Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Жанровый состав фольклора



2020-02-04 350 Обсуждений (0)
Жанровый состав фольклора 0.00 из 5.00 0 оценок




Фольклор художественный творчество былина

Сказки, песни, былины, уличное представление - все это разные жанры фольклора, народного устно-поэтического творчества. Их не спутаешь, они отличаются своими специфическими особенностями, различна их роль в народном быту, по-разному живут они в современности. Вместе с тем всем жанрам словесного фольклора присущи общие признаки: все они являются произведениями искусства слова, в истоках своих связаны с архаическими формами искусства, бытуют преимущественно в устной передаче, постоянно изменяются. Этим определяется взаимодействие в них коллективного и индивидуального начал, своеобразное сочетание традиции и новаторства. Таким образом, фольклорный жанр - исторически складывающийся тип устно-поэтического произведения. В той или иной мере все фольклорные жанры связаны с историей народа, с действительностью, вызвавшей их к жизни и определяющей их дальнейшее существование, их расцвет или угасание. «Скажите мне, как народ жил, и я скажу вам, как он писал», - эти замечательные слова великого русского ученого академика А.И. Веселовского можно отнести и к устному творчеству: как народ жил, так он и пел и рассказывал. Поэтому фольклор и раскрывает народную философию, этику и эстетику.

Посмотрим, каков же жанровый состав русского фольклора. В. Я. Пропп указывает три основных момента, объединяющие произведения одного жанра: общность поэтической системы, бытового назначения и характера исполнения. При этом он справедливо утверждает, что ни один из этих признаков в отдельности не характеризует жанра. Исходя из этого определения, мы имеем все основания различать в фольклоре песенные, прозаические и драматические жанры. К первым относятся былины, исторические песни, баллады, лирические песни, которые в свою очередь, делятся на обрядовые и необрядовые. Многообразны прозаические жанры: сказки, предания, легенды былички и бывалыцины. К драматическим жанрам помимо народных пьес («Царь Максимильян» и «Лодка» и др.) кукольных представлений («Петрушка»), относятся многочисленные игры, хороводы и многожанровый по своему составу свадебный обряд.

Уточняя определение жанра, данное В. Я. Проппом, необходимым особо подчеркнуть значение функции фольклорного произведения, того, что он называл его бытовым назначением. Именно функция является одним из определяющих, но, конечно, не единственным признаком в понятии жанра.

Жанры русского фольклора, как и фольклора других народов, крайне разнообразны: одни из них - былины, песни, частушки - песенные и неразрывно связаны с народной музыкой, другие - сказки, предания, легенды - повествовательные, третьи - ряженье, народные пьесы - драматические. Былины, предания, сказки, любовная лирика живут вне связи с обрядом; причитания, приговоры дружки, колядки, веснянки тесно связаны с семейными или календарными обрядами; колыбельные песни, потешки бытуют в детской среде; былины, исторические песни, легенды являются достоянием только взрослых и т. д.

Различна и связь отдельных фольклорных жанров с бытом, с действительностью, с условиями жизни русского народа, чем определяются и их исторические судьбы.

Так, например, заговоры, календарные обряды и календарная поэзия неминуемо уходят из народного быта при угасании веры в их магическую значимость, меняется свадебный обряд и связанная с ним поэзия, поскольку в современном быту становятся неуместными душераздирающие плачи и «хлестания» невесты и свадьбы перестают быть «слезливыми» и превращаются в семейный праздник.

Поэтому по-разному сложились и исторические судьбы отдельных жанров. Часть из них в настоящее время безвозвратно ушли из народного быта, однако благодаря тому, что они продолжают жить в книге, не потеряли своего значения как элемент народной культуры - такова судьба былины. Другие жанры продолжают, постоянно изменяясь и трансформируясь, жить в народном быту - такова судьба сказок и песен. Многие жанры в наше время исчезают, так как исчезли те предпосылки, которые содействовали их возникновению и сохранению в быту, - такова судьба заговоров и обрядового фольклора. Некоторые жанры переходят из одной аудитории в другую. Например, ряд обрядовых песен включается в детские игры, а сказки о животных становятся достоянием исключительно детского репертуара.

Разные виды и жанры фольклора не стабильны, они в постоянном движении, постоянно взаимодействуют друг с другом. Произведения одних жанров преимущественно можно услышать от исполнителей-мастеров, почти профессионалов, каковыми являются сказители былин. В прежнее время знатоки былин подчас пользовались известностью далеко за пределами своей деревни. Произведения других жанров могут жить и в устах рядовых исполнителей, сказочников и песельников, среди которых, однако, также выделяются признанные мастера этого искусства. Наконец, к третьим (пословицам, поговоркам) обращается каждый.


Заключение

Таким образом, мы приходим к установлению факта особой системности фольклора, как и вообще художественного творчества. Фольклор - совокупность произведений народного творчества. Его формы включают устнопоэтические жанры, музыку, танцы, игры, мифологию, обряды, обычаи, ремесла, архитектуру и другие виды художественного творчества. Так, музыкальный фольклор включает в себя песенное и инструментальное творчество народа, отражающее его историю, быт, стремления, думы. Народная музыка, являясь результатом коллективного творческого процесса, складывается на основе художественных традиций многих поколений. Передаваясь из уст в уста, народные мелодии постоянно обогащаются и видоизменяются: в различных районах страны могут существовать разные варианты одного и того же напева, наигрыша. Основная область музыкального фольклора - народная песня - важнейший источник профессиональной музыки. Отличаясь исключительным богатством и разнообразием жанров (песни обрядовые, сатирические, трудовые, игровые, лирические и др.), народные песни разных стран имеют специфические черты (подголосочная полифония русской народной песни, гармонический склад мелодии немецкой песни, прихотливый ритмический и интонационный склад многих восточных напевов и т.д.).

Реальность отражается в сознании художников не во всей полноте - здесь налицо избирательность в воспроизведении реального мира. Творящая и преобразующая сила художественного сознания проявляется в иной компоновке элементов отражаемой объективной реальности, в. смещении ее элементов в переводе эмпирически познанных фактов на ступень всеобщности. Тем самым в искусстве выражается идеологическая или утилитарно-бытовая заинтересованность творца в познании реальности. Любой художественный образ так или иначе соответствует реальности, но взятой избирательно, пронизанной обобщением. Переводя эти суждения на язык размышлений о системе, можно сказать: система самих реальных объектов, их внутренняя цельность и единство их компонентов с отношениями взаимоподчинения - система полная, а система художественного произведения - неполная, ибо в данном случае реальность предстает в образе с избирательно взятыми компонентами. Системный объект в его реальном существовании не может быть расширен или сужен за счет чего-либо. Объективные системные образования отличаются полнотой, хотя бы все они не были познаны. Другое дело система, субъективно создаваемая одним автором или многими творцами: она может быть дополнена, перестроена, что-то в ней может быть устранено. В художественных системах налицо относительная полнота частей, т. е. относительная цельность.

Перспективность системного анализа жанров в фольклоре вне всякого сомнения: он выведет фольклористику на путь построения общей истории фольклора. Пока реально возможен только анализ каждого жанра в отдельности. Работа по сведению выводов «жанрового» уровня к более широким обобщениям, касающимся жанров в целом, - дело будущего.

 


Список использованной литературы

 

1.  Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

2. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940.

.   Вольман С. Система жанров как проблема сравнительно-исторического литературоведения // Проблемы современной филологии. М., 1965.

.   Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. СПб., 1996.

.   Кондаков Н. И. Логический словарь. М., 1971.

.   Контекст - 1973. Литературно-теоретические исследования. М., 1974.

.   Кравцов Н. И. Проблемы славянского фольклора. М., 1972.

.   Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

9. Поcпeлoв Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. М., 1972.

.   Пропп В.Я. Жанровый состав русского фольклора. - В кн.: Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976.

.   Рыбникова М.А. Загадки. М., 1932.

.   Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

.   Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.

.   Храпченко М. Б. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4.



2020-02-04 350 Обсуждений (0)
Жанровый состав фольклора 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Жанровый состав фольклора

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (350)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)