Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основополагающие концепции и постулаты СНС



2020-02-04 239 Обсуждений (0)
Основополагающие концепции и постулаты СНС 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для того чтобы СНС адекватно описывала экономические процессы, она должна опираться на некоторые научно обоснованные концепции политэкономического характера.

Концепция экономического производства - одна из центральны: в экономической науке. Она определяет виды деятельности, в которых создаются стоимость, национальный доход.

Эта концепция менялась вместе с развитием общества и производительных сил.

Например, физиократы, возглавляемые Ф. Кенэ, полагали, что экономическое производство охватывает только сельское хозяйство и добывающую промышленность, поскольку в этих отраслях экономики происходит отчуждение от природы материальной субстанции, а во всех других отраслях экономики - лишь изменение формы продуктов, про­изведенных в сельском хозяйстве и добывающей промышленности. Теория физиократов появилась на свет в то время, когда сельское хо­зяйство было ведущей отраслью экономики. Несостоятельность этой теории стала очевидной в период развития капитализма, когда быст­рыми темпами стала развиваться обрабатывающая промышленность. В этот период А. Смит сформулировал концепцию материального про­изводства, в соответствии с которой сфера экономического производ­ства включает все отрасли, производящие товары (материальные блага). По мнению А. Смита, деятельность по оказанию услуг имеет не­производительный характер и не должна быть включена в экономичес­кое производство.

Теория А. Смита была воспринята К. Марксом, а еще позднее была принята на вооружение советскими политэкономами и официальной советской статистикой, в частности была положена в основу методо­логии составления баланса народного хозяйства, разрабатывавшегося в СССР и других социалистических странах для целей, аналогичных целям СНС (т.е. для описания и анализа макроэкономики). Исключе­ние нематериальных услуг из сферы экономического производства в советской статистике в известной мере отражало приоритеты в эко­номической политике (развитие материального производства провоз­глашалось главной целью экономического развития). Между тем еще В. Петти, выдающийся английский экономист, около 300 лет назад утверждал, что по мере экономического развития услуги будут занимать все больший удельный вес. Эта «закономерность» В. Петти получила подтверждение и имеет универсальный характер. Современная теория экономического производства, учитывая закономерность В. Петти, включает в определение сферы эконо­мического производства все виды деятельности по производству товаров и услуг, включая нематериальные услуги, являющиеся результатом деятельности «непроизводственной сферы», как она определялась в советской статистике (общее управление, оборо­на, просвещение, здравоохранение, наука, культура, искусство, финансы, жилищно-коммунальное хозяйство). Эта широкая кон­цепция экономического производства, подробно обоснованная в свое время в трудах Ж.Б. Сэя и А. Маршалла, стала основой мето­дологии СНС - за одним исключением: деятельность домашних хозяек по приготовлению пищи, поддержанию жилища в чистоте, воспитанию детей и т.д. Это исключение обосновывается трудно­стями получения достоверной информации о размерах такой дея­тельности; кроме того, не совсем ясны методы оценки результатов этой деятельности. С другой стороны, авторы СНС-93 признают, что деятельность домашних хозяек следовало бы включить в сферу экономического производства. В ряде стран уже в течение длитель­ного периода времени проводятся экспериментальные расчеты сто­имости услуг, оказываемых домашними хозяйками [3, с. 65].

Например, в журнале «Обзор дохода и богатства» (№ 4, 1978 г.) была опубликована статья X. Адлера и О. Хауриляшина «Оценки сто­имости услуг домашних хозяйств в Канаде с 1961 по 1971 г.», в кото­рой не только представлены оценки этих услуг за указанный период, но и обсуждены методы получения этих оценок. В частности, анализи­руется различие в оценках, полученных с помощью применения рыноч­ных цен и тарифов на соответствующие услуги и с помощью метода альтернативных издержек.

Важно отметить, что в СНС-93 экономическое производство охватывает также теневую экономику, т.е. производство обычных товаров и услуг, осуществляемое подпольным образом с целью сокрытия доходов от налогообложения, и производство юридичес­ки незаконных товаров и услуг (наркотики, проституция и т.п.). На практике, однако, многие страны мира, в частности Россия и другие страны СНГ, не включают в свои расчеты национального дохода оценки юридически запрещенных товаров и услуг.

В экономическое производство включается также деятельность по производству товаров и услуг, осуществляемая в рамках не­формальной экономики; к ней принято относить некорпорирован­ные предприятия, собственником которых являются домашние хозяйства (мелкие фермы и подсобные хозяйства, индивидуаль­ная трудовая деятельность и т.д.), производящие рыночную про­дукцию.

В экономическое производство включается деятельность некорпорированных предприятий домашних хозяйств, занятых исклю­чительно производством продукции для собственного использо­вания; в соответствии с международными определениями эти предприятия не включаются в категорию неформальной эконо­мики.

Не включается в экономическое производство деятельность, состоящая в простом владении активами, даже если она иногда приносит доход.

Например, прирост стоимости активов в результате инфляции не рассматривается как результат производства и не включается ни в ВВП, ни в национальный доход.

Не включаются в расчеты ВВП изменения в окружающей сре­де, вызванные экономической деятельностью, однако деятель­ность по защите окружающей среды включается в ВВП.

Наконец, не включается в экономическое производство резуль­тат естественного роста растений и животных, происходящего без участия человека.

Суммируя сказанное, в сферу экономического производства на практике по теории и методологии СНС включаются следующие виды деятельности:

• производство товаров как для реализации, так и для соб­ственного потребления и накопления;

• производство нефинансовых услуг с целью реализации;

• деятельность финансовых учреждений (банков, страховых компаний и т.д.);

• деятельность органов государственного управления, предо­ставляющих нерыночные услуги обществу в целом (коллек­тивные услуги) и отдельным домашним хозяйствам или группам домашних хозяйств (индивидуальные услуги);

• деятельность некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (партийные, профсоюзные, обществен­ные организации и др.);

• деятельность оплачиваемой домашней прислуги (наемные повара, садовники, телохранители, шоферы, няни и др.);

• жилищные услуги, оказываемые владельцами домов и квар­тир для собственного потребления.

Жилищные услуги, оказываемые владельцами домов и квартир, в которых они проживают, для собственного потребления, вклю­чаются в сферу экономического производства, чтобы исключить возможное влияние на размеры ВВП и национального дохода из­менений в доле арендуемого жилья. Эти жилищные услуги услов­но оцениваются с помощью ставок квартирной платы за аналогич­ные дома и квартиры. При таком подходе изменения в доле арен­дуемого жилья не влияют на общие размеры национального дохода.

В специальной литературе продолжается дискуссия о том, ка­кие виды деятельности следует включать в экономическое произ­водство при подсчетах ВВП.

Другая важная политэкономическая концепция определяет содержание показателей доходов в СНС; она разработана извест­ным английским экономистом Дж. Хиксом и интегрирована в явной форме в СНС-93. Согласно этой концепции источником дохода может быть только добавленная стоимость и нельзя рас­сматривать в качестве дохода выручку от реализации ранее накоп­ленных активов (как нефинансовых, так и финансовых); непра­вомерно относить к доходу (национальному, личному или к другим модификациям доходов) изменения в стоимости активов в результате инфляции (более подробно эта концепция будет рас­смотрена в главе VI).

Наконец, третья концепция политэкономического характера, составляющая основу СНС, - теория факторов производства, со­гласно которой стоимость создается не только трудом, но и дру­гими факторами производства (земля и капитал). По мнению выдающегося английского экономиста В. Петти, труд - это отец богатства, а земля - его мать; позднее он подключил к этой фор­муле и капитал. Оценка национального дохода по факторной сто­имости, т.е. по величине оплаты услуг факторов производства, широко использовалась и используется во многих странах (США, Англия, ФРГ и др.). Однако СНС-93 не предусматривает оценку макроэкономических показателей по факторной стоимости, а ре­комендует применять для этой цели рыночные цены, которые отличаются от факторной стоимости на сальдо налогов на произ­водство и субсидии. Вместе с тем СНС-93 предусматривает в своей структуре данные, которые могут быть использованы для исчис­ления национального дохода по факторной стоимости, если это будет сочтено целесообразным.

СНС-93 избегает в явной форме ссылок на теорию факторов производства. Возможно, это объясняется продолжением дискус­сий о том, что следует понимать под факторами в современных условиях.

Так или иначе СНС-93 вместо факторных доходов использует категорию «первичных доходов» - доходов, получаемых участни­ками экономического процесса в порядке первичного распреде­ления созданной стоимости. Получателями первичных доходов являются не только предприятия, корпорации и домашние хозяй­ства, непосредственно участвующие в производстве, но и органы государственного управления (в форме налогов на производство и импорт).

СНС основана не только на концепциях политэкономическо­го характера, но и на ряде постулатов, определяющих подходы к обработке и упорядочению данных с целью выявления наиболее важных результатов и пропорций экономического развития.

Наиболее важные постулаты:

• различие между потоками и запасами: потоки - это пока­затели, характеризующие величины тех или иных процес­сов за период времени (например, производство, покупки товаров, выплаты заработной платы и т.д.), а запасы - это показатели, характеризующие наличие ресурсов (активов и обязательств) по состоянию на ту или иную дату (например, наличие основных фондов на начало года, наличие денеж­ной наличности на начало месяца и т.д.). Показатели запа­сов и потоков связаны между собой: величина запаса на конец периода равна величине запаса на начало периода плюс поток, характеризующий поступления данного ресур­са в запасы минус изъятия данного ресурса из запасов;

• четкое различие между экономическими операциями и дру­гими экономическими потоками; другими словами, потоки состоят из экономических операций и других экономичес­ких потоков. Экономическая операция представляет эконо­мический поток, который возникает как результат добро­вольного взаимодействия между двумя институциональны­ми единицами (например, выплата заработной платы, покупка товара и т.д.); в отдельных случаях экономическая операция может происходить в рамках одной институцио­нальной единицы, если она выступает в двух различных качествах; другие экономические потоки - это изменения в стоимости активов и обязательств, которые не являются результатом экономических операций (например, истоще­ние запасов полезных ископаемых или изменение запасов товаров в результате пожаров, наводнений; к этой же кате­гории относится изменение стоимости запасов в результате инфляции);

• четкое различие между реальными (нефинансовыми) и фи­нансовыми активами, между потоками финансовых акти­вов и потоками реальных (нефинансовых) активов. Реаль­ные (нефинансовые) активы возникают главным образом в ходе производства, которое определяется как процесс трансформации, в ходе которого появляются товары и ус­луги и потребляются другие товары и услуги. Процесс про­изводства предполагает соединение и взаимодействие таких факторов, как труд, земля и капитал; к реальным (нефинан­совым) активам относятся также такие непроизведенные активы, как земля, залежи природных ископаемых и др.

• финансовые активы могут возникать (в том числе за рам­ками процесса производства товаров и услуг), погашаться, передаваться другим лицам и секторам экономики;

• различие между потоками товаров и услуг, с одной стороны, и потоком доходов, с другой стороны. Другими словами, не­обходимо отличать движение товаров и услуг от движения до­ходов и регистрировать их в отдельных таблицах и счетах;

• проведение различия между конечной и промежуточной продукцией: конечная продукция приобретается не для дальнейшей переработки, а используется на конечное по­требление, инвестиции или экспорт; промежуточная про­дукция - это продукция, используемая для целей производ­ственного потребления, т.е. стоимость израсходованных в производстве предметов труда - сырья, материалов, топли­ва, энергии, а также производственных услуг. Проведение этого различия важно потому, что стоимость конечных про­дуктов включает стоимость промежуточных товаров и това­ров, израсходованных на их производство.

• проведение различия между конечной и промежуточной продукцией важно для точного определения результатов экономической деятельности без повторного счета. Ясно, что физические характеристики продукта не всегда доста­точны для отнесения товара к промежуточной или конеч­ной продукции.

• проведение различия между первичными доходами, полу­ченными институциональными единицами в результате их участия в производстве или владения активами, используе­мыми для производства товаров и услуг, и доходами, полу­ченными от перераспределения (трансфертами). Это необходимо для того, чтобы избежать повторного счета при ис­числении национального дохода и других показателей до­ходов;

 • проведение различия между текущими и единовременными затратами, т.е. текущие и единовременные (капитальные) зат­раты должны регистрироваться в разных счетах и таблицах, и механическое суммирование этих затрат неправомерно. Как уже отмечалось, одной из важнейших категорий СНС яв­ляется экономическая операция- добровольное взаимодействие между двумя хозяйствующими субъектами в связи с производ­ством и использованием продукции, распределением и перерас­пределением доходов, приобретением финансовых активов, при­нятием финансовых обязательств [13, с. 136].

В результате экономической операции одни хозяйствующие субъекты передают другим товары и услуги, активы, право соб­ственности в обмен или даже бесплатно. Экономические опера­ции оцениваются в соответствии с определенными правилами, установленными в СНС. Использование товаров и услуг на цели потребления (промежуточного и конечного), а также накопления должно оцениваться в рыночных ценах конечного покупателя, включающих налог на добавленную стоимость (НДС) и другие налоги на продукты, торговые и транспортные наценки. Таким образом, ВВП, центральный показатель СНС, оценивается в це­нах конечного покупателя. Выпуск продукции оценивается в це­нах производителя, которые меньше цен конечного покупателя на величину торгово-транспортных наценок, НДС и налогов на импорт, или в так называемых основных ценах, которые меньше цен производителя на величину налогов на продукты, кроме НДС и налогов на импорт, но включают субсидии на продукты. Проиллюстрируем взаимосвязи между тремя упомянутыми вида­ми цен:

А - цена конечного покупателя;

Б - НДС и налоги на импорт;

В - торгово-транспортные наценки;

Г - цена производителя (А - Б - В);

Д - налоги на продукты, кроме НДС и налогов на импорт (акцизы, налоги на продажи и пр.);

Е - субсидии на продукты;

Ж - основные цены (Г - Д+Е);

3 - другие налоги на производство;

Ц_ другие субсидии на производство;

К - факторная стоимость (Ж - 3+И).

Как уже отмечалось, в новой СНС-93 факторная стоимость в явном виде не применяется, однако в случае необходимости сис­тема позволяет исчислить национальный доход по факторной сто­имости.

Как видно, в СНС проводится различие между налогами на продукты (НДС, акцизы, налог на продажу и т.д.) и другими на­логами на производство. В совокупности они образуют налоги на производство и импорт. Налоги на продукты более или менее пропорциональны стоимости или объему произведенной или ре­ализованной продукции; другие налоги на производство (напри­мер, налог на землю, здания, основные фонды, фонд заработной платы) более или менее пропорциональны факторам производства. Субсидии, которые можно представить как негативные налоги, также разделяются в СНС на две группы, симметричные двум упомянутым группам налогов на производство: субсидии на про­дукты, пропорциональные объемам произведенных или распреде­ленных продуктов, и другие субсидии на производство (например, выплаты из государственного бюджета предприятиям, которые нанимают те или иные группы населения, например, инвалидов, молодежь и т.д.), пропорциональные тем или иным факторам производства, использование которых субсидируется.

Таким образом, различие между налогами на продукты и дру­гими налогами на производство, с одной стороны, и субсидиями на продукты и другими субсидиями на производство, с другой стороны, - важный принцип СНС, понимание которого важно для уяснения правил оценки и исчисления основных показателей.

В заключение отметим, что хотя в СНС допускается оценка выпуска либо в ценах производителей, либо в основных ценах, предпочтение отдается основным ценам, так как они более точно показывают ресурсы, которыми располагают предприятия, реали­зуя свою продукцию (включают субсидии на продукты), и дают более точное представление об отраслевой структуре экономики.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, СНС возникла около 60 лет назад в наи­более развитых капиталистических странах (США, Англии, Фран­ции, Голландии, Норвегии, Швеции) в связи с потребностью ор­ганов государственного управления в информации, необходимой для разработки экономической политики и принятия решений о мерах по регулированию рыночной экономики.

Система национального счетоводства (СНС) - это система взаимосвязанных показателей и классифи­каций, используемая практически во всех странах мира для опи­сания и анализа наиболее общих результатов и аспектов экономи­ческого процесса на макроуровне. Как упоминалось в предисло­вии, СНС возникла около 60 лет назад в наиболее развитых капиталистических странах (США, Англия, Франция, Голландия и др.) в ответ на потребность органов государственного управле­ния в информации, необходимой для разработки экономической политики, принятия решений о мерах по регулированию рыноч­ной экономики. Упорядочение информации должно сделать ее обозримой, ком­пактной, а главное - сгруппированной на основе некоторых за­ранее постулированных принципов и критериев, что в конечном счете облегчает анализ экономического процесса. СНС устанав­ливает принципы и схему такого упорядочения информации. Для того чтобы СНС адекватно описывала экономические процессы, она должна опираться на некоторые научно обоснованные концепции политэкономического характера.

Концепция экономического производства - одна из центральны: в экономической науке. Она определяет виды деятельности, в которых создаются стоимость, национальный доход.

Суммируя сказанное, в сферу экономического производства на практике по теории и методологии СНС включаются следующие виды деятельности:

• производство товаров как для реализации, так и для соб­ственного потребления и накопления;

• производство нефинансовых услуг с целью реализации;

• деятельность финансовых учреждений (банков, страховых компаний и т.д.);

• деятельность органов государственного управления, предо­ставляющих нерыночные услуги обществу в целом (коллек­тивные услуги) и отдельным домашним хозяйствам или группам домашних хозяйств (индивидуальные услуги);

• деятельность некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (партийные, профсоюзные, обществен­ные организации и др.);

• деятельность оплачиваемой домашней прислуги (наемные повара, садовники, телохранители, шоферы, няни и др.);

• жилищные услуги, оказываемые владельцами домов и квар­тир для собственного потребления.

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Валентен С, Нестеров Л. Развитие общества в теории социальных альтер­натив. - М.: Наука, 2003.

2. Гранберг А.Г., Зайцева Ю.С. Межрегиональные сопоставления валового ре­гионального продукта в Российской Федерации: методологические подходы и экспериментальные расчеты // Вопросы статистики. - № 2. - 2003.

3. Иванов Ю.Н., Казаринова С.Е., Карасева Л.А. И 20   Основы национального счетоводства: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 480 с.

4. Иванов Ю, Масакова И. Система национальных счетов в российской ста­тистике // Вопросы экономики. - 2000. - № 2.

5. Иванов Ю.Н. К выходу в свет новой СНС ООН // Вопросы экономики. - 1994. -№ 5.

6. Иванов Ю.Н. Концепции доходов в СНС и их применение в практике стран СНГ// Вопросы экономики. - 1995. - № 9.

7. Иванов Ю.Н., Хоменко Т.А. Применение СНС в странах с переходной эко­номикой // Вопросы статистики. - 1995. - № 2.

8. Измерение ненаблюдаемой экономики: Руководство. - ОЭСР, МВФ, МОТ, Статкомитет СНГ. Издание ОЭСР, 2002.

9. Методологические подходы к формированию затрат на охрану окружающей среды в странах СНГ (с учетом рекомендаций Комплексной системы эко-лого-экономического учета (СЭЭУ) 2000 г.). - Статкомитет СНГ, 2001.

10. Национальные счета России в 1995-2002 годах: Статистический сборник. - Госкомстат России, 2003.

11. Национальные счета стран-членов Содружества Независимых Государств за 1995-2001 гг.: Статистический сборник. - Статкомитет СНГ, 2002.

12. Некоторые аспекты составления межотраслевого баланса по системе наци­ональных счетов. - Статкомитет СНГ, 1995.

13. Нестеров Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал // Вопросы экономики. - 2003. - № 2.

14. Неформальный сектор в российской экономике. Приложение к журналу «Предпринимательство в России». - М., 1998.

15. Обзор состояния работ по составлению межотраслевых балансов в странах Содружества в 1990-е годы. - Статкомитет СНГ, 2001.

16. Общие принципы расчета валового регионального продукта. - Статкоми­тет СНГ, 2001.

17. Основные макроэкономические показатели стран Содружества Независимых Государств. 1995-2002: Статистический сборник. - Статкомитет СНГ, 2003.

18. Плышевский Б.П. Экономика стран СНГ в показателях СНС // Вопросы статистики. - 2003. - № 4.

19. Руководство по национальным счетам в постоянных ценах. - ООН, 1979.

20. Рябушкин Б.Т. Национальные счета и экономические балансы: Практи­кум. - М.: Финансы и статистика, 2002.

21. Система национальных счетов - инструмент макроэкономического анали­за: Учеб. пособие / Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: Финстатинформ, 1996.

22. Система национальных счетов. 1993. - Евростат, МВФ, ОЭСР, ООН, Все­мирный банк. Издание ООН, 1998.



2020-02-04 239 Обсуждений (0)
Основополагающие концепции и постулаты СНС 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основополагающие концепции и постулаты СНС

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)