Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


период цивилизованной модернизации (с 1998г. по настоящее время).



2020-02-03 184 Обсуждений (0)
период цивилизованной модернизации (с 1998г. по настоящее время). 0.00 из 5.00 0 оценок




Для того чтобы выявить проблемы развития малого и среднего бизнеса в России на современном этапе необходимо произвести сравнительный анализ с развитием бизнеса за рубежом. Ответ на этот вопрос предлагается рассмотреть в третьем пункте данной главы.

 

1.3. Сравнительный анализ развитие малого и среднего бизнеса в России и за рубежом

 

 

Малый и средний бизнес в большинстве ведущих стран способствовал политической и социально-экономи­ческой стабилизации, созданию среднего класса (во Франции, Великобритании, Бельгии, Германии, Канаде, Испании), преодолению спада (в Израиле, США), созданию новых рынков (в Мексике, Канаде, Сингапуре, Япо­нии), последовательному проведению реформ (в Китае, Польше, Чехии, Венгрии, Словакии) [6, с. 60].

Следует также отметить, что малый и средний бизнес во многих странах создает более поло­вины валового внутреннего продукта. Так, например, малый и средний бизнес в странах Центральной и Восточной Европы - в Чехии, Венгрии, Польше, в которых рыночные реформы стартовали примерно в одно время с Россией, -  уже создает тридцать – сорок процентов ВВП, в то время как в нашей стране этот показатель составляет всего одиннадцать -  двенадцать процентов.

Поддержка и развитие малого и среднего бизнеса в ведущих странах перешли в фазу обновления и саморегуляции. Безусловно, результат определяет не столько рост числа малых и средних предприятий, сколько освоение новых технологий и решение адресных социальных задач увеличения количества молодежных, женских и индивидуальных предприятий, а также поддержки малых и средних экспортеров. В этих странах создана система банков, фондов, инновацион­ных центров и научных парков, работающих на развитие малых и средних предприятий, можно выделить основные показатели, характеризующие состояние малого и среднего бизнеса, они сформулированы в таблице 1.

Важнейшим из социальных эффектов развития малого и среднего бизнеса является сокращение численности беднейших сло­ев населения и трудоустройство специалистов (повышение их квалификации для последующего трудоустрой­ства руководителями малых фирм и т. п.). Это имеет как социальное, так и экономическое значение, так как сокращает расходы общества на борьбу с преступностью, на социальную защиту, на обучение и профессио­нальный рост.

В то же время реализация социально-экономического эффекта малого и среднего бизнеса тре­бует, прежде всего, улучшения макроэкономических условий его развития (что, в свою очередь, подразумевает развитие устойчивых связей крупного и малого бизнеса, рационализацию его отраслевой и региональной струк­туры, перестройку системы государственного регулирования малого и среднего бизнеса). До сих пор в России эти условия не созданы.

Важнейшим социальным институтом рыночной экономики является также взаимное доверие на­селения, власти и бизнеса, которое обусловлено преодолением чрезмерной дифференциации доходов и формированием среднего класса как необходимой основы стабильного гражданского общества.

Для России особое значение имеют три аспекта социального эффекта от малого и среднего биз­неса — трудоустройство работников, высвобождаемых при реструктуризации крупных, в том числе государственных, предприятий, формирование среднего класса и сокращение теневой экономики [24, № 4].  

Российский малый бизнес, по сравнению с зарубежными странами, обладает следующими особенностями:

· совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности;

· отсутствие четкой специализации, стремление к максимальной самостоятельности;

· низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инно­вационным потенциалом;

· относительно высокий уровень квалификации кадров и низкий уровень менеджмента, высокая приспо­собляемость к сложной экономической обстановке;

· неразвитость инфраструктуры поддержки малых предприятий, препятствующая стремлению успешно функ­ционирующих малых предприятий выйти на международный рынок, отсутствие полной и достоверной инфор­мации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных и консультационных услуг;

· высокая степень монополизированности российской экономики (Число малых предприятий за последние годы значительно выросло, а их доля в валовом внутреннем продукте увеличилась, что, в свою очередь, позволило создать более полмиллиона рабочих мест, однако существенных улучшений в положении малого и среднего бизнеса не произошло. Большая часть малых и средних предприятий остается в теневой экономике, причём в ряде регионов до половины малых предприятий существует не более одного квартала и не ведет реальной хозяйственной деятельности) [24, № 4].  

Развитие малых и средних предприятий играет огромную роль в решении социально-экономических задач в России. Увеличение их численности позволяет создать большое количество рабочих мест, способствует росту национального дохода.

Одним из наиболее серьёзных препятствий развития малых и средних предприятий в России является ограниченный доступ к финансированию на всех стадиях развития предприятия: от создания и до развития.

В следующей главе собрана информация о финансово-кредитном стимулировании малого и среднего бизнеса.

 

 

ГЛАВА 2. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

 

 

2.1. Механизм финансово-кредитного стимулирования

 

 

Посредством функционирования финансово-кредитного механизма осуществляется целенаправленное воздействие финансовых и кредитных органов - субъектов финансово-кредитной системы на ее объект - финансовые и кредитные отношения. В связи с этим, прежде чем детально рассматривать сущность и функционирование финансово-кредитного механизма, целесообразно определиться с понятиями и сущностью таких экономических категорий, как финансы и кредит, выделить их особенности, а так же выявить общие моменты, присущие обеим категориям, показать их взаимосвязь и влияние друг на друга.

Современная экономическая литература предлагает огромное количество определений финансов и кредита. Все они сводятся к рассмотрению финансов и кредита как экономических категорий или как системы экономических отношений по поводу планомерного образования централизованных и децентрализованных денежных фондов и их использования на нужды расширенного воспроизводства и удовлетворения других общественных потребностей. 

Слово «финансы» происходит от латинского слова finis, означающего - конец, окончание, финиш. В денежных отношениях, складывающихся между населением и государством в лице судьи, князя или короля, это слово означало завершение платежа, окончательный расчет. Лица, платившие взносы в пользу судьи, государя и различных государственных органов, получали соответствующий документ, который называли fine. Позднее от термина finis произошло слово financia, обозначающее денежный платеж. Во Франции этот термин применялся в XVI веке уже в более широком смысле - как совокупность государственных доходов и расходов.

Теорией отечественных финансов занималось и занимается огромное количество ученых-экономистов. В отечественной практике существует различные точки зрения на сущность, признаки и функции, присущие финансам. Почти каждый автор в области финансов дает собственное определение данных категорий.

Поскольку в России нет единой разработки теоретических аспектов в области государственных финансов, то это приводит не только к несоответствию ряда моментов по развитию экономики и финансов на среднесрочную и долговременную перспективы, задачам, стоящим перед государством, но и к чисто практическим трудностям, возникающим в ходе работы финансовых органов.

С конца 1980-х годов в России начинается переход к рыночной экономике, происходит уменьшение роли государства в экономике, появляются новые формы собственности, усиливается конкуренция. Соответственно, появляется необходимость в разработке новых концепций и в финансовой науке.

Усиливается разграничение точек зрения на сущность и функции финансов в различных финансовых школах. Разработкой теоретических вопросов финансов в этот период занимаются В.М. Родионова, Л.А. Дробозина, В.К. Сенчагов (Московская финансовая школа), Б.М. Сабанти, М.В. Романовский, О.В. Врублевская (Санкт-Петербургская финансовая школа), А.Ю. Казак, В.П. Иваницкий (Уральская финансовая школа) и многие другие ученые.

Э.А. Вознесенский, один из первых, отделил финансы от производственной основы и отнес их к надстроечному образованию. Он разграничил первичное распределение национального дохода, протекающее без участия государства, а, следовательно, и финансов, от вторичного распределения (перераспределения), в котором финансы играют важную роль, обеспечивая государство денежными средствами для реализации своих функций [5, С. 119].

 В научных трудах Родионовой В.М. «финансы характеризуются как денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и части национального богатства, в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использования их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества» [8, С. 67].

Но наиболее полным определением, включающим все особенности категории финансы, является определение, предложенное Казаком А.Ю.
Финансы - это, обусловленная фактом существования государства и необходимостью обеспечения выполнения последним своих функций, система денежных отношений, имеющих государственную форму проявления, выражающих перераспределение стоимости ВВП и целенаправленное формирование на этой основе централизованных и децентрализованных денежных фондов в соответствии с общественными потребностями [10, с. 200].

Финансы - это стоимостная категория. Основной причиной возникновения всех стоимостных категорий (таких, как товар, цена, финансы, заработная плата и пр.) является наличие товарно-денежных отношений. Каждая из экономических категорий выражает определенную сторону воспроизводственного процесса (производство, обмен, распределение, потребление). Существует группа денежных отношений, возникающих вне производственной сферы в силу наличия государства. Эти отношения формирую денежные фонды, необходимые для выполнения государством своих функций. Именно эти отношения и следует называть «финансами».

По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств государства, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны.

Помимо финансов в стоимостном перераспределении участвует и такая экономическая категория как кредит.

Понятие «кредит» (от латинского «credit» - он верит) - ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование ссудой [7, С. 166.].

При рассмотрении вопросов о сущности и функциях кредита, среди ученых не наблюдается концептуальных противоречий о природе и признаках данной категории, как это происходит при определении категории «финансы».

Кредит представляет собой форму движения ссудного капитала, то есть денежного капитала, предоставляемого в ссуду. Кредит обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный и выражает отношения между кредиторами и заемщиками. При его помощи свободные денежные капиталы и доходы физических, юридических лиц, государства в рамках экономической системы аккумулируется, превращаясь в ссудный капитал, передаваемый за плату во временное пользование. Кредит можно представить и в виде движения авансированной стоимости на условиях платности [10, с. 200].

Так кредит рассматривается, как:

1. взаимоотношения между кредитором и заемщиком;

2. возвратное движение стоимости;

3. движение платежных средств на началах возвратности;

4. движение ссуженной стоимости;

5. движение ссудного капитала;

6. размещение и использование ресурсов на началах возвратности и др. Преимущества этих и других определений состоит в том, что каждое из них охватывает ту или иную сторону сущности кредита. Недостаток их заключается в том, что каждое из них в известной степени является ограниченным, не выражает всей сущности данной экономической категории.

Рассмотрев сущность таких категорий, как финансы и кредит, необходимо выделить общие черты присущие обеим категориям, а также рассмотреть их основные отличительные моменты.

Общие черты, присущие обеим категориям (перераспределение стоимости), говорят об их близости, но вместе с тем характер их функционирования существенно различается.

Финансы и кредит как экономические категории тесно взаимосвязаны. Кредит, в чистом виде понимаемый как банковский кредит, не зависит от государства. Его роль в воспроизводственном процессе определена как способ покрытия временного разрыва между доходами и расходами, способ покрытия потребностей на модернизацию производства, пополнение оборотного капитала и т.д. Но в то же время кредит - это важнейшая форма покрытия дефицита бюджета и бюджетного кассового разрыва (когда необходимы услуги банков для покрытия расходов бюджета до поступления очередных доходов). В свою очередь, если бюджетные средства хранятся на счетах коммерческих банков, то это важнейший ссудный источник для банков. Кредитование отличается от финансирования своей возвратностью и платностью. В то же время в обоих случаях это движение денежных средств. И кредит, и финансы не выходят за рамки денежных отношений (даже товарный кредит имеет денежную основу и форму). В отдельных государствах кредитное регулирование со стороны государства приобретает форму, делающую взаимозависимость финансов и кредита еще более тесной [9, С. 27].

Наличие общих черт у финансов и кредита предопределяет их тесную взаимосвязь и взаимодействие в перераспределительном процессе. Особенно ярко это проявляется в комплексном использовании финансовых и кредитных ресурсов. Как для предприятий (в случае недостатка финансовых ресурсов для нормального осуществления производственного процесса и расширения производства, привлекаются банковские кредиты), так и для кредитных учреждений (временно свободные финансовые ресурсы предприятий и хозяйственных организаций хранятся на счетах в банках, что позволяет использовать их в качестве кредитных средств для удовлетворения потребностей расширенного воспроизводства, в рамках народного хозяйства в целом) [14, Гл.5].

 Так же, общим для финансов и кредита является то, что и в том и в другом случае происходит движение стоимости в ее денежной форме. Однако характер и содержание этого движения различны. Кредит в отличие от финансов функционирует на возвратной основе (любая ссуда должна быть возвращена кредитору по окончании строго установленного срока).

Возвратность как специфическая черта, присущая только кредиту, обусловливает отличия в характере, источниках и направлениях использования кредитных ресурсов по сравнению с финансовыми ресурсами.

По характеру: кредитные ресурсы выражают «разорванное» во времени движение стоимости от кредитора к заемщику и обратно; финансовые - формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов.

По мнениям учёных: источником финансовых ресурсов государства являются национальный доход, часть национального богатства, общегосударственные резервы. Финансовые ресурсы формируются из доходов и накоплений, образующихся на стадии стоимостного перераспределения. Источник кредитных ресурсов - временно свободные денежные средства предприятий, учреждений, организаций, органов государственного управления и населения.

Кредитные ресурсы предоставляются заемщикам на определенный срок на условиях возвратности и платности; финансовые бесплатно и без оговаривания условий их возвращения. И, в отличие от финансов кредит имеет более тесную связь с денежным оборотом: с его помощью удовлетворяются потребности субъектов хозяйствования в платежных средствах, необходимых для обращения; происходит регулирование находящихся в обороте денежных средств.

Функционирование финансов способствует созданию и росту кредитных ресурсов; функционирование кредита, в свою очередь, позволяет формировать финансовые ресурсы в распоряжении субъектов хозяйствования и государства, в том числе через финансовый рынок [14, Гл.5].

Взаимосвязь финансов и кредита ярко проявляется в банковском проценте, непосредственно связанном с существованием и функционированием кредита. Платность кредита приводит к тому, что банк за предоставление ссуды взимает процент или, наоборот, уплачивает его хозяйственным организациям, предоставившим свои свободные средства ему во временное пользование. В свою очередь источником выплаты процентов за использование привлеченных средств является доход банка; его формирование и использование опосредуется финансовыми отношениями.

Тесная взаимосвязь этих двух экономических категорий, действующих на стадии стоимостного перераспределения, вызывает необходимость их комплексного использования в системе хозяйствования.

Граница между финансовыми и кредитными отношениями отличается большой подвижностью, хотя и обозначается достаточно четко в каждом конкретном акте движения денежной формы стоимости. Обладая самостоятельностью, эти отношения функционируют, предполагая и, дополняя друг друга. Они настолько тесно взаимосвязаны, что могут быть определены как финансово-кредитные отношения, а формы и методы их использования в процессе управления экономикой - как финансово-кредитный механизм.

Так как на сегодняшний день нет единого определения финансов и кредита, то невозможно дать и единого определения финансово-кредитному механизму. Отсутствие единой, твердо устоявшейся точки зрения на ряд вопросов имеющих непосредственное отношение к этой проблеме (дискуссии по вопросам сущности, принципов, функций финансов), не позволяют дать единого определения финансово-кредитного механизма.

В условиях развития рыночных отношений особое место среди функций финансов занимает стимулирующее. Раньше даже в специальной справочной литературе эта функция не упоминалась [15].

Главным компонентом механизма действия финансово-кредитного стимула выступает связь между объектом стимулирования и формами материального поощрения. Большое значение имеет не только правильный выбор объекта стимулирования, но и формы материального поощрения. Последняя должна быть ощутимой для субъекта стимулирования, способствовать реализации экономического интереса предприятия. Формами материального поощрения являются налоговые льготы, финансовые санкции, определенные способы формирования бюджетных доходов, создание специальных фондов. Они должны способствовать развитию перспективных отраслей производства, обеспечению договорной дисциплины, привлечению инвестиций, повышению конкурентоспособности рабочей силы, а также росту валового внутреннего продукта, что, в свою очередь, обуславливает улучшение благосостояния населения [17].

Стимулирование в финансово-кредитном механизме выражается в использовании финансовых стимулов для повышения эффективности производственного и торгового процессов.

Стимул (лат. Stimulus буквально - остроконечная палка, которой погоняли животных) — это побуждение к действию, побудительная причина. Финансовые стимулы воздействуют как на трудовую деятельность отдельного работника (его инициативу творческую активность и производственную дисциплину и т. п.), так и на эффективность производственного и торгового процессов (получение чистой прибыли, т. е, прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующего субъекта, доходов от вложения капитала, снижение стоимости заемного капитала и др.)

Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:

- через эффективное вложение финансовых ресурсов;

- создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);

- использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);

- использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).

Вообще, отношения с финансово-кредитной системой многообразны. Прежде всего, это отношения с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, связанные с перечислением налогов и отчислений, а также отношения с учреждениями инфраструктуры финансового рынка (кредитными организациями, страховыми компаниями, фондовыми и валютными биржами, инвестиционными фондами и компаниями и т.п.).

Кредитное стимулирование функционирует через кредитный механизм, представляющий собой:

- систему связей по аккумуляции и мобилизации денежных капиталов между кредитными институтами и различными секторами экономики;

- отношения, связанные с перераспределением денежного капитала между самими кредитными институтами в рамках действующего рынка капитала;

- отношения между кредитными институтами и иностранными клиентами.

Кредитный механизм включает в себя также все аспекты ссудной, инвестиционной, учредительской, посреднической, перераспределительной деятельности кредитной системы в лице ее институтов.

Выделяют следующие виды кредитов.

1. Банковский кредит предоставляется банками и другими кредитно-финансовыми институтами юридическим лицам, населению, государству, иностранным клиентам в виде денежных ссуд. Банковский кредит превышает границы коммерческого кредита по направлению, срокам, размерам и имеет более широкую сферу применения. Замена коммерческого векселя банковским делает этот кредит более эластичным, расширяет его масштабы, повышает обеспеченность. Банковский кредит носит двойственный характер: он может выступать как ссуда капитала для функционирующих предприятий, компаний либо в виде ссуды денег, т. е. как платежное средство при уплате долгов. По мере развития и расширения кредитной системы увеличиваются темпы роста банковского кредита. В настоящее время существует несколько форм банковского кредита.

2. Государственный кредит - кредитные институты государства кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов на рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга. При этом, кроме кредитных институтов, государственные облигации покупают население, юридические лица, т. е. различные предприятия и компании. Применительно к данной работе значим только первый случай.

3. Ссудный кредит.

4. Коммерческий кредит предоставляется одним функционирующим предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием такого кредита является вексель, оплачиваемый через коммерческий банк. Особенность коммерческого кредита состоит в том, что ссудный капитал здесь сливается с промышленным. Главная цель такого кредита - ускорить процесс реализации товаров и заключенной в них прибыли. Процент по коммерческому кредиту, входящий в цену товара и сумму векселя, как правило, ниже, чем по банковскому кредиту. Размеры коммерческого кредита ограничиваются величиной резервных капиталов, которыми располагают промышленные и торговые компании.

5. Потребительский кредит, как правило, предоставляется торговыми компаниями, банками и специализированными кредитно-финансовыми институтами для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа. Обычно с помощью такого кредита реализуются товары длительного пользования. Срок кредита - до года, процент - от 10 до 25.В случае неуплаты по нему имущество изымается кредитором.

Международный кредит носит как частный, так и государственный характер, отражая движение ссудного капитала в сфере международных экономических и валютно-финансовых отношений [19].

В современных условиях в России существуют свои особенности финансово-кредитного стимулирования. Об этом и будет изложено в следующем параграфе данной главы.

2.2. Финансово-кредитное стимулирование в России

 

 

Современное социально-экономическое развитие страны характеризуется тенденцией внедрения экономических методов управления, к которым относится и стимулирование. Их реализация в Российской Федерации предполагает решение комплекса проблем, главными из которых в финансово-кредитной сфере являются финансовое и кредитное стимулирование хозяйствующих субъектов, активизация стимулирования инвестиционной деятельности, как условия выхода из экономического кризиса и последующего экономического роста. Между тем в переходной экономике РФ снижаются качественные и количественные параметры стимулирования, что, в частности, определяется ограниченными размерами финансовых (особенно бюджетных) ресурсов.

Наряду с этими общими причинами, к которым относятся финансовые трудности общества и предприятий, сокращение бюджетного финансирования хозяйственных структур, длительный спад экономики, лишь недавно сменившийся элементами стабилизации и оживления, обусловлено неразработанностью теоретических вопросов экономического механизма регулирования экономики, одним из элементов которого являются финансовые и кредитные методы стимулирования. Между тем с помощью экономического стимулирования в финансовой сфере общество должно решать проблемы сбалансированности экономики, оптимизации производства, осуществления эффективной хозяйственной деятельности в народном хозяйстве.

Указанные обстоятельства, наряду с общей экономической ситуацией в стране, обусловливают актуальность проблемы и необходимость её изучения. Эта целесообразность усиливается тем фактом, что от степени реализации финансово-кредитных методов стимулирования зависят не только стабилизация и развитие производства, но и улучшение социальной ситуации в стране [12, с. 105].

Финансово-кредитная поддержка малого и среднего бизнеса в Российской Федерации реализуется по следующим направлениям:

- субвенции;

- субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам, займам и лизинговым платежам;

- субсидии на развитие в малом секторе экономики приоритетных сфер деятельности;

- субсидии начинающим предпринимателям;

- субсидии на компенсацию части арендных платежей;

- субсидии на компенсацию части расходов на оплату услуг по землеустроительным работам;

- бюджетные кредиты;

- привлечение малых и средних предпринимателей к участию в торгах на размещение заказов для государственных и муниципальных нужд;

- средства на обслуживание государственных и муниципальных гарантий;

- долгосрочные кредиты банков;

- краткосрочные займы банков;

- предоставление оборудования в лизинг;

- кредиты из средств фондов поддержки малого предпринимательства.

Субвенции предоставляются юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидии предоставляются физическим и юридическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетные кредиты предоставляются юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.

Государственный и муниципальный заказ – это совокупность заключенных контрактов (договоров) между органом власти и физическим и юридическим лицом на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета. Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе.

Государственные гарантии субъектов РФ и муниципальные гарантии юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами. В договоре о предоставлении государственной или муниципальной гарантии должно быть указано обязательство, которое ею обеспечивается. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе [11, с. 92].

Особую роль в стимулировании малого и среднего бизнеса в России играет банковское звено финансово-кредитного механизма. В банковской системе Российской Федерации, условно можно выде­лить несколько уровней.

Существование в банковской системе нескольких уровней обуслов­лено тем, что в единую систему включены Центральный банк Российской Федерации, являющийся федеральным банком и главным банком Российской Федерации, кредитные организации (банковские и небанковские), создающиеся по законодательству России, а также филиалы и представительст­ва иностранных банков. Банк России, согласно законодательству, является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.

Как орган управления кредитной системы РФ он осуществляет контроль за законностью и целесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственные общества, и в свою очередь подразделяются на банковские и небанковские кредитные организации. Банковские кредитные организации представляет собой кредитные организации, которые имеют исключи­тельное право осуществлять в совокупности следующие банковские опера­ции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на ус­ловиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковские кредитные организа­ции имеют право осуществлять отдельные банковские операции, причем до­пустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных ор­ганизаций устанавливаются Банком России. Иностранным банком является банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован [18].

Право осуществления банковских операций кредитная организация получает после государственной регистрации в Банке России с момента получения лицензии, выдаваемой Банком России. Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России – и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России.

Кредитным организациям запрещается осуществлять деятельность в сфере материального производства и совершать операции с торгово-материальными ценностями, а также заниматься всеми видами страхования.

Банки вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами.

Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональ­ную деятельность на рынке ценных бумаг  [16].

Отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотре­но Федеральным Законом.

В зависимости от целей, стоящих перед кредитными и иными орга­низациями, включенными в банковскую систему России, их можно разде­лить на коммерческие и некоммерческие. К некоммерческим организациям относится Центральный банк Российской Федерации, не имеющий цели по­лучения прибыли. Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, то есть все кредитные организации. Коммерческие банки бывают уни­версальными и специальными, региональными и межрегиональными (не ог­раничивающими свою деятельность определенной территорией), отраслевыми или созданными под реализацию конкретной программы (например, банки развития) и не ограничивающими свою деятельность определенной отраслью или программой.

Одним из важнейших критериев, позволяющих классифицировать организации, образующие систему кредитных организаций России, на группы, является форма собственности. По этому признаку могут быть выделены частные, государственные, муниципальные и смешанные кредитные организации. Банк России является государственной организацией, поскольку его уставной капитал и иное имущество являются федеральной собственностью, а 50 % финансовой прибыли перечисляется в федеральный бюджет.

В целях обеспечения экономической реформы в России могут соз­даваться муниципальные банки. Таковыми признаются коммерческие банки, входящие в банковскую систему Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством о банках и банков­ской деятельности, одним из учредителей (участников) которых выступает соответствующий орган местного самоуправления. К частным относятся кредитные организации, уставный капитал и имущество которых находятся в собственности физических или юридических лиц, основанных на частной собственности.

Кредитные организации вправе создавать союзы и ассоциации, которые непосредственно не осуществляют банковских операций, и деятельность которых не может преследовать извлечение прибыли. Основными задачами союзов и ассоциаций являются защита и представление интересов своих членов, координация их деятельности, осуществление межрегиональных и международных связей, удовлетворение научных, информационных и профессиональных интересов, выработка рекомендаций для осуществления банковской деятельности и решения иных совместных задач [13, с. 37].

 Возможность взять денежный кредит и оперативно реализовать планы малых и средних предприятий сегодня предоставляют многие банки, предлагая разнообразные варианты вступления в кредитные взаимоотношения. Будучи актуальным, любой денежный кредит выполняет несколько задач, основной из которых является стимулирование оборота наличных средств для развития малого и среднего бизнеса.

Формируя финансово-кредитный механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации её целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансово-кредитного механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что выступает залогом эффективности финансово-кредитного механизма.


        

 

2.3. Финансово-кредитная политика и её организация в России

 

 

Финансово-кредитное регулирование играет большую роль в обеспечении эффективного функционирования национального хозяйства в условиях рыночной экономики. Финансово-кредитная политика представляет собой один из важнейших методов государственной экономической политики и в конечном итоге нацелена на достижение макроэкономической стабильности в обществе.

В свою очередь макроэкономическая стабильность является довольно широким экономическим понятием. Макроэкономическая стабильность может выражаться в определенных макроэкономических показателях. Стало классическим выделять среди важнейших макроэкономических показателей такие, как низкие темпы роста общего уровня цен, обеспечение стабильного роста производства в народном хозяйстве, поддержание полной занятости трудоспособного населения, удовлетворительное состояние платежного баланса. Такую группу взаимосвязанных экономических показателей часто называют магическим квадратом макроэкономического регулирования.

Однако достижение этих целей обеспечивается не одной лишь финансов<



2020-02-03 184 Обсуждений (0)
период цивилизованной модернизации (с 1998г. по настоящее время). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: период цивилизованной модернизации (с 1998г. по настоящее время).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)