Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Программа «Психология учебной деятельности»



2020-02-04 198 Обсуждений (0)
Программа «Психология учебной деятельности» 0.00 из 5.00 0 оценок




Современное общество требует от выпускников не только, и даже не столько, прочного багажа знаний, сколько умения воспользоваться им, а затем – самостоятельно пополнить. В стратегии модернизации образования это рассматривается как комплекс компетенций. Реальная жизнь предъявляет новые требования к формированию качеств личности: жизненная активность, ориентация на дело, высокая степень самостоятельности и личной ответственности за результаты деятельности, способность разрабатывать реальные планы будущего, готовность к самостоятельному решению жизненных проблем, готовность преодолевать жизненные трудности и препятствия, уменьшение тревожности и страха перед ошибкой и неудачей.

Получение заданных стандартов образования является непременным показателем эффективности обучения, поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии.

Путь разрешения данных проблем мы видим через реализацию программы "Психология мотивации учебной деятельности".

Программа актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, их родителей, учителей, а также в связи с глобальной проблемой российского образования – снижение учебной мотивации учащихся (дети не хотят учиться).

Цель программы: раскрыть внутренние потенциальные возможности учащихся и научить их технологиям использования психических познавательных процессов для организации более продуктивной учебной деятельности.

Задачи:

1. Дать представление о психических познавательных процессах и основных механизмах их действия.

2. Исследовать индивидуальные особенности каждого учащегося в плане возможностей их более эффективного использования.

3. Развить учебные умения.

4. Способствовать расширению общего кругозора.

Методы:

1. Тестирование и самоанализ

2. Беседы

3. Практикумы, интеллектуальные игры

Форма контроля: психолого-педагогический мониторинг учебной деятельности.

Планируемые результаты: Адаптация учащихся к обучению в вузах, понимание своих индивидуальных особенностей и возможности их наиболее продуктивного использования, формирование мотивации к обучению, повышение эффективности учебной деятельности.

В процессе изучения курса «Психология учебной деятельности», приобретаемые учащимися знания и навыки последовательно отрабатываются, а затем углубляются на всех предметах общеобразовательного и специального циклов.

 

Учебно-тематический план занятий Содержание Количество часов всего В том числе практических занятий
Вводное занятие Для чего учиться? Определение профиля учебных умений 2 1
Тема 1. Где живет наша психика? 2 1
Тема 2. Внимание, внимание! 4 3
Тема 3. Как вы воспринимаете окружающий мир (о восприятии) 4 3
Тема 4. Тайны хорошей памяти 3 2
Тема 5. Методы развития памяти 4 3
Тема 6. Мыслю, следовательно, существую (о мышлении) 8 6
Тема 7. Как решать проблему? 4 3
Тема 8. Воображение и творчество 6 5
Тема 9. Развитие речи 3 2
Тема 10. Понятийное чтение 3 2
Тема 11. От книги – к конспекту 6 4
Тема 12. Как писать реферат 3 2
  Всего 52 37

 

Материально-техническое обеспечение программы: пособие для каждого учащегося «Психология учебной деятельности».

Основное содержание курса

Урок 1. Вводное занятие.

Что такое обучение? Для чего необходимо учиться? Что включает в себя деятельность учителя, что включает в себя деятельность ученика? (заполнение таблицы) - 1 час.

Урок 2. Построение профиля учебных умений (по результатам анкеты) - 1 час.

Тема 1. Где живет наша психика.

Урок 1. Интеллектуальная разминка. Знакомство с психическими процессами человека. Текст «Где живет наша психика», выработка способности вдумчиво работать с текстом, используя различные символы - 1 час.

Урок 2. Диагностика показателей межполушарного взаимодействия. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия - 1 час.

Тема 2. Внимание, Внимание!

Урок 1. Интеллектуальная разминка. Психический процесс - внимание.

Виды внимания. - 1 час.

Урок 2. Упражнение- тест «Насколько вы внимательны?».

Полезные советы. - 1 час.

Урок 3. Упражнения на развитие внимания. - 2 часа.

Тема 3. Как вы воспринимаете окружающий мир (о восприятии).

Урок 1. Интеллектуальная разминка. Текст. «Как вы воспринимаете окружающий мир», выработка способности вдумчиво работать с текстом, используя различные символы. Восприятия и их яркие проявления. - 1 час.

Урок 2. Упражнение - тест на определение ведущего канала восприятия. Полезные советы, рекомендации по коррекции индивидуальных особенностей. - 1 час.

Урок 3. Упражнения по развитию восприятия. - 2 часа.

Тема 4. Тайны хорошей памяти.

Урок 1. Интеллектуальная разминка. Психический процесс - память. Выработка способности вдумчиво работать с текстом, используя различные символы. - 1 час.

Урок 2. Структура памяти, виды памяти. Полезные советы. - 1 час.

Урок 3. Упражнение - тест на определение степени развития различных видов памяти. Рекомендации «Как учить стихотворение» - 1 час.

Тема 5. Методы развития памяти.

Урок 1. Интеллектуальная разминка. Знакомство с мнемоническими техниками. - 1 час.

Урок 2. Методы запоминания: метод ассоциативных связей. Практические упражнения. - 1 час.

Урок 3. Методы запоминания: метод мест. Практические упражнения по развитию памяти. - 2 часа.

Тема 6. Мыслю - следовательно, существую (о мышлении).

Урок 1. Интеллектуальная разминка. Выработка способности вдумчиво работать с текстом, используя различные символы.

Мышление, виды мышления. Что есть «ум» человека. - 2 часа.

Урок 2. Упражнения по развитию анализа и синтеза. - 1 час.

Урок 3. Сравнение. Обобщение. Практические упражнения. - 1 час.

Урок 4. Классификация. Абстрагирование. Практические упражнения. - 1 час.

Урок 5. Упражнения на понятийное обобщение и классификацию понятий. - 2 часа.

Урок 6. Рекомендации по развитию мышления. Практические упражнения. - 1 час.

Тема 7. Как решать проблемы.

Урок 1. Интеллектуальная разминка. Примеры задач - проблем: математических, словесно-логических, технических, житейских. - 1 час.

Урок 2. Общий алгоритм решения умственной задачи. Рекомендации к решению задач - проблем. - 1 час

Урок - 3. Практическое решение математических словесно-логических, технических, житейских задач - проблем. - 2 часа.

Тема 8. Воображение и творчество.

Урок 1. Интеллектуальная разминка. Выработка способности вдумчиво работать с текстом, используя различные символы.- 1 час.

Урок 2.Воображение, медитация, грезы, мечты, творчество. Практическое упражнение «Психогеометрический тест». - 3 часа

Урок 3. Практические упражнения на развитие воображения. - 2 часа.

Тема - 9. Развитие речи.

Урок 1.Интеллектуальная разминка. Выработка способности вдумчиво работать с текстом, используя различные символы.

Слово, речь, дикция. - 1 час.

Урок 2. Темп, интонация. Общие требования к речи. Упражнения -скороговорки. - 1 час.

Урок 3. Упражнение «Моя речь со стороны». Рекомендации для докладов и выступлений. - 1 час.

Тема 10. Понятийное чтение.

Урок 1. Интеллектуальная разминка. Текст «Как стать душой компании». Исследование скорости чтения и уровня понимания текста. - 1 час.

Урок 2. Быстрое чтение. Скорочтение. Практические советы.

Упражнение- тест «Самооценка навыков чтения». - 2 часа.

Тема 11. От книги - к конспекту.

Урок 1. Интеллектуальная разминка. Повторение и закрепление пройденного материала. Работа с текстом. Формы конспектирования. План. - 2 часа.

Урок 2. Простой план. Сложный план. Практические задания по составлению двух форм плана при работе с текстом. - 1 час.

Урок 3. Виды конспектирования: заголовочное, тезисное, схематическое, символическое. Практические советы по составлению конспекта. - 1 час.

Урок 4. Средства выражения. Упражнения - задания «Творческий конспект», «Шифровка». - 1 час.

Урок 5. Подготовка к экзаменам, зачетам. Полезные советы, практические задания. - 1 час.

Тема 12. Как писать реферат.

Урок 1. Реферат, введение, актуальность темы, цель, обзор изученной литературы, заключение, список изученной литературы. Работа с текстом.

- 1 час.

Урок 2. Основные требования к написанию и защите реферата. Написание реферата на выбранную тему. Работа над ошибками. - 2 часа.

Приложение 3.



2020-02-04 198 Обсуждений (0)
Программа «Психология учебной деятельности» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Программа «Психология учебной деятельности»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)