Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема психологического консультирования в отечественной и зарубежной литературе



2020-02-04 201 Обсуждений (0)
Проблема психологического консультирования в отечественной и зарубежной литературе 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Стр.

Введение

3

1. Теоретические основы психологического консультирования родителей по вопросам детей-инвалидов

 

1.1. Проблема психологического консультирования

6

1.2. Критерии психологического консультирования родителей, имеющих детей-инвалидов

18

1.3 Специфика оказания консультативной помощи

21

Вывод

29

2. Опыт психологического консультирования

 

2.1. Условия проведения консультации

30

2.2. Протокол проведения психологической консультации

31

2.3. Самоанализ опыта психологического консультирования

33

Заключение

34

Список использованной литературы

37
     

Введение

Психологическое консультирование как вид психоло­гической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного разви­тия. Цель психологического кон­сультирования — в обеспечении человека продуктив­ным существованием в конкретных обстоятельствах его жизни. Продуктивность связана прежде всего со способностью человека находить возможно большое число вариантов поведения, возможно большее число понятий, мыслей, чувств, поступков, чтобы иметь воз­можность общаться с максимально большим числом людей и групп внутри собственной культуры. Это дает возможность соответствовать данной культуре и реф­лексировать в ней.

Самое важное во всех разнообразных подходах к теории и практике консультирования — это индивиду­альная и культурная эмпатия, наблюдательность пси­холога, его оценка личности и социальной среды, при­менение методов позитивного роста и развития.

Цель психологического консультирования — куль­турно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная раз­рабатывать различные стратегии поведения и спо­собная анализировать ситуацию с различных точек зрения.

Главная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы создать для нормального, психически здо­рового клиента условия для создания им осознанных нешаблонных способов действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры.

Психологу-консультанту надо вступить в такое вза­имодействие с клиентом, чтобы он смог найти новые способы действия, новые переживания, новые мысли, новые цели для дальнейшей жизни.

Суть психологического консульти­рования состоит в том, чтобы психолог, пользуясь свои­ми специальными профес­сиональными, научными знаниями создал условия для другого человека, в которых он переживет свои новые возможности в решении его психологических задач. Критерием эффективности этого вида профессио­нальной деятельности психолога является появление у другого человека новых переживаний по поводу своей задачи.

Практическая работа психоло­га — это работа с конкретной индивидуальностью чело­века. В том числе и с собственной индивидуальностью — составной частью его профессиональной позиции. Психологу необходимо постоянно изучать свои личностные и профессиональные возможности, чтобы избежать ригидности или излишней свободы в разви­тии личных понятий.

Психолог и клиент — два разных человека — встре­чаются во время интервью. Независимо от его успеш­ности оба участника интервью в результате взаимодей­ствия изменяются. Интервью — это именно та ситуация, где проявляются и формируются важнейшие профес­сиональные качества психолога,— личностная и про­фессиональная рефлексия на ситуацию взаимодей­ствия с клиентом.

В профессиональной дея­тельности практического психолога большое значение имеет его позиция. Работа психолога-консультанта требует постоян­ной личностной и профессиональной рефлексии, что предъявляет высокие требования к энергетическим возможностям профессионала, к его нервно-психи­ческой устойчивости. Опыт работы практических психологов позволяет выделить и описать основные качества работы квалифицированного психолога, которые существенно отличают его профессиональную деятельность от ра­боты неквалифицированного психолога. Эти качества позволяют уточнить представле­ние о месте индивидуальных характеристик психоло­га, его Я-концепции как в процессе профессиональной подготовки, так и в практической деятельности. Психолог должен владеть точными знаниями о природе человека, кото­рые дают анатомия и физиология, психосоматика и антропология и другие науки о природных свойствах человека. (Абрамова, 2002)

Актуальность изучения профессиональных позиций психологов заключается в том, что именно от профессиональных позиций зависит эффективность психологического консультирования.


Теоретические основы психологического консультирования родителей по вопросам детей-инвалидов

Проблема психологического консультирования в отечественной и зарубежной литературе

Проблемы семьи, имеющей аномального ребенка, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения такой семьи и общества характеризуются различной степенью внимания социума к проблемам семьи и ее нуждам. Анализ литературных источников позволяет выделить определенные этапы в истории этих взаимоотношений. В связи с этим представляет интерес краткий экскурс в генезис проблемы помощи семьям, воспитывающим аномального ребенка, и выделение отдельных аспектов этой проблемы. Среди них:

-развитие гуманистического отношения к аномальным лицам в эпоху Возрождения;

-использование в России в конце XIX века положительного влияния семьи на состояние душевнобольного лица;

-первые попытки организации консультативной помощи родителям аномальных детей в начале XX века в России;

-возникновение интереса к изучению проявлений эмоциональных расстройств и кризисных состояний у родителей аномальных детей (за рубежом в середине XX века);

-исследования отечественных авторов о психотравмирующем влиянии аномального ребенка на семью и о возникновении психопатологических расстройств у матерей больных детей;

-изучение принципов семейного воспитания и видов семей;

-развитие проблемы комплексного подхода к вопросу о социально-психологической адаптации семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

В России стали обращать внимание на возможность использования семейного окружения как для профилактики, так и для лечения различных психических расстройств в первой половине XIX века. В конце 30-х годов по инициативе одного из основателей общественной психиатрии в России И.Ф.Рюля впервые в мировой практике была проведена общегосударственная перепись душевнобольных (по материалам А.М.Шерешевского, 1978). Одновременно с обобщением результатов переписи И.Ф.Рюль составил "Краткое наставление", в котором рассказывалось о том, "каким образом должно обходиться с умалишенным доколе он не будет помещен в заведение". Наряду с общими советами в "Наставлении" определялись меры, которые должны предпринимать члены семьи в отношении душевнобольного лица. Среди них упоминалось о "приветливом обхождении в разговоре между собой", о "стабильности положительных привычек и образа жизни, что служит укреплению характера умалишенного". Богатым родителям, дети которых отправлялись ими в "исправительные заведения" из-за своего непослушания, вменялось в обязанность, после возвращения непослушного сына или дочери, вести с ним или с нею разъяснительные беседы в домашних условиях и занимать полезным делом.

Одновременно расширялась практика лечения душевнобольных в семьях, имеющих возможность их содержать. Указывалось на необходимость гуманистического отношения близких к умалишенному лицу и рассматривалась возможность лечебного воздействия на больного при участии членов семьи. С 1859 года в рамках развития семейного патронажа обсуждалась проблема оказания специального воздействия лечащим врачом на семью больного. Имелось в виду не только постоянное наблюдение и контроль за состоянием больного, но и "просветительные беседы с членами семьи, дабы они, по доброму относясь к подопечному,
своими разговорами положительно влияли на его самочувствие" (А.М.Шерешевский, там же). Таким образом, первоначально проблема семьи с аномальным ребенком или с аномальным лицом рассматривалась в аспекте привлечения семьи для использования ее благотворного воздействия на состояние больного.

А.М.Шерешевский (1978) также отмечает, что психологическое лечение в семьях давало неплохие результаты при территориальной близости размещения семей. Семья больного становилась не только известным фоном для проведения лечебных мероприятий и психотерапии, но и ее определенным компонентом. Семья содействовала врачу в правильном выборе метода и создавала соответствующую обстановку для его использования. К началу XX века в крупных городах России были созданы и апробированы разнообразные формы лечения душевнобольных в семьях.
Известные в этой области специалисты придавали особое значение проведению разъяснительных мероприятий для родителей о природе возникновения дефекта, освещению недостатков семейного воспитания и оказанию родителям специальной помощи.

Так, В.П.Кащенко обосновывал идею положительного психологического воздействия семьи на больного необходимостью создания препятствия для его аутизации. При лечении психических нарушений известный психиатр подчеркивал важность "благоприятного стечения индивидуальных особенностей семьи" (В.П.Кащенко, 1905). Оказывая помощь родителям в воспитании ребенка в семье, он, в первую очередь, обращался к "разъяснению родителям дефективности характера и трудности воспитания" такого ребенка, а также давал рекомендации относительно режима дня, тактики отношения к ребенку и специальной литературы для чтения родителям. На помощь родителям для реализации системы коррекционного воспитания предлагалось пригласить и педагога-дефектолога (В.П.Кащенко,1992).

О включении родительской темы в спектр обсуждаемых вопросов свидетельствуют труды и публикации известных психиатров, психологов и педагогов начала века. Представляют интерес, при освещении данной темы, публикации Ж.Демура, который согласно мнению Г.И.Россолимо, был "одним из лучших специалистов в Европе" того времени по проблеме аномального детства. Его монография "Ненормальные дети, воспитание их дома и в школе", вышедшая в России в 1909г., охватывала широкий спектр
вопросов, касающихся аномальных детей, включая и проблему контактов с родителями и их просвещение.

В другой монографии немецкого ученого и педагога Б.Мэннеля "Школы для умственно-отсталых детей", переведенной на русский язык в 1911 году врачом М.Влади мирским, дается систематическое изложение состояния школ для умственно отсталых детей в Германии и отдельная глава ("Родители и жизненные условия ученика") посвящается проблемам родителей подопечных.

Истоки формирования семейной психотерапии в России связаны с образованием врачебно-воспитательных учреждений и организацией семейных патронажей для психически больных. В 1882г. такое врачебно-воспитательное учреждение было создано в Петербурге. Возглавил его известный врач и педагог И.В.Маляревский. Опытом работы в подобных учреждениях заинтересовались в то время и за рубежом. В.М.Бехтерев, давая ответ на запрос, сообщал, что "12 учреждений такого рода достигают успехов в этом деле не только лечением, но и воспитанием призреваемых" (А.М.Шерешевский, 1978).

В применяемых И.В.Маляревским и его последователями мерах врачебного воздействия и воспитания огромное значение имела "диагностика взаимоотношений в семьях и выявление неправильности воспитания в формировании проявлений душевной болезни". Уделяя особое внимание "семейному воспитанию с родственниками" Маляревский отмечал, что "педагогическая неумелость родителей приводит в домашних условиях к образованию в детях развитого эгоизма, отсутствию сознания долга перед окружающими, к излишнему самолюбию, нередко принимаемому за душевное страдание" (И.В.Маляревский, 1886). Исправление дефектов воспитания осуществлялось врачом в процессе бесед, проводимых с ребенком раздельно или по мере надобности вместе с родителями. Для родителей отдельно проводились "совещания", на которых раскрывались недостатки семейного воспитания. Помощь в таких центрах при участии семьи оказывалась детям, которые имели "слабые степени идиотии, аномалии органов чувств и нервной системы, болезненные извращения детского ума и нрава, психические дефекты, выражающие душевную слабость" (то есть, в соответствии с современной классификацией категорий аномальных детей, практически всем детям с отклонениями в развитии).
Таким образом, идея использования семьи в качестве организационно-лечебного и воспитательного компонента реализовывалась в России лучшими представителями медицинской и педагогической науки в течение длительного времени и в различных формах.

Развитие этой идеи нашло свое продолжение и в советскую эпоху в работах ведущих отечественных психологов, педагогов, психиатров (Д. И. Азбуки на, Т.А.Власовой, Г.Л.Выгодской, Л.С.Выготского, М.Ф.Гнездилова, А.Н.Граборова, Е.К.Грачевой, Г.М.Дульнева, С.Д.Забрамной, М.В.Ипполитовой, К.С.Лебединской, В.И.Лубовского, Е.М.Мастюковой, М.С.Певзнер, В.Г.Петровой, Б.И.Пинского, Л.И.Солнцевой, И.М.Соловьева, Е.А.Стребелевой, Г.В.Цикото, Ж.И.Шиф, и др.)

Проблема изучения проявлений эмоциональных расстройств у родителей детей, имеющих отклонения в развитии, впервые возникла и стала дискутироваться в профессиональных кругах в XX веке.

Первые работы, освещающие этот аспект проблемы, появились за рубежом, и к настоящему моменту их насчитывается более двухсот. Возглавляет этот список работа M.Stone (1948). Спектр проблем, предлагаемых к обсуждению в этих работах, достаточно широк. Одни авторы обращают внимание на различные формы влияния (эмоционального, социального и экономического) умственно отсталого ребенка на семью (Stang F., 1957). Другие (Illingworth R., 1967) выделяют понятия физического, финансового и эмоционального стресса в этих семьях. Так, C.Davis (1960), например, предлагает ввести понятие реабилитации в отношении этих семей, целью которой является обеспечение их эмоциональной стабильности и освобождение от психического стресса.

Большинство зарубежных авторов описывают большой диапазон невротических и психических расстройств у родителей умственно отсталых детей (Caldwell В., Guze S., 1960; Davis С, 1960 ; Goldberg В., 1962; Leeson O.J.J., 1961; Molony H., 1971; Stevenson, К., 1968; Thurston J ., 1960; Walker, J., 1971).

Среди рассматриваемых проблем, у исследователей вызывает интерес степень выраженности и длительности эмоционального стресса. Некоторые авторы обращают внимание на смягчение эмоциональных расстройств в среднем лишь спустя 10 лет после рождения умственно отсталого ребенка (Thurston J. 1960). Отмечается также тенденция к социальной изолированности и отчужденности таких семей.

Некоторые публикации рассматривают сложные проблемы, возникающие в семье в связи с рождением умственно отсталого ребенка: проблему планирования последующей беременности, проблему сибсов, стабильности семьи, проблему изменившегося социального статуса
родителей (Schonell F.J., Watts B.H., 1956; Stone H., 1973, Taylor F.M., 1953; ValenteM., 1972;).

Заслуживает внимания и вызывает интерес к изучению проблема, раскрывающая формы и этапы адаптации к стрессу семьи, воспитывающей аномального ребенка. Эта проблема шире дискутируется также в зарубежной литературе. Одни авторы считают, что семья, имеющая ребенка с нарушением развития, переживает две основные фазы кризиса: вначале (1 фаза) - непринятие факта нарушения развития, которое проявляется в виде шока или отрицания существования проблемы, а затем (2 фаза) приспособление к пониманию происшедшего и его принятие (Hackenberg W., 1982; Ross A.O., 1967; Shuchardt E., 1979). Другие считают, что наиболее гьропупярной стала схема трех стадий, которую проходят родители больных детей в процессе своей жизни (Miller L, 1968; Richmond.J., 1965). В первой стадии, которая носит название эмоциональной дезорганизации, у родителей больных детей наблюдаются аффективно-шоковые реакции. Вторая стадия имеет характер реинтеграции, в период которой возможна частичная реалистическая оценка стрессовой ситуации родителями. Третья стадия - это зрелая адаптация, когда и отец и мать больного ребенка в состоянии правильно оценить создавшуюся ситуацию.

Анализ многочисленной зарубежной литературы по данной проблеме дан E.Schuchardt (1979), которая описывает следующие критерии возникновения первой фазы кризисного состояния родителей, выделяемой различными авторами (по материалам В.В.Юртайкина, О.Г.Комаровой, 1996): отрицание факта нарушения развития; вытеснение факта нарушения развития; сохранение иррациональных надежд, "вера в чудесное исцеление"; поиск "козла отпущения"; обвинение брачного партнера, как наследственное объяснение случившегося; рассмотрение происшедшего в качестве религиозного испытания для родителей, так называемой, "божьей кары"; рассмотрение происшедшего как наказания за собственное поведение и нежелательную беременность. Вторая фаза характеризуется ею следующими критериями: ослаблением чувства печали, усилением интереса к окружающему миру, готовностью активно решить проблему, попыткой рассматривать проблемы семьи и ребенка позитивно с ориентацией на будущее.

В конце 70-годов упрощенная двух или трехфазовая модель кризисных состояний родителей трансформируется за рубежом в хорошо структурированную и многоступенчатую модель (Муггау, 1969): неуверенность, отчаяние, отрицание факта нарушения развития, "пораженчество", согласие, принятие факта нарушения развития.
Детальное рассмотрение кризисных состояний и переживаний родителей как процесса адаптации к новой жизненной ситуации приводится также в монографии E.Schuchardt (1979). Автор выделяет восемь таких кризисных состояний:

1.Неизвестность, неопределенность. Состояние панического ужаса перед неизвестным, переживание шока, ощущение того, что рушится привычная "нормальная" жизнь.

2.Известность, определенность. Противоречие между пониманием проблемы на рациональном уровне и ее отрицанием на уровне эмоций и чувств.

З.Агрессия. Проявление негативных чувств в виде эмоциональных вспышек, в результате чего возникает агрессия, направленная на окружающий мир.

4.Активная хаотичная деятельность. Попытка овладеть безвыходной ситуацией с помощью имеющихся средств. Выделяются две основные стратегии такого поведения: поиск медицинского "светилы", врача-волшебника и поиск чудесного исцеления путем прямого обращения к Богу.
б.Депрессия. Переживание чувств безысходности, апатии и отчаяния в связи с безуспешностью усилий, предпринятых на предыдущем этапе.

6.Принятие факта нарушения развития. Обретение нового смысла жизни.

7.Активизация. Высвобождение сил, вследствие принятия факта нарушения развития, которые раньше уходили на борьбу и отрицание, и активное построение и осуществление жизненных планов.

8.Солидарность. Объединение с другими родителями, имеющими аналогичные трудности.

У нас в стране также предпринята попытка структурирования кризисных состояний родителей аномальных детей М.М.Семаго (1991, 1992). Он описывает четырехстадийную психодинамическую модель поведения семьи в переживаемых ею критических состояниях:

-первый кризис - период первоначального установления диагноза;

-второй кризис - определение ребенка в специальное учебное заведение;

-третий кризис - наступление совершеннолетия;

-четвертый кризис -период трудоустройства и построение дальнейших жизненных планов.

Проблеме изучения психотравмирующего влияния аномального ребенка на семью и возникновения психопатологических расстройств у матерей аномальных детей посвящен ряд работ, основная часть которых выполнена зарубежными исследователями. В них описываются психопатологические расстройства, возникающие у родителей (преимущественно у матерей) как следствие психического стресса в результате рождения аномального ребенка (Davis C.H., 1960; Leeson J., 1961; Miller LG ., 1968; Stevenson K., 1968; Thurston J.R.,1960, и др.).

В нашей стране этот аспект проблемы наиболее полно впервые был освещен в работах Р.Ф.Майрамяна (1974, 1975, 1977, 1979, 1981, 1982, 1985). Предметом научного изучения этого автора являлась семья умственно отсталого ребенка, что и нашло отражение в его кандидатской диссертации "Семья и умственно отсталый ребенок" (1976). Впервые ситуация, сложившаяся в результате рождения в семье умственно отсталого ребенка, рассматривалась как "психотравмирующая, затрагивающая значимые для личности матери ценности". Автор считает,что блокирование в достижении психологически значимой для матери цели является одной из причин возникновения самых различных психопатологических расстройств. Травмирующая ситуация рассматривается в качестве источника нарушения психического здоровья и резкого изменения сложившегося жизненного стереотипа. Психическая травма была тем более выражена, чем более для матери было значимым рождение здорового ребенка; обычно это отмечалось в тех семьях, где ребенок рождался первенцем, что согласовывалось и с данными других авторов (Miller L.G., 1968; Molony H. 1971).
Обследование 102 женщин, имеющих умственно отсталых детей в тяжелой и глубокой степени (имбецильность и идиотия), проводившееся с применением клинико-катамнестических методов и модифицированного теста MMPI, показало, что клиническая картина психопатологических нарушений и их выраженность у матерей умственно отсталых детей характеризуется преобладанием аффективных расстройств. Причем характер психопатологического синдрома зависит от периода заболевания, преморбидных особенностей личности и факторов социального окружения.
Динамика психогенного заболевания характеризовалась автором как "смена психопатологических нарушений затяжными невротическими синдромами, а затем формированием различных типов патологического развития личности." Было подчеркнуто, что "психопатологические (синдром тревожной депрессии, выраженный аффект тоски и др.) и психосоматические расстройства (колебания АД, головные боли, тошнота, бессонница, нарушения терморегуляции, нарушения менструального цикла, психогенный зуд, крапивница, ранний климакс и др.) более выражены и чаще наблюдаются у личностей, преморбидно отличавшихся акцентуированными чертами характера."

Серьезный анализ результатов воздействия психотравмирующей ситуации на личностные особенности родителей и выявление взаимосвязи между отклоняющимся поведением родителей и особенностями аномалии развития их ребенка дан в публикациях Б.А.Воскресенского (1975, 1975, 1976, 1976). Целью его диссертационного исследования "Ключевые" переживания при основных формах неврозов" (1979) была попытка установить особенности психотравмирующего воздействия на основе изучения личностных особенностей родителей детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения. Автором были обследованы 124 родителя. В процессе исследования выявилось,что патогенным может быть не просто "длительное эмоциональное и физическое напряжение в сочетании с соматической ослабленностью, а невозможность для больного прийти к некоторому выводу, остановиться на определенном решении, чего требовало от него неблагоприятное, психотравмирующее стечение обстоятельств". А также следующее положение о том, что "психотравмирующие переживания включают в себя фактор перенапряжения, истощения, но ведущим, "ключевым" является нарушение привычного стереотипа - трудность в принятии решения, проблема выбора. Она может возникать при различных психических травмах, но именно она сама по себе, независимо от житейского содержания события,
является "ключевым" для определенной личности (определенного уровня и типа реагирования) переживанием", влияющим и на форму дезадаптации (неврастения, невроз навязчивых состояний и истерический невроз).
Той же проблеме были посвещены работы В.А.Вишневского (1984, 1985, 1985), а также его диссертационное исследование "Динамика депрессивного невроза" (1987). В задачи исследования входило изучение особенностей психогенного реагирования родителей на крайне тяжелую психотравмирующую ситуацию - появление в семье ребенка с инвалидизирующим заболеванием. Было обследовано 143 родителя. Проведенное исследование показало, что воздействие длительной, неразрешимой, объективно крайне тяжелой психической травматизации (рождения в семье больного детским параличом ребенка) в двух третьих случаев вызывает у матерей появление депрессивной симптоматики, которая затем проявлется в следующих формах: депрессивный невроз-затяжная невротическая депрессия- депрессивное невротическое развитие личности.
В исследовании рассматривались формы реагирования матерей в различные периоды их жизни с больным ребенком (три периода). Начальный период характеризовался острым проявлением эмоционально насыщенного депрессивного эффекта, обусловленного фиксацией внимания на психотравмирующих событиях, аффективно измененным мышлением и характерными механизмами психологической защиты, "надеждой на светлое будущее", общеневротическими расстройствами. На втором этапе преобладала стойкая и менее яркая депрессивная симптоматика с волнообразными колебаниями настроения. Отмечались постоянные вегетативные нарушения, астенические расстройства, сужение круга интересов, сохраняющиеся ошибки суждений, видоизменение психологической защиты и некоторое уменьшение аффективных расстройств. На третьем этапе депрессивная симптоматика становилась монотонной, исчезали колебания настроения. Наряду с этим имели место характерологические нарушения, обусловленные изменением эмоциональности. Вегетативно-соматические расстройства
трансформировались чаще всего в психосоматические заболевания. Отмечался рост депрессивности и тревожности, усиливалась фиксация на фрустрирующей ситуации. У некоторых лиц были выявлены различные варианты невротического и патохарактерологического развития личности (истерическое, астеническое, возбудимое, паранойальное).
Продолжение изучения психотравмирующего воздействия аномального ребенка на психику его родителей и изучение межличностных особенностей родительско-детских взаимоотношений получило свое продолжение в работе коллектива ученых, возглавляемого И.А.Скворцовым (1995) на базе Научно-терапевтического Центра профилактики и лечения психоневрологической инвалидности.

 


 



2020-02-04 201 Обсуждений (0)
Проблема психологического консультирования в отечественной и зарубежной литературе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема психологического консультирования в отечественной и зарубежной литературе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)