Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Потребительская кооперация региона как экономическая система



2020-02-04 192 Обсуждений (0)
Потребительская кооперация региона как экономическая система 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Доказано, что потребительская кооперация региона является сложной открытой экономической системой. Она обладает основными признаками системы - целостностью, иерархичностью, интегративностью. Целостность системы потребительской кооперации региона проявляется в том, что она существует как организационно целостное образование в форме союза потребительских обществ, специализирующихся на различных видах деятельности и изменение в деятельности каждого из этих обществ, приводит к изменению функционирования союза в целом. Система потребительской кооперации занимает большой сектор российской экономики. Потребительская кооперация позволяет решить проблемы бедности, занятости населения, рационального использования ресурсов, оказания помощи людям, оказавшимся в трудном положении. То есть она осуществляет важнейшие воспроизводственные и социальные функции.

Объект исследования – потребительская кооперация.

Предмет исследования – региональный рынок.

Цель данной курсовой работы является рассмотреть роль потребительской кооперации в развитии региональных местных рынков.

Для раскрытия данной темы необходимо решить ряд задач:

1. охарактеризовать потребительскую кооперацию региона как экономическую систему;

2. определить роль потребительской кооперации в формировании регионального продовольственного рынка;

3. рассмотреть деятельность потребительской кооперации в рамках региона на примере Башпотребсоюза;

4. отметить особенности и перспективы развития потребительской кооперации для продовольственного обеспечения населения региона.

При написании данной работы использовались учебно-методические пособия, материалы научных конференций, ряд периодических изданий и интернет-ресурсы.


ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И РОЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ

Потребительская кооперация региона как экономическая система

 

Кооперативное движение в России формировалось в течении более 170 лет и представляет собой массовое жизнеспособное явление, объединяющее миллионы людей. Первичными кооперативными организациями были артели, специализирующиеся на охоте, рыбной ловле, производстве масла, выполнении строительных, кузнечных и других работ.

Стимулом для развития кооперативного движения в России явилась отмена крепостного права в 60-х годах 19 века. Возникновение организационных форм этого движения нашло отражение в создании в 1898 году Московского союза потребительских обществ. В последующие годы, вплоть до Октябрьской революции, кооперативное движение бурно развивалось, вовлекая в него большие массы бедных людей. Создавая кооперативы, люди пытались решить свои задачи на основе взаимопомощи и сотрудничества.

В 1917 году в России было 47 тысяч кооперативов с общим числом пайщиков 17 млн. человек. В их состав входили потребительские, кредитные, сельскохозяйственные кооперативы. Кооперативный сектор был важной составной частью экономики. Его доля в розничном товарообороте страны достигала 35%.

После революции 1917 года кооперация была полностью подчинена государству. Через сеть потребительских кооперативов осуществлялось распределение скудных запасов продовольствия, для чего население было "приписано" к конкретным кооперативам. Государственный диктат по отношению к кооперативам сменился относительной свободой лишь после перехода в 1921 году к новой экономической политике, предусматривающей допущение частного предпринимательства и рыночных отношений.

В новых экономических условиях кооперативы сумели занять ведущее место во многих сферах экономической жизни. Однако со свертыванием новой экономической политики государство стало нарушать присущие кооперативам принципы - добровольности вхождения в кооператив и возможность выхода из него, демократического участия в управлении делами кооператива и др.

В 90-х годах XX столетия в России были сделаны попытки возродить кооперативное движение и за счет этого решить проблему обеспечения населения предметами первой необходимости. Однако на практике многие из вновь созданных кооперативов в условиях дефицита практически всех товаров на потребительском рынке ставили цель извлечения максимальной прибыли для узкого круга лиц. Они неоправданно поднимали цены на производимые товары и услуги, что привело к формированию негативного общественного мнения, дискредитации кооперативной идеи.

В настоящее время система потребительской кооперации находится в состоянии возрождения, формируются законодательные основы ее деятельности, ведется интенсивный поиск путей дальнейшего развития этой важнейшей формы хозяйствования.

В связи с этим представляется важным раскрытие потребительской кооперации как экономической системы. Но прежде, чем это сделать, следует раскрыть содержание понятия кооператив.

Русский экономист М.И. Туган-Барановский дает следующее определение кооперативов: "Кооператив есть такое хозяйственное предприятие нескольких добровольно соединившихся лиц, которое имеет своей целью не получение наибольшего барыша на затраченный капитал, а увеличение, благодаря общему ведению хозяйства, трудовых доходов его членов или сокращение последних".

В декларации "О кооперативной идентичности", принятой Конгрессом Международного кооперативного альянса в 1995 году, дано следующее определение кооператива: "Кооператив - это самостоятельная организация людей, добровольно объединившихся с целью удовлетворения общественно-экономических, социальных и культурных потребностей с помощью совместно владеемого и демократически управляемого предприятия".

Сравнивая приведенные выше определения, можно сделать вывод, что в них подчеркивается важность получения общего блага. У Туган-Барановского это благо проявляется в увеличении доходов или снижении расходов. То есть, кооперативная форма хозяйства позволяет эффективнее использовать ресурсы, находящиеся у отдельных людей. В декларации Конгресса целевая установка кооператива состоит в удовлетворении общественно-экономических, социальных и культурных потребностей. При этом особо подчеркивается демократичность управления. Современные экономисты, занимающиеся проблемами кооперации, пытаются найти черты кооператива с позиций современных условий общественной жизни. Так, например, Захаров И.В. дает следующее определение кооператива: "Кооператив - сознательное, добровольное объединение относительно малоимущих слоев общества с целью преодоления или ослабления зависимости от окружающего их экономического мира путем совместного ведения хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение массовых потребностей, социальных и культурных нужд".

Думается, что автор совершенно верно обратил внимание, что кооператив является буфером между процессами, происходящими в окружающем экономическом мире, и положением в социальном обеспечении бедных людей.

В связи с различиями в подходах к определению кооперации, совершенно правильно, пишет В.Н. Титаев: "Кооперация - это понятие собирательное сложное, означающее совокупность отдельных коопераций, включающее в себя три необходимых компонента:

1) Кооперация - форма труда;

2) Кооперация - хозяйственное предприятие;

3) Кооперация - общественное движение".

Разновидностью кооперации является потребительская кооперация. Гражданский кодекс РФ дает следующее ее определение: "Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан, юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов".

В данном определении подчеркнуто, что цель деятельности состоит не в получении прибыли и наживы, а в "удовлетворении материальных и иных потребностей участников". С научных позиций представляется полезным раскрыть потребительскую кооперацию региона как экономическую систему.

Система в философском смысле - это совокупность взаимосвязанных элементов, определяющих целостность образования, благодаря тому, что его свойства не сводятся к свойству его элементов.

Главными чертами экономической системы являются: наличие разнообразных элементов, среди которых обязательно есть системообразующие, связи и взаимодействия элементов, целостность их совокупности, сочетание и соответствие свойств элементов и совокупности в целом. Каждый из элементов вносит свой вклад в характеристики целого.

Экономическая система имеет свои цели, функции, принципы функционирования, параметры, характеристики.

Потребительская кооперация региона как экономическая система включает различные потребительские общества и союзы. На уровне региона они объединены в Областной потребительский союз, который следует считать системообразующим элементом. Входящие в областной потребительский союз районные потребительские общества являются элементами или подсистемами. Последние делятся еще на более мелкие подсистемы - отдельные сельские потребительские общества. Между ними формируются связи, осуществляется организация взаимодействия и распределение полномочий.

Областной потребительский союз учреждается потребительскими обществами, расположенными на его территории, на учредительном собрании. В дальнейшем он действует на основе принятого устава. Он является, в свою очередь, подсистемой Центросоюза Российской Федерации.

Для осуществления своих функций областной союз формирует имущество. В его собственности находится имущество, образованное за счет взносов членов союза, доходов, получаемых от предпринимательской деятельности союза и созданных им предприятий, а также иных источников, не запрещенных Законом Российской Федерации.

Союз может формировать следующие фонды:

- неделимый;

- развития потребительской кооперации;

- резервный;

- иные фонды в соответствии с уставом союза.

Вопрос о характере собственности - один из принципиальных для развития потребительской кооперации.

Областной потребительский союз в качестве системообразующего элемента обеспечивает:

- эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

- принимает решение о создании хозяйственных обществ, учреждений, обособленных структурных подразделений, в том числе филиалов;

- утверждение бюджета и фондов союза;

- отчуждение имущества союза потребительских обществ. Выполнением областным потребительским союзом системообразующей роли во многом определяется эффективность работы как союза в целом, так и отдельных потребительских обществ.

Члены союза как подсистемы низшего уровня сохранят самостоятельность и права юридического лица. Интеграционное взаимодействие потребительских обществ в союзе позволяет добиться синергетического эффекта, суть которого состоит в том, что если все потребительские общества, входящие в союз, синхронно участвуют в достижении общих целей, то полученный результат будет значительно выше, чем простая арифметическая сумма результатов каждого общества.

На основе этого можно сделать вывод, что создание и функционирование областного союза потребительских обществ имеет смысл, если при этом образуется синергетический эффект. Поэтому уже при создании союза необходимо проработать вопросы стратегического развития, интеграционного взаимодействия, консолидации необходимых для решения общих задач финансовых ресурсов, стимулирование достижения высоких общих результатов. В настоящее время в системе потребительской кооперации многих регионов совместная деятельность входящих в союз обществ остается узким местом. Как следствие, не удается в полной мере реализовать связанные с образованием союза резервы повышения отдачи от уже имеющихся ресурсов.



2020-02-04 192 Обсуждений (0)
Потребительская кооперация региона как экономическая система 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Потребительская кооперация региона как экономическая система

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)