Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ, ТЕМПЫ И ИСТОЧНИКИ, ТИПЫ



2020-02-04 189 Обсуждений (0)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ, ТЕМПЫ И ИСТОЧНИКИ, ТИПЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................................................................... 3

1. Экономический рост: понятие, факторы, темпы и источники, типы ............... 4

           1.1.Проблема экономического роста в историческом       контексте………………………………………………………………………....... 12

           1.2. Модели экономического роста………………………………........ 14

2. Особенности экономического роста различных стран ……………………… 20

           2.1. Уроки восточно-азиатского чуда ………………………………….20

           2.2. Уроки советского коллапса …………………………………......... 22

3. Беларусь: от экономического кризиса к устойчивому росту…………........... 25

           3.1. 1991 – 1995 гг.: безвременье ……………………………………… 25

           3.2. 1996 - 2000 гг.: формирование предпосылок выхода из кризиса и факторов экономического роста ………………………………………………… 26

           3.3. 2001 – 2005 гг.: формирование факторов устойчивого экономического роста, активация инновационно-инвестиционной деятельности ……………………………………………………………………………………… 30

           3.4. 2006 – 2010 гг.: устойчивость развития, повышение уровня и качества жизни населения, рост конкурентоспособности и модернизация экономики ……………………………………..…………………………………... 35

Заключение................................................................................................................ 39

Список литературы................................................................................................... 41

 

ВВЕДЕНИЕ

 В данной курсовой работе целью ставится рассмотрение вопроса «Экономический рост – обобщающий результат функционирования национальной экономики». В работе раскрывается объект поставленного вопроса.

Возвышение потребностей, исчерпание традиционных ресурсов, увеличение численности населения обуславливают решение двуединой задачи: экономического роста и эффективности экономики. Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей, а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни, добиться временного роста производства можно и за счет хищнической эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или вообще лишен смысла. Поэтому экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью и социальным оптимизмом. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей: увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости и травматизма; повышения уровня образования и культуры; более полного удовлетворения потребностей и рационализации потребления; социальной стабильности и уверенности в своем будущем; преодоления нищеты и кричащих различий в уровне жизни; достижения максимальной занятости; защиты окружающей среды и повышения экологической безопасности; снижения преступности.

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ, ТЕМПЫ И ИСТОЧНИКИ, ТИПЫ

  Экономический рост— процесс, характеризующийся увеличением массы создаваемых потребительных стоимостей (или благ) в нацио­нальной экономике в связи с ростом объемов общественных потребно­стей.

 Измерение экономического роста совершается на основе двух основ­ных показателей:

1) роста объемов ВНП (или ВВП) за определенный период времени (год) ;

2) темпов роста ВНП (или ВВП) в расчете на душу населения за та­кой же период времени.

 Экономический рост оказывает сильное влияние на такие важные макроэкономические процессы, как: 1) стабильность цен, 2) уровень за­нятости, 3) равновесие внешнеторговых операций, 4) реальный ВВП. Систему данных показателей называют «магическим четырехугольни­ком», так как изменение в одном из ее параметров неизбежно ведет к изменению всех остальных. Эта схема предполагает достиже­ние трудносовместимых целей. В этом смысле она отражает ситуацию скорее желательную, нежели реальную даже для самых благополучных стран. На том или ином временном этапе каждый из параметров «маги­ческого четырехугольника» может быть принят в качестве цели нацио­нальной экономики.

  Экономические последствия охватывают стадию производства. Среди них наиболее существенны повышение производительнос­ти и интенсивности труда, фондовооруженности, улучшение ка­чества рабочей силы, совершенствование технологии и организа­ции производства. Социальные последствия определяются экономи­ческими и охватывают фазы распределения и потребления. К ним относятся рост уровня доходов различных слоев населения, улуч­шение качества потребления за счет совершенствования количе­ства и структуры национального продукта, что отражается в об­щем увеличении уровня жизни населения. В то же время постоян­ный экономический рост не всегда желателен (особенно это каса­ется стран, уже достигших высокого уровня благосостояния). В ча­стности, индустриализация производства способствует загрязне­нию окружающей среды, так как в производстве отсутствует пол­ная утилизация отходов. Высокий уровень внедрения новых техно­логий в развитых странах приводит к моральному старению про­фессиональных кадров и необходимости их замены новыми, что обостряет социальные проблемы, ведет к росту безработицы. Про­блемы неравенства доходов также не "решаются" экономическим ростом автоматически, для этого необходимы выработка и прове­дение в жизнь государством различных социальных программ, а не наращивание масштабов производства и размеров национального продукта.

 Экономический рост является противоречивым процессом, так как, разрешая одни проблемы, он может создавать другие. В силу этого есть как сторонники экономического роста, так и противники [4, С. 97-102].   

Сторонникиэкономического роста сходятся на точке зрения, что он:

• помогает разрешить противоречие между возрастающими потреб­ностями и ограниченными ресурсами;

• открывает возможности примирить интересы «бедных» и «бога­тых» за счет увеличения производимых благ, а не за счет болезненного для части общества перераспределения имеющихся;

• создает возможности получения образования для все большего числа людей и тем самым помогает обеспечить им достойный уровень жизни.

  Противникиэкономического роста обращают внимание на то, что он:

• ухудшает состояние окружающей среды;

• обедняет содержание труда в силу расширения массового произ­водства;

• размывает некоторые очень важные человеческие ценности и тем самым воспитывает у преуспевающей части населения безразличие к судьбе менее удачливых и менее приспособленных к условиям рыноч­ной экономики сограждан, способствует процветанию культа богат­ства, силы и т. д.;

• вызывает кризисы перепроизводства, нерациональное использо­вание природных ресурсов;

• не решает проблему массовой бедности.

К  факторамэкономического роста относят (табл. 1.1):

• природные и трудовые ресурсы;

• предпринимательские способности населения;

• основные производственные фонды;

• научно-технический прогресс;

• совокупный спрос.

Таблица 1.1 - Факторы экономического роста

Факторы Количествен­ный показатель фактора Способ наилучшего использования фак­тора Показатели эффек­тивности использо­вания
Природные ресурсы Различный для каждого вида данных ресур­сов Наиболее полное извлечение, ком­плексная и глубокая переработка сырья Снижение материа­лоемкости продук­ции
Трудовые ресурсы Численность трудоспособ­ного населения Совершенствование образования, профес­сиональной подго­товки, улучшение условий труда, про­филактика заболева­ний и т. д. Рост производи­тельности труда
Предпри­ниматель­ские спо­собности Образование, талант, трудо­любие, предан­ность идее на­ционального прогресса Государственное поощрение предпри­нимательской дея­тельности Рост показателей эффективности про­изводства
Основные производ­ственные фонды Цена единицы производствен­ной мощности, одного рабоче­го места Совершенствование технологии и органи­зации производства Рост фондоотдачи, повышение качества продукции, произ­водительности труда
Научно-техниче­ский про­гресс Уровень затрат на единицу продукции Развитие НИОКР, лучшее использова­ние их результатов Рост показателей эффективности про­изводства, улучше­ние состояния окру­жающей среды
Совокуп­ный спрос Объем сово­купного спроса в стоимостном выражении Поощрение спроса путем снижения цен, инфляции, развития кредитной системы Рост показателей эффективности про­изводства

Природные ресурсы — необходимый, но не особенно очевидный фактор экономического роста. Во многих странах богатые полезные ископаемые не используются с достаточной эффективностью, зато есть ряд стран, которые при минимальных природных ресурсах добиваются необычайно высоких темпов экономического роста (Япония, Южная Корея и др.). Трудовые ресурсы как фактор экономического роста ха­рактеризуют не только количество, но и качество рабочей силы (уро­вень образования, профессиональная подготовка, экономическое мыш­ление, дисциплинированность, инициативность и т. д.). Что касается трудовых ресурсов Республики Беларусь, то в рамках СНГ их уровень признается довольно высоким. Однако по стандартам развитых стран для рабочих профессий он еще не совсем удовлетворителен.

Не случайно западные фирмы, имеющие производства в Республике Беларусь, предпочитают в качестве рабочих привлекать местных спе­циалистов с высшим и средним специальным образованием.

Предпринимательские способности предполагают наличие у опреде­ленной                                        части населения необходимых для предпринимателя качеств (трудолюбие, инициативность, преданность национальным интересам и т. п.). Считается, что в развитых странах доля таких людей составляет до 10 % экономически активного населения. В Республике Беларусь примерно 6 % занятых в народном хозяйстве относятся к сфере инди­видуального частного предпринимательства. Однако следует отметить, что предпринимательство в республике имеет место преимущественно в сфере товарного (торгово-закупочная деятельность) и денежного (банки, финансовые компании) обращения. Несовершенное законода­тельство о предпринимательской деятельности, низкие требования к предпринимателям по цивилизованному ведению дел, низкие требова­ния к государству по созданию должных условий для цивилизованного ведения бизнеса, отсутствие жестких требований к соблюдению эле­ментарных правил (качество продукции, услуг, гарантийные обяза­тельства производителя, ответственность субъектов хозяйствования и средств массовой информации за рекламу сомнительного и социально-опасного бизнеса, требования к профессиональной подготовке пред­принимателей и т. д.) не способствуют пока цивилизованному разви­тию предпринимательства.

Научно-технический прогресс — важнейший фактор экономического роста. Он характеризуется:

• появлением принципиально новых достижений науки и техники, что способствует экономическому росту на интенсивной основе (возникают малоотходные и безотходные технологии, появляются новые источники энергии, повышается производительность труда);

• формированием работника нового типа — культурного и образо­ванного, дисциплинированного и инициативного, способного эксплуа­тировать сложные технико-информационные системы [4, С. 97-102].   

Кроме факторов, выделяют и источники экономического роста. Главными источникамиэкономического роста являются:

1) количественное наращивание факторов труда, капитала, природ­ных ресурсов;

2) рост совокупной производительности факторов производства на основе НТН.

Анализ темпов экономического роста включает последователь­ность применения промежуточных индексов, в которой сравни­ваются уровни ВНП и ВВП изучаемого и базового годов в ценах базового года, умноженных на 100 %. Если из полученного темпа роста вычесть 100, получим темп прироста. Оценка будет тем бо­лее точной, чем меньший временной отрезок будет анализиро­ваться.

Расчету темпов ВВП или ВНП на душу населения предшеству­ет анализ динамики населения, активная часть которого выступа­ет важнейшим фактором прироста производства.

Технологический прогресс анализируется со стороны темпов фондоемкого и фондосберегающего производства [3, С. 195-197].   

Под влиянием динамики населения, с одной стороны, и соот­ношения темпов фондоемкого и фондосберегающего производ­ства — с другой, формируется норма накопления, характеризую­щая долю инвестиций в ВНП.

Фондоемкая форма технологического прогресса характеризует замещение живого труда техническими средствами и обусловливает более медленный рост производительности по сравнению с фондо­вооруженностью. Фондосберегающая форма основывается на заме­не действующих средств труда новыми, более эффективными и ве­дет к опережающему росту производительности труда относительно его фондовооруженности. Минимальная граница нормы накопле­ния зависит от динамики занятости при неизменном уровне фон­довооруженности труда, а максимальная — от уровня жизни. Не­равномерность технологического прогресса вызывается чередованием этапов преобладания фондоемкой и фондосберегающей форм.

Мировая история экономики столкнулась с двумя типа­ми экономического роста: экстенсивным и интенсивным.

Экстенсивный рост— это процесс увеличения производ­ства за счет наращивания факторов: основного капитала (фондов), рабочей силы и расширения потребления матери­альных факторов производства: природного сырья, материа­лов, энергоносителей, земельных угодий и т.д.

Экстенсивный рост имеет как положительные (их значи­тельно меньше), так и отрицательные стороны.

Положительные стороны:

• сравнительно легкое получение желаемого результата при наличии источников расширения производства;

• с создание условий для быстрого освоения природных ресурсов;

• из-за большой потребности в рабочей силе — сокраще­ние, а иногда даже ликвидация безработицы.

Негативные стороны:

• экстенсивный экономический рост в силу своего несо­вершенства и определенного варварства в отношении ре­сурсов ведет к экономическому застою, так как средства идут не на развитие нового, прогрессивного, а к повторе­нию уже известного без внесения каких-либо новаций;

• динамика роста зависит от затрат, осуществленных об­ществом;

• темпы экономического роста находятся в прямой зависи­мости от количественного (а не качественного) вовлечения в процесс производства средств производства и рабочей силы;

• наращивание экономического роста за счет копирова­ния уже существующих и действующих сил производства снижает фондоотдачу, производительность труда и увеличи­вает затраты сырья;

• постоянное вовлечение в процесс производства все но­вых и новых природных ресурсов делает производство ресур-созатратным и приводит к их исчерпанию.

Сделаем вывод — экономический рост, построенный на эк­стенсивном методе, носит затратный характер. Долговре­менная ориентация на преимущественно экстенсивный тип роста ведет страну к тупиковой ситуации.

Экстенсивный путь опасен тем, что не требует внедре­ния научно-технического прогресса, главное для него — увеличение объема каждого фактора.

Интенсивный экономический рост— в его основе лежит высокоэффективное использование всех факторов производства.

Положительные стороны:

• интенсивный экономический рост предусматривает рас­ширение производства за счет внедрения совершенно но­вых, прогрессивных технологий и соответствующей им но­вой техники; в основе технологий и техники лежат после­дние достижения научно-технического прогресса;

• за счет использования новой техники и технологии дос­тигается рост производительности труда, эффективное ис­пользование ресурсов, более рациональное использование материально-технической базы;

• широкое применение новых управленческих подходов, маркетинга, кооперации и т. д., улучшается организация и управление производством;

• совершенствование применения основных и оборотных средств, внедрение ускоренной амортизации — главный вопрос в ускорении оборачиваемости фондов;

• совершенствование организации труда и подготовка бо­лее квалифицированных рабочих, соответствующих требо­ваниям применяемой техники и новой технологии.

Применение интенсивного экономического роста позво­ляет экономике добиться более высоких результатов на базе широкого внедрения НТП и использования научно-техни­ческой информации.

В процессе интенсивного роста происходит экономия определенных ресурсов. Исходя из этого, различаются три вида интенсификации.

Трудосберегающая интенсификацияэтот вид наиболее характерен для начальных периодов развития машинного производства. В процессе внедрения новой техники и тех­нологии сокращается потребность в рабочей силе за счет повышения производительности труда.

В этот период особое внимание уделяется развитию про­изводства средств производства как основе интенсивного роста, но одновременно наблюдается отставание в произ­водстве предметов потребления.

Увеличение безработицы, отставание производства предметов потребления снижают жизненный уровень насе­ления, что вызывает социальную напряженность.

Капиталосберегающая интенсификация— этот процесс ха­рактерен для начального этапа НТР, когда идет активное внедрение более эффективных машин и оборудования, ка­чественно нового сырья и материалов. Все это влияет на экономное применение средств в производстве.

Всесторонняя интенсификация— этот этап мы переживаем сегодня, когда широко внедряются самые последние дости­жения НТР, что создает условия для максимально рачитель­ного использования всех ресурсов, для снижения затрат, повышения качества продукции и увеличения объемов производства.

В современной экономике в чистом виде не встречаются интенсивный или экстенсивный типы производства. Как правило, страна сама избирает путь развития в зависимости от сложившихся обстоятельств, он может быть ближе или к одному или к другому типу.

 В современной экономике в чистом виде не встречаются интенсивный или экстенсивный типы производства. Как правило, страна сама избирает путь развития в зависимости от сложившихся обстоятельств, он может быть ближе или к одному или к другому типу [5, С. 216-125].   

 



2020-02-04 189 Обсуждений (0)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ, ТЕМПЫ И ИСТОЧНИКИ, ТИПЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ, ТЕМПЫ И ИСТОЧНИКИ, ТИПЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)