Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оценка показателей рентабельности торгового предприятия



2020-02-03 181 Обсуждений (0)
Оценка показателей рентабельности торгового предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




    Коммерческая деятельность любой торговой организации должна соотноситься с экономическим принципом, который в общем виде определяется достижением максимального результата при минимальных затратах, или, иными словами, эффективность финансово-хозяйственной деятельности должна оцениваться с точки зрения эффективности преобразования ресурсов в результаты. Измерить и оценить меру реализации экономического потенциала (принципа эффективности) на предприятии позволяет анализ, проводимый с использованием ряда экономических показателей. При этом прибыль не может служить определяющим критерием для оценки эффективности деятельности торговой организации. Интерес представляет сравнение прибыли с другими показателями, то есть система показателей рентабельности, рассчитанных различными способами.

    Рассмотрим некоторые из показателей рентабельности применительно к хозяйственной деятельности ООО «Старая компания».

    Наиболее распространенным показателем рентабельности торговых предприятий является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте.

Использование различных показателей прибыли при определении уровня рентабельности продаж позволяет значительно расширить аналитические возможности последнего показателя. Показатель рентабельности, рассчитанный как, отношение балансовой прибыли к товарообороту, тесно связан с результатами текущей деятельности, может быстро меняться и поэтому представляет интерес для собственников предприятия. Сопоставление этих двух показателей позволяет выявить изменение пропорций в развитии предприятия, что видно из таблицы 4.

Как видно, что в 2006г., что 2007г, в связи с убытками от внереализационных операций, уровень показателей рентабельности продаж исчисленный по балансовой прибыли, ниже, чем уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров (3,06 и 3,32; 4,04 и 4,48 соответственно). Соответственно, с ростом прибыли от реализации в 2000г. (на 4688 т.р.) возросли и показатели уровней рентабельности по прибыли от реализации товаров и по балансовой прибыли.

 

Таблица 4 - Расчет показателей рентабельности продаж Фирмы ООО «Старая компания», тыс. руб.

Показатель 2006 г 2007 г.
Выручка (нетто) от реализации товаров 105258 182842
Себестоимость реализации товаров 91771 158772
Коммерческие расходы 9990 15886
Прибыль от реализации 3496 8184
Проценты к получению 49 39
Прочие операционные доходы 180 200
Прочие операционные расходы 785 870
Прочие внереализационные доходы 408 71
Прочие внереализационные расходы 131 233
Прибыль отчетного периода 3217 7390
Рентабельность продаж (%) - по прибыли от реализации товаров 3,32 4,48
- по балансовой прибыли 3,06 4,04

Таким образом, самый распространенный показатель рентабельности выражает зависимость прибыли и товарооборота. Целью его вычисления является определение размера той отдачи, которой добилась торговая организация от каждой денежной единицы товарооборота. Однако аналитические возможности данного показателя достаточно ограничены в силу его достаточно широкого разброса в зависимости от сферы деятельности организации. Объясняется это различием в масштабах деятельности, в размерах инвестированного капитала, в скорости оборота средств, в условиях кредитования, в размерах складских запасов и др. Поэтому данный показатель рентабельности желательно использовать во взаимосвязи с другими, в силу чего его можно назвать недостаточным, но необходимым (исходным) критерием в оценке прибыльности торговой организации.

Если отталкиваться от мнения, что минимальный уровень рентабельности розничного торгового предприятия желательно, чтобы составлял 3 – 5% к обороту, то рентабельность продаж фирмы ООО «Старая компания», можно назвать удовлетворительной (уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров в 2007г. - 4,48%). В Российском статистическом ежегоднике за 2006г. следующие данные: рентабельность продаж торгового предприятия – 4,9%; рентабельность активов – 3,0%.

Прибыль образуется как разность между доходами и затратами, что обуславливает правомерность использования в анализе показателя рентабельности, исчисляемого как отношение полученной прибыли к затратам предприятия. Уровень рентабельности торговой деятельности может выражаться, таким образом, в процентах не только к товарообороту, но и к издержкам обращения. Эти показатели существенно дополняют друг друга, так как для определения эффективности деятельности затраты предприятия должны определенным образом соотноситься с прибылью от реализации товаров.

С аналитической точки зрения представляет интерес сопоставление таких пар, как прибыль от реализации товаров / издержки обращения и балансовая прибыль / затраты предприятия, которое позволяет выявить приоритетность видов деятельности предприятия (таблица 5).

 

Таблица 5 - Расчет рентабельности торговой и финансово-хозяйственной деятельности ООО «Старая компания», тыс. руб.

Показатель 2006г. 2007г.
Издержки обращения 9990 15886
Затраты предприятия 10906 16989
Прибыль от реализации 3496 8184
Балансовая прибыль 3217 7390
Рентабельность издержек обращения, % 34,99 51,52
Рентабельность текущих расходов, % 29,50 43,50

Сопоставив таблицы 4 и 5, увидим, что из-за убыточности внереализационных операций, рентабельность издержек обращения, выше рентабельности текущих расходов, что в 2007г., что в 2006г.

Кроме того, можно оценивать рентабельность капитала (рентабельность активов, рентабельность инвестированного капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность заемного капитала), рентабельность используемых ресурсов (рентабельность хозяйственных средств, рентабельность экономического потенциала и т.п.) и другие показатели рентабельности в соответствии с рис. 5.

Оценка уровней показателей рентабельности связана с серьезными ограничениями, с которыми необходимо считаться. Определенные трудности представляет отсутствие общепринятых стандартов или норм различных показателей рентабельности для торговых организаций. Такие трудности могут быть частично преодолены посредством:

·сопоставлением показателей предприятия с показателями других предприятий отрасли;

·определения показателей за ряд лет;

·сопоставление фактических и плановых показателей;

·внутрифирменного сопоставления показателей (например, по структурным подразделениям или по товарным группам);

·сопоставление альтернатив с целью выбора наиболее оптимального варианта при принятии управленческого решения.

Эффективность использования ресурсов торгового предприятия характеризуется системой показателей рентабельности, в которой каждый показатель обладает определенными возможностями и ограничениями.

С точки зрения собственников предприятия основным показателем является отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Как известно, собственный капитал не является постоянным в течение года, поэтому предпочтение в расчетах следует отдать методу расчета по средней за год величине.

Показатель рентабельности собственного капитала рассчитывается ежегодно на основе данных Баланса и Отчета о прибылях и убытках (таблица 6).

Таблица 6 - Расчет рентабельности собственного капитала ООО «Старая компания», тыс. руб.

Показатель 2006г. 2007г.
Собственный капитал: - на начало года - на конец года   9865 11104   11104 13086
Средняя величина собственного капитала в течение года 10484,5 12095
Чистая прибыль 5194 2415
Рентабельность собственного капитала, % 49,54 19,97

Как видно, рентабельность собственного капитала в 2007 году (19,97%) ниже, чем в 2006 г. (49,54%). Этому способствовало уменьшение прибыли более чем в 2 раза, тогда как средняя величина собственного капитала изменилась незначительно (в 1,2 раза) по сравнению с 2006 г.

Самостоятельное значение имеет показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к расходам на оплату труда. В расчетах данного показателя может использоваться либо вся сумма расходов на оплату труда, либо только расходы, включаемые в издержки обращения. Интерес представляет также такой показатель, как отношение прибыли к численности работников. По сравнению с предыдущим показателем стоимостной знаменатель в расчетной формуле заменяется натуральным, что обеспечивает универсальность такого показателя рентабельности для сравнительного анализа предприятий торговли (таблица 7).

 

Таблица 7 - Расчет рентабельности трудовых ресурсов ООО «Старая компания», тыс. руб.

Показатель 2006г. 2007г.
Балансовая прибыль 3217 7390
Затраты на персонал 2940 3050
Численность работников 365 363
Рентабельность расходов на оплату труда, % 109,4 242,3
Прибыль на одного работника 8,8 20,4

 

Данные таблицы 7 показывают, что в 2007г. по сравнению с 2006г. сумма прибыли на одного работника увеличилась в 2,3 раза; балансовая прибыль увеличилась также в 2,3 раза. При этом затраты на оплату труда увеличились незначительно (3,7%), а сокращение работников также было незначительным – 2 человека, то есть сокращение персонала составляет 0,5%. Рентабельность расходов на оплату труда увеличилась в 2,2 раза.


Заключение

Анализируя то, как были решены задачи, поставленные перед выполнением работы можно сделать следующие выводы.

Изучение понятия “затрат” предприятия и их видов показало, что затраты можно классифицировать различными способами, при этом та или иная классификация рассматривается в соответствии с целью и возможностями их учета, а также способами их покрытия.

Источником формирования собственных финансовых ресурсов предприятия является выручка. Анализ способов учета выручки и соответствующих ей затрат показал, что основной проблемой в этом вопросе является несогласованность временных факторов отражения расходов и доходов предприятия, нарушение единства по периодам их осуществления. Данная проблема может повлечь за собой различные негативные последствия, сказывающиеся на основном финансовом результате деятельности предприятия - величине прибыли, поскольку влечет за собой различные парадоксальные ситуации, искажающие данные финансовой отчетности предприятия.

Прибыль, представляя важнейший экономический показатель финансово-хозяйственной деятельности предприятия, является не только источником финансирования производства, но средством удовлетворения потребностей всех слоев общества. При ее распределении пересекаются интересы как общества в целом в лице государства, так и интересы хозяйствующих субъектов, акционеров, отдельных работников предприятия

Расчет показателей балансовой прибыли и прибыли, подлежащей налогообложению, содержит в финансовой политике нашей страны много противоречий. В частности эти противоречия проявляются в самом определении понятия “прибыль”, поскольку прибыль отражаемая в финансовой отчетности и налогооблагаемая прибыль не связаны с ее основной задачей, которую решают производители в процессе выполнения своей деятельности. Несмотря на то что, на величину прибыли влияют различные факторы, касающиеся как общеэкономических процессов, так и процессов происходящих в деятельности самого предприятия, прибыль является управляемым параметром. Эффективность этого управления зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Эта зависимость проявляется, во-первых, в правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, в создании конкурентоспособных условий для продажи продукции и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание); в-третьих, в объеме производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли); в-четвертых, в ассортименте продукции и снижения издержек производства. Управлять прибылью можно на всех стадиях производственного цикла, начиная от закупок сырья и материалов, и кончая сбытом продукции.

Список использованной литературы

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. С алфавитно-предметным указателем. 14-е изд., с изм. и доп. — М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА. М, 2002. 560с.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть I и II. —М.: "Издательство ПРИОР", 2004.

3. Абрамов А. Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия в 2-х ч. М.: Экономика и финансы АКДИ, 2002 .

4. Ануфриев В.Е. Учет формирования финансовых результатов и распределе­ния прибыли организации // Бухгалтерский учет.— № 10, 2001, с. 17-24.

5. Балабанов И. Т. Финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2004.

6. Баканов М. И. Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2004.

7. Бланк И.А. Управление прибылью.— К: "Ника-Центр", 2001, 544 с.

8. Бригхэм Ю. Энциклопедия финансового менеджмента. — М.: РАГС: Экономика, 2000.

9.Бочаров В.В. Управление денежным оборотом предприя­тий и корпораций. — М.: Финансы и статистика, 2001.

10.Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами. М.: Фи­нансы и статистика, 2002

11.Ветров А. А. Операционный аудит-анализ. - М.: Перспектива, 2003.

12.Головачев В. Прибыль... многострадальная // Экономика и жизнь.—.— № 45, 2001.

 13.Грязнова А.Г. Оценка бизнеса. — М.: Финансы и статис­тика, 2004.

 14.Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчет­ности.— 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело и сервис, 2001, 304с.

 15.Ендовицкий Д.А. Бухгалтерская отчетность как источник информации при стратегическом анализе деятельности коммерческой организации // Ауди­тор.— № 4, 2001, с. 37-46

16.Ефимова О. В. Финансовый анализ - М.: Бухгалтерский учет, 2006.

17.Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 2000.

18.Колб Р.В., Родригес Р.Дж. Финансовый менеджмент. М.: Финпресс, 2001.

19.Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. — М.: Дело и сервис,2001.

20. Лукасевич И.Я. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вычислений: Учеб. пособие для вузов. - М.: Финансы: ЮНИТИ, 1998.

21. Методические указания по оценке эффективности ин­вестиционных проектов. 2-е изд. / Авт. колл. под рук. В.В. Коссова, Н.В. Лившица, А.Г. Шахназарова. — М.: Экономика, 2000.

22.Родионова В.М., Шлейниквв В.И. Финансовый конт­роль. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2002.

23.Теплова Т.В. Финансовые решения: стратегия и такти­ка. — М.: Магистр, 1998.

24.Тренев Н.Н. Управление финансами. — М.: Финансы и статистика, 1999.

25.Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. — М.: Финансы: ЮНИТИ, 1997.

26.Самсонова Н.Ф. Финансовый менеджмент. — М.: ЮНИ­ТИ, 2000.

27.Савицкая Г. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 5-е изд. с изм. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000.

28.Соколова Г.Н. Информационные технологии экономического анализа.— М.: Экзамен, 2002 г., 320 с.

29.Справочник финансиста предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2006.

 



2020-02-03 181 Обсуждений (0)
Оценка показателей рентабельности торгового предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оценка показателей рентабельности торгового предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)