Санитарно-бактериологическое исследование воздуха
В атмосферном воздухе содержится большое количество микробов – почвенных, сапрофитов, попадающих в воздух вместе с мельчайшими частицами почвы. Среди них находятся спорообразующие палочки, пигментные бактерии, грибы и дрожжи. В воздухе закрытых помещений обнаруживаются микроорганизмы, постоянно обитающие в больших количествах на слизистых оболочках верхних дыхательных путей человека. Они выделяются в окружающую среду при чиханье, смехе, кашле и разговоре с мельчайшими частицами слюны и носоглоточной слизи. От больных с локализацией патологического процесса в полости рта и верхних дыхательных путях на ряду с условно патогенными микроорганизмами – стафилококками и зеленящими стрептококками – выделяются в окружающую среду патогенные микробы- гемолитические стрептококки группы А, бактерии дифтерии, коклюша, туберкулеза и др. в зависимости от этиологии заболевания. Микробиологический анализ воздуха на патогенную флору производит только по эпидемическим показаниям. Для повседневной санитарно-гигиенической оценки воздуха определяют: 1. общее количество микробов, находящихся в 1 м3 воздуха; 2. количество в том же объеме воздуха санитарно-показательных микробов. По концентрации этих микробов определяют степень загрязнения воздушной среды аналогично тому, как по титру кишечной палочки оценивают качество питьевой воды. Обнаружение в воздухе закрытых помещений данных микробов, обладающих признаками патогенности, является показателем эпидемического неблагополучия данного объекта. Норматив по оценке бактериальной загрязненности воздуха в настоящее время нет. Критерием для оценки чистого и загрязненного воздуха в жилых, невентилируемых помещениях (табл. 1 и 2) приняты показатели, предложенные А. И. Шафиром [4]. ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Объекты Микробиологический анализ проходил в следующих помещениях гимназии: классная комната, коридор, столовая, спортзал (рис. 1). В классной комнате и коридоре материал для проведения исследований был получен в различные периоды учебного дня. Изучение содержания количества микроорганизмов в воздухе проводилось в 3-ной повторности.
Методы исследования
Для определения степени загрязнения воздуха в закрытых помещениях использовалось два вида питательных сред: ГРМ – агар и Агар – Эндо – ГРМ.
Таблица 1. Критерии для оценки загрязненности помещений по числу микроорганизмов в 1м3 воздуха
Таблица 2. Санитарно-микробиологические нормативы воздуха в хирургических отделениях
Питательный сухой агар для культивирования микроорганизмов (ГРМ - агар). Состав панкреотический гидролизат рыбной муки…24,0 в граммах натрий хлористый…………………………. …..4,0 на 1л воды: агар микробиологический………………..12,0+2,0 Способ приготовления среды: 38,0 г порошка размешать в 1 л дистиллированной воды, кипятить 1-2 минуты до полного расплавления агара, фильтровать через ватно-марлевый фильтр, разлить в стерильные флаконы и стерилизовать автоклавированием при t = 1210С в течение 15 минут. Среду охладить до t = 45-500C, разлить в стерильные чашки Петри слоем 4-5 мм. После застывания среды чашки подсушить при t = 37+10C в течение 40-60 минут.
Рисунок 1 – Школьные помещения, в которых проводился анализ. А – классная комната, Б – коридор, В – столовая, Г – спортзал
Питательная сухая среда для выделения энтеробактерий (Агар – Эндо - ГРМ). Состав панкреотический гидролизат рыбной муки…...12,0 в граммах экстракт пекарных дрожжей……………………..1,0 на 1л воды: натрий хлористый………………………………...3,4 лактоза…………………………………………….10,0 сульфит натрия…………………………………….0,8 натрий фосфорнокислый 2 – замещенный………0,5 фуксин основной………………………………..…0,2 агар…………………………………………...10,0+2,0 Способ приготовления среды: 36,7 г среды размешать в 1 л дистиллированной воды, кипять 2- 3 минуты до полного расплавления агара, профильтровать через ватно-марлевый фильтр, снова довести до кипения, охладить до t = 46-500С и разлить в стерильные чашки Петри слоем 5-6мм. После застывания среды чашки подсушить при t = 37+10C в течение 40-60 минут. Наиболее старым методом микробиологического анализа воздуха является седиментационный метод (метод оседания Коха). Его используют только при исследовании воздуха закрытых помещений. Для этого чашки Петри с питательной средой при исследовании общей бактериальной загрязненности воздуха оставляют открытыми в местах отбора проб в течение 5-10 минут. По окончании экспозиции чашки закрывают и помещают в термостат при 370С на 24 ч, а затем при комнатной температуре выдерживают еще сутки. О степени загрязненности воздуха судят по количеству выросших колоний. Данный метод пригоден для сравнительных оценок чистоты воздуха [6].
Методика расчета
Учет посева бактерий из воздуха производят путем подсчета выросших колоний бактерий отдельно. Зная площадь чашки Петри, можно определить количество микроорганизмов в 1м3 воздуха. Для этого: 1) определяется площадь питательной среды в чашке Петри по формуле πr 2; 2) вычисляют количество колоний на площади 1 дм2 ; 3) пересчитывают количество бактерий на 1м3 воздуха [5]. Примерный расчет. В чашке Петри диаметром в 10 см выросло 25 колоний. 1) определяют площадь питательной среды в чашке Петри по формуле 3,14*52 или 3,14*25 = 78,5 см2 2) вычисляют количество колоний на площади 1 дм, равного 100 см2 25колоний – 78,5 см2 х=25*100/78,5=32 колоний х колоний – 100 мм2 т. е. на площади 1 дм2 имеется 32 колонии. 3) пересчитывают количество бактерий на 1м3 воздуха, который равен 1000л. Содержащиеся 32 колоний бактерий на площади 1 дм2 соответствуют объему 10л воздуха. Чтобы узнать количество в 1м3 воздуха, составляют пропорцию: 32 – 10 х=32*1000/10=3200 х – 1000 Следовательно, в 1м3 воздуха содержится 3200 бактериальных телец.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (541)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |