологии как науки), Э.Геккель (немецкий биолог, профессор Иенского университета Эрист Геккель в 1866 г. в книге "Всеобщая морфология организмов" впервые употребляет термин "экология" в его современном понимании. Эта книга была написана под воздействием идей Дарвина, которые восторженно принял молодой Геккель) и профессор МГУ К.Ф.Рулье (основатель первой научной экологической школы. В своих многочисленных статьях, научных трудах и даже популярных изданиях, например в газетных статья он постоянно подчеркивал необходимость изучать животных в связи с условиями их обитания).

В начале ХХ века появились первые экологи, которые трудились в заповедниках, занимались в основном наблюдениями за животным и растительным миром, анализом изменения их численности (популяцией). Чаще их именовали "естественниками".

Позднее в биоэкологию входят другие науки:

о климате (Ю.Ганн, А.Воейков);

о почвах и покровах земли (А.Гумбольд, В.Докучаев)

ландшафтах (Л.Берг) и др.

Следует отметить особую роль трудов В.Вернадского (1863-1945), который первый применил количественный анализ в экологии, раскрыл понятие о биосфере Земли в комплексе (сам термин "биосфера" - название монографии В.Вернадского, вышедшей в 1926 г., в котором развивается идея эволюции поверхности земного шара как целостного процесса взаимодействия косной материи с живым веществом ). Он настолько опередил своё время, что только на третьем этапе развития этой науки, когда она сформировалась как всеобщая (глобальная) экология и стала учитывать влияние человеческой деятельности на все условия окружающей среды, стало понятно, как далеко Вернадский заглядывал в будущее.

В конце второго этапа развития экологии (1945-1955) к биологам добавились гигиенисты-медики, агрономы, лесоводы, инженеры и т.д. Стали отрабатываться нормативы взаимодействия человека с окружающей средой, принципы инженерного подхода к защите среды.

В 1945 году создана ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная Организация ООН) - специализированное учреждение ООН, которое основное внимание уделяет продовольственным ресурсам Земли и развитию в мире сельского хозяйства. В 1946 году - создана ЮНЕСКО - Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Одним из главных направлений деятельности является охрана окружающей среды и памятников культуры, ЮНЕСКО возглавляет международное сотрудничество в этой области. Затем в 1948 году - по инициативе ЮНЕСКО создается МСОП - Международный союз охраны природы и природных ресурсов, межправительственная научно-консультативная организация, для сохранения природных богатств Земли и их рационального использования.

Второй этап завершился. Когда человек осознал, какой вред может принести неконтролируемое развитие крупной промышленности окружающей среде, природе. Начался "экологический бум", вызванный интенсификацией промышленной деятельности человека, фактором обнищания, исчезновения биоматресурсов. До этого ресурсы успевали восстанавливаться, теперь же эта цепочка нарушилась.



2020-02-04 189 Обсуждений (0)
Второй этап развития экологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Второй этап развития экологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)