Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия как рефлексивная форма культуры



2020-02-04 170 Обсуждений (0)
Философия как рефлексивная форма культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Итак, философия как особая форма самосознания культуры возникает в тот момент, когда независимо друг от друга в трех странах Древнего мира появляются особые люди, стремящиеся выразить в отвлеченных (абстрактных) понятиях сущность мироздания и объяснить место и назначение человека в мире. В Древней Греции это были Фалес Милетский и его ученики, Пифагор, Демокрит, Парменид и другие, в Древнем Китае - Лао Цзы, Конфуций, в Древней Индии - Будда. Суждения, выдвигаемые первыми философами, были основаны не на вере в высшие божественные силы, не на догматическом поклонении перед авторитетом предков, а на абстрактном мышлении, основными формами которого являются понятия, суждения и умозаключения. Так, логос (разум) приходит на смену мифу (чувственно-эмоциональному образному представлению о действительности).

Пример: наивное, но по тем временам рациональное объяснение землетрясения Фалесом как последствия шторма в мировом океане, на котором покоится земной диск.

Стоит отметить, что наряду с мифом, до философии возникла еще одна форма мировоззрения, существующая и по сей день и играющая в жизни большинства обществ весьма значительную роль, - религия.

На первый взгляд, у религии и мифа много общего, так как они основаны на вере в сверхъестественные силы, но специфика религии состоит в том, что она, в отличие от мифа основана на развитом культе то есть системе ритуальных обрядовых действий, имеющих целью коммуникацию с объектом почитания - божественными силами. Мифология есть форма объяснения окружающей действительности с привлечением веры в сверхъестественное, религия же есть практическая форма коммуникации со сверхъестественными силами, управляющими мирозданием и определяющими судьбу человека.

Так, в религии древних греков, у которых мифологиядостигла особого развития и разнообразия содержания, мифы отнюдь не составляли сути религии. Вера в них не была обязательной и многие образованные люди смеялись над мифами, при этом не навлекая на себя упреков в безбожии до тех пор, пока они с почтением относились к богам - покровителям города и выполняли предписанные религиозные обряды.

Итак, философия, в отличие и от мифа, в качестве источника познания рассматривала не веру, а разум. Философия содержит целую систему предельно общих (универсальных) понятий, называемых категориями. Другими словами, категориальная система - это язык философии, и без знания их невозможно освоить даже удовлетворительно философское наследие, аккумулируемое на протяжении многих столетий. Универсальность языка философии означает то, что каждая ее категория носит всеохватывающий характер. Например, категория бытия охватывает все сущее, все мироздание, взятое в его целостности. Но универсальность влечет за собой еще одну характерную черту, являющуюся тем камнем преткновения, на котором спотыкается большинство студентов при ее изучении. Эта черта - отвлеченность (абстрактность). Философия, в отличие от частных наук, носит умозрительный, отвлеченный от конкретного чувственно-образного содержания характер. Так, не может быть найдено конкретное содержание бытия и нельзя указать пальцем на бытие, взять его в руки, рассмотреть его, препарировать, изучить в лабораторных условиях. Говоря научным языком, у философских категорий нет эмпирического, то есть опытного, содержания.

Философы стремятся проникнуть в самую глубинную суть вещей, но рассматривают вещи не сами по себе а их общие абстрактные образы, то есть как категории.

Говоря о специфике философского подхода к рассмотрению мира (то есть ее метода), мы выходим на проблему определения предметного поля философии. Для этого в качестве примера сопоставим предмет философии с предметом психологии. Говоря упрощенно, психология направлена на изучение внутреннего мира человека (психики) и проявлений особенностей этого внутреннего мира в поведении, то есть в отношении к миру, к людям, к себе. Философы тоже во все времена занимались рассмотрением человека, но в отличие от психологов, которых интересует психический мир конкретного индивида, личности, взятой здесь и сейчас, например Иванова Ивана Ивановича 20 лет, студента N-городского государственного университета, то философов интересует человек не как конкретная личность, а как универсальное понятие, в котором аккумулированы универсальные черты, присущие всем представителям человеческого рода, когда либо жившим на Земле, живущим ныне и тем, кому предстоит жить.

Если психологи занимаются эмпирическим изучением психической жизни индивидов и разрешением индивидуальных и групповых проблем, то философы ищут решение проблем, носящих общечеловеческий характер, имеющих отношение ко всем людям: что есть человек и каковы его сущностные свойства, отличающие его от других, в чем смысл жизни, как нужно относиться к смерти, что такое счастье и как его достичь и тому подобные.

При этом, необходимо отметить, что психология, как и многие науки «вышли» из философии, то есть психология началась с умозрительных рассуждений о человеке и его душе, среди которых наиболее значимыми являются идеи древнегреческих мыслителей Платона и Аристотеля.

Теперь сопоставим философию с физикой как древнейшей наукой о природе, также зародившейся в лоне философии и в своем зачаточном состоянии находящейся с философией в единой целостности. Само слово физика, имеющее греческое происхождение, переводится на русский язык как «природа».

И физиков и философов интересует материальный мир. Но философия изучает материю как одну из возможных субстанций, то есть оснований мироздания. Философ не изучает конкретное вещество в лаборатории, его интересует материя как универсальная категория, как некое первовещество, из которого состоят материальные предметы окружающего мира.

Физика - это не просто наука о природе или материи, ее можно определить как науку о наиболее простых и вместе с тем наиболее общих формах движения материи и их взаимных превращениях. Основным методом физики является опыт, то есть эмпирическое изучение, философия же изучает материю умозрительно или, как говорят сами философы, спекулятивно. Итак, можно сказать, что предмет философии, то есть та сфера, осмыслением которой занимаются философы, - это мир в его целостности и место человека в этом мире. Основными специфическими чертами философии являются ее универсализм, абстрактность и умозрительность.

Для более полного раскрытия характера философии обратимся к мнению по данному вопросу выдающегося отечественного мыслителя ХХ века, прозванного «грузинским Сократом» (Сократ - выдающийся древнегреческий философ, олицетворение настоящего философа не только по роду деятельности, но и по образу мысли и жизни), Мераба Константиновича Мамардашвили (годы жизни 1930-1990).

Итак, Мамардашивили указывает, что философия - это:

. «Автономная теоретическая мысль», лишенная ритуальной или священной окраски.

. С философией всегда связано имя, то есть конкретный творец философской мысли, а значит, она «индивидуальна и датируема».

. Философия порождает традицию, например, с именем Платона, учившего мудрости в созданной им школе Академии, связаны платонизм и неоплатонизм как философские традиции. Аристотель, обучавший желающих прикоснуться к знаниям, в собственной школе под названием Лицей, породил такое направление как аристотелизм (другое название перипатетизм, происходящее от греческого слова «перипатетикос» - прогуливаться: Аристотель обучал своих учеников, прогуливаясь под портиками Лицея).

. Философия - это «определенный тип размышления, определенный тип текста, передаваемого другим, комментируемого другими и составляющего их занятие и призвание».

И действительно, занятия философией немыслимы без изучения и осмысления произведений философов, попытка философской интерпретации той или иной проблемы немыслима без обращения к мнениям авторитетных философов, уже однажды высказанных. Но простого воспроизведения мнений здесь недостаточно: осмысление идей, содержащихся в текстах, означает их критическую переработку, сопоставление, поиск сильных и слабых сторон, формирование собственной позиции по изучаемому вопросу.

. Философия проблематична, то есть философия начинается с обнаружения проблемы, носящей универсальный общечеловеческий характер. Так, например, мир интересует философов не данный в готовом виде, упорядоченный и стабильный, а как хаотичный, требующей упорядочения, нахождения неких первооснов, фундамента, дающего человеку чувство стабильности и уверенности [2, c, 13-19].

Чтобы лучше понять суть философии, попробуйте задаться вопросом о смысле собственного существования, и подумайте, как эта проблема решалась на протяжении истории человечества. Постарайтесь перейти от мыслей о собственном существовании к размышлениям о том, что такое человек, как, когда и главное, зачем, он появился в мире.

Философия - ядро мировоззрения. Мировоззрение - это система обобщённых чувствований, интуитивных представлений, теоретических взглядов на мир и место в нём человека. Это система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих жизненные позиции личности.

Основной вопрос философии, определяющий мировоззрение человека - это вопрос об отношении духа и материи: «Что первично - дух или материя?»

Попытки ответить на него предпринимаются с момента появления человечества. Первобытные люди воспринимали явления природы как чудеса, происходящие по воле нематериальных существ: духов, богов, демонов. Благодаря этому возникли религия и философский идеализм.

С точки зрения идеализма дух первичен, он породил материю и определяет развитие Вселенной, а человек обладает бессмертной душой. Материализм основывается на утверждении, что материя первична, а дух, мышление - лишь её свойства. Оба эти направления характеризуются как монизм (от греч. monos - один) - учение, гласящее, что в основе бытия лежит лишь одна субстанция (сущность) - или материя, или дух. Существует также дуализм (от лат. duo - два) утверждающий идею о равном значении материи и духа.

Решение основного философского вопроса отражается на решении вопроса о смысле жизни. Для идеалистов он состоит в подготовке к предстоящей после телесной смерти жизни души в идеальном мире или в другом теле. Эта подготовка предусматривает соблюдение определённых духовно-нравственных норм и самоограничение в материальных удовольствиях, отвлекающих от духовного развития. Для материалистов смысл жизни заключается в достижении счастья в земной жизни.

Но одни стремятся лишь к обогащению себя и своих близких, нередко - преступными средствами, поскольку в божий суд не верят, а земного не боятся. Другие, иногда в ущерб личной выгоде, работают и борются в интересах своего народа или всего человечества.

С основным вопросом философии связан и другой важнейший философский вопрос - о тождестве мышления и бытия: “Может ли человеческое сознание верно отразить бытиё?” Положительный ответ на этот вопрос характеризуется как гносеологический оптимизм. Отрицательный - как агностицизм (от греч. а - частица “не” и gnosis - знание). Сомнение в возможностях человеческого познания - скептицизм (от греч. skeptikos - рассматривающий, критикующий).

В зависимости от того, какие способности человека считаются основой познания, в философии выделяются:

.   Рационализм (от лат. ratio - разум) - учение, исходящее из того, что бытиё основано на разумных законах, и основой познания, соответственно, является разум.

.   Иррационализм (от лат. irrationalis - неразумный) - учение, признающее основой бытия неразумное начало (энергию, любовь, волю), а основой познания - внерациональные аспекты духовной жизни человека (чувства, интуицию, озарение).

Двумя основными противоположными друг другу теоретическими методами познания являются:

Метафизика (от греч. meta - после и fisica - физика) первоначально - учение о нематериальных началах бытия. В более широком смысле - способ мышления, при котором явления рассматриваются как обособленные, неизменные, статичные.

Диалектика (от греч. dialog - беседа) - учение, рассматривающее явление с различных точек зрения, в его развитии и взаимосвязи с другими явлениями.

Основа диалектики - закон единства и борьбы противоположностей. Согласно ему, движение, развитие любого явления происходит благодаря постоянной борьбе в нём противоположных начал. Компоненты диалектического мышления на языке логики называются: утверждение - тезис, отрицание - антитезис, вывод - синтез.

В наше время наибольшее развитие имеют точные и прикладные науки, технологии. Они делятся на огромное количество видов. Поэтому люди разделены на множество профессий и специальностей. Часто, стремясь лучше освоить свою специальность, они недополучают знаний о других сферах жизни. Это ограничивает их возможности. Такая неравномерность в развитии людей ведёт к духовным, психологическим, социальным проблемам не только отдельных личностей, но и общества. Духовный кризис наблюдается не только в России с её экономическими проблемами, но и во многих экономически развитых странах. Известный психолог В. Франкл проводил исследования среди американских студентов. Оказалось, что среди причин смертности у них на первом месте - ДТП, а на втором - самоубийства. Большинство из них совершаются вполне обеспеченными материально и благополучными студентами.

Философия, наряду с другими формами духовной жизни - религией, искусством, литературой - помогает людям построить свои мировоззрение и жизнь гармонично, найти ответы на вопросы: «Почему мир таков, какой он есть?», «В чём смысл жизни?», «Как обрести счастье?», «В чём заключается истина, добро, красота?», «Как познать истину?», «Как отличить истину от заблуждения?», «Каковы причины великих перемен в судьбах человечества?», «Как устроить достойную жизнь для всех людей?».

 



2020-02-04 170 Обсуждений (0)
Философия как рефлексивная форма культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философия как рефлексивная форма культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (170)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)