Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФOРМИРOВAНИЕ СOЦИAЛЬНO OРИЕНТИРOВAННOЙ РЫНOЧНOЙ ЭКOНOМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛAРУСЬ



2020-02-04 204 Обсуждений (0)
ФOРМИРOВAНИЕ СOЦИAЛЬНO OРИЕНТИРOВAННOЙ РЫНOЧНOЙ ЭКOНOМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛAРУСЬ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В Беларуси социальные и экономические реформы начались после распада Советского Союза уже как в суверенном государстве в условиях политического и экономического кризиса (уровень ВВП, потребления и промышленного и сельскохозяйственного производства упал, возникла скрытая безработица, уровень инфляции повышался и т. д.). Правительство республики на основании понимания общеполитической обстановки в стране на разных этапах утверждало различные цели и стратегии реформ. Благодаря более чем многолетним усердным поискам удалось добиться определенных результатов.

После распада СССР правительство Беларуси приняло курс на ликвидацию его последствий. Однако принятые реформы не произвели ожидаемого эффекта: экономический спад продолжал углубляться вплоть до 1994 года: ВВП, промышленное производство и капитальные вложения снижались; ухудшалось положение и в социальной сфере: повышался уровень безработицы, снижались реальные доходы населения. Основной целью государственной политики было достижение финансовой стабилизации.

Осенью 1996 г. была принята Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 – 2000 годы. Это пятилетие явилось переломным этапом в преодолении глубоких кризисных явлений, происходивших в стране после распада СССР, а также проводимых с 1991 по 1994 год либеральных экономических реформ.

В целях вывода страны из кризисного состояния в 1994 году была разработана Программа неотложных мер, реализация которой позволила заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства. Реализация Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 - 2000 годы позволила, начиная с 1996 года преодолеть спад производства, обеспечить ежегодные приросты валового внутреннего продукта, производства промышленной продукции, потребительских товаров, восстановить систему управления экономикой, отвечающую реалиям переходного периода, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ - по мере созревания объективных предпосылок и не в ущерб уровню жизни населения, усиление государственного контроля за процессами ценообразования, разгосударствления и приватизации.

Экономическое положение страны стабилизировалось, достигнут существенный рост по важнейшим социально-экономическим показателям. Валовой внутренний продукт за пятилетие увеличился на 36%, продукция промышленности - на 65%, инвестиции в основной капитал - на 26%, ввод жилья - на 81%. Производство потребительских товаров возросло на 81%, розничный товарооборот - более чем в два раза. Реальные денежные доходы населения повысились на 71%. [17]

В последующие годы экономический рост продолжал набирать обороты. Были составлены программы социального развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 и 2006 – 2010 годы.

Сегодня мы уже можем посмотреть проект основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, в котором даны оценка социально–экономического развития Республики Беларусь в 2006 — 2010 годах и анализ положения Республики Беларусь в мире, определены внешние и внутренние факторы экономического развития, цели, задачи, основные направления, приоритеты и ожидаемые результаты социально–экономического развития национальной экономики на 2011 — 2015 годы, направления и меры по их реализации, в том числе пути модернизации экономических институтов и системы государственного регулирования.

В соответствии с этой программой Республика Беларусь последовательно реализует избранную модель социально ориентированной рыночной экономики. Достигнуты высокие темпы ее развития. Валовой внутренний продукт в расчете на душу населения по паритету покупательской способности увеличился за текущее пятилетие почти на 70 %, а производительность труда на одного занятого в экономике — с 19,2 тыс. долларов США в 2005 году до 26,2 тыс. долларов США в 2010 году.

В 2006 — 2010 годах в развитии экономики можно условно выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный).

Вместе с тем в ходе реализации Программы социально–экономического развития Республики Беларусь 2006 -2010 гг. в истекшей пятилетке не удалось в полной мере решить ряд проблем, которые оказывают сдерживающее влияние на динамичное социально–экономическое развитие страны. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики, выражающаяся в высокой импортоемкости, материалоемкости и энергоемкости выпускаемой продукции, относительно низкой производительности труда и, как следствие, недостаточной конкурентоспособности продукции отечественного производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается объем привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций к инновациям. По–прежнему наблюдается несбалансированность во внешней торговле.

Государственная политика в 2011 — 2015 годах будет направлена на решение указанных проблем и преодоление ограничений экономического роста, что позволит обеспечить устойчивые темпы социально–экономического развития страны и существенное повышение уровня благосостояния населения в среднесрочной перспективе. Уровень жизни будет расти динамичнее. Белорусский рубль сохранит стабильность. Новые и модернизированные предприятия обеспечат людям достойные рабочие места, а стране рост экспорта. [18]

Основные направления совершенствования предусматривают формирование национальной инновационной системы; создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и увеличения притока инвестиций в экономику; развитие государственно–частного партнерства в целях обеспечения устойчивости государственной финансовой системы; расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально–экономических проблем.

Главная цель — рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально–экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Ее реализация предусматривает повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7 — 1,76 раза на основе обеспечения роста ВВП — в 1,62 — 1,68 раза, производительности труда — в 1,63 — 1,68 раза, объемов промышленного производства — в 1,54 — 1,6 раза, сельского хозяйства — в 1,39 — 1,45 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 — 21 % в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие — в 1,9 — 1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест.

Реализация поставленной цели будет достигнута на основе всестороннего использования потенциала сильного государства, концепция которого успешно претворяется в жизнь в нашей стране. Именно оно выступит гарантом защиты частной собственности, инициатором и эффективным проводником прогрессивных преобразований. [19]

Рассматривая особенности белорусской модели переходных процессов в экономике, выделим следующие основные черты экономической модели Республики Беларусь.

Прежде всего, целевую направленность модели, которая задает главный вектор ее формирования и развития. Целевая направленность модели законодательно утверждается конституцией страны. Конституция Республики Беларусь определяет нашу страну как «социальное государство».

Появление понятия «социальное государство» отразило новый поворот и новую сущность в деятельности современного государства. Эта сущность заключается в том, что на базе социальной рыночной экономики государство призвано осуществлять такую политику, которая направлена во благо не отдельных, а всех групп граждан, всех слоев населения при необходимой поддержке и защите слабых его групп.

Следующим признаком новой экономики служит то, что знания превращаются в главный ресурс экономики. Знания и их использование создают превалирующую часть ВВП (до 80 – 90% в современных, прогрессивных отраслях). Не только в самом производстве, но и в непроизводственной сфере (образование, здравоохранение, финансы и т.п.) новые знания и информационные технологии производят, по сути, революционный сдвиг (к примеру, компьютерные технологии дистанционного образования).

Третья черта – это активная интеграция, в том числе и на основе новых технологий и коммуникаций национальных рынков товаров и услуг в региональные и транснациональные. Мировые процессы определяются, прежде всего, дальнейшей глобализацией, превращением экономик отдельных стран в элементы единого мирового хозяйства с постепенным переходом к постиндустриальному информационному обществу, новой экономике, основанной на знаниях.

Как видим, формирующаяся в мире новая экономика одной из главных своих опор имеет интеллект и его развитие.

У Республики Беларусь есть возможности и необходимость «вписаться» в этот контекст мирового прогресса. Обусловленность этого на­правления связана к тому же с особенностями ресурсной базы экономики Беларуси. Ее относительная бедность природными ис­копаемыми, особенно энергетическими ресурсами, и относительно рисковая зона сельскохозяйственного производства вызывают не­обходимость обратиться к ресурсам интеллекта и сделать именно их основой экономического и социального развития.

В течение последних лет отношение затрат на исследовательские разработки к ВВП уменьшается при одновременном росте ВВП и составляет менее 1%. Это, естественно, является сдерживающим фактором ускоренной разработки передовых отечественных технологий. Потребность же в технологической и структурной модернизации производства остается высокой. Из эксплуатируемых промышленными предприятиями 13,2 тыс. передовых производственных технологий, 31,4% внедрены до 1994 г.

В результате формирования крупных производственных комплексов в реальном секторе экономики, развития науки и инновационной деятельности в белорусских университетах и институтах,  расширения  международных  экономических  и  научно-технических  связей,  государственной  инновационной  стратегии  развития созданы  необходимые  условия  обеспечения  технологического  прогресса.

Вместе с тем сложное экономическое положение реального сектора экономики, острый недостаток финансовых ресурсов у предприятий, неразвитость рыночных механизмов препятствуют развитию спроса на исследования и разработки, взаимодействию между участниками инновационных процессов, а также инновационной инфраструктуры.

В  результате  медленно  осваиваются  как  отечественные,  так и                  передовые   зарубежные  разработки.  Реализация  задачи  устойчивого  социально-экономического  развития  Беларуси, которое призвано обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, может быть достигнута только при активизации инновационной деятельности, что требует соответствующего усиления государственного регулирования, что в свою очередь является следующей чертой белорусской модели.

Целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития экономики, постепенное повышение конкурентоспособности результатов отечественных научных исследований и разработок, ускорение их использования в интересах человека, экономики и окружающей среды. [21]

Ещё одной особенностью модели преобразований в Республике Беларусь являются их последовательность и постепенность. Отказавшись от варианта шоковой терапии, республика проводит эволюционное реформирование экономики с активным участием государства в формировании рыночной инфраструктуры. Это позволяет смягчить негативные последствия рыночных реформ, избежать массовой безработицы и резкого падения жизненного уровня населения.

Это условие, в свою очередь, обуславливает наличие следующей особенности: смешанности экономической системы. При этом под смешанностью понимают современную обусловленность сочетания в экономике страны двух разных форм хозяйства – рыночной (прибыльной) и нерыночной (несоориентированной на прибыльность), а также двух механизмов регулирования – рыночного и государственного.

Для того, чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества):

- выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры;

- значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический потенциал; достаточно мощную строительную базу;

- высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров;

- многовекторные внешнеэкономические связи. [22]

Все особенности белорусской модели объеденяет последняя черта –  ориентация на значительный рост благосостояния и социальное развитие своего народа.

Таким образом, за два десятилетия Республика Беларусь достигла высоких темпов экономического роста, которые продолжают увеличиваться. Несмотря на то, что экономические подъемы прерываются спадами и даже кризисами, государство уверенно движется к поставленной цели, т. е. к построению социально ориентированной модели рыночной экономики, которая обладает своими характерными особенностями:

- целевая направленность;

- интеллектуально – инновационная направленность;

- активная интеграция;

- последовательность и постепенность построения;

- смешанности экономической системы;

- высокая роль государства;

- социальная ориентация;

- опора на национальную стратегию устойчивого развития.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня рыночная экономика существует практически во всех странах мира. Но при этом имеется множество ее национальных моделей. Это связано с особенностями исторического развития, размерами территории и географическим положением страны, численностью населения и его национальной психологией, традициями народов, достигнутым уровнем развития экономики, социально-политической сферы, культуры и т.д.

Анализируя рассмотренный материал, можно сделать слудующие выводы:

- Условиями возникновения рынка являются:

1. Общественное разделение труда и специализация;

2. Экономическая обособленность производителей;

3. Разрешение проблемы трансакционных издержек;

4. Самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов.

- Достоинство рынка в том, что это саморегулирующаяся система. Его отличает гибкость, способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Через него реализуется принцип свободы предпринимательской деятельности. Рыночный механизм позволяет выявлять и удовлетворять разнообразные потребности людей, повышать качество товаров и услуг, эффективно использовать ресурсы и достижения научно-технического прогресса.

- Рынок решает многие проблемы, но не все. Рыночный механизм саморегулирования не исключает стихийности экономических процессов, кризисов. Рынок не решает социальных проблем, не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного пользования, не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, развитию фундаментальных научных исследований. Поэтому в современной экономике механизм рыночного саморегулирования дополняется корпоративным, государственным и межгосударственным регулированием.

- Существуют различные модели рыночной экономики. В свою очередь, американская модель имеет следующие черты:

1. Высокая степень предпринимательской активности, а также ее поощрение;

2. Ограничение сферы государственного регулирования в основном проведением макроэкономической политики;

3. Относительно небольшая доля государственного бюджета и ВВП и удельного веса госинвестиций и выплат по линии социального обеспечения в структуре государственных расходов;

4. Обогащение наиболее активной части населения, отсутствие задачи социального равенства и создание приемлемого уровня жизни малообеспеченных групп.

- Швецкая модель имеет следующие особенности:

1. высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отноше­ний между разными социальными слоями и группами населения и политическими пар­тиями (кооперационная культура);

2. в экономической сфере - высокая конку­рентоспособность промышленности, бази­рующаяся на создании особого сектора эко­номики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании (симбиозе) крупных пред­приятий с малыми и средними (инно­вационный климат);

3. в социальной области - возрастание сре­ди традиционных факторов производства (труд - капитал - технологии - природные ре­сурсы) значения человеческого фактора - высококвалифицированного и инновационно­го, творческого по характеру труда (со­циальная ориентация).

- Японская модель обладает следующими характеристиками:

1. жестокое государственное регулирование, т.е. мобилизация всех ресурсов для решения приоритетных задач;

2. ярко выраженная экспортная ориентация экономики для создания мощного фонда накоплений и инвестиций (в новых индустриальных странах очень высока экспортность хозяйства);

3. широкое привлечение иностранного капитала ( в первую очередь для развития научно-технического прогресса);

4. создание крупных национальных монополий, имеющих возможности для постоянного улучшения качества продукции и конкурентной борьбы на внешних рынках.

- После того как Республика Беларусь получила независимость, возникла необходимость утвердить собственную стратегию экономического развития и перспективный план экономического развития. И так, была выбрана модель социально ориентированной экономики, которая имеет следующие отличительные черты:

1. Целевая направленность, которая законодательно утверждается конституцией страны. Конституция Республики Беларусь определяет нашу страну как «социальное государство».

2. Социальная ориентация. Конечной целью государственной политики является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально–экономических отношений. На базе социальной рыночной экономики государство призвано осуществлять такую политику, которая направлена во благо не отдельных, а всех групп граждан, всех слоев населения при необходимой поддержке и защите слабых его групп.

3. Интеллектуально – инновационная направленность. В настоящее время знания превращаются в главный ресурс экономики.

4. Активная интеграция. Уже сегодня мировые процессы активно движутся в направлении глобализации, которая не возможна без интеграции.

5. Последовательность и постепенность построения. Это позволяет смягчить негативные последствия рыночных реформ, избежать массовой безработицы и резкого падения жизненного уровня населения.

6. Смешанности экономической системы. Под смешанностью понимают современную обусловленность сочетания, совмещения в экономике страны двух разных форм хозяйства – рыночной (прибыльной) и нерыночной (неориентированной на прибыльность), а также двух механизмов регулирования – рыночного и государственного.

7. Высокая роль государства. Переход от планового хозяйства к рыночной экономике не может происходить стихийно, он нуждается в государственном регулировании. Рыночная экономика требует длительного времени для своего становления, поэтому государственное управление, особенно на первоначальном этапе, должно компенсировать неразвитость рыночного механизма регулирования и его институтов.

8. Опора на национальную стратегию устойчивого развития. Она призвана обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды и природно-ресурсного потенциала.

- На пути к построению собственной модели рыночной экономик, Республика Беларусь сталкивалась с различными проблемами:

1. Кризис, возникший после развала СССР.

2. Отсутствие частной собственности и необходимость проведения приватизации.

3. Малая обеспеченность природными и сырьевыми ресурсами, особенно энергетическими.

- Но, не смотря на все проблемы и преграды, Беларусь уверенно движется к намеченной цели и многого уже достигла, в том числе устойчивых темпов экономического роста, которые с каждым годом набирают обороты.

 

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Журавлева, Г.П., Экономика / Журавлева Г.П. – М: Юристь, 2001. – 574 с.

2. Жук, С.И. Основные черты рыночной экономики / С.И. Жук // Экономическая теория [Электронный ресурс]. – 2004. – Режим доступа: http://e-theоrу.narоd.ru/articles/part04.html. – Дата доступа: 20.11.2010.

3. Адам Смит, Исследования о природе и причинах богатства народов / Адам Смит - М: ОГИЗ, 1935. – 653 с.

4. Сажина, М.А Экономическая теория / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. – М: Норма, 2001. – 456 с.

5. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория / Е.Ф. Борисов. – М: Юрайт, 2005. – 399 с.

6. Супян, В.Б. Американская экономика: особенности современной модели / Супян В.Б. // США: Канада: экономика, политика. Культура. - 1999. - № 3. - С. 56 – 66.

7. Супян, В.Б. Технологический базис экономики: рост наукоемкости и структурные сдвиги в экономике / В.Б. Супян // США на пути к «новой экономике» [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.imperiya.by/economics2-7929.html. - Дата доступа: 23.11.2010.

8. Кудров, В.М. Мировая экономика / В.М. Кудров. – М: Юстицинформ, 2009. – 512 с.

9. Родченко, В.В. Особенности менеджмента в Швеции / В.В. Родченко // Международный менеджмент [Электронный ресурс]. - 2000. – Режим доступа: http://polka-knig.com.ua/article.php?book=56&article=5518. – Дата доступа: 24.11.2010.

10. Антюшина Н., Шведская модель экономической реформы / Антюшина Н. // Экономист. - 2000. – №1. - С. 87-91.

11.  Клименков, А.А. Экономика швеции вступила в рецессию / А.А. Клименков // Корреспондент.net [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.export.by/?act=news&mode=view&id=5432, 2008. – Дата доступа: 24.11.2010.

12. Королев, И.С. Япония / И.С. Королев // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. – №8. – С. 49.

13. Колесова, В.П. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / Колесова В.П., Осьмова М. Н. - М.:«Флинт», 2000. – 298 с.

14. Ломакин, В. К. Мировая экономика / В.К. Ломакин. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 672 с.

15. Портер, М. Японская экономическая модель: может ли Япония конкурировать / М. Портер. - М: Альпина бизнес букс, 2005. – 262 с.

16. Баскакова, М.В. Японская экономическая модель / М.В. Баскакова // Страны и регионы [Электронный ресурс]. - 2004. – Режим доступа: httр://dlib.еаstviеw.cоm/brоwsе/dоc/5981831. – Дата доступа: 24.11.2010.

17. Крят, Д.А. Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы / Д.А. Крят // СБ - Беларусь сегодня. – 2001. – 16 мая.

18. Проект основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы // Белта [Электронный ресурс]. – 2010. - Режим доступа: http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Proekt-osnovnyx-polozhenij-Programmy-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-2011-2015-gody_i_531148.html. - Дата доступа: 13.12.2010.

19. Крят, Д.А Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы / Д.А. Крят // СБ – Беларусь сегодня. – 2010. – 11 нояб.

20. Приоритетные направления реформирования экономического пространства страны // Национальная платформа бизнеса Беларуси 2010  [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим дступа: httр://www.trеnd-biz.bу/indеx.рhр?oрtion=com_contеnt&viеw=articlе&id=102%3A-2010&catid=100%3A2010-05-23-12-17-42&Itеmid=181&limitstart=3. – Дата доступа: 26.11.2010.

21. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 г. // Министерство экономики [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа:    http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf/6364a30558cbd7a5c2257624001e08ce/f230f27565d0e9f3c225718b002b2a56?OpenDocument. – Дата доступа: 13.12.2010.

22. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь // Экономика и финансы [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа:   http://www.president.gov.by/press10672.html – Дата доступа: 13.12.2010.



2020-02-04 204 Обсуждений (0)
ФOРМИРOВAНИЕ СOЦИAЛЬНO OРИЕНТИРOВAННOЙ РЫНOЧНOЙ ЭКOНOМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛAРУСЬ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФOРМИРOВAНИЕ СOЦИAЛЬНO OРИЕНТИРOВAННOЙ РЫНOЧНOЙ ЭКOНOМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛAРУСЬ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)