Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура и функции философии



2020-02-04 144 Обсуждений (0)
Структура и функции философии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Традиционно в философии как совокупности мировоззренческих представлений выделяются следующие структурные разделы:

. Онтология - учение о бытии.

. Гносеология - учение о познании.

. Социальная философия - философия общества.

. Философская антропология - философия человека.

. Натурфилософия - философия природы.

. Этика - философия морали.

. Философия культуры.

. Эстетика - философия прекрасного.

. Логика - философское учение о законах правильного мышления.

При этом, философия несмотря на ее кажущуюся абстрактность содержит и множество идей, имеющих не просто теоретическую, но и практическую значимость. И именно практическая философия в наше время прагматизма приобретает наибольшую значимость. К практической философии можно отнести социальную философию и этику.

Так, социальная философия является тем уровнем знаний, на котором формулируются наиболее общие принципы и законы жизни и развития общества, то есть нас с вами, всех людей, объединенных сознательным взаимодействием. Эти знания представляют собой ориентиры общественного развития, позволяют объяснить процессы, происходящие в современном обществе, лучше понимать события, происходящие с нами и влияющие на нашу жизнь.

Этика позволяет сформировать нормы грамотного поведения человека в обществе, сориентироваться во всем многообразии возможных линий поведения и выстраивания отношений с окружающими. И как бы банально не звучали основные этические постулаты (например, относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе), от их соблюдения зависит благополучие не только отдельного человека, но и всего общества в целом.

Кроме этого, все больший приобретает так называемая прикладная этика, имеющая больше практический, чем теоретический характер и представляющая ответ философов и ученых на актуальные проблемы нашего времени: экологические проблемы, этические проблемы медицины, жизни и смерти. Такие проблемы, как эвтаназия, клонирование, хоспис, экологическая ответственность ныне активно обсуждаются не только в научной, но и в философской среде, именно на уровне прикладной этики.

Указанные проблемы носят поистине всеобщий характер, так как напрямую связаны с жизнью и смертью, а значит, касаются каждого из нас.

Значимость философии проявляется в ее функциях.

. Гносеологическая (познавательная).

В философии вырабатываются пути и методы постижений действительности, познания человеком мира и своего места в нем, философия решает проблему установления границ познания и возможностей чувств и разума человека. Так, например, такие общелогические методы, как дедукция и индукция, повсеместно используемые представителями различных наук, получили разработку в трудах известных философов Нового Времени Фрэнсиса Бэкона (индукция) и Рене Декарта (дедукция). Проблема умственного постижения бесконечности Вселенной получила разрешение в трудах выдающегося философа Иммануила Канта, который высказал и обосновал мысль о том, что разум человека, сталкиваясь с проблемами, не поддающимися опытному изучению, рано или поздно заходит в тупик. Подобные тупики разума Кант назвал антиномиями. Кроме того, он высказал мысль, что пространство, как и время не существуют объективно, то есть независимо от сознания человека, а содержатся в нашем мышлении как априорные (изначальные, доопытные) формы восприятия, в которые мы облекаем постигаемый с помощью органов чувств мир.

. Методологическая.

Философия выступает общетеоретическим уровнем для многих наук, на котором формулируются наиболее общие научные законы и принципы. Например, социальная философия как раздел философских (а значит универсальных, абстрактных и умозрительных) знаний об общественной жизни выступает общетеоретическим уровнем для такой науки, как социология. Данная общественная наука и возникла в лоне социальной философии в XIX веке, благодаря французскому мыслителю Огюсту Конту, который предложил изучать общество не только умозрительно, в недрах философии, а опытным путем, аналогично тому, как различные природные феномены изучаются естественными науками с помощью методов опыта, наблюдения и эксперимента. Социальная философия определяет мышление социологов, или, говоря научным языком, их методологическую ориентацию. Так, социолог с марксистской ориентацией при изучении массовых беспорядков будет искать причины экономического характера, обращая внимание на производственные отношения между наемными рабочими и представителями бизнес-сектора: низкий уровень жизни, неудовлетворительные условия труда, разрыв в доходах между богатыми и бедными и т.д. Социолог с феноменологической ориентацией при изучении этих же массовых беспорядков обратит внимание, в первую очередь, на то, как представители различных социальных групп воспринимают эти беспорядки и возможные причины, их вызвавшие.

. Гуманистическая.

Философия позволяет человеку жить осмысленно, ориентироваться в всем многообразии жизни, как природной, так и общественной, позволяет найти себя, что особенно важно в кризисные моменты жизни. Так, в рамках экзистенциализма (философии существования от «existence» - «существование») была обоснована мысль о том, что в пограничной ситуации (умирание, смерть близкого человека, одиночество, вина) человек сталкивается с настойчивой необходимостью осмысления жизни и выработки грамотного отношения к смерти.

Важность смысла жизни для человека подтвердил не только своими суждениями, но собственной судьбой австрийский психолог и философ Виктор Франкл. На его судьбу выпали годы заключения в фашистских концентрационных лагерях, и выжить ему помогло именно осмысленно существование, четкая жизненная цель - оказание помощи другим заключенным и продолжение научной деятельности. Ученый заметил, что в концлагерях чаще выживали те, кто был сильнее не только физически, но и духовно, те, кого не удавалось «сломить» и кто сохранял человеческий облик и жизненные цели. Те же, кто терял цель жизни или ее не имел вовсе, погибали. Результатом осмысления опыта нахождения в концлагере с позиций психиатрии и психологии стала работа Франкла «Сказать жизни «Да» Психолог в концлагере», которую он завершил в 1945 году.

Уже после войны Франкл, оказывая психологическую помощь при помощи разработанного им метода логотерапии - помощи консультанта по обретению пациентом смысла жизни, признавал, что даже материальное благополучие, успех у противоположного пола, престижная профессия не гарантируют счастья и духовной гармонии. Внешне успешные люди приходили к нему и жаловались на пустоту жизни, депрессию, мысли о суициде. Все это свидетельствует о том, что материальное благополучие - это не единственная составляющая счастья человека. Чтобы жизнь была счастливой, она должна быть осмысленной. В этом и помогает людям философия.

. Социально-критическая.

Философы во все времена при осмыслении процессов, происходящих в обществе, выявляли недостатки в общественной жизни, общественном устройстве, общественном развитии и предлагали оптимальные пути развития общества. Поэтому, мыслителей уважали и их боялись. Свидетельством тому судьба древнегреческого мыслителя Сократа, который в возрасте 70 лет был приговорен в 399 году до н.э. к смерти за то, что обучал молодежь самостоятельному критическому мышлению. Еще один пример - Джордано Бруно, который в возрасте 52 лет был сожжен на костре в 1600 году. В советское время, инакомыслящие философы порой не выдерживали идеологического давления, политической «травли» и сводили с собой счеты. Такая участь постигла выдающегося отечественного мыслителя и педагога, обучавшего слепоглухих детей, Эвальда Ильенкова, который, не выдержав критики в официальных научных и партийных кругах, покончил жизнь самоубийством в 1979 году в возрасте 55 лет.

. Прогностическая.

С данной функцией связана такая область знаний, как футурология. Философы, основываясь на результатах рефлексии прошлого и настоящего, прогнозируют возможные пути развития цивилизации и ограждают человечества от различного рода ошибочных действий, создающих угрозу выживанию населения земного шара.

. Социокультурная рефлексия.

Философия, выступая самосознанием эпохи, является духовным отражением культуры человечества, в ней как в зеркале отражаются и преломляются все достижения человечества и все его трудности и катастрофы.

Так, например, начиная с рубежа 19-20 веков в западной философии наблюдался кризис рационализма и рост иррационалистической философии. В то время для системы философского знания стало характерным заметное влияние таких философских концепций, как философия жизни (Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Вильгельм Дильтей, Анри Бергсон), экзистенциальная философия (Серен Кьеркегор, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мартин Хадейггер, Габриэль Марсель), психоанализ (Зигмунд Фрейд, Герберт Маркузе, Эрих Фромм).

Философия как важнейший фрагмент культуры, прошла длительную эволюцию, в процессе которой возникали все новые и новые ее направления и школы. Традиционно выделяются следующие исторические типы философии:

. Философия Древнего Востока (Древний Китай и Древняя Индия).

. Античная философия (Древняя Греция и Древний Рим).

. Средневековая философия.

. Философия Ренессанса.

. Философия Нового времени.

. Философия Новейшего времени (современная философия).

При этом, в каждую историческую эпоху философия отражала ее специфические черты, особенности мировоззрения и мышления людей т ого времени. Каждый указанный тип философии является «духовным слепком», снятым с соответствующей эпохи. Так, если для Нового времени была характерна оптимистическая вера в величие людского разума и науки, то для современности характерно осознание противоречивости человеческой природы и понимание того факта, что разрыв науки и технического развития с нравственностью несет угрозу жизни всего человечества.

Важно отметить тот факт, что процессу развития философии присущ диалектический характер: появление новых идей и концепций не означает полного отвержения прежних, скорее новое в философии возникает как результат критического переосмысления и обновления имеющихся в философском наследии идей и концепций, из которых заимствуется самое ценное. Например: психолог и философ ХХ века Эрих Фромм в своем учении синтезировал ключевые идеи из трех философских учений, казалось бы совсем не связанных: марксизма, фрейдизма и экзистенциализма.

Философия как особая интеллектуальная деятельность присутствует в современной культуре не только в традиционной печатной форме (книги), которая, к сожалению, отходит на задний план перед аудиовизуальными формами (телевидение и интернет). Не умаляя значимости чтения для личностного развития и интеллектуального обогащения и тем более для изучения философии, можно назвать ряд фильмов, которые можно назвать философскими, то есть авторы которых поднимают в них жизненные проблемы философского плана и наталкивают зрителей на философские размышления. Большинство фильмов с подобным содержанием относятся к арт-хаусу, то есть к немассовому кино, не для многих, трудному для понимания, созданному не для развлечения широких масс, а с целью привлечения внимания к тем или иным проблемам, стимулирования зрителей к размышлениям о тех или иных проблемах, с которыми сталкиваются человек и общество. Хотя есть фильмы с философским подтекстом и среди так называемого массового кинематографа, легкого для восприятия: «Куда приводят мечты» (1998 г.), «Матрица» (1999 г.) «Заплати вперед» (2000 г.), «Трасса 60» (2002 г.) и другие. Среди «артхаусного», трудного для восприятия, кино с философским содержанием я бы выделил филь Дэвида Линча «Человек-слон» (1980 г.) фильм Даррена Аронофски «Пи» (1998 г.), фильм Дэвида Финчера «Бойцовский клуб» (1999 г.) и другие.

Кроме художественных фильмов с философским содержанием создаются биографические кинокартины, рассказывающие о жизни философов, снимаются документальные фильмы на философскую тематику. Подобные произведения художественного и документального кино можно найти на портале rutracker.org на форуме «Поговорим об арт-хаусе» в разделе «Кино-философия» (<http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=694261>).

Таким образом, философия - это особая, основанная на абстрактном и критическом мышлении форма мировоззрения, в рамках которой содержатся универсальные представления о мире и месте человека в нем. С другой стороны, философия - это особый тип духовной деятельности, направленной на выработку системы данных представлений. Философия занимает значительное место в культуре и развивается в соответствие с развитием новых культурных форм.


 

Заключение

 

В заключение хотелось бы отметить тот факт, что философия в нынешнее время отражает особенности данной эпохи, которую можно назвать постсовременностью.

Постсовременность характеризуется деинституализацией, то есть нарушением сложившейся на протяжении веков упорядоченности социального мира, разрушении традиционных форм совместной жизнедеятельности людей. Подобные явления можно расценивать как симптом неоархаизации, то есть возврата к древним формам общественной жизни и общественного поведения.

Так, например, государственное право как важнейший общественный институт, обеспечивающий стабильность функционирования общества, в России 90-х годов существовало лишь номинально, фактически же роль основного регулятора общественной жизни выступало «тюремное» или «криминальное» право, то есть система норм поведения, составляющая неписаный кодекс для представителей криминальной контркультуры. Подобные нормы мало чем отличаются от правил поведения в животном мире, где выживает сильнейший, а слабый гибнет.

В условиях аномии и духовного кризиса российский социум в последнее десятилетие ХХ века во многом стал напоминать первобытное сообщество, в основе которого была дикость.

Начало XXI века в российском социуме было ознаменовано упорядочиванием общественных отношений и переходом от неоархаики к «Новому средневековью».

Философия сама по себе не пользуется должным уважением, вследствие чего большинство обывателей предпочитают рациональным формам познания повседневности эмоционально-образные.

Переходом от мифа к логосу в 6 веке до нашей эры не завершилось духовное развитие человечества: прошло 2500 лет, и логос, породивший технику и в том числе аудиовизуальную технику и тем самым массовое сознание и массовую культуру, соединился причудливым образом в современном обыденном сознании со своей противоположностью - мифом.

Современная мифология как особый пласт обыденного мышления в многом отличается от тех мифов, которые составляли первичную форму мировоззрения и служили способом объяснения строения мироздания, содержав ответы на наиболее глобальные вопросы, от решения которых зависело душевное благополучие наших предков.

Первое и самое важное отличие современной мифологии от мифов древности состоит в том, что если в древней мифологии постулируется естественная, исконная и неразрывная связь человека с природой и космосом, означающая ответственность человека по отношению к миру, то современный миф погружает человека в искусственную среду, которую современные философы называют виртуальной, и «задает» ему виртуальные, неестественные, чуждые его исконной сущности идеалы, ценности, схемы повседневного поведения.

Второе отличие состоит в том, что если древние мифы передавались от поколения к поколению устно и известны даже сейчас как часть культурного наследия человечества и важнейший пласт духовной жизни, то современные мифы носят порой спорадический и кратковременный характер, не имеют никакой культурной ценности и транслируются по сетевому принципу с помощью радио, телевидения и интернета [1, c. 10-11].

 


 

Список литературы

 

1. Антипов М.А. Эволюция мышления: диалектика мифа и логоса // Социосфера. № 3. 2012. С. 9-13.

. Мамардашвили М.К. Введение в философию // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М.: «Лабиринт», 1996. С. 13-19.

. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология - М.: Искусство, 1989. - 304 с.

4. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира - М.: Высшая школа, 1999. 703 с.

5. Фромм Э. Человек для себя - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006 г. - 314 с.

. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1994 г. - 527 с.



2020-02-04 144 Обсуждений (0)
Структура и функции философии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура и функции философии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (144)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)