Общая характеристика философии нового времени. Традиция эмпирической философии. Традиция рационалистической философии (картезианский подход) – философское прозвище Декарта
Философия нового времени. Человек становится главной проблемой. Происходит выявление природы человека и всего того, что его окружает. Предмет философского знания - наука о Боге, природе, человеке. Происходят своеобразные революция и эволюция. Философия теряет свой религиозный статус, начинает разрабатывать конкретную частную науку и ее методологию. Формируя методы частной науки, философия использует системное представление действительности => частный научный метод. Каждый из мыслителей рассматривает Бога как моральное правило через его мистифицирующую функцию. Бог - сотворение мира процесс сотворения, не доступный для восприятия человека. Он как начало человеческой истории и как набор морачьных правил, максимумов, к которым стремится человек в процессе его становления. Возможности религиозной философии начинают формировать ту функцию, которая была в самом начале становления религии, когда религия сводилась лишь некому набору моральных испытаний. Творчество Бэкона характеризуется определенным подходом к методу человеческого познания и мышления. Исходным моментом любой познавательной деятельности являются для него прежде всего чувства. Поэтому его часто называют основателем эмпиризма — направления, которое строит свои гносеологические посылки преимущественно на чувственном познании и опыте. Понятия добываются обычно путем слишком поспешного и недостаточно обоснованного обобщения. Поэтому первым условием реформы науки, прогресса знания является усовершенствование методов обобщения, образования понятий. Так как процесс обобщения есть индукция, то логическим основанием реформы науки должна быть новая теория индукции. Он отвергает ту индукцию, которая, как он говорит, осуществляется простым перечислением. Поэтому он подчеркивает необходимость переработки или, точнее говоря, разработки индуктивного метода. Продолжая тему развития эмпиризма, нельзя не упомянуть представителя английской философской линии данного направления – Джона Локка. Главное внимание он уделяет проблематике познания. Уже в первой части его «Опыта о человеческом разуме» встречается идея, суть которой состоит в том, что предпосылкой исследования всех разнообразнейших проблем является изучение способностей нашего собственного познания, т. е. выяснение того, что оно может достичь, каковы его границы, а также каким образом оно получает знания о внешнем мире. Человеческая мысль (душа), согласно Локку, лишена всяких врожденных идей, понятий, принципов либо еще чего-нибудь подобного. Он считает душу чистым листом бумаги (tabula rasa). Лишь опыт (посредством чувственного познания) этот чистый лист заполняет письменами. Представителя рационалистического направления – Рене Декарта. Первую и исходную определенность всякой философии Декарт видит в определенности сознания — мышления. Декартово сомнение и «отвержение всех определений» исходит, однако, не из предпосылки о принципиальной невозможности существования этих определений. Это не скепсис, с которым мы встречались, например, в античной философии. Принцип Декарта, согласно которому во всем следует сомневаться, выдвигает сомнение не как цель, но лишь как средство. Декарт ставит вопрос о постижении достоверности самой по себе, достоверности, которая должна быть исходной предпосылкой и поэтому сама не может опираться на другие предпосылки. Такую достоверность он находит в мыслящем Я— в сознании, в его внутренней сознательной очевидности. Рационализм Декарта нашел много продолжателей. К наиболее выдающимся из тех, кто существенным образом способствовал обогащению и развитию философской мысли, принадлежат, в частности, Б. Спиноза и Г. В. Лейбниц. Спиноза всю жизнь прожил в Голландии. И хотя Голландия в то время была страной прогрессивной, он и здесь не избежал жестокого преследования со стороны как еврейских, так и протестантских и католических религиозных кругов. Мышление трактовалось как своего рода самосознание природы. Мера совершенства мышления определяется мерой его согласия с общими законами природы, а подлинными правилами мышления являются верно познанные общие формы и законы мира. Готфрид Вильгельм Лейбниц представляет определенное завершение европейского философского рационализма. В философии Лейбница отразились почти все философские импульсы его времени. Так, он был не согласен с концепцией картезианского дуализма, отвергал определенные элементы картезианской теории познания, в частности тезис о врожденных идеях, возражал и против спинозовской единой субстанции (бога), которая является и всем, и субстанцией. 27. Философия Фрэнсиса Бэкона (мыслитель эпохи перехода). Философия - знание системное, обобщающее конкретные данные конкретной реальности. Предмет философии - человек. Человек должен стремиться к хорошему поведению. Уровень бытования человека должен быть подчинен моральному правилу, предписанному авторитетному священному писанию. Принципиально не познанный Бог -отдельный предмет для философского рассуждения. Главная задача философии - формирование системного представления о мире на основе данных по поводу его частей. Данные подтверждают конкретные науки. Возникают общая картина мира и наука обобщений. Формируются классификация научного знания и философские задачи. Критерием для классификации Френсис Бекон считает человека. По его мнению, знание разделено на 3 составляющих, которые являются отдельными областями знания: 1. Человеческая память. 2. Человеческое воображение. 3. Человеческий разум. Памяти соответствует история, рассудку - философия, воображению - поэзия. Поэзия - отдельная научная сфера, которая создает идеал, то желаемое, к чему может стремиться отдельный человек. История - наука о конкретных фактах. Задача истории обнаружить систему конкретных фактов. Френсис Бекон не рассматривает историю, как науку о политике, о социальной сфере. Он говорит об истории природы, бытия. История закономерна должна существовать в рамках любого знания. Она является одной из главных, т.к. конкретизирует из себя более конкретные области. Философия - главной задачей является задача обобщения, как памяти, так и воображения. Также ставится задача нахождения препятствий, которые мешают получить человеку чистое знание. Возникает учение об идолах. По мнению мыслителя существуют 4 препятствия в познании: 1. Идол пещеры. 2. Идол рода. 3. Идол рынка (площади). 4. Идол театра. Являясь препятствием в познании каждый из идолов представляет собой отдельный стереотип мышления. Идол рода исходит из особенностей человеческой природы, это направленность человека на удовлетворение потребностей своей чувственной природы. Когда эмоциональное восприятие предмета является превалирующим, у человека возникает ошибочное восприятие предмета, может возникнуть некоторое ошибочное понятие. Общее понятие формируется из общего восприятия, когда нет необходимого количества тех данных, когда оно могло бы претендовать на статус. Идол пещеры. Это следствие идола рода, сконструированное на специфике индивидуальной человеческой природы. Человек живет самим собой, обретая особенности своего воспитания. Идол театра - стереотип, который формируется общественным мнением, влияющим на прямое человеческое восприятие. Уровень общественного восприятия - среда, где формируется человек. Идол театра - общественное мнение, формирующееся посредством определенного языка, речевых оборотов. Речевой оборот становится целью удовлетворения потребностей создателя речевого оборота. Также это общественное мнение, которое подавливает человек. Идол шющади - вера в авторитеты. Традиция, через которую человек не может переступить, т.е. то, что мы сейчас воспринимаем как научную сферу. Индукционный подход (от части к общему): собирание фактов. Экспериментально доказано, что чувственный фактор может быть основой для законченного понятия - аксиома. Другая сторона индукционного подхода, человек от своих особенностей не уйдет. => Метод индукции - следствие прагматизма, утилитарность, научное знание. Бекон остается гуманистом и в социальной философии. Возникает линия европейской социальной утопии. Утопия. Люди пытались сформировать желательный образ жизни общества. Социальная утопия - прямое продолжение того, что Бекон делал в гносеологии. Это новая Атлантида, где нет социальных распри, цель общества - познание. Каждый из людей занимается функцией предписанной с детства. Общество без класса, частной собственности. Присутствует христианская праведность.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |