Методика констатирующего эксперимента
Данная методика адаптирована к задачам исследования и включает такие разделы, как исследование объема пассивного и активного словаря, исследование словаря антонимов и синонимов и обобщений. Исследование объема и качества пассивного и активного словаря. 1. Исследование пассивного словаря. Цель: Исследовать объем и качество пассивного словаря. Процедура: Ребенку предлагается из ряда картинок выбрать ту или иную картинку. В связи с этим, выясняется наличие соответствия между словом и образом предмета, действия и признака. Инструкция: "Я буду называть слова, а ты постарайся правильно показать картинку". Материал: предметные и сюжетные картинки. А. Исследование словаря имен существительных. Времена года: лето, осень, зима, весна. Время суток: день, ночь, утро, вечер. Головные уборы: платок, шапка, шляпа, кепка, панама. Деревья: сосна, ель, береза, дуб, клен, тополь. Дикие животные: волк, медведь, олень, белка, заяц, еж, лиса, жираф, лев, слон, рысь, носорог, лось, зебра. Дикие птицы: грач, голубь, ворона, сова, сорока, ласточка, лебедь, снегирь, воробей, скворец, дятел, цапля. Домашние животные: лошадь, собака, корова, коза, кошка, овца, свинья. Домашние птицы: курица, индюк, гусь, петух. Игрушки: машинка, мяч, кукла, мишка, кораблик, зайчик, лошадка, пирамидка, коляска. Инструменты: топор, молоток, пила, игла, клещи, ножницы. Мебель: диван, шкаф, стол, стул, кровать, кресло. Насекомые: оса, муха, бабочка, комар, муравей, стрекоза. Обувь: ботинки, сапоги, туфли, сандалии, тапки, валенки. Овощи: картофель, морковь, капуста, помидор, огурец, тыква, свекла, лук, перец, редиска, репа. Одежда: майка, штаны, пальто, юбка, кофта, носки, рубашка, халат, платье, варежки. Посуда: ложка, вилка, нож, тарелка, чашка, чайник, блюдце, сковорода, кастрюля. Профессии: врач, повар, парикмахер, дворник, учитель, продавец, милиционер, швея, пожарный. Рыбы: щука, лещ, сом, окунь, акула. Средства транспорта: трамвай, троллейбус, автомобиль, грузовик, автобус, вертолет, самолет, корабль, поезд. Учебные вещи: портфель, тетрадь, ручка, карандаш, книга. Фрукты: яблоко, груша, лимон, слива, банан, апельсин, виноград. Цветы: ромашка, роза, тюльпан, колокольчик, ландыш, астра. Части головы: лоб, брови, глаза, нос, рот. Части руки: плечо, локоть, ладонь, пальцы. Части тела: голова, ноги, руки, туловище. Явления природы: солнце, луна, туча, гроза, снег, дождь. Ягоды: клубника, малина, смородина. Оценка состояния пассивного словаря существительных: Б. Исследование словаря имен прилагательных. Величина: большой, маленький. Высота: высокий, низкий. Длина: длинный, короткий. Обозначения цветов: красный, синий, зеленый, желтый, голубой, белый, черный, коричневый, оранжевый, розовый. Сила: сильный, слабый. Толщина: толстый, тонкий. Форма: круглый, овальный, прямоугольный, треугольный, квадратный. Ширина: широкий, узкий. Вес: тяжелый, легкий. Температура: горячий, холодный. В. Исследование словаря глаголов. Кто что делает: мальчик рисует, умывается, играет, обувается; девочка ест, причесывается, стирает, помогает, чистит зубы, кормит щенка, одевается, моет посуду, застегивает, покупает, продает; строитель строит, кошка спит, доктор лечит, учитель читает, дворник подметает, повар варит. Кто как передвигается: едет, плавает, летит, ползет, идет, бежит, прыгает, стоит, сидит, лежит, скачет. Что чем делают: ножом режут, топором рубят, молотком забивают гвозди, пилой пилят, лопатой копают, ручкой пишут, кистью красят, метлой подметают, утюгом гладят, иглой шьют, удочкой ловят рыбу. Оценка пассивного словаря: 5 баллов - правильно показывает от 219 до 265 слов 4 балла - правильно показывает от 172 до 218 слов 3 балла - правильно показывает от 125 до 171слова 2 балла - правильно показывает от 78 до 124 слов 1 балл - правильно показывает от 31 до 77 слов 2. Исследование активного словаря. Цель: Исследовать объем и качество активного словаря. Процедура: Ребенку предлагается из ряда картинок выбрать ту или иную картинку. В связи с этим, выясняется наличие соответствия между словом и образом предмета, действия и признака. Инструкция: "Я буду показывать картинки, а ты постарайся их правильно называть". При исследовании словаря прилагательных задается вопрос: "Какой цвет, размер, вкус, форма, величина…?" При исследовании словаря глаголов задаются вопросы: "Что делает…?", "Как кричит…?", "Как передвигается…?" Материал: предметные и сюжетные картинки. А. Исследование словаря имен существительных. Времена года: лето, осень, зима, весна. Время суток: день, ночь, утро, вечер. Головные уборы: платок, шапка, шляпа, кепка, панама. Деревья: сосна, ель, береза, дуб, клен, тополь. Дикие животные: волк, медведь, олень, белка, заяц, еж, лиса, жираф, лев, слон, рысь, носорог, лось, зебра. Дикие птицы: грач, голубь, ворона, сова, сорока, ласточка, лебедь, снегирь, воробей, скворец, дятел, цапля. Домашние животные: лошадь, собака, корова, коза, кошка, овца, свинья. Домашние птицы: курица, индюк, гусь, петух. Игрушки: машинка, мяч, кукла, мишка, кораблик, зайчик, лошадка, пирамидка, коляска. Инструменты: топор, молоток, пила, игла, клещи, ножницы. Мебель: диван, шкаф, стол, стул, кровать, кресло. Насекомые: оса, муха, бабочка, комар, муравей, стрекоза. Обувь: ботинки, сапоги, туфли, сандалии, тапки, валенки. Овощи: картофель, морковь, капуста, помидор, огурец, тыква, свекла, лук, перец, редиска, репа. Одежда: майка, штаны, пальто, юбка, кофта, носки, рубашка, халат, платье, варежки. Посуда: ложка, вилка, нож, тарелка, чашка, чайник, блюдце, сковорода, кастрюля. Профессии: врач, повар, парикмахер, дворник, учитель, продавец, милиционер, швея, пожарный. Рыбы: щука, лещ, сом, окунь, акула. Средства транспорта: трамвай, троллейбус, автомобиль, грузовик, автобус, вертолет, самолет, корабль, поезд. Учебные вещи: портфель, тетрадь, ручка, карандаш, книга. Фрукты: яблоко, груша, лимон, слива, банан, апельсин, виноград. Цветы: ромашка, роза, тюльпан, колокольчик, ландыш, астра. Части головы: лоб, брови, глаза, нос, рот. Части руки: плечо, локоть, ладонь, пальцы. Части тела: голова, ноги, руки, туловище. Явления природы: солнце, луна, туча, гроза, снег, дождь. Ягоды: клубника, малина, смородина. Б. Исследование словаря имен прилагательных Величина: большой, маленький. Высота: высокий, низкий. Длина: длинный, короткий. Обозначения цветов: красный, розовый, зеленый, желтый, голубой, белый, сиреневый, коричневый, оранжевый, черный. Сила: сильный, слабый. Тактильные ощущения: твердый, мягкий Температура: горячий, холодный. Толщина: толстый, тонкий. Форма: круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный. Ширина: широкий, узкий. В. Исследование словаря глаголов. Кто что делает: мальчик рисует, умывается, играет, обувается; девочка ест, причесывается, стирает, помогает, чистит зубы, кормит щенка, одевается, моет посуду, застегивает, покупает, продает; строитель строит, кошка спит, доктор лечит, учитель читает, дворник подметает, повар варит. Кто как передвигается: едет, плавает, летит, ползет, идет, бежит, прыгает, стоит, сидит, лежит, скачет. Что чем делают: ножом режут, топором рубят, молотком забивают гвозди, пилой пилят, лопатой копают, ручкой пишут, кистью красят, метлой подметают, утюгом гладят, иглой шьют, удочкой ловят рыбу. Оценка активного словаря: 5 баллов - правильно называет от 227 до 274 слова 4 балла - правильно называет от 179 до 226 слов 3 балла - правильно называет от 131 до 178 слов 2 балла - правильно называет от 83 до 130 слов 1 балл - правильно называет от 35 до 82 слова II Исследование словаря синонимов и антонимов 1. Исследование словаря синонимов Цель: Исследовать словарь синонимов. Процедура: Логопед называет словосочетания, ребенку предлагается заменить их близкими по значению. Инструкция: "Послушай внимательно и подбери слово, близкое по значению". Материалом исследования являются слова: Огромный, радостно, сообразительный, печалиться, смелый, горе, доктор, глядеть, плясать, скакать. Оценка называния синонимов: 5 баллов - подобрал синонимы к 9 - 10 словам 4 балла - подобрал синонимы к 7 - 8 слов 3 балла - подобрал синонимы к 5 - 6 словам 2 балла - подобрал синонимы к 3 - 4 словам 1 балл - подобрал синонимы к 1 - 2 словам 2 Исследование словаря антонимов Цель: Исследовать словарь антонимов. Процедура: Логопед называет слова, ребенку предлагается заменить их словами, противоположными по значению. Инструкция: "Послушай слова и подбери слово-"неприятель"". Материалом исследования являются слова: большой, слабый, хороший, грустный, узкий, день, бежать, радость, громко, низко. Оценка называния антонимов: 5 баллов - подобрал антонимы к 9 - 10 словам 4 балла - подобрал антонимы к 7 - 8 словам 3 балла - подобрал антонимы к 5 - 6 словам 2 балла - подобрал антонимы к 3 - 4 словам 1 балл - подобрал антонимы к 1 - 2 словам III Исследования семантической структуры слова и лексической системности Источник: методика Архиповой Е.Ф. [2] Цель методики: исследование семантической структуры слова. Классификация предметов Цель: Исследовать умение классифицировать предметы по группам. Процедура: Логопед называет слова, ребенку предлагается заменить их словами, противоположными по значению. Инструкция: "Разложи картинки на две группы и назови их". Материалом исследования являются группы предметных картинок с изображением: 1 гр.: мебель - насекомые; 2 гр.: посуда - звери; 3 гр. дикие животные-домашние животные; 4 гр. птицы-насекомые 1 гр. стол, бабочка, шкаф, диван, паук, жук 2 гр. тигр, тарелка, заяц, волк, чашка, кастрюля 3 гр. лиса, заяц, кошка, медведь, собака, корова 4 гр. бабочка, пчела, воробей, синица, стрекоза, снегирь 1 балл - знает значения отдельных слов, обозначающие предметы, с которыми часто встречается 2 балла - знает значения небольшого количества слов, обозначающий предмет, действие, с которыми часто встречается или имел опыт действия, использует при активизирующем воздействие небольшое количество слов 3 балла - знает значения многих слов, связывает их с конкретными значениями, явлениями, в активной речи использует их малоактивно, преимущественно под влиянием взрослого 4 балла - знает значения довольно большого количества слов, связывает их с конкретными объектами и явлениями 5 баллов - обладает довольно большим словарным запасом, выводящим за пределы непосредственного жизненного опыта, в активной речи использует довольно много слов Уровень сформированности пассивного и активного словаря, словаря синонимов и антонимов, семантической структуры слова определяется на основе полученных баллов за задания на исследование данной функции. Уровни выполнения заданий: I уровень (высокий) - набрал 5 баллов II уровень (выше среднего) - набрал 4 балла III уровень (средний) - набрал 3 балла IV уровень (ниже среднего) - набрал 2 балла V уровень (низкий) - набрал от 0 до 1 балла Вывод: данные методики позволят достаточно тщательно исследовать состояние активного и пассивного словаря, состояние семантических полей у дошкольников с ОНР.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |