Страхование космических рисков
В России до начала 90-х годов XX века не использовались методы управления рисками космической деятельности на базе страхования. Лишь после начала рыночных реформ были созданы предпосылки для развития системы страхования и ее внедрения в ракетно-космическую деятельность. Налаженная система финансовых гарантий в лице страховых организаций способна обеспечить возмещение ущербов предприятиям и другим субъектам рыночных отношений в случае стихийных бедствий, аварий, пожаров и других непредвиденных событий, могущих негативно влиять на производственную деятельность и на выполнение различных коммерческих проектов. Согласно Закону РФ «О космической деятельности», под космической деятельностью понимается «любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. К космической деятельности относятся: научные космические исследования; космическая связь, в том числе теле- и радиовещание с использованием космических систем; дистанционное зондирование Земли из космоса, включая экологический мониторинг и метеорологию; использование космических навигационных и топографических систем; пилотируемые космические полеты; производство в космосе материалов и иной продукции; другие виды деятельности, осуществляемые с помощью космической техники». Под ракетно-космической техникой (РКТ) понимается совокупность орбитальных средств, средств подготовки, выведения и управления космическими аппаратами (КА), а также технических средств, обеспечивающих их эксплуатацию. К космическим средствам Закон относит: ракеты-носители (РН), космические аппараты (КА), разгонные блоки (РБ), технологическое оборудование стартовых и технических комплексов, баз хранения, средства измерительных комплексов, средства управления КА, средства посадочных и поисково-спасательных комплексов. Наземные или иные объекты космической инфраструктуры РФ • космодромы, стартовые комплексы (СК) и пусковые установки; • командно-измерительные комплексы; • центры и пункты управления полетами космических объектов; • пункты приема, хранения и переработки информации; • базы хранения космической техники; • районы падения отделяющихся частей космических объектов; • полигоны приземления космических объектов и взлетно-поса- • объекты экспериментальной базы для отработки космической • центры и оборудование для подготовки космонавтов; • другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности. К персоналу наземных и иных объектов космической инфраструктуры относятся специалисты, выполняющие обязанности по испытаниям, хранению и эксплуатации космической техники, а равно иные обязанности по обеспечению технологического режима функционирования наземных и иных объектов космической инфраструктуры. Космическая деятельность в России осуществляется по двум основным направлениям: • выполнение федеральных целевых программ; • оказание услуг на коммерческой основе для отечественных и Космическая деятельность направлена на повышение эффективности решения задач экономического характера, обеспечение национальной безопасности государства и способствует развитию отечественной науки и техники. Появились новые формы космической деятельности: космический туризм, совместные с иностранными фирмами компании по предоставлению услуг на международном космическом рынке (компании Starsem, Sea Launch, ILS, Eurockot и другие). Продукция отечественной ракетно-космической промышленности используется в зарубежнных изделиях ракетно-космической техники (например, российские двигатели применены на американской ракете-носителе «Атлас»). В страховании рисков космической деятельности в России существует комплекс проблем, обусловленных низкими потенциальными возможностями отечественных страховщиков. В настоящее время российские частные страховые компании активно предлагают услуги по космическому страхованию. Но в отличие от западных страховых компаний, гарантирующих клиентам широкую защиту, отечественные страховщики предоставляют меньший комплекс страховых услуг. В РФ страховая сумма определяется исходя из тех средств, которые страхователь в состоянии потратить на страхование, а не из реальной стоимости затрат на космический проект. Страхованием имущественных космических рисков в России занимаются страховая группа «Мегарусс», «Ингосстрах», Военно-страховая компания, Промышленно-страховая компания, «Авикос», «Русский страховой центр» и ряд других, предлагающих услуги по страхованию и перестрахованию: • наземного имущества и оборудования, зданий и сооружений; • имущества физических и юридических лиц; • транспорта и грузов; • пилотируемых космических полетов; • средств производства; РКТ на этапе производства. Предусматривается возмещение • РКТ на время транспортировки не территорию космодрома; • предпусковых рисков. Обеспечивается защита имущественных • выведение КА на орбиту. Предусматривается возмещение убытков, могущих возникнуть вследствие полной или частичной гибели • эксплуатации КА на орбите. Обеспечивается возмещение ущерба в случае гибели объекта страхования или непредвиденного сокращения срока его службы; В качестве страховых посредников в космическом страховании, как правило, выступают специализированные международные брокерские организации. Их задача - продвижение страховых услуг от страховщика к страхователям, помощь при заключении договоров перестрахования, содействие исполнению договоров страхования. Также при космическом страховании могут использоваться услуги страховых агентов, сюрвейеров, аварийных комиссаров. Нанесение ущерба имущественным интересам предприятий и организаций ракетно-космической промышленности может выражаться в уничтожении или частичном повреждении принадлежащего им имущества, возникновении непредвиденных финансовых обязательств, вытекающих из факта владения таким имуществом или деятельностью по его использованию, а также в связи с утратой дохода (прибыли) по непредвиденным обстоятельствам. В классификацию космического страхования включают имущественное страхование, страхование ответственности и личное страхование. Объекты имущественного страхования при осуществлении космических проектов: • ракетно-космические носители (РКН) и их составные части - объекты наземной космической инфраструктуры; космодромы; • имущественные интересы предприятий и организаций ракетно-космической промышленности, участников космических проектов. Страхование грузов Практика внешнеэкономической деятельности по экспорту-импорту товаров и услуг опирается на систему договоров страхования, которые предоставляют определенные гарантии экспортерам и импортерам при возникновении различных непредвиденных обстоятельств и случайностей. При отгрузках морским транспортом заключается договор морского страхования, в котором оговорены вопросы страхования морских судов (корпуса и оснастки перевозочных и других плавсредств), страхования карго (перевозимых грузов) и страховаже название транспортного страхования грузов. Широкое развитие в последние годы контейнерных перевозок привело к выделению в самостоятельный вид страхования контейнеров. Договор морской перевозки заключается в двух основных формах: в форме чартера и в форме коносамента. Чартеры регулируют взаимоотношения между фрахтователем и фрахтовщиком по поводу порядка использования судна: на время, на рейс, на срок аренды и т.д. Коносаменты различают по характеру груза, в отношении перевозки которого заключается договор. Например, коносаменты зерновые, лесные, нефтеналивные и пр. Коносамент - документ, выдаваемый перевозчиком груза отправителю, подтверждающий принятие груза к перевозке и содержащий обязательство доставить груз в пункт назначения и передать его получателю. Коносамент - договор о перевозке груза, заключаемый между грузоотправителем и транспортной компанией. Сам коносамент является ценной бумагой. Право по коносаменту можно передавать другим лицам или неопределенному кругу лиц путем переуступочной надписи. Оборотная сторона коносамента содержит условия договора морской перевозки (в приложении). Существенное значение для оценки степени несохранности груза имеет документ, составленный в порту прибытия. В порту назначения могут выдаваться два документа, свидетельствующие о состоянии доставленного груза. Первый составляют портовые власти, таможенные службы, агенты судовладельца и грузополучателя и т.д. Второй документ - аварийный сертификат - документ, подтверждающий причины, характер и размеры убытка в застрахованном имуществе из-за наступления аварийного случая. Составляется аварийным комиссаром и выдается заинтересованному лицу после оплаты последним расходов составителя. Аварийный сертификат прикладывается к заявлению страхователя о возмещении ущерба и на основании его страховщик принимает решение об оплате или отклонении претензии страхователя. Расходы страхователя, связанные с получением аварийного сертификата, могут быть включены в сумму страхового возмещения, однако он не является безусловным доказательством ответственности страховщика в силу ранее заключённого договора (аварийный комиссар делает об этом особую оговорку в тексте аварийного сертификата). Он служит доказательством размера заявленной претензии по убытку в связи с заключенным договором морского страхования. 2.4.1 Воздушная перевозка По сравнению с морскими перевозками установление ответственности воздушного перевозчика гораздо проще, равно как и проще предъявление претензий и исков. Во-первых, по характеру груза легче установить недостачу или повреждение, ведь здесь нет навальных, наливных или насыпных грузов. Во-вторых, сроки доставки грузов весьма короткие, и установить место и причину убытка легче. В-третьих, ответственным лицом за убытки с момента принятия груза к перевозке является авиаперевозчик, и его ответственностью поглощается ответственность его агентов (служб аэропортов отправления и назначения). 2.4.2.Железнодорожная перевозка В соответствии с международными конвенциями установлена солидарная ответственность железных дорог, когда в принципе претензия может быть предъявлена к одной из железных дорог при фактической вине железной дороги другой страны и отвечать по претензии и риски, должна та дорога, к которой такие требования предъявлены. После удовлетворения претензии и иска железные дороги совершают взаиморасчёт. По международной конвенции КОТИФ и ст. 120 Устава - до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия, к которой должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования. Указанные документы представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. При необходимости перевозчик вправе потребовать представления оригиналов документов для рассмотрения претензии. 2.4.3 Страхование контейнеров Как показывает международная практика, наиболее эффективной с точки зрения сохранности грузов является их транспортировка в специальных контейнерах, поэтому за последние два десятилетия она получила широкое распространение как во внешнеторговых, так и во внутренних перевозках грузов. Большое разнообразие форм и размеров применявшихся контейнеров привело к необходимости их стандартизации, особенно в международных морских перевозках. В практику перевозок внедрены крупномасштабные 10, 20, 30 и 40-футовые контейнеры. Их тип и размеры одобрены большинством стран мира, в том числе и бывшим Советским Союзом. Организация в нашей стране контейнерной транспортной службы (КТС) потребовала создания специализированного подвижного состава: судов-контейнеровозов, удлиненных железнодорожных четырехосных платформ для одновременной перевозки трех 20-футовых контейнеров, автомобильных полуприцепов и тягачей; сооружения специализированных контейнерных станций и терминалов (причалов), оборудованных высокопроизводительными перегрузочными средствами большой грузоподъемности, специальными автоконтейнеровозами и т. п. Для транзита через территорию нашей страны таких крупнотоннажных контейнеров создана международная транссибирская контейнерная линия. Страхование контейнеров имеет определенную специфику. Объектом страхования являются сами контейнеры как ёмкости для помещённых в них грузов, однако они являются частью судна, предназначены для последующего снятия с судна в местах перевалки и перевозки содержащихся в них грузов на другие средства транспорта или для складирования и, следовательно, не могут быть застрахованы на условиях страхования судов. Их страхование осуществляется по специальным договорам страхования, заключенным обычно на стандартных английских условиях. Объем страхового покрытия при этом может быть различным. Страхование контейнеров может быть произведено как на условиях от всех рисков, так и на более узких условиях, покрывающих риск гибели контейнеров, падающую на контейнеры долю в общей аварии, расходы по спасению контейнеров, предотвращению и сокращению убытков. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Объективная экономическая необходимость использования страхования в целях защиты имущественных интересов обусловлена возникновением случайных, непредвиденных событий, имеющих неблагоприятные последствия. По мере укрепления российского страхового рынка как части финансово-кредитной системы вопросы развития имущественного страхования приобретают особое значение. Значимость определяется тем, что имущественное страхование позволяет обеспечить не только непрерывность социально-экономического развития, но и способствует минимизации потерь при наступлении страхового случая. Для создания эффективной системы имущественного страхования необходимо совершенствовать нормативную базу страховой деятельности, проводить активную структурную политику на рынке страховых услуг, совершенствовать взаимоотношения российского и международного страховых рынков. Особое внимание следует уделить организации и классификации имущественного страхования, а также совершенствованию страхования средств транспорта, грузов. Имущественное страхование как источник финансово-кредитных ресурсов рынка обеспечивает социально-экономическую стабильность в обществе и является средством защиты от неблагоприятных изменений экономической конъюнктуры.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |