Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Страхование космических рисков



2020-02-03 168 Обсуждений (0)
Страхование космических рисков 0.00 из 5.00 0 оценок




В России до начала 90-х годов XX века не использовались мето­ды управления рисками космической деятельности на базе страхова­ния. Лишь после начала рыночных реформ были созданы предпо­сылки для развития системы страхования и ее внедрения в ракетно-космическую деятельность.

Налаженная система финансовых гарантий в лице страховых орга­низаций способна обеспечить возмещение ущербов предприятиям и другим субъектам рыночных отношений в случае стихийных бед­ствий, аварий, пожаров и других непредвиденных событий, могущих негативно влиять на производственную деятельность и на выполне­ние различных коммерческих проектов.

Согласно Закону РФ «О космической деятельности», под косми­ческой деятельностью понимается «любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использо­ванию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. К космической деятельности относятся: научные космические исследования; космическая связь, в том числе теле- и радиовещание с использованием космических систем; дистанционное зондирова­ние Земли из космоса, включая экологический мониторинг и метео­рологию; использование космических навигационных и топографи­ческих систем; пилотируемые космические полеты; производство в космосе материалов и иной продукции; другие виды деятельности, осуществляемые с помощью космической техники».

Под ракетно-космической техникой (РКТ) понимается совокуп­ность орбитальных средств, средств подготовки, выведения и управ­ления космическими аппаратами (КА), а также технических средств, обеспечивающих их эксплуатацию.

К космическим средствам Закон относит: ракеты-носители (РН), космические аппараты (КА), разгонные блоки (РБ), технологическое оборудование стартовых и технических комплексов, баз хранения, средства измерительных комплексов, средства управления КА, сред­ства посадочных и поисково-спасательных комплексов.

Наземные или иные объекты космической инфраструктуры РФ

• космодромы, стартовые комплексы (СК) и пусковые установки;

• командно-измерительные комплексы;

• центры и пункты управления полетами космических объектов;

• пункты приема, хранения и переработки информации;

• базы хранения космической техники;

• районы падения отделяющихся частей космических объектов;

• полигоны приземления космических объектов и взлетно-поса-

• объекты экспериментальной базы для отработки космической

• центры и оборудование для подготовки космонавтов;

• другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

К персоналу наземных и иных объектов космической инфраструк­туры относятся специалисты, выполняющие обязанности по испытаниям, хранению и эксплуатации космической техники, а равно иные обязанности по обеспечению технологического режима функциони­рования наземных и иных объектов космической инфраструктуры.

Космическая деятельность в России осуществляется по двум ос­новным направлениям:

• выполнение федеральных целевых программ;

• оказание услуг на коммерческой основе для отечественных и
иностранных заказчиков.

Космическая деятельность направлена на повышение эффектив­ности решения задач экономического характера, обеспечение нацио­нальной безопасности государства и способствует развитию отече­ственной науки и техники.

Появились новые формы космической деятельности: космический туризм, совместные с иностранными фирмами компании по предос­тавлению услуг на международном космическом рынке (компании Starsem, Sea Launch, ILS, Eurockot и другие). Продукция отечествен­ной ракетно-космической промышленности используется в зарубежнных изделиях ракетно-космической техники (например, российские двигатели применены на американской ракете-носителе «Атлас»).

В страховании рисков космической деятельности в России суще­ствует комплекс проблем, обусловленных низкими потенциальными возможностями отечественных страховщиков. В настоящее время российские частные страховые компании активно предлагают услу­ги по космическому страхованию. Но в отличие от западных страхо­вых компаний, гарантирующих клиентам широкую защиту, отече­ственные страховщики предоставляют меньший комплекс страховых услуг. В РФ страховая сумма определяется исходя из тех средств, ко­торые страхователь в состоянии потратить на страхование, а не из реальной стоимости затрат на космический проект.

Страхованием имущественных космических рисков в России занимаются страхо­вая группа «Мегарусс», «Ингосстрах», Военно-страховая компания, Промышленно-страховая компания, «Авикос», «Русский страховой центр» и ряд других, предлагающих услуги по страхованию и пере­страхованию:

• наземного имущества и оборудования, зданий и сооружений;

• имущества физических и юридических лиц;

• транспорта и грузов;

• пилотируемых космических полетов;

• средств производства;

   РКТ на этапе производства. Предусматривается возмещение
ущерба в результате повреждения или гибели изделия, несоблюде­ния сроков его изготовления;

• РКТ на время транспортировки не территорию космодрома;

• предпусковых рисков. Обеспечивается защита имущественных
интересов на период выполнения операций на территории космодро­ма, направленных на осуществление пуска РКН, а как расширение
страхового покрытия - возмещение расходов на осуществление повторного запуска;

• выведение КА на орбиту. Предусматривается возмещение убытков, могущих возникнуть вследствие полной или частичной гибели
объекта страхования в случае неудачного запуска;

• эксплуатации КА на орбите. Обеспечивается возмещение ущер­ба в случае гибели объекта страхования или непредвиденного сокращения срока его службы;

В качестве страховых посредников в космическом страховании, как правило, выступают специализированные международные бро­керские организации. Их задача - продвижение страховых услуг от страховщика к страхователям, помощь при заключении договоров перестрахования, содействие исполнению договоров страхования. Также при космическом страховании могут использоваться услуги страховых агентов, сюрвейеров, аварийных комиссаров.

Нанесение ущерба имущественным интересам предприятий и организаций ракетно-космической промышленности может выра­жаться в уничтожении или частичном повреждении принадлежаще­го им имущества, возникновении непредвиденных финансовых обя­зательств, вытекающих из факта владения таким имуществом или деятельностью по его использованию, а также в связи с утратой до­хода (прибыли) по непредвиденным обстоятельствам.

В классификацию космического страхования включают имущественное страхование, страхование ответственности и личное страхование.

Объекты имущественного страхования при осуществлении кос­мических проектов:

• ракетно-космические носители (РКН) и их составные части -
РН, РБ и полезная нагрузка (автоматические КА коммерческого и
научного назначения, грузовые транспортные корабли, пилотируемые транспортные корабли, модули орбитальных станций, спускаемые аппараты);

объекты наземной космической инфраструктуры; космодромы;
стартовые комплексы и пусковые установки; командно-измерительные
комплексы; центры и пункты управления полетами космических объек­тов; пункты приема, хранения и переработки информации; базы хранения космической техники; районы падения отделяющихся частей космических объектов; полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы; объекты экспериментальной базы для отработки космической техники; центры и оборудование для подго­товки космонавтов; другие наземные сооружения и техника, использу­емые при осуществлении космической деятельности;

• имущественные интересы предприятий и организаций ракетно-космической промышленности, участников космических проектов.

Страхование грузов

Практика внешнеэкономической деятельности по экспорту-импор­ту товаров и услуг опирается на систему договоров страхования, ко­торые предоставляют определенные гарантии экспортерам и импор­терам при возникновении различных непредвиденных обстоятельств и случайностей. При отгрузках морским транспортом заключается договор морского страхования, в котором оговорены вопросы стра­хования морских судов (корпуса и оснастки перевозочных и других плавсредств), страхования карго (перевозимых грузов) и страховаже название транспортного страхования грузов. Широкое развитие в последние годы контейнерных перевозок привело к выделению в са­мостоятельный вид страхования контейнеров.

Договор морской перевозки заключается в двух основных фор­мах: в форме чартера и в форме коносамента. Чартеры регулируют взаимоотношения между фрахтователем и фрахтовщиком по поводу порядка использования судна: на время, на рейс, на срок аренды и т.д. Коносаменты различают по характеру груза, в отношении пере­возки которого заключается договор. Например, коносаменты зерновые, лесные, нефтеналивные и пр.

Коносамент - документ, выдаваемый перевозчиком груза отпра­вителю, подтверждающий принятие груза к перевозке и содержащий обязательство доставить груз в пункт назначения и передать его по­лучателю. Коносамент - договор о перевозке груза, заключаемый между грузоотправителем и транспортной компанией. Сам коноса­мент является ценной бумагой. Право по коносаменту можно пере­давать другим лицам или неопределенному кругу лиц путем переуступочной надписи. Оборотная сторона коносамента содержит усло­вия договора морской перевозки (в приложении).

Существенное значение для оценки степени несохранности гру­за имеет документ, составленный в порту прибытия. В порту назна­чения могут выдаваться два документа, свидетельствующие о состо­янии доставленного груза. Первый составляют портовые власти, та­моженные службы, агенты судовладельца и грузополучателя и т.д. Второй документ - аварийный сертификат - документ, подтвержда­ющий причины, характер и размеры убытка в застрахованном иму­ществе из-за наступления аварийного случая. Составляется аварий­ным комиссаром и выдается заинтересованному лицу после оплаты последним расходов составителя. Аварийный сертификат приклады­вается к заявлению страхователя о возмещении ущерба и на основа­нии его страховщик принимает решение об оплате или отклонении претензии страхователя. Расходы страхователя, связанные с получе­нием аварийного сертификата, могут быть включены в сумму стра­хового возмещения, однако он не является безусловным доказательством ответственности страховщика в силу ранее заключённого договора (аварийный комиссар делает об этом особую ого­ворку в тексте аварийного сертификата). Он служит доказательством размера заявленной претензии по убытку в связи с заключенным до­говором морского страхования.

2.4.1 Воздушная перевозка

По сравнению с морскими перевозками установление ответствен­ности воздушного перевозчика гораздо проще, равно как и проще предъявление претензий и исков. Во-первых, по характеру груза лег­че установить недостачу или повреждение, ведь здесь нет навальных, наливных или насыпных грузов. Во-вторых, сроки доставки грузов весьма короткие, и установить место и причину убытка легче. В-третьих, ответственным лицом за убытки с момента принятия гру­за к перевозке является авиаперевозчик, и его ответственностью по­глощается ответственность его агентов (служб аэропортов отправления и назначения).

 2.4.2.Железнодорожная перевозка

В соответствии с международными конвенциями установлена солидарная ответственность железных дорог, когда в принципе пре­тензия может быть предъявлена к одной из железных дорог при фак­тической вине железной дороги другой страны и отвечать по претензии и риски, должна та дорога, к которой такие требования предъявлены. После удовлетворения претензии и иска железные дороги совершают взаиморасчёт. По международной конвенции КОТИФ и ст. 120 Устава - до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претен­зия, к которой должны быть приложены документы, подтверждаю­щие предъявленные заявителем требования. Указанные документы представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом за­веренной копии. При необходимости перевозчик вправе потребовать представления оригиналов документов для рассмотрения претензии.

2.4.3 Страхование контейнеров

Как показывает международная практика, наиболее эффективной с точки зрения сохранности грузов является их транспортировка в специальных контейнерах, поэтому за последние два десятилетия она получила широкое распространение как во внешнеторговых, так и во внутренних перевозках грузов.

Большое разнообразие форм и размеров применявшихся контей­неров привело к необходимости их стандартизации, особенно в меж­дународных морских перевозках. В практику перевозок внедрены крупномасштабные 10, 20, 30 и 40-футовые контейнеры. Их тип и размеры одобрены большинством стран мира, в том числе и бывшим Советским Союзом.

Организация в нашей стране контейнерной транспортной служ­бы (КТС) потребовала создания специализированного подвижного состава: судов-контейнеровозов, удлиненных железнодорожных че­тырехосных платформ для одновременной перевозки трех 20-футо­вых контейнеров, автомобильных полуприцепов и тягачей; сооруже­ния специализированных контейнерных станций и терминалов (при­чалов), оборудованных высокопроизводительными перегрузочными средствами большой грузоподъемности, специальными автоконтей­неровозами и т. п.

Для транзита через территорию нашей страны таких крупнотон­нажных контейнеров создана международная транссибирская контей­нерная линия.

Страхование контейнеров имеет определенную специфику. Объектом страхования являются сами контейнеры как ёмкости для помещённых в них грузов, однако они являются частью судна, предназна­чены для последующего снятия с судна в местах перевалки и пере­возки содержащихся в них грузов на другие средства транспорта или для складирования и, следовательно, не могут быть застрахованы на условиях страхования судов. Их страхование осуществляется по спе­циальным договорам страхования, заключенным обычно на стандар­тных английских условиях. Объем страхового покрытия при этом может быть различным.

Страхование контейнеров может быть про­изведено как на условиях от всех рисков, так и на более узких усло­виях, покрывающих риск гибели контейнеров, падающую на контей­неры долю в общей аварии, расходы по спасению контейнеров, пре­дотвращению и сокращению убытков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объективная экономическая необходимость использования страхо­вания в целях защиты имущественных интересов обусловлена возникно­вением случайных, непредвиденных событий, имеющих неблагоприятные последствия. По мере укрепления российского страхового рынка как час­ти финансово-кредитной системы вопросы развития имущественного страхования приобретают особое значение. Значимость определяется тем, что имущественное страхование позволяет обеспечить не только непре­рывность социально-экономического развития, но и способствует мини­мизации потерь при наступлении страхового случая.

Для создания эффективной системы имущественного страхования необходимо совершенствовать нормативную базу страховой деятельно­сти, проводить активную структурную политику на рынке страховых ус­луг, совершенствовать взаимоотношения российского и международного страховых рынков. Особое внимание следует уделить организации и классификации имущественного страхования, а также совершенствованию страхования средств транспорта, грузов. Имущественное страхование как источник финансово-кредитных ресурсов рынка обеспечивает социально-экономическую стабильность в обществе и является средством защиты от неблагоприятных изменений экономической конъюнктуры.

 

 



2020-02-03 168 Обсуждений (0)
Страхование космических рисков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Страхование космических рисков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)