Инструментарий государственного регулирования экономики.
Применение правомочными государственными органами, учреждениями системы мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленной на достижение определенных социально-экономических целей, и представляет собой государственное регулирование экономики. Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на ее реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики. Государство использует методы прямого и косвенного воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приемов, средств. Так, метод прямого воздействия реализуется средствами административного и экономического влияния. Косвенный метод регулирования реализуется только экономическими средствами. Конкретное выражение этих приемов или средств регулирования представляет собой их формы. Особенностью административных средств регулирования экономики является то, что они: 1. не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации; 2. базируются на силе и авторитете государственной власти; 3. включают меры запрета, разрешения и принуждения (квотирование, лицензирование, утверждение правил приватизации и т.д.); 4. предусматривают организацию управления предприятиями государственного сектора экономики, государственной собственностью. Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование: 1. государственного экономического прогнозирования; 2. государственного экономического программирования; 3. бюджетно-налоговой системы; 4. денежно-кредитной политики; 5. валютной политики; 6. таможенной политики. Государственное экономическое прогнозированиеосновано на результатах анализа реального положения дел в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях. Государственное экономическое программированиепредставляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально-экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. Бюджетно-налоговая система — один из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в валовом внутреннем продукте (ВВП), создают реальные возможности влияния на социально-экономические процессы. Важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы служат инструменты денежно-кредитной политики,осуществляемой Центральным банком. Денежно-кредитная политика государства должна быть направлена, прежде всего, на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В процессе реализации денежно-кредитных способов регулирования экономики тесно переплетаются прямые экономические и косвенные методы. К инструментам прямого экономического воздействия относятся: 1. целевое кредитование; 2. установление кредитных "потолков"; 3. прямой контроль за установлением уровня процентных ставок. Более широко используются косвенные методы денежно-кредитного регулирования: 1. регулирование минимальных резервных требований; 2. осуществление дисконтной политики (регулирование учетных ставок по кредитам); 3. купля-продажа иностранной валюты; 4. регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков; 5. изменение курса национальной валюты; 6. эмиссия денег в обращение в рамках определенных нормативов; 7. продажа-скупка государственных ценных бумаг. Государственный сектор реальной экономики как инструмент воздействия на социально-экономические процессы используется для решения следующих задач:
Использование государственного сектора в качестве регулятора хозяйственной жизни общества остро ставит проблему повышения эффективности его функционирования. Несомненно, специфика той ниши в экономике, которую занимают предприятия и организации государственного сектора (сфера низкой рентабельности, инфраструктура, фундаментальная наука, решение не коммерческих, а общесоциальных задач и т.д.), непосредственно сказывается на уровне его эффективности, но сама данная проблема не становится от этого менее значимой.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |