Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды цен и порядок их формирования: понятие цены; виды и структура оптовой и розничной цен



2020-02-04 198 Обсуждений (0)
Виды цен и порядок их формирования: понятие цены; виды и структура оптовой и розничной цен 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цена – это денежное выражение стоимости товара.

В условиях рыночных отношений регулирование воспроизводства осуществляется, наряду с другими экономическими законами, законом стоимости, который действует через механизм цен и ценообразования.

Сущность рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования происходит не сфере производства, не на предприятии, а сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием товарно-денежных отношений, спроса и предложения. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товара, постольку их стоимость получает общественное признание через механизм цен только на рынке.

Рыночные цены на товар устанавливаются на основе соглашений потребителей и ее изготовителей продукции, и называются договорными (свободными). Смысл договорного ценообразования заключается в том, что нацелить предприятия-изготовители на выпуск товаров, пользующихся спросом. Гибкость и оперативность в установлении рыночных цен способствуют развитию динамичной экономики и ориентируют на удовлетворение общественных потребностей. Свободные цены являются важнейшим элементом согласования экономических интересов в народном хозяйстве. Они могут нормально действовать только в комплексе со всеми другими элементами, составляющими рыночную экономику. В разбалансированной экономике, характеризующейся дефицитом и монополизацией рынка, цены могут безудержно расти, усугубляя и без того непростое положение экономики. Это приводит к дезорганизации производства, при этом снижается надежность планирования на уровне отдельного предприятия, нарушаются внутри- и межотраслевые пропорции. Поскольку появляется возможность получить дополнительную прибыль, не обусловленную ростом производства, исчезают стимулы к увеличению выпуска продукции в натуральном выражении; инфляция подталкивает дальнейший спад производства.

В рыночной экономике государственное регулирование цен носит ограниченный характер, хотя может и должно воздействовать на рыночную конъюнктуру и динамику цен через определенные меры и стимулы к увеличению выпуска продукции в натуральном выражении. К ним относятся: установление предельного уровня цен на определенные виды продукции и услуг (например, на энергоносители), меры по развитию конкуренции и ограничению монополизма, соответствующая налоговая политика и т.д. Все меры должны быть закреплены законодательными актами.

Состав (структура) цен зависит от их значения.

Оптовые цены предприятия – цены, по которым изготовитель реализует произведенную продукцию покупателям. Реализуя свою продукцию, предприятия или фирмы должны возместить свои издержки производства и реализации и получить прибыль, которая позволяет им функционировать в условиях рынка. На основе оптовых цен предприятия анализ, планирование и расчет стоимостных показателей работы. Разновидностью оптовой цены предприятия-изготовителя является трансфертная цена, которая применяется при коммерческих операциях между подразделениями одной и той же фирмы, что способствует развитию хозрасчета. Эта цена может устанавливаться как на готовые изделия, полуфабрикаты, сырье, так и на услуги, в том числе управленческие. Использование трансфертных цен может существенно влиять на конкурентоспособность фирмы. Например, путем занижения цен на сырье и материалы, поставляемые дочерним предприятием, можно существенно повысить ценовую конкурентоспособность продукции. Трансфертные цены эффектно используются в финансово-промышленных группах.

 

Оптовая цена предприятия = себестоимость продукции + прибыль + надбавки (скидки) к цене (например, скидки на предоплату).

 

Оптовые (отпускные) цены промышленности – цены, по которым организации-потребители оплачивают продукцию предприятиям-изготовителям.

 

Отпускная цена = оптовая цена предприятия + акциз + налог на добавленную стоимость (НДС).


Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям.

 

Розничная цена = отпускная цена + торговая надбавка (издержки и прибыль торговых организаций).

 

Включенный в розничную цену акциз – это косвенный налог на потребителя, взимаемый через цену. Перечень товаров, облагаемых акцизом, ограничен законодательством, в него входят главным образом престижные товары и предметы роскоши – автомобили, меха, изделия из драгоценных камней. НДС также является косвенным налогом, который оплачивается конечным потребителем. Этот налог устанавливается в % от отпускной цены товара, включая акциз.

Аукционная цена – цена товара, проданного с аукциона, отражает уникальные свойства товара и зависит от мастерства лица, проводящего аукцион.

Ценовая политика на уровне предприятия основывается на информации: состояние и прогнозирование спроса и цен на продукцию предприятия и конкурентов, анализ динамики и структуры цен, резервы снижения затрат на производство, прогнозирование внутренних и внешних рынков сбыта и потенциальных конкурентов, возможности повышения качества продукции.

Ценовая политика предприятия зависит от структуры рынка. Реализация продукции предприятий легкой промышленности осуществляется в основном на рынке монополистической конкуренции. Этот рынок включает в себя множество производителей товара, продавцов и покупателей, совершающих сделки в широком диапазоне цен, что связано с большим разнообразием товара по качеству, внешнему оформлению, марочным названиям. Этому рынку присущи три характерные черты: острая конкурентная борьба между производителями, дифференциация товаров фирм-конкурентов, легкость проникновения на рынок.

Процесс ценообразования включает следующие этапы:

1) Поставка задачи.

2) Определение спроса.

3) Оценка издержек производства.

4) Оценка эффективности капитальных вложений.

5) Анализ цен и товаров конкурентов.

6) Выбор метода ценообразования.

Постановка задачи. Предприятие должно определить цель производства и реализации конкретного товара. Основные цели ценовой политики: обеспечение выживаемости (сбыта), максимизация прибыли, удержание рынка и завоевание лидерства на нем или по объему продаж, или по качеству продукции.

Обеспечение выживаемости выбирают в условиях серьезной конкуренции и в том случае, когда: 1) спрос эластичен, 2) существует большой рынок потребителя, 3) увеличение объема реализации сокращает относительные издержки производства и сбыта, 4) добиться максимального роста сбыта и увеличения роста прибыли можно путем некоторого снижения дохода с каждой единицы товара (за счет снижения цен).

Определение спроса. Спрос показывает количество товара, которые потребители будут по разным возможным ценам, или по каким ценам они готовы купить разное количество товара. Закон спроса гласит: при неизменности всех прочих параметров снижение цен ведет к увеличению спроса, и наоборот, т.е. существует обратная связь между ценой и величиной спроса.

Согласно закону спроса потребители при снижении цены приобретают большое количество товара, однако степень реакции потребителей может изменяться по разным товарам. Изменение степени чувствительности потребителей к изменению цены основано на ценовой эластичности. Эластичность – это мера реагирования одной переменной величины на изменения другой, выражается коэффициентом эластичности спроса от цены, который показывает, на сколько процентов изменится объем продаж в результате изменения цены на 1%, рассчитывается по формуле:

 

 ;

себестоимость рентабельность производительность планирование

Где  - величина спроса (количество покупок);  - верхний и нижний предел цены.

Спрос считается эластичным при , в это случае небольшое изменение приводит к существенным изменениям в спросе. Общий доход возрастает, когда цены снижаются (за счет увеличение объема реализации), и уменьшается, когда цены растут.

Для неэластичного спроса , т.е. ценовые изменения незначительно влияют на объем реализации (характерен для престижный товаров и предметов роскоши). При  спрос является унитарным, т.е. изменения цены компенсируется изменением в размере спроса (объем реализации в стоимостном выражении остается постоянным).

Оценка издержек производства. Основу цены на любой вид продукции составляет себестоимость продукции. В процессе ценообразования при определении себестоимости необходимо четкое выделение переменных и постоянных расходов.

Оценка окупаемости капитальных вложений. Как правило, при формировании цен на предприятиях не просчитывается окупаемость капиталовложений, что часто делает цену инструментом «саморазрушения» предприятия, не позволяет им обеспечить прибыль, достаточную для расширенного воспроизводства основных фондов.

При отражении в цене эффективности капитальных вложений следует исходить из приемлемого срока окупаемости инвестиций с точки зрения физического и морального старения оборудования, а также жизненного цикла изделий, выпускаемых на этом оборудовании. При внедрении новой техники ее эффективность определяется сроком окупаемости Т. Величина Т, определяемая как отношение капитальных вложений К к годовой балансовой прибыли П, характеризует эффективность инвестиций с народнохозяйственной точки зрения, а не для конкретного предприятия.

Для предприятия накопление средства для воспроизводства основных фондов осуществляется в фонде накопления. В силу этого хозрасчетный срок окупаемости определяется:

 

.

 

Анализ цен и товаров и выбор метода ценообразования. Знаниями о ценах и товарах конкурентов можно воспользоваться в качестве отправной точки в политике ценообразования. Если продукция, производимая предприятием, аналогична товарам конкурентов, то приходится назначать цену, близкую к цене конкурента. Установить цену более высокую, чем у конкурента, можно лишь в случае, если продукция предприятия более высокого качества. Если же товар уступает качеству, то производитель будет вынужден устанавливать более низкую цену с тем, чтобы не потерять сбыт.Анализ цен конкурентов в определенной степени определяет выбор метода ценообразования.

Основными методами установления цены являются:

- на основе издержек производства или «средние издержки плюс прибыль»,

- цены на уровне текущих цен,

- цены исходя из ощущаемой ценности товара,

- метод установления «целевой» цены,

- метод безубыточности.

Основой определения цен при первом методе являются издержки производства на единицу продукции, к которым прибавляется прибыль предприятия. Он отражает традиционную ориентацию главным образом на производство и в меньшей степени – на рыночный спрос. Преимущество – простота установления цен, недостатки – практически не принимается во внимание фактор спроса на продукцию, при определении затрат на единицу продукции используется произвольное отнесение на себестоимость косвенных расходов, поэтому издержки производства, заложенные в цену, могут не отражать затрат на конкретные виды продукции.

При использовании метода установления цены на уровне текущих цен производитель ориентируется на цены конкурентов и в меньшей степени обращает внимание на показатели собственных издержек спроса. Этот метод распространен в силу того, что многие производители считают, что придерживаться уровня текущих цен – значит обеспечить ценовую конкурентоспособность.

При установлении цен на основе ощущаемой ценности товара основным фактором выступает покупательское восприятие товара. Для формирования в сознании потребителей представление о ценности товара используются неценовые воздействия, цена же призвана соответствовать ощущаемой ценностной значимости приобретаемого покупателем продукта. При использовании этого метода необходимо выявлять, какие ценностные представления имеются у потребителя о товарах конкурентов.

При установлении «целевой» цены планируется необходимый объем прибыли, рассчитываются суммарные затраты на производство продукции и ценностной значимости приобретаемого покупателем продукта. При использовании этого метода необходимо выявлять, какие ценностные представления имеются у покупателя о товаре конкурентов. Этот метод используется для товаров неэластичного спроса.

Метод расчета цен на основе анализа безубыточности дает возможность сравнить размеры прибыли, получаемой при различных ценах и различных объемах производства. Позволяет производителю реализовать продукцию по такой цене, которая при определенной программе выпуска продукции обеспечивает запланированный объем прибыли. Метод безубыточности позволяет решить 2 основные задачи:

- определить безубыточный (не приносящий ни прибыли, ни убытков) объем производства в натуральном выражении;

- определить объем производства, который при заданной цене единицы продукции обеспечивает получение определенного объема прибыли.

В период высокой инфляции, быстро растущих издержек на заработную плату, резких и частых колебаний цен на сырье и материалы и энергоносители предприятиям целесообразно использовать политику скользящего ценообразования, направленную на защиту производителя на уменьшение прибыли из-за инфляции.

Условия принятия скользящих цен оговариваются в контрактах купли-продажи, он обычно содержит условия о котировки цены на базе текущих издержек, а также:

- перечень элементов затрат, на которые ожидается изменение цен (материалы, транспортные расходы);

- базу на измерение издержек;

- верхнюю границу приемлемого роста цен каждого элемента затрат.

Скользящие цены, устанавливаемые на определенную дату (например, на день поставки товара покупателю или фактическую дату получения товара), нередко являются рыночной ценой на эту дату. На указанную дату определяются изменения затрат по их элементам с базисными значениями, и цены пересчитываются.




2020-02-04 198 Обсуждений (0)
Виды цен и порядок их формирования: понятие цены; виды и структура оптовой и розничной цен 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды цен и порядок их формирования: понятие цены; виды и структура оптовой и розничной цен

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)