Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности профессиональной реабилитации инвалидов



2020-02-04 193 Обсуждений (0)
Особенности профессиональной реабилитации инвалидов 0.00 из 5.00 0 оценок




Среди инвалидов, зарегистрированных в качестве безработных в органах службы занятости населения, преобладают люди старших возрастов, значительной части которых требуются специальные рабочие места или облегченные условия труда.

Трудоустройство инвалидов – одна из основных задач органов службы занятости населения. Отличие в приеме и перерегистрации инвалидов по отношению к другим категориям граждан состоит в следующем: с одной стороны, они утратили здоровье или имеют дефект, с другой стороны, они все же считаются ограниченно трудоспособными. Инвалидность – это особый, сниженный статус личности в обществе, ставящий инвалида в неравное положение с другими гражданами в отношении его трудоустройства. Знание психологических особенностей инвалидов необходимо как для адекватного их возможностям трудоустройства, так и для правильного общения с ними во время перерегистрации.

В целях решения проблем профессиональной реабилитации инвалидов органы службы занятости населения заключают договоры, разрабатывают и реализуют на практике мероприятия совместно с различными заинтересованными структурами: органами социальной защиты, бюро медико-социальной экспертизы, объединениями работодателей.

Для каждого инвалида федеральными государственными учреждениями медико- социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ) разрабатывается индивидуальная программа реабилитации (ИПР), включающая в себя перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии с его потребностями, кругом интересов, с учетом его социального статуса и реальных возможностей.

Органы службы занятости населения тесно взаимодействуют с бюро МСЭ. Специалисты бюро предоставляют им информацию о профессиональном образовании инвалида, его социально-бытовом, социально-экономическом и социально-средовом статусах; продолжительности, динамике и группе инвалидности, что позволяет оценить реабилитационный потенциал инвалида и его функциональное состояние, состояние психических функций, особенности работоспособности, получить характеристику профессиональных интересов, обучаемости и рекомендуемого уровня образования, а также определить показанные и противопоказанные условия труда, рекомендованные профессии, мероприятия медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.

Работа по профессиональной реабилитации связана с решением следующих проблем.

1. Трудоустройство инвалидов в соответствии с медицинскими рекомендациями крайне затруднено как по причине количественного превышения числа инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве, над подходящими для них вакансиями, так и в связи с профессионально-квалификационным дисбалансом спроса и предложения данной категории рабочей силы. Это обстоятельство способствует присвоению статуса «безработного» основной части зарегистрированных инвалидов.

2. В разделе «Профессиональная реабилитация» ИПР рекомендации по труду указываются порой без учета профессиональных навыков.

3. Для основной массы инвалидов, обращающихся по вопросу регистрации в целях поиска подходящей работы, в ИПР указывается узкий перечень профессий (например, вахтер, контролер, лифтер). В массовом количестве обычно такие специалисты не требуются.

4. Имеются случаи, когда инвалиды не знакомы с рекомендациями по труду и от предлагаемых вариантов трудоустройства, указанных в ИПР, отказываются, ссылаются на то, что совсем не могут трудиться.

 

5. В связи с тем, что узкий перечень профессий, указанных в ИПР, не позволяет трудоустроить часть инвалидов, они имеют низкую мотивацию к труду и после окончания периода безработицы вновь обращаются для регистрации в качестве безработного.

6. При оформлении новой ИПР не учитывается предыдущая работа органов службы занятости населения с данными гражданами; отсутствуют предложения по профессиональной подготовке и переподготовке инвалида.

7. Создание специальных рабочих мест для людей с ограниченными возможностями требует отдельного финансового обеспечения.

8. В государственной поддержке нуждаются и специализированные учебно-производственные предприятия Всероссийского общества глухих (ВОГ) и Всероссийского общества слепых (ВОС).

9. Наиболее сложная ситуация с детьми-инвалидами. Чтобы стать востребованными на рынке труда, им нужен высокий уровень образования и профессиональной подготовки. Однако сегодня общество не готово предложить им гарантированную возможность стать полноценными его членами и перспективу стать востребованными на рынке труда.

Трудоустройство инвалидов может осуществляться не только через органы службы занятости населения, но и при непосредственном обращении инвалидов к работодателям.

Однако при самостоятельном поиске работы возникают определенные трудности:

- отсутствие регулярной и доступной информации об имеющихся вакансиях;

- частые отказы инвалидам в приеме на работу еще до собеседования;

- дискриминация.

Существует множество вариантов дискриминации, которые можно объединить в четыре типа:

1. Психологическая дискриминация – работодатель может принять заявление, но делает это столь неохотно, что инвалид даже не захочет узнать результат своего визита. 2. Статистическая дискриминация – работодатель может заочно вычеркнуть инвалида из «листа ожидания» на том основании, что «последние исследования» и статистические данные предполагают, что инвалиды в среднем работают менее эффективно.

3. Дискриминация по требованиям – работодатель сознательно завышает критерии к навыкам работников для выполнения определенного вида работы под предлогом сохранения определенного стандарта рабочей силы.

4. Чистая дискриминация – работодатель отказывает в приеме на работу всем инвалидам, так как считает, что инвалид не может выполнять ту или иную работу либо что он создает «большие проблемы» для работодателя.


Содержание занятости инвалидов

 

Занятость представляет собой важный компонент социально-экономического развития любого общества, интегрирующий в себе экономические и социальные результаты функционирования экономической системы. В зависимости от этапа экономического развития, господства той или иной школы в экономической теории, проблемы занятости исследовались в разных аспектах.

Как одна из важнейших социально-экономических проблем, занятость неразрывно связана с людьми, их трудовой деятельностью по созданию материальных и духовных благ. Занятость является важнейшей категорией экономики труда, а также экономической теории, экономической истории, социологии и других наук. В силу этого существует достаточно много направлений в определении сущности занятости ее содержания и форм.

Современный этап развития экономики, освоение достижений различных школ ставит проблемы занятости в центр внимания экономической науки и практики. Занятость рассматривается как совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности и выступает как обшественно полезная деятельность граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей.

В целом, рассматривая различные определения занятости, можно привести наиболее типичные, к которым, например, относятся определения Э.Р. Саруханова. В.В Чембровского и А.Э. Котляра. включающие в занятость «совокупность экономических отношений, связанных с обеспечением рабочими местами и участием в хозяйственной деятельности».

Э.Р.Саруханов рассматривает занятость. как общественно-экономические отношения, в которые вступают между собой люди по поводу участия в общественно-полезном труде на том или ином рабочем месте.

Когда речь идет о занятости в экономическом значении этого слова.

имеется в виду занятость люден в производстве.

Занятость трудовых ресурсов, представляя собой систему рыночных социально-трудовых отношений по поводу использования рабочей силы, находится под пристальным вниманием ученых и политиков, так как этот процесс непосредственным образом связан с человеком, его жизнью, благосостоянием, развитием и воспроизводством.

B.C. Боровик определяет занятость населения, как область социальной действительности или общественных отношений, содержащую в себе социальное противоречие между желанием лиц наемного труда обладать рабочим местом как средством реализации целей жизненного существования и ограниченным, по тем или иным причинам, количеством рабочих мест: также как показатель совокупного трудового потенциала общества, включенного в решающую сферу его жизнедеятельности и активное, деятельное, творческое отношение субъекта занятости к своей жизнедеятельности, ее смыслу, содержанию и целям.

Отношения обеспечения рабочей силой и ее использование с точки зрения З.Н. Злупко и В.В. Чембровского являются наиболее характерными чертами занятости. Они пишут, что занятость включает отношения привлечения, распределения, перераспределения и потребления ресурсов труда.

Рассмотренные точки зрения на определение занятости связаны не только с ее сущностными чертами, но в большей степени с содержанием отношений занятости.

Выше приведенные определения показывают, что одни исследователи зачастую отождествляют занятость с использованием рабочей силы, другие -с ее распределением: одни рассматривают занятость в широком смысле (включая общественное производство, домашнее и подсобное хозяйство), другие - в узком (только общественное производство).

Г.Г. Меликьян и Р.П. Колосова дают аналогичное определение занятости, но при этом занятость обозначается как «общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход)».8

Как экономическая категория, она представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающих меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, личных интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода.

Далее, с точки зрения Н.А. Горелова занятость представляет собой социально-экономическое отношение по поводу соединения индивидуального работника со средствами производства. а А.Г. Войтов определяет занятость как «... высшую форму деятельности, занятия людей, которые обеспечивают жизнь людей условиями и средствами существования

или- говоря другими словами, приносит доход». В данном случае указывается на исключительную роль занятости в экономической жизни, как общества, так и индивида.

С экономической точки зрения, занятость сегодня рассматривается как общественные отношения по повод}* обеспечения населения рабочими местами (с позиции производства и накопления) и обеспечения человека необходимыми средствами существования. Так. занятость населения, по мнению ряда ученых - «... есть участие человека в процессе труда с целью создания благ на условиях индивидуальной оплаты, обеспечивающей ему соответствующее место в обществе при отсутствии гарантий со стороны государства на постоянную работу».

С.А. Карташов и Ю.Г. Олегов рассматривают занятость «с двух точек зрения: с экономической — как наиболее рациональное использование человеческого ресурса, и социальной - как наиболее полное соответствие

интересам человека труда .

Мы разделяем точку зрения А.Э.Котляра. который определяет занятость как общественные отношения между людьми, прежде всего экономические и правовые, по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте.

Занятость детерминирует качество жизни человека, н. определяя занятость как социально-экономическую категорию, следует исходить из комплексного характера общественной жизни, затрагивающей как экономические, так и другие стороны жизнедеятельности человека: образование, культуру, психологию, поэтому занятость выступает своеобразным показателем состояния жизнедеятельности общественного организма в целом.

Н.Г.Мурадян считает, что посредством занятости реализуются важнейшие личные свободы и права граждан - право на труд, который является условием материального и духовного развития личности, сохранения ее физического, гражданского здоровья, средством реализации физических и интеллектуальных способностей человека, обеспечивающих существование здорового общества.

Анализ вышеперечисленных точек зрения показывает, что. во-первых, большинством ученых занятость рассматривается как с экономической стороны. так и социальной, а. во-вторых, занятость, рассматриваемая по отношению ко всему населению в целом, характеризует отношения, в которые может вступать все трудоспособное население. Однако практически не затронуты отношения, в которые может вступать население с ограниченной трудоспособностью, но имеющие показания к трудовой деятельности.

Существующие определения занятости, с одной стороны. могут раскрывать содержание занятости и инвалидов как отдельной категории, имеющих показания к труду. Но. с другой стороны, более полное определение занятости инвалидов не может сложиться без раскрытия основных характеристик данной категории населения, хотя и ограниченной трудоспособности.

К пониманию инвалидности подходят с различных сторон17. С экономической точки зрения. инвалидность рассматривается как нетрудоспособность, а инвалид как менее производительный и экономически

ущербный, поскольку он не могут производить достаточное количество

ресурсов, чтобы обеспечить себя. Поэтому, рассматривая инвалидов как часть трудоспособного населения, необходимо отметить, что участие их в общественном производстве определяется степенью ограничения трудовой

13

деятельности и группой инвалидности .

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможность получить образование, не могут заниматься всеми видами трудовой деятельности.

В связи с этим, ряд авторов подходят к определению занятости инвалидов, усиливая ее социальную сторону.

Так, в основном занятость инвалидов рассматривается авторами Е.В.Белозеровой., Е.Свистуновой, Л.В. Сытиным, T.A Добровольской., Н.Б.Шабалиной., П.В.Романовым, Е.Р. Ярской-Смирновой, Э.Наберушкнной, М.Е. Цигановым, как средство достижения материальной независимости, социальной интеграции, как способ и характер реализации потребностей и интересов личности в социально-трудовой сфере, реализации трудового потенциала данной категории населения, самоутверждения в обществе, расширения коммуникативных связей, социальной адаптации.

В.Н. Ярская, рассматривая занятость как много факторный и многоуровневый комплексный феномен, считает, что занятость инвалидов это и новый социальный институт, и новая социальная стратегия в реализации социальной политики, в конечном итоге — новая идеология спасения, выживания, социальной реабилитации индивида и смягчения социальной напряженности.

СМ. Нечаева рассматривает занятость инвалидов как непременное условие для повышения качества жизни данной категории населения20.

Ряд авторов, Е.Баскакова, Т. Владимирова, Н.В.Ужокин, В.М. Мнльшнн., И.А. Филиппова, Л.В. Константинова, Г.Н. Горбей считают, что занятость инвалидов выступает как одно из важнейших направлении и

социальной зашиты, так как именно через нее реализуется одна из важнейших личных свобод и прав граждан — право человека на труд.

М. Новиков рассматривает занятость для инвалида - как не только экономическое обеспечение своего существования, но и. в определённом смысле, как факт полноценного участия в жизни общества, возможность приносить пользу для окружающих, а, следовательно, на равных общаться с другими людьми.

Для инвалидов труд в достойных условиях, как считает М.Е.Цыганов, остается основной возможностью достигнуть социального равенства.

Итак, с социальной стороны занятость инвалидов представляет собой высшую. структурообразующую общечеловеческую ценность, обеспечивающую социальное равенство и интеграцию инвалидов в общество. Рассмотренные выше определения занятости инвалидов позволяют говорить о занятости как о системе отношений по поводу включения инвалидов в сферу занятости.

Отношения по поводу включения инвалида в сферу общественного производства создают предпосылки для беспрепятственного доступа инвалидов к рынку труда, среди них выделяются правовые, социальные, медицинские, экономические отношения. Такая система отношений является

первоочередной и предшествует совокупности отношении по поводу использования труда инвалидов на мезоуровне.

С точки зрения экономического подхода занятость по отношению к инвалидам, как социальной группе, в литературе отдельно не рассматривается и данному вопросу уделяется недостаточно внимания.

Прежде всего, это связано с тем, что в советской и российской экономической литературе на протяжении долгого времени инвалиды не рассматривались как субъекты рынка труда, а занятость инвалидов не являлось приоритетным направлением социальной политики.

В доиндустриальной экономике данная социальная группа в течение длительного времени была исключена из сферы труда, политика того времени сосредотачивалась на социальном обеспечении людей с инвалидностью и наделяла их качеством нетрудоспособности. Именно неспособность к труду было решающим фактором для оказания государственной помощи.

В период развития индустриальной экономики занятость инвалидов на мировом уровне впервые стала рассматриваться как элемент социальной политики, как возможность обеспечения реализации гражданских, экономических, политических прав и свобод инвалидов наравне с другими гражданами и улучшения их уровня жизни в условиях экономического и социального развития.

В России оживление интереса к положению инвалидов произошло к концу 1980-х годов, «...когда в силу большей открытости общества, и по причине резкого обострения экономического положения в стране многие социальные проблемы были вынесены на обсуждение» предлагалось осуществить перенос тяжести с пассивных форм поддержки на профессиональную реабилитацию и интеграцию инвалидов в общество. На тот период времени политика занятости инвалидов характеризовалась привлечением к трудовой деятельности в рамках закрытых форм занятости и на более щадящих условиях труда.

И лишь в конце XX в. впервые в России занятость инвалидов выступала элементом их социальной зашиты и равноправия на рынке труда, противореча исторически сложившейся политики, ориентированной на изоляцию инвалидов от общества.

Перемены, происходящие в сфере труда и занятости, связанные с переходом на постиндустриальный путь развития, позволяет рассматривать их как предпосылку становления качественно нового понятия занятости, которое может рассматриваться как условие инклюзии.

С экономической точки зрения Котов В. определяет занятость инвалидов — как отношения между инвалидами, которые должны быть конкурентоспособны, образованы, и работодателями, которые не имеют опыта общения с людьми с инвалидностью и не воспринимают их, как потенциальных сотрудников.

Следовательно, по своей сути, на наш взгляд, содержание занятости инвалидов в экономическом смысле не отличается от занятости населения в целом. Представляется, что содержание занятости инвалидов включает в себя:

совокупность отношений по поводу участия в трудовой деятельности с

целью удовлетворения потребностей и получения дохода;

экономические отношения, связанные с обеспечением рабочими

местами и участием в хозяйственной деятельности; экономические отношения по поводу участия в общественно-полезном труде на конкретном рабочем месте, при условиях, не ухудшающих здоровье работника. Итак, по нашему мнению, занятость инвалидов представляет собой совокупность отношений по поводу участия данной категории в трудовой деятельности, процессе труда, соединение инвалидов со средствами производства, на определенных рабочих местах, требующих особых условий труда.

Такое определение позволяет подходить к понятию занятости инвалидов как системе отношений по поводу использования труда инвалидов и соединения их со средствами производства на определенных рабочих местах.

Рассматривая содержание занятости инвалидов нельзя не согласиться с трактовкой занятости, данной B.C., Боровиком31 что, прежде всего, это активное, деятельное, творческое отношение субъекта занятости к своей жизнедеятельности, ее смыслу, содержанию и целям. Это в полной мере относится и к инвалидам.

По нашему мнению, занятость инвалидов также можно рассматривать не только как наделение работников с ограниченной трудоспособностью местами для оплачиваемой работы, а в первую очередь, как часть совокупного трудового потенциала общества, включенного в решающую сферу его жизнедеятельности.

В связи с тем, что инвалиды обладают различной степенью трудоспособности и различными по своему характеру заболеваниями, их занятость часто рассматривается авторами, как непременное условие их реабилитации32. Для инвалидов занятость это не только трудовая деятельность по созданию материальных и духовных благ, но и возможность полной реабилитации и возможности осуществления общественной, бытовой деятельности, для занятости в домашнем хозяйстве, уходом за ребенком, т.е. интеграции не только в общественное производство, но и в общество.

В.Г. Костаков считает, что любая полезная деятельность выступает в определенной мере как средство сохранения жизнеспособности человека. Потребность работать может возникать под влиянием таких факторов: размер заработной платы, пенсии, условия труда, режим труда и др.33 Для инвалидов потребность может быть вызвана возможностью полной или частичной реабилитации.

С точки зрения медицинского подхода занятость данной категории населения может представлять собой процесс стабилизации внутренних резервов инвалида и, по возможности, способствующий увеличению резерва реабилитации инвалида.

В связи с этим, хочется подчеркнуть, что занятость инвалидов:

• это сложный процесс возвращения или приобщения к общественно-полезному труду в соответствии с состоянием здоровья, способностями, индивидуальными желаниями;

• выбор человеком общественно-полезной деятельности, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям, интересам, потребностям и не причиняющей вреда здоровью.

Особенности занятости инвалидов с правовой точки зрения рассмотрены в работах Г.А.Корнннчука, Д.Л. Кокшарова, И. Афанасьевой, Г.А.Соколовой, Е.В. Слабниной, Н. Волчок, А.Г.Золоева, которые позволяют определить правовое положение труда инвалидов, юридическое оформление и особенности процесса трудоустройства данной категории населения34.

Так. в соответствии с законодательством РФ труд инвалидов осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, позволяющей определить необходимые условия труда:

| сокращение продолжительности рабочего времени до 35 часов в

неделю для инвалидов 1 и 2 групп; |  условия работы по сверхурочным работам, в выходные, праздничные

дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии,

что такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. | наличие ежегодного отпуска не менее 30 дней оплачиваемого и дополнительного отпуска без сохранения содержания до 60 дней. | продолжительность ежедневной рабочей смены для инвалидов не может превышать число часов, установленных медицинским

заключением. не допускается установление в индивидуальных или коллективных договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодных отпусков), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

 устанавливаются в соответствии с медицинскими рекомендациями неполное рабочее время и другие льготные условия труда.

Занятость инвалидов — это многофакторная проблема, которая требует хорошо организованного мониторинга и отбора критериев опенки профессиональной активности людей с инвалидностью. При характеристике отношений занятости необходимо учитывать и изменения в самом труде (процессы интеллектуализации труда), отношения занятости изменяющиеся под влияниям развития самого человека, его способности к труду, качества его рабочей силы.

Поэтому предлагаем выделить следующие факторы, влияющие на занятость инвалидов.

Характеризуя занятость, выделяют три аспекта ее анализа: со стороны потребности (удовлетворение потребности в рабочих местах), со стороны производства его потребностей (замещение рабочих мест), со стороны соответствия между потребностями работников в труде и рабочими местами55. Следовательно, социально-экономические факторы, на наш взгляд, включают в себя не только производственные, но и непроизводственные факторы.

Производственные факторы предполагают предоставление необходимых инвалиду условий, характера работы, позволяющих ему осуществлять трудовую деятельность, комфортно работать, увеличивать производительность труда, профессионально расти. Правильно организованный труд позволяют компенсировать нарушенные функции инвалида, способствуют улучшению физического и морального состояния человека, поднимают его престиж в обществе и семье.

В тоже время включение инвалида в общественное производство это сложный процесс взаимодействия инвалида и производственной среды, предполагающий рассмотрение физической, профессиональной, социальной микросферы.

Физическая микросфера — включает условия труда и состоит из элементов, характеризующих санитарно-гигиенические условия (шум, освещенность, чистота воздушной среды, темп работы и т.д.).

Профессиональная микросфера — это содержание труда, состояние оборудования, инструмента, ритмичность работы, квалификация, а также организация производства и соответствующие документы, инструкции, определяющие служебное поведение работников, система оплаты труда

поощрения и наказания, то есть формальная организация. Закрепленность работника за различными видами трудовой деятельности (физической, умственной, аграрной, рутинной) определяет содержание и характер труда, который может быть как простым (где существенно преобладают физические затраты человека над умственными), так и сложным.

Социальная микросфера образуется трудовым коллективом со сложившимися в нем групповыми ценностями и нормами поведения на работе, межличностными отношениями, стилем руководства и лидерства. В нее включается также деятельность общественных организаций, практикуемые формы культурно-массовой работы.

От компонентов производственной среды зависит процесс производственной адаптации инвалида, т.е. выработка у лица с ограниченными возможностями таких качеств как трудовая активность, компетентность, самостоятельность и совершенствование профессиональных качеств.

Для занятости инвалидов необходимо не использовать некоторые виды трудовой деятельности, которые чрезвычайно рутинны, однообразны, монотонны и, по большей части, не требуют творческого подхода и приложения талантов, не предлагают условий и возможности для включения инвалида в активные человеческие взаимоотношения, его присутствия среди физически полноценных людей.

Так, среди них можно выделить следующие виды труда: А. — работы, которые связаны с большим объёмом производственной деятельности, длительным напряжением внимания, предусматривающие выполнение сложных и ответственных заданий (руководитель крупного предприятия, главный бухгалтер, главный инженер), а также работы, требующие восприятия большого потока информации и немедленной точной реакции на неё (диспетчер аэродрома, машинист, пилот, водитель транспорта).

Б. - виды труда, связанные с выполнением задачей средней сложности с ответственностью за определенные операции (бухгалтер, инженер-конструктор, экономист, врач, юрист).

В. - работа с небольшим объёмом, при котором внимание сосредоточено на одном или немногих объектах с малоизменяющейся ситуацией (счетно-канцелярский труд, работа учетчика)»

Однако, предоставление инвалидам особых условий труда обязательно, независимо от того на каком рабочем месте инвалид занят трудовой деятельностью. К условиям труда инвалидов следует отнести:

социально-экономические условия (длительность рабочего дня и года, оплата труда, требования к общеобразовательной и специальной подготовке):

технические условия (степень освещенности, уровень шума, загрязнение воздуха, сюда же входит организационная сторона — режим, ритм, темп работы)».

Исходя из вышеперечисленного, можно предложить к рассмотрению занятость инвалида в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда по следующим направлениям:

- на прежнем месте;

- на новом рабочем месте по прежней специальности;

- на новом рабочем месте по новой специальности;

- адаптация инвалида к трудовой деятельности, способствующей его ресоциализации.

Следовательно, в соответствии с действием производственного фактора занятость инвалидов должна учитывать:

• соответствия требований, которые предъявляют инвалиду рекомендуемый и выполняемый труд ограниченным возможностям его организма и жизнеобеспечивающих систем;

• соответствия профессионально значимых качеств, необходимых для успешного выполнения трудового процесса, личностным качествам инвалида;

• соответствия содержания выполняемого инвалидом труда его профессиональной подготовке и навыкам ценностно -материальным установкам, уровню притязаний59.

В литературе недостаточно рассмотрено влияние других факторов, таких как уровень экономического развития, российский менталитет, характеристики рынка труда или отношение коллег по работе, которые могут влиять на решение работодателя увольнять или наоборот трудоустраивать людей с инвалидностью, имеющих более низкую продуктивность или качество выполнения работы. Мы их относим к непроизводственным факторам.

Под непроизводственными факторами в целом понимается система мер, принимаемых государством для стимулирования трудовой занятости инвалидов , возможности трудоустройства и повышения их конкурентоспособности на рынке труда: расширение средств реабилитации, инвестиций, использование средств научно-технического прогресса, совершенствование деятельности МС'Э61, обеспечение доступа к социальной инфраструктуре, а также отношение общества к данной социальной группе.

В современной экономике значимой проблемой становится ограничение экономической, социальной активности индивида ввиду существования различного рода барьеров, препятствующих эффективной реализации экономических, социальных и гражданских прав индивида. Таким образом, исследуя влияние различных факторов на занятость инвалидов, следует отметить, что многоаспектность неучтенных и нерешенных проблем в области занятости инвалидов не позволяет развиваться занятости этой категории населения в полном объеме, удовлетворяя потребности в рабочих местах данной социальной группы.

Организационной основой занятости инвалидов выступает этапность. комплексность, рациональность.

В организации занятости инвалидов Слабнина Е.В. выделяет два этапа, с чем мы согласны:

1 этап — экспертиза их трудоспособности и профессиональной ориентации. На данном этапе прогнозируется возможность трудоспособности, рассматриваются противопоказания к продолжению труда по имеющейся специальности или профессии, определенные меры медицинской и профессиональной реабилитации, формирование трудовых рекомендаций.

2 этап — трудоустройство при определенных условиях или наличие необходимости мероприятий по переподготовки и подготовки их к показанным видам труда.64

Комплексность занятости выявляется во взаимосвязи социальных, экономических, психологических, технологических факторов, связанных с адаптацией инвалидов к новым жизненным условиям.

Рациональность занятости инвалидов - система и процесс организации и правовой регламентации трудовой деятельности инвалидов, направленные на обеспечение условий для эффективной реализации их профессиональных способностей. Рациональная занятость должна означать адекватность условий и содержания труда психофизическим особенностям инвалида и социально-экономическую равноценность рекомендуемой ему профессиональной деятельности ранее исполняемой (в случае ее смены), либо исполняемой здоровым работником аналогичной работы (в случае первоначального выхода на рынок труда).

Содержание занятости инвалидов предполагает необходимость формулировки функции занятости данной категории населения:

Материальная: занятость является средством достижения материальной независимости и самообеспечения для данной категории населения.

Социальная: занятость инвалидов выступает как естественное условие человеческого существования, социальной интеграции в общество, социального самоутверждения -личности, поднимая его престиж как в семье, так и в обществе.

Реабилитационная: заключающаяся в частичной или полной реабилитации инвалидов в связи с трудовой деятельностью. Правильно рекомендованный труд и образ жизни позволяют компенсировать нарушенные функции, способствуют улучшению физического и морального состояния человека, восстановление профессиональной трудоспособности в доступных и показанных инвалиду по состоянию здоровья видах и условиях труда.

Экономическая: возможность занимать экономически целесообразные рабочие места в целях создания материального и духовного богатства общества, снижение количества иждивенцев получающих пособие из государственного бюджета.

Общественная: признание обществом полезности труда инвалида, вовлечения его в общественно-полезный труд в соответствии с состоянием его здоровья, личными склонностями и интересами.

Стимулирующая: раскрывает смысл жизни, побуждает инвалида повышать конкурентоспособность, достигать определенных высот и успехов в жизни.

Таким образом, проведенное исследование позволяет рассматривать содержание занятости инвалидов, как части трудовых ресурсов, на основе комплексной взаимосвязи ее ценностной общечеловеческой сути, учитывая взаимодействие основных субъектов системы социально-трудовых взаимоотношений, включающих особенности занятости инвалидов, обусловленные действием факторов, под влиянием которых занятость инвалидов формируется. Итак:

1. Занятость инвалидов представляет собой сложную систему социально-экономических отношений по поводу включения инвалидов в сферу общественного производства в связи с наличием у каждого гражданина объективной возможности участвовать в общественно-полезном труде в соответствии со своими возможностями и потребностями, а так же по поводу использования труда инвалидов, соединения их со средствами производства на определенных рабочих местах, приемлемых для данной категории и позволяющих эффективно использовать и приумножать трудовой потенциал инвалида.

2. Содержание занятости инвалидов включает в себя особенности, обусловленные действием ряда факторов, оказывающих влияние на развитие

занятости инвалидов в современных условиях: физиологические, социально-экономические (производственные, непроизводственные).

3. Взаимосвязь рассмотренных экономических, физиологических, юридических и социальных факторов занятости инвалидов, обуславливает необходимость и возможность использования труда



2020-02-04 193 Обсуждений (0)
Особенности профессиональной реабилитации инвалидов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности профессиональной реабилитации инвалидов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)