Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика и свойства фольклора



2020-02-04 163 Обсуждений (0)
Специфика и свойства фольклора 0.00 из 5.00 0 оценок




План

 

Введение

. Специфика и свойства фольклора

. Системность фольклора как художественного творчества

. Жанровый состав фольклора

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

С изучением жанровых структур в последние годы стали связывать перспективу так называемого «системного» анализа, усматривая в нем выход к разрешению сложных проблем истории жанров и истории фольклора вообще. Поэтому системный анализ и его возможности как исследовательского приема являются остро актуальными. Но есть и другие, более важные причины, в силу которых системный анализ связывают с изучением жанровых структур: понимание любой структуры как единства компонентов не мыслится без установления системности структуры.

Для выяснения системности фольклора важно предварительное деление материала. Если основание деления для классификации выбрано среди существенных признаков фольклора, то и классификация способна приблизить к разрешению проблем системного анализа, но если в основание деления будет положен несущественный признак, то такая классификация в лучшем случае окажется бесполезной. Все зависит от характера классификации, что, в свою очередь, опирается на проблему толкования жанра. Классификация, если она строгая и глубокая, приведет материал в систему, а если жанры поддаются классификации, то они системны по своей природе. Так мы приходим к необходимости уяснить содержание понятий «система» и «система жанров». Любая система - это совокупность, объединение связанных между собой и расположенных в соответствующем порядке элементов - частей какого-либо целостного образования. Система там налицо, где изменение одного из элементов вызывает изменение всех связанных с ним и последующее изменение всего целого. Есть ли такая система в фольклоре? Представляют ли фольклор в целом и его отдельные виды, а равно и отдельные произведения, такую систему - совокупность взаимосвязанных частей, изменение каждой из которых вызывает соответствующее изменение других и всего целого?

Рассмотрим фольклор как художественную систему.

 


Специфика и свойства фольклора

Слово «фольклор» (от англ. folk - народ и lore - учение, наука) было предложено в 1846 году английским археологом Джоном Томсом. Постепенно оно стало общеупотребительным, вошло во все языки мира. В 1879 году Английское фольклорное общество официально приняло его для обозначения всей совокупности произведений народной культуры.

Индивидуального творчества, неповторимо своеобразного, единичного, в каждом отдельном случае нового в идеях, образах, сюжете, мотивах и стиле фольклор не знает, но такое творчество обычно в литературе, творимой авторами-профессионалами. Творчество отдельного человека в фольклоре основывается на прямом заимствовании, перенимании труда предшественников. Оно продолжается в новых творческих актах. Это и составляет существо коллективной работы, всегда основывающейся в фольклоре на преемственности. Искусство фольклора традиционно, оно создается постепенно, поддерживается и развивается у сказителей, связанных преемственностью. По этой причине творчество в фольклоре осуществляется в типовых поэтических формах, разнообразие которых велико, но не безгранично. Каждый талантливый человек - певец, рассказчик берет в традиционно, исподволь сложившемся до него искусстве то, что ему близко. П. Г. Богатырев очень точно охарактеризовал фольклорное произведение, сказав о нем как о «внеличном, существующем независимо от исполнителя, хотя и допускающем деформацию и введение нового творческого и злободневного материала».

В фольклоре, как, впрочем, и во многих других областях человеческой деятельности, творчество хотя и осуществляется отдельными людьми, но отдельные лица выражают себя не как индивидуальные авторы - художники с чертами особого восприятия мира, а в том общем, что объединяет их с другими. Здесь творчество свободно от субъективности отдельного человека и индивидуальных особенностей его личности. Берется только то, что общеинтересно, близко всем. Сказитель, певец, сказочник творят по особым «законам», и эти «законы» массового творчества отличают и процесс создания, и его результаты от литературного творчества.

Важно подчеркнуть, что коллективность в фольклоре - не арифметическая сумма многих устных произведений, каждое из которых создано отдельным человеком. Ни одно произведение фольклора, будь то песня, сказка, пословица или другое произведение, в конечном счете не создавалось исключительно кем-то одним, без опоры на творчество других. Это общее правило, даже если речь шла о талантливых людях, таких, как знаменитая северная плачея-вопленица Ирина Андреевна Федосова, как кижский сказитель былин Трофим Григорьевич Рябинин, самарский сказочник Абрам Кузьмич Новопольцев. В любом случае творчество индивидуального автора, его работа - часть коллективного труда. Суть дела в том, чтобы правильно определить объем и качество творчества отдельного человека в фольклоре.

В фольклоре нет творцов, которые не зависели бы от других. В этом легко убедиться, рассмотрев любое фольклорное произведение. Вот, например, загадка о месяце: «Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка; собаки лают, достать не могут». В таком варианте загадка была записана в Архангельском крае. В других местностях также знают эту загадку, но немного в других вариантах. Так, в Новгородской области она начинается словами: «За бабиной избушкой…». В разных записях, произведенных от разных лиц в разное время и в разных местах, перед нами предстает одно и то же произведение с устойчивой образной структурой. Менялись подробности, слегка изменялся стиль, но по вариантам нельзя не узнать одной и той же загадки. Она переходила из местности в местность, от лица к лицу, и каждый человек, ее загадывавший, принимал ее мысль, образ и стиль. Все вариации сохраняют ее образный тип-структуру. Несомненно, варьирование загадки обнаруживает движение, новизну в ее традиционном содержании и форме. Не исключается даже чисто личное варьирование, но, чтобы изменение стало фольклорным, необходимо было его соответствие традиции, включение в общий поэтический обиход.

Личный вклад отдельного человека в фольклоре тем ценнее, чем больше на нем лежит печать общего. По вполне понятным причинам устное произведение при всем действии «законов» массового творчества не ограждено в отдельном творческом акте от произвольных трансформаций, но аномалии и отклонения составляют наименее ценное в фольклоре и, как правило, не сохраняются. «Допустим, - писал П. Г. Богатырев, - что член какого-либо коллектива создал нечто индивидуальное. Если это устное, созданное этим индивидуумом произведение оказывается по той или другой причине неприемлемым для коллектива, если прочие члены коллектива его не усваивают, - оно осуждено на гибель. Его может спасти только случайная запись собирателя, когда он переносит его из сферы устного творчества в сферу письменной литературы».

Изначально каждое устное произведение, конечно, создавалось кем-то одним, но оно не было еще фольклорным, если только не являлось вариацией какого-то предшествующего творчества и не следовало его образцу. Фольклорными произведения становятся в процессе бытования, перехода от лица к лицу. В результате преемственно связанных творческих актов формировалось общепринятое, устанавливались границы, в которых варьировалось устное произведение.

Процесс создания фольклорных произведений различен, но существо его всегда остается одним и тем же независимо от конкретных проявлений. Наиболее распространенным видом коллективного творчества можно считать совместную работу многих людей над одним и тем же произведением. Люди, принявшие участие в коллективной работе над одним и тем же произведением, могут и не знать друг друга. Творческие акты, как правило, разделены временем и пространством, но коллективная, совместная работа становится возможной благодаря передаче произведения от лица к лицу. Каждый новый человек, особенно если он наделен от природы способностями к творчеству, может изменить услышанное, чем-то дополнить его. Случайны ли эти дополнения и изменения? Конечно, возможно, что кто-то чего-то не понял, плохо запомнил и т.д., но наряду с этим имеют место и неслучайные моменты передачи устного произведения. Передаваться от лица к лицу может только то, что интересно всем, занимает всех. Запоминается наиболее творчески удачное, теряется все, что связывает рассказ или пение только с особенными свойствами отдельного человека. На устное произведение ложится печать того, что присуще среде, в которой бытует произведение. Одновременно устное произведение утрачивает черты, не характерные для среды, в которой бытует. Массовое, народное становится традицией, устойчиво сохраняемым элементом содержания и формы устного произведения.

Конкретное соотношение традиционных и случайных моментов передачи, как правило, такое, которое свидетельствует о безусловном преобладании традиционных, устойчивых моментов творчества над всем, что навеяно случайными обстоятельствами. Из этого следует очень важное практическое правило: отдельная запись фольклорного произведения всегда нуждается в критической оценке - в этой записи надо научиться различать традиционно устойчивые моменты творчества и случайные, единичные, нехарактерные моменты передачи. Традиции устного произведения выясняются посредством сличения его разных записей между собой: устанавливается их сходство и различие. Различие может свидетельствовать о случайностях передачи, но также о варьировании традиционно устойчивого содержания и формы устного произведения. Неслучайное варьирование выражает живое творчество в фольклоре. Творящая среда фольклора - рассказчики и певцы - ищут и находят новые возможности творческого выражения традиций произведений. Так осуществляется коллективная работа в фольклоре.



2020-02-04 163 Обсуждений (0)
Специфика и свойства фольклора 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика и свойства фольклора

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)