Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рыночная экономика в Японии



2020-02-04 181 Обсуждений (0)
Рыночная экономика в Японии 0.00 из 5.00 0 оценок




Теперь рассмотрим японскую модель. Япония сейчас занимает одно из центральных мест в мировой политике и экономике. Но в начале 20 в. это государство в основном было аграрным, у него не существовало какой-либо развитой промышленности, также осуществлялось давление со стороны «главных колонизаторов», рынок сбыта национальной продукции все уменьшался и уменьшался, продукция становилась менее конкурентоспособной. Чтобы не стать рынком сбыта продукции развитых стран, это государство провело серию реформ. После чего эта аграрная страна к концу 20 в. выходит на первые позиции по производству наукоемкой продукции в мире, и становится главным ее импортерам. Сейчас это государство входит в группу стран, которые называют «молодыми тиграми». Но что же стоит за экономикой этой страны? [12, c. 49].

Главной особенностью экономики Японии является высокая степень участия государства в экономической и общественно-социальной жизни общества.

Вмешательство государства в экономику Японии осуществляется преимущественно через налоговую систему или кредитно-финансовые механизмы. Основными рычагами этой политики служат налоговые льготы и государственная кредитно-инвестиционная деятельность. Налоговые льготы предоставляются либо в рамках специальной системы амортизационных отчислений, либо путем освобождения налога на основной капитал. Государственная кредитно-инвестиционная деятельность состоит в предоставлении правительством низкопроцентных кредитов из средств, аккумулированных в системе почтовых сберегательных касс, пенсионных фондах и фондах медицинского и социального страхования. В 1952—1955 гг. промышленность получала из этих источников 28% необходимых ей финансовых средств. [13, c. 320] Специфичной для Японии чертой является сотрудничество между частным бизнесом и правительством в решение общих экономических проблем. Так, во время нефтяного кризиса 1993 г. и в период кризиса «высокой иены» преодоление экономических трудностей и стимулирование хозяйственного развития шло при поддержке со стороны правительства Центрального Банка Японии, проводивших меры макроэкономического характера по расширению спроса. [14, c. 470]

Государство ограничивает действие рыночных рычагов, сдерживает внутреннюю конкуренцию (поддерживает такие формирования в стране как «группирование»), ограничивает в страну доступ иностранного капитала и товаров (ведет преимущественно протекционистскую политику). [13, c. 320]

Еще одной из особенностей японской модели является присутствие государственного планирования. На протяжении всего послевоенного периода правительство Японии последовательно осуществляет экономическую политику, основываясь на средне- и долгосрочных планах, целевые ориентиры которых варьируются в зависимости от фазы, на которой находится экономика в своем развитии. Несмотря на то, что планы в Японии по своему характеру являются индикативными, элементы плановости вносят существенный вклад в развитие экономики.

Система общегосударственных планов складывается из пяти групп планов — план экономического и социального развития, план развития и использования земель, рационального размещения производительных сил, отраслевые планы, целевые общегосударственные программы и региональное планирование. [14, c. 470]

В сфере предпринимательства в японской модели наблюдается следующая особенность, а именно наличие различных торго­вых и деловых традиций, коренящихся в истори­ческих и культурных особенностях развития об­щества и выпадающих, как правило, из системы рыночных инструментов, принятой на Западе. Бизнес в этой стране связан с таким понятием, как «группирование».

В противоположность западной рыночной экономике, в основе поведения хозяйствующих агентов которой лежит индивидуализм, в Японии сильны устои своеобразного коллективизма, или философии групповых целей и устремлений. От­дельные авторы характеризуют японскую систе­му как нечто близкое к организации деревенской жизни, где риск и ответственность одновременно и распределяются и объединяются. Японские предприниматели не дожидаются стихийного раз­решения противоречий между спросом и предложением. Они принимают упреждающие меры, стремясь, насколько это возможно, к взаимопо­ниманию и согласию.

Именно эта «групповая ориентация», ставшая частью национального характера японцев, объ­ясняет существование укоренившихся торговых и дедовых обычаев, во многом определивших появ­ление специфической формы организации бизнеса – «кэйрэцу» («группирование») в виде объедине­ний, охватывающих разные сферы экономики.

Объединение представляет собой группу хо­рошо знающих друг друга партнеров, в рамках которой на взаимной основе формируются ожи­дания поведения того иди иного партнера. Это контрастирует с рыночным механизмом, кото­рый действует, невзирая на личность партнера и учитывает лишь иены. В объединении посред­ством тесного человеческого общения формиру­ется взаимное доверие, и возникают отношения сотрудничества. При этом в результате примене­ния разных санкций повышается денежная ответ­ственность за «неджентльменское» поведение, что служит мощной силой, сдерживающей нару­шение морали.

Теперь рассмотрим особенности трудовых отношений в японской модели. Одной из особенностей является наличие пожизненного найма. Количество постоянных работников в фирмах составляет примерно 30%. Следующая особенность - это продолжительный рабочий день, он составляет примерно 57,7 часов в неделю. Также для этой модели характерен низкий уровень заработной платы, поэтому конкурентоспособность продукции японских производителей высока. Особенностью является и то, что существует разница оплаты труда мужчин и женщин примерно в 2 раза. Отличительной особенностью трудовых отношений в Японии считается то, что трудовые отношения строятся на философии «фирма – наш общий дом» Использование рабочей силы в основном базируется на концепции «человеческого потенциала». Но главным итоговым моментом является то, что успех нации стоит выше, чем успех отдельного человека. [16].

Японцы уже давно зарекомендовали себя как наиболее требователь­ные потребители компактной, многофункциональной и бесшумной продукции. Японцы очень внимательны к внешнему виду, дизайну и упаковке товаров. Нельзя забывать и про энергосбережение, где Япо­ния — безусловный лидер. Значимость вышеназванных аспектов, в которых Япония уже преуспела, растет во всем мире.

Последняя особенность этой модели, которую я хотела бы отметить – это протекционистская политика государства которую вела Япония долгое время.

Таким образом, японская модель — это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.

 


 



2020-02-04 181 Обсуждений (0)
Рыночная экономика в Японии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рыночная экономика в Японии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)