У тьютора в работе с обучающимися возникают вполне определенные задачи, которые можно представить в виде последовательности (рис. 1). [12]
Рис. 1. Последовательность основных типов задач тьюторов по отношению к обучающимся
| |
Рассмотрим действия тьютора в ходе решения этих типовых (стандартных) задач в отношении обучающихся (табл. 1). [2,12]
Характеристика типовых задач тьютора в отношении обучающихся в ДО Таблица 1.
Типовые задачи
| Действия тьютора
|
Знакомство (вхождение в деятельность)
| · Определение целей и задач совместной деятельности.
· Оказание психологической поддержки, снятие барьеров,
· Диагностика начального и текущего состояния обучающихся.
· Разработка стратегии работы группы на презентацию.
· Построение обобщенного «портрета» группы, определение сильных и слабых сторон.
· Определение собственной роли и позиции в группе.
· Обеспечение принятия обучающимися учебных задач, проблем. Вовлечение обучающихся в процесс совместного целеполагания на обучение.
· Определение учебного потенциала группы.
· Установление контакта с обучающимися и контакта обучающихся друг с другом.
· Создание комфортной и безопасной атмосферы в группе.
|
Размораживание (проблематизация)
| · Постановка перед обучающимися творческих задач, проблем. Определение сильных и слабых сторон деятельности обучающихся.
· Включение обучающихся в активную работу.
· Создание мотивации.
· Выделение индивидуальных проблем обучающихся.
· Поддержка мотивации.
· Отбор тем и проблем для обсуждения с обучающимися.
· Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.
· Определение трудностей обучающихся, возникающих входе работы.
· Вовлечение всех обучающихся в работу группы.
· Формулирование проблемных вопросов, заданий,
· позволяющих активизировать обучающихся.
· Работа с проблемами, предложенными группой.
|
Организация изучения концепций курса
| · Объяснение сложных вопросов, концепций,
· Системное представление концепций курса,
· Выделение главных идей в теме, курсе,
· Организация работы обучающихся с кейс-стади.
· Объяснение концепций курса.
· Демонстрация связи курса с реальной практикой
· обучающихся.
· Обучение обучающихся умениям работать с ситуацией,
· видеть и формулировать проблему.
· Представление более полного и более широкого, чем
· в материалах курса, взгляда на изучаемую область.
· Подготовка и чтение мини-лекций.
· Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся.
· Работа с проблемами, предложенными группой.
· Оформление опыта обучающихся.
· Обзор материалов всего курса.
· Выделение в текстах (письменных и устных) обучающихся
· идей, адекватных изучаемым материалам.
· Оценка адекватности применения концепций.
|
Организация групповой и индивидуальной
| · Организация групповой работы,
· Обучение обучающихся навыкам рефлексии,
· Обучение обучающихся практическому применению работы концепций.
· Организация межгруппового взаимодействия.
· Выбор адекватных методов обучения.
· Организация дискуссии.
· Обучение обучающихся навыкам самостоятельной работы.
· Вовлечение всех обучающихся в работу группы.
· Обучение обучающихся навыкам эффективного общения.
· Выбор и использование разнообразных групповых упражнений.
· Обобщение идей, предложенных группами и отдельными обучающимися.
· Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. Обучение обучающихся способам рационального мышления.
|
Организация обратной связи и рефлексии
| · Определение сильных и слабых сторон в деятельности
· обучающихся.
· Выделение индивидуальных проблем обучающегося;
· диагностика начального и текущего состояния обучающихся.
· Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.
· Организация обратной связи.
· Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы.
· Контроль динамики изменения обучающихся от занятия к занятию.
· Проведение рефлексии собственной деятельности.
· Оказание помощи обучающемуся при построении индивидуальной программы развития.
· Формулирование комментариев, объясняющих ошибки обучающихся, поясняющих трудные моменты в материалах.
· Предоставление обучающимся советов по организации личной работы.
· Выбор собственной линии поведения в ответ на негативные проявления обучающихся.
· Организация анализа обучающимися собственной деятельности, своих сильных и слабых сторон.
· Обучение обучающихся анализу своих успехов и ошибок.
|
Несмотря на большой список задач тьютора выделяют общее – функции тьютора в отношении обучающихся.
Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:
· диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;
· осуществление целеполагания;
· мотивация и вовлечение обучающихся;
· управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;
· коррекция деятельности обучающихся;
· контроль выполнения заданий;
· рефлексия деятельности (своей и обучающихся).
Рассмотрим как, сопоставляются эти функции с типовыми задачами тьютора по отношению к обучающимся (табл. 2):
Таблица 2. Соответствие типовых задач и функций тьютора по отношению к обучающимся
Типовые задачи
| Функции
|
Знакомство
| Диагностика; целеполагание
|
«Размораживание» (проблематизация)
| Мотивация
|
Организация изучения концепций курса
| Организация деятельности
|
Организация групповой и индивидуальной работы
| Коррекция
|
Организация обратной связи
| Контроль
|