Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия Рене Декарта



2020-02-03 168 Обсуждений (0)
Философия Рене Декарта 0.00 из 5.00 0 оценок




Рационализм отрицает опытное происхождение достоверного знания. Оно может

быть получено только благодаря уму и понятиям, присущим уму от рождения

(вроджд. идеи Декарта).

Рэне Декарт (1596-1650)- из франц. дворян. Преследование со стороны религ.

деятелей. "Правила для руководства разумом" - изложил методологию научного

познания. "Рассуждения о методах", "Метафизические размышления", "Начала

философии". Разработал классическую геометрию, теорию света, гипотезу об

условном рефлексе. Относительность движения и покоя, з-н сохр. к-ва

движения при ударе двух тел. Задача знания - господство над силами природы,

усоверш. природы ч., Создание новых техн. ср-в. Развивал теорию о врожд.

идеях (бог, дух, телесная субстанция) - идеалист. Но в общем оказал влияние

нга матер. методы. Говорит о тесной связи фил. и естествознания. Эта связь

привела его к дуализму. Дуализм: мир состоит из мыслящей и телесной

субстанций, равновесие между ними поддерживает Бог. Он их сотворил, он

вечен, всемогущ, источник блага и истины. Мыслящей субстанцией занимается

философия, телесной - естествознание. Гносеология: рационалист: т.к. для

философии выше мышление, все чувственное должно подчиняться разуму.-

сомневайся во всем: 1.Не принимать никогда любую вещь за истину

(сомнения).2.Каждый из вопросов исследования надо разделить на части

(расчленение).3.Все идеи располагать в последовательности

(последовательности).4.Совершать полные расчеты и обзоры (полнота).Декарту

неприемлима чувственная очевидность как основа познания.

 

Философия Бенедикта Спинозы

Человек не способен обрести житейское счастье. Спиноза решает проблему знания и его составляющих. Знание состоит из идей.

1. Идеи воображения (чувственная идея). Идеи воображения - идеи, составляющие 1-й уровень познания. Познание состоит из собственных чувственных идей и абстрактных идей.

Чувственные идеи основаны на собственных телесных ощущениях. Это идеи нашего тела по поводу воспринимаемых внешних вещей. => Это знание всегда субъективно, фрагментарно, основано на индивидуальных человеческих привычках. Знание - ложно, неадекватно. Чувственное знание направлено на доказывание объективного существования изучаемого объекта. Неадекватное знание содержит лишь определенный опыт человека, который основан на практической деятельности.

Абстрактные идеи - знание по наслышке, фрагментарное, основанное на опыте, являющееся ложным, неадекватным. Но это знание, которое воспринимаемый субъект получает не в процессе непосредственного восприятия объекта, а через изучение чужого опыта. Знание ложно и дает лишь определенную сторону.

2. Идеи интеллекта. Знание истины интеллекта. Основано на рациональном методе, на логике. Это способность рассудка порождать универсалии. Универсалии - способность интеллекта к обобщению, эта способность Ника не связана с опытом.

Понятие индукции. Индукция является способностью человека, индукция всегда прорыв рассудка, индукция - совокупность чувственного, абстрактного и интеллектуального знания.

Интеллектуальный прорыв - акт полного освоения суждения, постижение вещи в

целом.

Пантеизм. Акт сотворения - акт созидания бытия. Спиноза «ломает» традицию. Интеллектуальный человек содержит в себе всевозможные универсалии, как интеллект содержит в себе знание. Интеллект - полный объем знания.

Спиноза затрагивает тему существующего и несуществующего. Несуществующее отсутствует. => Бог, как существующее, через признак существующего сливается с человеком и природой.

Немецкая классическая философия. Философия Иммануила Канта. Философия Георга Гегеля

Кант

Кант определял философию, как науку, которая дает человеку знания о его предназначении в мире. По его словам, философия призвана ответить нам на такие три важнейшие вопросы: 1. Что я могу знать?; 2. Что я (исходя из правильных мировоззренческих знаний) должен делать? и 3, На что я могу надеяться?.
Исходный принцип философии Канта: Прежде чем начать познавать, необходимо исследовать инструмент познания и его возможности. Сознание человека, утверждает родоначальник немецкой классической философии, воспринимает только "Феномен" (то, что является, показывается, доходит до нас через чувства) явлений и предметов, но для сознания навсегда остается недоступным "Ноумен" ( "вещь в себе", "Dish an sich"; то, чем вещь, явление являются в действительности, сами по себе, не зависимо от наших чувств и чувственных восприятий).

Антино́мия — (греч. anti — против и nomos — закон; противоречие в законе или противоречие закона самому себе) — ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование, и их истинность или ложность нельзя обосновать в рамках принятой парадигмы. Кант использовал понятие «антиномия» для оправдания основного тезиса своей философии, согласно которому разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать «вещи в себе». По учению Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям, так как делают возможным обоснование как утверждения (тезиса), так и отрицания (антитезиса) каждой из «антиномий чистого разума».

Антиномии обнимают следующие вопросы: конечны ли или бесконечны — вселенная, пространство, время? Имеются ли неделимые атомы, или материя может делиться до бесконечности? Существует ли только необходимость в природе, или возможна также свободная случайность? Находится ли во вселенной или вне её необходимая сущность или нет? Так как антиномия в данном случае состоит в том, что можно привести одинаковое число доказательств как в пользу утвердительного, так и отрицательного ответа на эти вопросы, то разрешение антиномии необходимо приводит к выводу, что человеческое познание в последних встречает преграду, которой ни перешагнуть, ни победить не может.

По Канту, мы знаем о пространстве, времени, материи, причине и т. д. только как о явлениях (феноменах), но ничего не знаем: каковы они сами в себе (нумены). Поэтому мы должны отказаться от догматического изучения этих вопросов; идея абсолютного и бесконечного имеет только значение регулирующего принципа, то есть она сама не служит источником расширения знания, а только руководящею нитью для всё более и более прогрессирующего расширения знания. Помимо антиномий чистого разума, Кант сформулировал ряд принципиальных антиномий морального, религиозного и эстетического сознания.

Априо́ри (лат. a priori — буквально «от предшествующего») — знание, полученное до опыта и независимо от него (знание априори, априорное знание). Идея знания априори связана с представлением о внутреннем источнике активности мышления. Учение, признающее знание априори, называется априоризмом. Противоположностью априори является апостериори — знание, полученное из опыта (опытное знание).

Субъект, начиная познание, заранее обладает априорными формами познания, которые придают его знанию характер необходимости и всеобщности. Кант различал априорные формы чувственности (трансцендентальные формы чувственности, априорные формы созерцания) и априорные формы рассудка (трансцендентальные формы рассудка), которые придают связность и упорядоченность хаотическому многообразию чувственного опыта.

Априорные формы чувственности исследуются в трансцендентальной эстетике. Априорными формами чувственности являются чистые созерцания, с помощью которых многообразные, разрозненные и не всегда отчетливые восприятия приобретают всеобщую объективную значимость. Этих форм две — пространство и время. Именно они обуславливают возможность математики как науки.

В философии И. Канта трансцендентальными называются априорные формы познания, которые обуславливают и определяют возможность всякого опыта и организовывают (оформляют) эмпирическое познание. Трансцендентальными формами чувственности являются пространство и время, трансцендентальными формами рассудка - категории (субстанция, причинность и др.). Трансцендентальное (априорное) противостоит, с одной стороны, эмпирическому (опытному, апостериорному), которое оно оформляет, а с другой стороны, — трансцендентному — выходящему за пределы опыта, вещам в себе.

Трансцендентное и трансцендентальное. Несмотря на внешнее сходство, эти понятия не являются синонимами. Оба происходят от латинского глагола «превосходить, выходить за пределы». Термин «трансцендентное» используется в философии и богословии для указания на нечто, совершенно не доступное человеческому пониманию и пребывающее вне опытного восприятия. Иммануил Кант применил понятие «трансцендентальное» для обозначения того, что присуще человеческому рассудку изначально, что не постигается на опыте, но, напротив, предшествует ему, служит опорой опытному восприятию; по Канту, трансцендентальными формами являются пространство, время, причинность, необходимость и другие категории.

 

Гегель

Абсолю́тная иде́я (нем. Absolute Idee) — идея, выражающая полноту всего сущего. Философский термин, введённый Г. В. Ф. Гегелем. Является следствием основополагающей идеи онтологии Гегеля — тождества бытия и мышления.

Под абсолютной идеей Гегель понимает:

единственно существующую подлинную реальность;

первопричину всего окружающего мира, его предметов и явлений;

Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Основные части философской системы Гегеля - логика, философия природы и философия духа.

Логический процесс развития завершается у Гегеля понятием “абсолютной идеи”, которая вначале “отчуждает” свое бытие, сообщает ему движение, в результате которого бытие становится содержательным.

Если логика, по Гегелю, есть “наука об идее в себе и для себя”, то философия природы характеризуется им как “наука об идее в ее инобытии”. Гегель не объясняет, как происходит переход от “чистой” логической идеи к природе, он просто декларирует, что “абсолютная идея”, познав вое собственное содержание, “решается из самой себя свободно отпустить себя в качестве природы”. Значит ли это, что было время, когда еще не существовало природы и “абсолютная идея” существовала сама по себе, так сказать, в чистом, обнаженном виде ? На этот вопрос у Гегеля нет сколько-нибудь убедительного ответа. “Абсолютная идея”, по Гегелю, существует вне времени, природа также не имеет начала во времени.

Главными формами природного бытия “абсолютной идеи” являются механика, физика, органика.

Третья часть философской системы Гегеля - философия духа - посвящена рассмотрению “абсолютной идеи” на заключительном этапе ее развития, когда она, покидая природу, “возвращается” к самой себе в качестве “абсолютного духа”, т.е. “абсолютной идеи”, преодолевшей свое “отчуждение”, снявшей свое отрицание (природу) и развивающейся как самосознание человечества на всем протяжении всемирной истории. Философия духа состоит из учения о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), учения об объективном духе (право, нравственность, государство) и учения об абсолютном духе как высшей ступени самопознания “абсолютной идеи” (искусство, религия, философия).

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности.Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформулировал три основных закона диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей - всеобщий закон действительности и её познания человеческим мышлением, выражающий суть, "ядро" материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, "стороны" и т.п., которые находятся в неразрывном единстве, взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. взаимопроникают.

Закон перехода количественных изменений в качественные - всеобщий закон развития материального мира, говорящий о том, каким образом происходит процесс развития предметов, явлений, каков механизм этого процесса. Он основан на взаимосвязи двух свойств - качества и количества. Несмотря на существенные различия, количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета. Это единство называется мерой и представляет собой границу, определяющую пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества. При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий - непрерывности и скачка.

Согласно этому закону, всякое развитие в живой и неживой природе осуществляется по спирали. В качестве примера действия третьего закона диалектики во всех учебниках приводят колос пшеницы. Колос вырастает благодаря смерти зерна, т.е. он как бы отрицает зерно. Однако когда сам колос созревает, в нём появляются новые зерна, а сам колос как бы умирает, и его срезают серпом. Таким образом, отрицание зерна является причиной возникновения колоса, и отрицание колоса является причиной возникновения новых зерен.



2020-02-03 168 Обсуждений (0)
Философия Рене Декарта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философия Рене Декарта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)