Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Как нам формировать будущее?



2020-02-04 175 Обсуждений (0)
Как нам формировать будущее? 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Сто лет назад Эйнштейн кардинально изменил наши представления о пространстве, времени, энергии и материи. Мы до сих пор находим потрясающие подтверждения его предсказаниям, например, наличие гравитационных волн, которые были зарегистрированы в 2016 году в эксперименте лаборатории LIGO. Когда я думаю о гениальности, в первую очередь вспоминается Эйнштейн. Как появились все его гениальные идеи? Возможно, причиной тому – сочетание качеств: интуиция, оригинальность, проницательность. Эйнштейн обладал способностью заглянуть под поверхность и увидеть суть вещей. Его не пугал здравый смысл, утверждающий, что вещи такие, какими мы их видим. Он обладал мужеством браться за идеи, которые другим казались абсурдными. И это давало ему свободу быть гениальным, гением своего времени и гением всех времен.

Ключевой особенностью Эйнштейна можно назвать воображение. Многие его открытия появились благодаря способности воссоздавать образ Вселенной с помощью мысленных экспериментов. В шестнадцать лет, воображая полет на луче света, он понял, что с такой позиции свет должен выглядеть как застывшая волна. И этот образ в итоге привел к появлению специальной (частной) теории относительности.

За сто лет ученые узнали о Вселенной гораздо больше, чем было доступно Эйнштейну. У нас есть более мощные инструменты для совершения открытий – такие как ускорители частиц, суперкомпьютеры, космические телескопы; мы можем проводить эксперименты, как в лаборатории LIGO, когда были открыты гравитационные волны. Тем не менее самым мощным средством все равно остается воображение. Мы можем представлять самые экзотические явления природы, сидя за рулем автомобиля, подремывая на диване или делая вид, что слушаем какого-нибудь зануду на вечеринке.

В детстве меня очень интересовало, как все устроено. В те дни было гораздо проще разобрать что-нибудь на запчасти и попытаться понять, как это все устроено. Восстанавливать игрушки, которые я разбирал, получалось не всегда, но, думаю, мне удалось узнать больше, чем современным мальчикам и девочкам, пожелавшим проделать то же самое со смартфоном.

Я по-прежнему занимаюсь тем, что пытаюсь понять, как все устроено, только изменился масштаб. Теперь я с помощью законов физики пытаюсь понять, как устроена Вселенная. Если ты знаешь, как что-то устроено, ты можешь управлять этим. Когда я так говорю, все выглядит очень просто! Это всепоглощающее и многогранное занятие, которое вызывает у меня восторг всю жизнь. Мне довелось работать с величайшими учеными мира. Мне повезло жить в славный период развития космологии, изучающей происхождение Вселенной.

Человеческий разум – потрясающая вещь. Он может постичь величие небес и сложность базовых компонентов материи. Но чтобы разум раскрыл свой потенциал, нужна искра. Искра любознательности и удивления.

Нередко такая искра исходит от учителя. Позвольте объяснить. Я был не самым лучшим учеником. Я медленно учился читать, почерк у меня всегда был корявым. Но в четырнадцать лет мой учитель из школы в Сент-Олбанс, Дикран Тахта, помог мне обуздать мою энергию и научил творчески относиться к математике. Он открыл мне глаза на математику как проект Вселенной. Если всмотреться в каждую выдающуюся личность, за ней всегда стоит выдающийся учитель. Когда каждый из нас задумывается, что он может совершить в жизни, весьма вероятно, что, мы сможем совершить это благодаря своим учителям.

Тем не менее наука и образование в настоящее время находятся под угрозой. В связи с глобальным финансовым кризисом и мерами строгой экономии финансирование урезали во всех областях науки, но в особенности это коснулось фундаментальных наук. Нам грозит культурная изоляция, замкнутость и отрыв от всего, что может быть двигателем прогресса. На определенном уровне исследований необходим международный обмен: это дает возможность быстрее делиться опытом и идеями людям, сформировавшимся в различной культурной и научной среде. Это способствует прогрессу там, где он сейчас буксует. К сожалению, время вспять не повернуть. Брексит и Трамп наращивают усилия в отношении иммиграции и развития образования. Мы в глобальном масштабе видим бунт против специалистов, в том числе и ученых. Что же мы можем сделать, чтобы гарантировать дальнейшее развитие образования в области науки и технологий?

Вернусь к своему учителю, мистеру Тахте. База дальнейшего образования должна закладываться в школе, учителями. Но школы зачастую могут предложить лишь элементарные основы, при которых зубрежка, решение уравнений и экзамены могут вызвать у учеников лишь отторжение от науки. Большинство людей лучше реагируют не на количественное, а на качественное понимание, без необходимости применять сложные уравнения. Научно-популярные книги и статьи тоже лучше помогают понять, как мы живем. Однако лишь незначительный процент населения читает даже самые лучшие из научно-популярных книг. Более широкая аудитория у научно-популярных телевизионных фильмов и сериалов, но это односторонняя связь.

В 1960-е годы, когда я начал заниматься космологией, она считалась во многом непонятной и причудливой областью науки. Сегодня, благодаря теоретическим исследованиям и экспериментальным достижениям типа Большого адронного коллайдера и открытия бозона Хиггса, космология раскрывает перед нами тайны Вселенной. Еще предстоит найти ответы на множество вопросов. Впереди много работы. Но за относительно краткий период времени мы узнали больше и достигли гораздо большего, чем можно было представить.

Но что ждет современную молодежь? С уверенностью могу сказать, что их будущее зависит от науки и технологий в гораздо больше степени, чем у предыдущих поколений. Им придется обладать более глубокими научными знаниями, чем раньше, потому что наука беспрецедентным образом станет частью их повседневной жизни.

Не вдаваясь в слишком общие рассуждения, можно сказать, что мы уже видим тенденции и проблемы, которые нужно решать сейчас и придется решать в будущем. Среди них – глобальное потепление, поиск жизненного пространства и ресурсов для увеличивающегося населения планеты, быстрое исчезновение редких видов животных, необходимость создания возобновляемых источников энергии, деградация океанической среды, обезлесение, эпидемические заболевания – и это лишь малая часть.

В будущем нас ждут великие изобретения, которые кардинально изменят наш образ жизни, они коснутся и работы, и коммуникаций, и путешествий. Огромное поле для инноваций расстилается практически во всех сферах жизни. Это очень увлекательно. Мы будем добывать редкие металлы на Луне, создадим аванпосты человечества на Марсе, найдем способы и методы лечения считающихся ныне неизлечимыми заболеваний. Остаются пока без ответа глобальные вопросы существования – как возникла жизнь на Земле? Что такое сознание? Одиноки мы во Вселенной или там существует кто-то еще? Это вопросы, которые предстоит решать следующему поколению.

Есть мнение, что современное человечество – вершина эволюции и что оно хорошо само по себе. Я не согласен. Есть нечто особенное во Вселенной, и особенность эта в том, что для нее не существует границ. Так же ничем не ограничена человеческая пытливость. На мой взгляд, определяющими для развития человечества станут два аспекта: первый – это исследование космического пространства и поиск альтернативных планет, пригодных для жизни, второй – позитивное использование искусственного интеллекта для улучшения нашего мира.

Земля становится для нас слишком мала. Ее физические ресурсы истощаются пугающими темпами. Человечество преподнесло планете катастрофический подарок в виде изменения климата, загрязнения атмосферы, повышения температуры, таяния полярных ледяных шапок, исчезновения лесов и резкого сокращения видов животных. Темпы роста населения тоже вызывают тревогу. Все говорит о том, что почти экспоненциальный рост численности населения не сможет сохраняться на протяжении ближайшего тысячелетия.

Еще одна причина искать пути колонизации другой планеты – возможность ядерной войны. Есть гипотеза, согласно которой инопланетяне не входят с нами в контакт, потому что цивилизация, достигшая нашего уровня развития, становится нестабильной и самоуничтожается. Мы обладаем технологической мощью, чтобы уничтожить на Земле все живое. Как мы видели по недавним событиям в Северной Корее, это тревожная и отрезвляющая мысль.

Но я верю, что мы сможем избежать угрозы Армагеддона и один из лучших путей для этого – отправляться в космос и исследовать возможности для жизни людей на других планетах.

Второй аспект, который окажет влияние на дальнейшую судьбу человечества, – развитие искусственного интеллекта.

Исследования в области искусственного интеллекта сейчас активно прогрессируют. Недавние достижения, такие как самоуправляемые автомобили, компьютер, выигрывающий в го, появление цифровых персональных помощников (голосовых ассистентов) Siri, Google, Now Cortana и др., – первые симптомы «гонки вооружений» в области информационных технологий, подогреваемой беспрецедентными вложениями и опирающейся на мощный теоретический фундамент. Но эти достижения, скорее всего, побледнеют на фоне тех, что принесут нам ближайшие десятилетия.

Однако появление сверхразумного искусственного интеллекта может оказаться как величайшим благом, так и величайшим злом в истории человечества. Мы не можем сказать, что произойдет: будет ли искусственный интеллект всегда помогать нам, или начнет игнорировать и постепенно отодвинет нас в сторону, или сознательно нас уничтожит. Как оптимист, я верю, что мы в силах создать искусственный интеллект на благо всего мира, что он способен работать в гармонии с нами. Просто необходимо сознавать опасности, идентифицировать их, выбирать наилучшие способы применения и управления и заранее быть готовым к возможным последствиям.

Технология оказала огромное влияние на мою жизнь. Я говорю с помощью компьютера. Вспомогательные технологии дали мне голос, который отняло заболевание. Мне повезло, что я лишился голоса уже в эпоху существования персональных компьютеров. Intel оказывает мне поддержку на протяжении двадцати пяти лет, что позволяет ежедневно заниматься любимым делом. За прошедшие годы и мир, и технологии, оказывающие на него влияние, кардинальным образом изменились. Наш образ жизни стал другим. По мере совершенствования технологий открывается доступ к возможностям, о которых я даже не подозревал. Имеющиеся сейчас технологии для поддержки инвалидов ведут к ликвидации коммуникационных барьеров, которые раньше были непреодолимы. В них часто видны ростки технологий будущего. Перевод голоса в текст, текста в голос, домашняя автоматика, сервопривод, даже для сегвея, для инвалидов были созданы гораздо раньше, чем вошли в повседневное употребление. Все эти технологические достижения оказались возможны благодаря творческой искре, которая есть в каждом из нас. Творчество проявляется во множестве форм – от теоретической физики до спортивных достижений.

Но впереди – еще больше. Интерфейс мозга может сделать этот способ коммуникации, которым пользуются все больше и больше людей, более быстрым и более выразительным. Я сейчас пользуюсь «Фейсбуком» – он позволяет мне общаться напрямую с друзьями и фолловерами со всего света, а они могут быть в курсе моих новейших теорий и смотреть фотографии из моих путешествий. Это также означает, что я могу быть в курсе того, что на уме у моих детей, а не просто выслушивать, что они мне рассказывают о себе.

Как для людей, живших за несколько поколений до нас, непостижимы были бы интернет, сотовые телефоны, медицинская визуализация, спутниковая навигация и социальные сети, так и мир будущего в равной степени изменится настолько, что сейчас мы едва ли в состоянии представить. Информация сама по себе не перенесет нас в этот мир. Нужно уметь творчески и разумно ей пользоваться.

У нас еще очень многое впереди, и я надеюсь, что эта перспектива вдохновит сегодняшних школьников. На нас всех лежит ответственность за то, чтобы и мы, и следующее поколение имели не просто возможность, но и готовность с молодых лет интересоваться наукой, чтобы реализовывать свой потенциал и создавать лучший мир для всего человечества. Уверен, будущее обучения и образования – за интернетом. Люди могут ставить вопросы, отвечать на них, взаимодействовать. В известном смысле интернет связывает нас всех воедино, как нейроны в гигантском мозге. А при таком IQ мы способны на все.

В мои юные годы еще считалось приемлемым – не для меня, но среди других – сказать, что кто-то, возможно, не интересуется наукой и нет смысла переживать по этому поводу. Так больше быть не должно. Позвольте пояснить. Я не утверждаю, что все молодые люди должны становиться учеными, и вовсе не считаю такую ситуацию идеальной, поскольку миру нужны люди с самыми разнообразными умениями и навыками. Но я выступаю за то, чтобы все молодые люди уверенно себя чувствовали в общенаучных дисциплинах – вне зависимости от того, чем они захотят заниматься в жизни. Они должны быть научно грамотными и иметь желание быть в курсе научных и технологических достижений, чтобы узнавать больше.

Мир, в котором лишь тонкая прослойка суперэлиты способна понимать и пользоваться новейшими достижениями науки и техники, кажется мне опасным и ограниченным. Я глубоко сомневаюсь, что проекты, рассчитанные на получение выгоды в очень отдаленной перспективе, такие как очистка океанов или борьба с различными заболеваниями, являются приоритетными для стран развивающегося мира. Хуже того, может оказаться, что некоторые технологии будут направлены против нас и у нас не окажется сил противостоять им.

РЕАЛИЗАЦИЮ КАКОЙ ИДЕИ, БОЛЬШОЙ ИЛИ СКРОМНОЙ, НО ВАЖНОЙ ДЛЯ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ВЫ ХОТЕЛИ БЫ УВИДЕТЬ?

Это просто. Я хотел бы увидеть, что термоядерный синтез обеспечил нам неограниченные запасы чистой энергии, – и переход на электромобили. Термоядерный синтез должен войти в повседневную жизнь и стать неиссякаемым источником энергии, не загрязняющим окружающую среду и не влияющим на глобальное потепление.

Я не верю в границы – ни того, чего мы можем достичь как индивидуумы, ни того, что разумная жизнь может совершить во Вселенной. Мы стоим на пороге важных открытий во всех областях науки. Вне всякого сомнения, в ближайшие пятьдесят лет наш мир изменится кардинальным образом. Мы узнаем, что произошло в момент Большого взрыва. Мы придем к пониманию того, как зародилась жизнь на Земле. Возможно, мы даже узнаем, есть ли жизнь где-то еще во Вселенной. Конечно, шансов на установление контактов с разумными инопланетными существами не много, но значимость такого открытия настолько велика, что надо пытаться. Мы будем продолжать изучать наше космическое окружение, отправлять в космос и роботов, и людей. На нашей маленькой и уже чрезвычайно грязной и перенаселенной планете нельзя замыкаться исключительно на себе. С помощью новейших достижений науки и техники мы должны смотреть шире – во Вселенную, не забывая при этом о насущности решения земных проблем. Я как неисправимый оптимист считаю, что мы в конце концов создадим для человека подходящую среду обитания на других планетах. Мы вырвемся за пределы Земли и научимся существовать в пространстве.

И это не конец, а лишь начало миллиардов лет процветания жизни в космосе. По крайней мере, я на это надеюсь.

В завершение – еще одно замечание. Мы никогда не можем сказать наверняка, откуда придет следующее великое научное открытие или кто его сделает. Но, рассказывая максимально широкой молодежной аудитории доступными и инновационными способами о чуде и восторге научных открытий, мы в значительной степени увеличиваем шансы появления новых эйнштейнов. Где бы они ни жили.

Так что не забывайте смотреть не только под ноги, но и на звезды. Старайтесь искать смысл в том, что вы видите, и думать о том, как и почему существует Вселенная. Будьте любознательны. Какой бы трудной ни казалась жизнь, вы всегда можете что-то сделать и чего-то добиться. Главное – никогда не сдаваться. Дайте волю воображению. Творите будущее.

Послесловие

Люси Хокинг

 

 

Холодным серым кембриджским весенним утром мы направлялись в кортеже черных машин к церкви Святой Марии Великой – университетской церкви, где по традиции служат панихиду по выдающимся ученым. Семестр закончился, и на улицах было непривычно тихо. Кембридж казался опустевшим, даже туристы не попадались на глаза. Единственными цветными пятнами были вспышки синих огней полицейского мотоциклетного эскорта, сопровождавшего катафалк с гробом моего покойного отца; редкие автомобили, завидев эскорт на пути, останавливались.

Потом мы свернули налево и увидели огромную толпу, заполонившую одну из самых узнаваемых улиц в мире – Кингс-парад, сердце Кембриджа. Я никогда не видела такого количества людей, стоящих в полной тишине. С плакатами, флагами, поднятыми над головами камерами и мобильными телефонами, они в почтительном молчании наблюдали за тем, как главный портье кембриджского колледжа Гонвиль и Киз, в котором работал отец, в церемониальном котелке, с эбеновой тростью, торжественно прошел навстречу катафалку и направился в церковь.

Моя тетя стиснула мне руку, и мы залились слезами. «Ему бы это понравилось», – прошептала она.

После смерти отца произошло очень много такого, что ему бы понравилось, и я бы хотела, чтобы он узнал об этом. Мне бы хотелось, чтобы он мог ощутить невероятный выплеск эмоций по отношению к нему. Мне бы хотелось, чтобы он узнал, как глубоко любят и уважают его миллионы людей, которых он никогда не видел. Мне бы хотелось, чтобы он узнал, что его прах будет погребен в Вестминстерском аббатстве, между могилами его кумиров – Исаака Ньютона и Чарльза Дарвина, и что его голос, отправленный радиотелескопом, летит в космосе к черной дыре.

Но он бы, конечно, поинтересовался, в честь чего весь этот ажиотаж. Он был на удивление скромным человеком, который, хотя и любил быть в центре внимания, казалось, удивлялся собственной славе. Мне вспомнилась одна фраза из его книги, ярко показывающая отношение моего отца к себе: «Если я внес вклад…» Он – единственный, кто мог добавить «если» к этим словам. Думаю, все остальные нисколько в этом не сомневаются.

И какой вклад! К всеобъемлющей грандиозности его трудов по космологии, исследующих структуру и происхождение Вселенной, стоит добавить исключительное человеческое мужество и юмор, с которыми мой отец относился к своим невзгодам. Он нашел способ раздвинуть границы человеческих знаний и в то же время – человеческой выносливости. Уверена, именно это сочетание сделало его культовой фигурой, но при этом – достижимой, доступной. Он страдал, но не сдавался. Общение требовало от него больших усилий, но он делал эти усилия, постоянно совершенствуя средства общения по мере того, как терял подвижность. Он тщательно подбирал слова, чтобы они производили максимальное впечатление, будучи произнесены электронным голосом, который обретал странную выразительность, когда он им пользовался. К нему прислушивались, и когда он высказывал свое мнение о системе британского здравоохранения, и когда говорил о расширяющейся Вселенной, не упуская возможности отпустить шуточку с самым невозмутимым видом – только знакомая искорка мелькала в глазах.

Мой отец был

семьянином, хотя большинство об этом не подозревали до выхода в 2014 году фильма «Вселенная Стивена Хокинга». Разумеется, в 1970-е годы было большой редкостью встретить инвалида, у которого есть жена и дети, да еще с таким сильным чувством самостоятельности и независимости. В детстве мне очень не нравилось, как прохожие беззастенчиво, порой разинув рот, провожали моего отца взглядами, когда он на безумной скорости несся в своем инвалидном кресле по Кембриджу в сопровождении парочки лохматых светловолосых детишек, пытающихся на ходу есть мороженое. Я считала такой праздный интерес невероятной невоспитанностью. Я пыталась пронзить зевак взглядом, но, пожалуй, мое негодование вряд ли достигало цели, особенно если учесть, что оно исходило от девчонки, измазанной тающим эскимо.

При всем воображении мое детство нельзя назвать нормальным. Я сознавала это – и в то же время не сознавала. Я считала совершенно естественным задавать взрослым кучу неудобных вопросов, потому что у нас было так принято дома. Только когда я довела, как говорят, приходского священника до слез, устроив ему допрос с пристрастием, какие у него есть доказательства существования Бога, до меня дошло, что от меня такого не ожидают.

В детстве я не считала себя почемучкой, мне казалось, что таким, скорее, был мой старший брат, который в манере всех старших братьев поучал меня при каждом удобном случае (и продолжает этим заниматься до сих пор). Помню одну семейную поездку, которая, как множество других семейных поездок на отдых, мистическим образом совпала с заграничной конференцией по физике. Мы с братом присутствовали на какой-то лекции, вероятно, чтобы дать матери немножко отдохнуть от бесконечных семейных хлопот. В те времена лекции по физике не пользовались особой популярностью, тем более у детей. Я сидела, что-то черкая в блокноте, и вдруг брат поднял свою костлявую мальчишескую руку и задал крайне уважаемому ученому лектору вопрос. Отец просиял от гордости.

Меня часто спрашивали: «Каково быть дочерью Стивена Хокинга?» Разумеется, у меня не было и нет краткого удовлетворительного ответа на этот вопрос. Могу сказать, что взлеты бывали очень высоки, падения – чрезвычайно глубоки, а между ними находилось пространство, которое мы обычно называли «нормальным – для нас»: с точки зрения взрослого человека, то, что мы считали «нормальным», больше никем не могло восприниматься таковым. По мере того как время немного притупляет острую горечь утраты, я понимаю, что мне потребуется вечность, чтобы осмыслить нашу жизнь. Не уверена, что мне этого хочется. Иногда мне хочется просто вспоминать последние слова отца, которые он сказал мне, – что я была прекрасной дочерью и что я не должна бояться. У меня никогда не будет такой смелости, как у него, – я по природе не очень мужественный человек, – но он показал мне, что надо пытаться. И что эти попытки могут стать самой важной составляющей мужества.

Мой отец никогда не сдавался, никогда не уклонялся от борьбы. В семьдесят пять лет, полностью парализованный и способный шевелить лишь несколькими лицевыми мышцами, он каждый день надевал костюм и отправлялся работать. У него было много дел, и он не собирался позволить каким-то банальностям вставать у него на пути. Но должна заметить, что, если бы он знал о полицейском эскорте, который присутствовал на похоронах, он потребовал бы, чтобы они каждый день помогали ему преодолевать утренний трафик в Кембридже по пути из дома к рабочему кабинету.

К счастью, он знал об этой книге. Это был один из проектов, которым он занимался в год, который оказался последним для его пребывания на Земле. У него была идея собрать все свои современные записи в один том. Как многое, что произошло после его смерти, мне бы хотелось, чтобы он смог увидеть эту окончательную версию. Думаю, он бы очень гордился этой книгой и даже, может быть, наконец признался, что он, в конце концов, сделал свой вклад.

Люси Хокинг Июль 2018 года

Благодарности

 

Помощь в составлении этой книги оказали Кип Торн, Эдди Редмэйн, Пол Дейвис, Сет Шостак, леди Стефани Ширли, Том Набарро, Мартин Рис, Малкольм Перри, Пол Шеллард, Роберт Кирби, Ник Дэйвис, Кейт Крейги, Крис Симмс, Дуг Эбрамс, Дженнифер Херши, Энн Спейер, Антеа Бэйн, Джонатан Вуд, Элизабет Форрестер, Юрий Мильнер, Томас Хертог, Ма Хуатэн, Бен Бови и Фэй Доукер. Фонд Stephen Hawking Estate всем выражает искреннюю признательность.

Стивен Хокинг на протяжении всей своей карьеры был открыт для научного и творческого сотрудничества – от написания с коллегами научных статей, открывающих новые горизонты познания, до совместной работы со сценаристами сериала «Симпсоны». С годами Стивен все больше нуждался в поддержке окружающих – как технической, так и в плане коммуникации. Фонд благодарит всех, кто помогал Стивену сохранять контакт с миром.


* * *

 


Примечания

 

1

 

 

2

 

 

3

 

Laser Interferometer Gravitational-Wave Observatory (LIGO) – лазерно-интерферометрическая гравитационно-волновая обсерватория; состоит из двух лазерных установок, одна из которых находится в г. Ливингстон, штат Луизиана, а другая – в г. Хэнфорд, штат Вашингтон. Идея создания LIGO была предложена Кипом Торном, Райнером Вайссом и Рональдом Древером в 1992 году; работает с 2003 года. – Прим. ред.

4

 

Излучение Хокинга – излучение черной дырой различных элементарных частиц. – Прим. ред.

5

 

Средний балл диплома в британском бакалавриате. В данном случае, очевидно, имеется в виду Ordinary degree – обычная степень, без отличия. – Прим. ред.

6

 

Процесс выхода Великобритании из Европейского союза; от слов Britain (Британия) и Exit (выход). – Прим. ред.

7

 

Учрежденная в 1663 году преподобным Лукасом Генри (1610–1663), священником и политиком, выпускником Кембриджского университета, одна из самых престижных академических должностей в мире. – Прим. ред.

8

 

Перевод Б. Пастернака. – Прим. ред.

9

 

Джеймс Ашшер (1581–1656) – ирландский богослов, исповедовал англиканство. – Прим. ред.

10

 

Подробнее об М-теории см.: Хокинг С . Мир в ореховой скорлупке. – М.: Амфора, 2007; Хокинг С., Млодинов Л. Кратчайшая история времени. М.: АСТ, 2017. – Прим. ред.

11

 

Cosmic Background Explorer (COBE), другое название – Explorer 66 – обсерватория на околоземной орбите (спутник), запущенная в ноябре 1989 года. – Прим. ред.

12

 

Wilkinson Microwave Anisotropy Probe (WMAP) – космический аппарат НАСА, запущенный в июне 2001 года для изучения реликтового излучения, образовавшегося в результате Большого взрыва. Работал до октября 2010 года. – Прим. ред.

13

 

Реликтовое излучение родилось, когда Вселенной было 380 000 лет. Сегодня ей 13,8 миллиарда лет. – Прим. науч. ред.

14

 

Программа, предложенная в 2015 году крупнейшим инвестором в технологическом секторе, российским предпринимателем Юрием Мильнером и его супругой Юлией. – Прим. ред.

15

 

Часть программы поиска внеземного разума Search for Extraterrestrial Intelligence (SETI), существующей с 1959 года. Призовой фонд Breakthrough Message Initiative учрежден Ю. Мильнером. – Прим. ред.

16

 

Лэмбовский сдвиг – смещение уровней энергии в атоме водорода и в водородоподобных ионах, обусловленное взаимодействием атома с нулевыми флуктуациями электромагнитного поля. Экспериментально установлен Уиллисом Ю. Лэмбом и его аспирантом Робертом Резерфордом в 1947 году. В 1955 году Лэмб получил Нобелевскую премию за «открытия, связанные с тонкой структурой спектра водорода». – Прим. ред.

17

 

Перевод Ильи Ратнера. – Прим. ред.

18

 

Фильм Стэнли Кубрика вышел в 1968 году. – Прим. ред.

19

 

На самом деле их четыре. – Прим. науч. ред.

20

 

Автоматическая межпланетная станция «Вояджер-1» (Voyager-1), изначально предназначенная для исследования Солнечной системы, была запущена 5 сентября 1977 года. – Прим. ред.

21

 

Clustered regularly interspaced short palindromic repeats – короткие палиндромные повторы, регулярно расположенные группами. – Прим. ред.

22

 

Сейчас уже в лабораториях синтезируют и РНК, и ДНК. – Прим. пер.

 



2020-02-04 175 Обсуждений (0)
Как нам формировать будущее? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Как нам формировать будущее?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)