Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика подросткового возраста



2020-02-04 189 Обсуждений (0)
Характеристика подросткового возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




   Подростковый возраст понимают как особый период онтогенетического развития человека, своеобразие которого заключается в его промежуточном положении между детством и зрелостью. Многие авторы наравне с понятием "подростковый возраст" используют понятие "переходный возраст" [7].

Встречаются, однако, исследователи, которые не согласны с мнением, что подростковый возраст является последним до наступления зрелости, и вводят в возрастную периодизацию переходный возраст от подросткового к юношескому, или же ранний юношеский возраст, когда многие авторы отождествляют два этих периода онтогенетического развития, избегая употреблять понятие "юность". Многие исследователи прибегают к более детальной периодизации в границах самого подросткового периода, выделяя при этом ранний подростковый и средний подростковый или старший подростковый возраст [24].

  Следует обозначить еще одну проблему, связанную с определением понятия "подростковый возраст" – это представление о границах. До сих пор нет четкого представления о критериях, на основании которых ребенка можно отнести к уже или еще подростковому возрасту. Решение этой проблемы, как и проблемы возрастной периодизации развития, каждый раз зависит от теоретических позиций конкретного исследователя, которые, при презентации локальных исследований по проблемам подросткового возраста, в основном трудноопределимы. Авторы, при описании научных исследований, посвященных проблемам подросткового возраста, как правило, не обозначают ни теории, на основании которой проводилось исследование, ни критериев, на основании которых выявленный научный факт (особенности поведения, интеллекта, отношений и т.д.) относиться именно к подростковому периоду, указывая только на хронологической возраст респондентов. Однако даже хронологическое границы подросткового периода в настоящее время не имеют четкого обозначения.   

 Ф. Райс указывает на факт постоянного удлинения этого периода, обозначая приблизительные хронологические границы от 13 – до 19 лет [10].

 Подростковый возраст или отрочество – период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своём развитии: через внутренний конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывыи восхождения он может обрести чувство личности [35].

 Отрочество – это период, когда подросток начинает по – новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме – стремление противостоять любым суждениям, предложениям, чувствам тех, на кого направленно отчуждение. Негативизм – первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я» [3].

 Отрочество – это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение её становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. 

 Отрочество – возраст напряженной внутренней жизни человека, тонких рефлексий, заводящих подростков в такие глубины таинств человеческой психики, что порой дух захватывает от диапазона образов, теснящихся во внутреннем мире подростка [22].

Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самопознания. Он стремится понять себя самого. «Кто Я?» - основной вопрос возраста. Подросток стремится осмыслить свои притязания на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя своё прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное будущее; определиться в социальном пространстве -  осмыслить свои права и обязанности. Самосознание подростка уже включает в себя все компоненты взрослой личности[20, с. 410].

Подростковый возраст – этап от 10-11 до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности. Относится к числу критических периодов возрастного развития, связанных с кардинальными изменениями в сфере сознания, деятельности и системе взаимоотношений индивида.  

Характеризуется бурным ростом, что сказывается на психофизиологических особенностях подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростка составляет общение в рамках различных видов деятельности. Для подростков характерны активное стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на его нормы и ценности, развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы и приводить к отклоняющему поведению [16, с. 210].

 Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками.   

 Ведущей деятельностью в этот период становится интимно – личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

 По выражении. Л. С. Выготского, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подросток стремится во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу: впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «Я - концепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода.

 Развитие личностной рефлексии, новый уровень мышления и становление типов характера обусловливают новый этап в развитии мотивации. Выделившиеся ранее линии онтогенеза жизненного мира оформляются в основных своих чертах как сложившиеся, развитые типы  [15, c. 314].

 Исследования советских психологов показывают, что в психическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими.

 Известно, что одна из существенных особенностей подросткового периода — бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Но у разных подростков эти изменения протекают по - разному, что во многом определяется тем, как взрослые учитывают влияние изменении, происходящих в организме подростка, на его психику и поведение. Так, под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость нервной системы подростка. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т. п. Но этого может и не быть, если взрослые проявляют чуткость и предупредительность.

 Физическое и половое развитие порождает интерес подростка к другому полу и одновременно усиливает внимание к своей внешности. Но подростки, ни социально, ни психологически еще не готовы правильно решать эти проблемы (что создает для них большие трудности). И поведение подростка определяется тем, как взрослые помогают ему разрешать возникающие внутренние противоречия.

 Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.

 Подросток должен устанавливать отношения не с одним, а со многими учителями, учитывать особенности их личности и требований (порой противоречивых). «Все это,— отмечает Л. И. Божович,— определяет совсем иную позицию учащихся по отношению к учителям и воспитателям, как бы эмансипирует подростков от непосредственного влияния взрослых, делая их значительно более самостоятельными» [5, с. 294].

 Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков, как чувство долга, коллективизма, товарищества.

 Хотя учение остается для него главным видом деятельности, но основные новообразования в психике подростка связаны с общественно полезной деятельностью. Это обусловливается тем, что общественно полезная деятельность в наибольшей степени удовлетворяет доминирующим потребностям возраста—потребности в общении со сверстниками, потребности в самоутверждении [29].

 Подростков привлекает не только содержание, но и форма внеклассной работы. Их привлекают героика, романтика, им нравятся походы, путешествия, исследовательская деятельность. Для подростков вообще свойственно стремление к «дали». Так, красные следопыты готовы пройти и проехать большие расстояния, чтобы получить нужные сведения, увидеть и сфотографировать комсомольский билет героя Отечественной войны и т.п.

 Организуя учебно-воспитательную работу с подростками, необходимо учитывать, что на их поведение и деятельность существенное влияние оказывает мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках они ориентируются, прежде всего, на это мнение [19].

 Постоянное взаимодействие подростка с товарищами порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка.

 Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками.

 Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многие факты нарушения норм и правил поведения так называемыми трудными подростками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство — это самая большая трагедия для подростка. Вот почему подросток бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии товарищей. Такое замечание он рассматривает как унижение своей личности (аналогичные явления наблюдаются и в реакциях подростков на замечания товарищей и родителей). На этой основе нередко возникают конфликты между подростком и учителем, и подросток становится «трудным».

 Подросток активно ищет верных друзей, но не всегда их находит. В этом тоже трудность возраста [2].

 Существенное значение для развития подростка имеет то место, которое он занимает в семье. Если родители и старшие члены семьи учитывают возросшие возможности подростка, относятся к нему с уважением и доверием, помогают ему преодолевать трудности в учении и общественно полезной деятельности, помогают устанавливать взаимоотношения с товарищами, сохраняют контакт с ним, отвечая на его многочисленные вопросы, то тем самым они создают благоприятные условия для развития подростка как достойного гражданина социалистического общества.

 Именно в подростковом возрасте начинает ярко проявляться самостоятельность. В этот период учащиеся многое могут делать самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослым [32].

 Потребность быть и считаться взрослым превращается в этот период в доминирующую. Прежде всего, это проявляется в стремлении подростка приобщиться к жизни, а деятельности взрослых. При этом в первую очередь перенимаются более доступные, чувственно воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (виды отдыха, развлечения, косметика, различные украшения, лексикон и др.). Усвоение внешних признаков «мужской» или «женской» взрослости делает подростка взрослым в собственных глазах, а так же, как ему кажется, и в глазах окружающих, что очень важно в плане самосознания. Такая взрослость приобретается путем подражания. И это самый легкий способ достижения ощутимой взрослости.

 Стремление быть взрослым очень ярко проявляется и во взаимоотношениях со старшими. Подросток стремится расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности.

 В становлении взаимоотношении подростка со взрослыми могут возникать противоречия [9].

 Психическое развитие подростка тесно связано и с таким важнейшим новообразованием личности, как самосознание. Именно в этот период наблюдается бурное развитие самосознания, ориентировка личности на собственную оценку. Подросток стремится иметь свою оценку, свое мнение.

 Самооценка начинает проявляться в младшем школьном возрасте. Но там она отличается исключительной неустойчивостью, в, то время как у подростка она носит относительно устойчивый характер.

Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. Так, при завышенной самооценке у подростка часто возникают конфликты с окружающими.

Самооценка оказывает огромное влияние на самовоспитание подростка. Оценивая свои особенности и возможности по сравнению с другими, подростки могут создавать программу самовоспитания. Наиболее ярко это проявляется в их идеалах. Именно содержание идеала служит программой самовоспитания подростка. При этом выбор идеала зависит от характера самооценки. Если самооценка адекватная, то выбранный идеал способствует формированию таких качеств, как высокая требовательность, самокритичность, уверенность в себе, настойчивость, а если самооценка неадекватная, то могут формироваться такие качества, как неуверенность или излишняя самоуверенность, некритичность и др., [26].

Так, для нормального развития личности подростка очень важно, чтобы его самооценка была адекватной.

Самооценка возникает и формируется только в процессе общения подростка с другими людьми. Взаимодействуя с окружающими, подросток постоянно сравнивает себя с другими и познает себя на основе этого сравнения. В этом отношении к подростку можно полностью применить высказывание К. Маркса относительно того, что человек рождается «без зеркала в руках» и что он «сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека» [18, с. 62].

Первоначально самооценка носит неустойчивый характер, затем она становится все более и более устойчивой. В связи с этим подросток постепенно освобождается от непосредственных влияний ситуации, становится все более и более самостоятельным.

Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении [12].

Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Если они чувствуют малейшую несправедливость к себе, они способны «взорваться», хотя потом могут сожалеть об этом. Особенно часто реакция возникает в состоянии утомления. Аффекты подростков, в отличие от аффектов младших школьников, более сильные и бурные. Эмоциональная возбудимость подростка проявляется и в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущения. Но, не обладая достаточным жизненным опытом и отличаясь повышенной эмоциональной возбудимостью, подростки легко могут попасть под дурное влияние, поскольку внешний эффект оказывает на них порой сильное влияние.

Подросток, как правило, не забывает обид учителю, которому нужно проявить очень много усилий, чтобы восстановить потерянный авторитет.

Нередко чувства подростка бывают противоречивы. Подросток может быть и внимательным, и грубым, обладать высоким чувством собственного достоинства и в то же время плакать от незаслуженной обиды, позабыв о своем достоинстве. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых чувств.

   В основе дружбы подростков лежит общность интересов, нравственных чувств и качеств личности. К дружбе они предъявляют довольно высокие требования. От друга они требуют честности, верности и преданности. Но иногда дружба может принимать нежелательные формы.

  У подростка существенно возрастает чувство товарищества, также имеющее большое значение в формировании личности. Но, как и дружба, это чувство может принимать неправильные формы. Довольно широко распространено ложное товарищество, когда в классе существует круговая порука и одни учащиеся скрывают поступки других.       

Учение для подростка, является главным видом деятельности. И от того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина [34].

В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опереться педагог. Последние, как отмечает А. К. Маркова, заключаются в избирательной готовности, в повышенной восприимчивости (сензитивности) к тем или иным сторонам обучения. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Беда же подростка состоит в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать, ибо он не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности.   

Одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения [13].

Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей подростка — познавательная потребность. При ее удовлетворении у него формируются устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительное отношение к учебным предметам. Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно - следственные связи [17, с. 4].

  Эмоциональное благополучие подростка во многом зависит от оценки его учебной деятельности взрослыми. Для подростка очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и прежде всего их значение для развития личности. Это связано с усиленным ростом самосознания современного подростка. Для эмоционального благополучия подростка очень важно, чтобы оценка и самооценка совпадали. Только при этом условии они могут выступать как мотивы, действующие в одном, направлении и усиливающие друг друга. В противном случае возникает внутренний, а иногда и внешний конфликт.

Одна из ярких особенностей подросткового возраста – личностная нестабильность. Которая проявляется в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости», это связанно с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме.

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Во время пубертатного периода активизируются сложные взаимодействия гормонов роста и половых гормонов, тем самым вызывающие интенсивное физическое и физиологическое развитие. Для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. Такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и соответственно настроения[15].

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Также подростковый возраст считается кризисным, так как протекание пубертатного периода определяет бурное развитие подростков, как физического, так и их психологического состояния. В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление становясь формально логически операциями, подросток приобретает взрослую логику мышления – происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти, развивается воображение. В подростковом возрасте появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости (отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение осознания себя в какой-то мере взрослым человеком - также эта черта является центральным новообразованием младшего подросткового возраста) и «Я концепция» (система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я» так подросток открывает для себя свой внутренний мир). Подростки очень переменчивы, склонны менять увлечения, места своего времяпрепровождения, друзей, постоянно ищут новые контакты, новые впечатления. Подростков отличает безволие, особенно в учебе, труде, выполнении обязанностей и достижения целей. В данном возрасте интенсивно формируется характер подростка. Отношение со взрослыми, а прежде всего с родителями не являются значимыми для подростков, авторитетом являются сверстники. Подростки личностно нестабильны, это проявляется через частую смену настроения, аффективной взрывчатости, которую необходимо обуздать.

 

 

1.2. Агрессивное поведение: сущность, виды, формы

Агрессия – поведение, связанное с нанесением физической или моральной травмы другому человеку или с угрозой таковой; разрушительное воздействие на группу [16, с. 11].

Агрессивное поведение – одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния [23, с. 19].

Агрессия – чувство враждебности или злобность, мысли или действия по отношению к какому – либо объекту или человеку [11,  с. 34].

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (состояние напряженности, страха, подавленности) [14, с. 10].

Агрессивность – свойство личности, выражающееся в готовности к агрессивному поведению [33, с. 336].

Агрессия как форма поведения встречается у значительного числа детей как отражение слабой социализированности личности и отсутствие более сложных конструктивных коммуникативных навыков. Постепенно на смену агрессии приходят новые, более сложные формы поведения, опосредованные социальными нормами, нравственными представлениями. И только у некоторых детей агрессия сохраняет и, более того, продолжает развиваться, трансформируясь в устойчивое негативное восприятие и отношение к окружающим. В итоге значительно снижается положительный потенциал личности, возникает конфликт личности и общества, сужаются возможности полноценной социализации ребёнка в обществе, где агрессия осуждается [11, с. 224].

В ситуации, когда потребности не удовлетворены, ребёнок реагирует отрицательными эмоциями – в зависимости от темперамента и психологических особенностей это могут быть ярость, гнев, страх и тревога [6].

Агрессия есть активная форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Гнев – одна из основных и важнейших эмоций человека. Агрессия не бывает без эмоции гнева.

Адекватное выражение гнева способствует социальному, личностному и физическому благополучию человека. Однако нужно помнить, что любое проявление гнева сопряжено с риском, так как может привести к нежелательным последствиям. Поэтому целесообразно учить детей выражению агрессивности в социально приемлемых формах, учить контролировать свои негативные эмоции и различать ситуации, в которых проявление действий необходимо для своей безопасности и в которых такие действия будут неадекватными и приведут к нежелательным последствиям.

Эмоция гнева служит активатором агрессии, но не обязательно приводит к её проявлению. Агрессивное поведение обусловлено целым рядом факторов – культурных, семейных, индивидуальных. Чем старше ребёнок, тем большую роль в его поведении играет среда воспитания: эмоциональные отношения, которые существуют в семье, принятые формы поведения, реакция взрослых на различные действия ребёнка, принципы воспитания. Практика показывает, что социальная среда больше воздействует на формирование агрессивности ребёнка, чем врождённая предрасположенность (возбудимость нервной системы). Данное утверждение подтверждает следующий факт [4].

Поведенческие психологи выделяют ряд семейных факторов, которые влияют на формирование агрессивных тенденций в поведении ребёнка:

· недостаток тепла, ласки со стороны родителей;

· незаинтересованность, равнодушное отношение;

· непринятие, демонстрация плохого отношения;

· отсутствие контроля, безразличное отношение к проявлению агрессивного поведения;

· непоследовательность в исполнении наказаний [28].

    Девиантное поведение подразделяется на две группы:

· поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т.е. наличие у

 человека пограничных психических состояний, явной или скрытой   психопатологии;

· поведение, отклоняющееся от морально-нравственных принципов

человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии: пьянство, наркомания, проституция.

    Типы неконструктивного поведения: агрессия, репрессия, экскапизм (избегание), регрессия, рационализация, сублимация, проекция, аутизм.

 Виды агрессии:

· гетеро агрессия – направленность на окружающих: убийства,

изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т. д.;

· аутоагрессия – направленность на себя: самоуничтожение вплоть до

самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.

· реактивная агрессия – представляет собой ответную реакцию на какой-то

внешний раздражитель (ссора, конфликт и т.д.);

· спонтанная агрессия – появляется без видимой причины, обычно под

влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях);

· инструментальная агрессия – совершается как средство достижения

результата: спортсмен добивающийся победы, стоматолог удаляющий больной зуб, ребенок громко требующий от матери , чтобы она купила ему игрушку и пр.;

· целевая (мотивационная) агрессия – выступает как заранее спланированное

действие, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту;

· прямая агрессия – направляется непосредственно на объект, вызывающий

раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы;

· косвенная агрессия – обращается на объекты, непосредственно не

вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии(они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы не в духе, срывает злость на своей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка;

· вербальная – выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления,

содержания которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику;

· экспрессивная – проявляется невербальными средствами:  жестами,

мимикой, интонацией голоса и пр. в таких случаях человек делает угрожающую гимнастику, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику;

· физическая – прямое применении силы для нанесения морального и

физического ущерба противнику.

У агрессивной реакции всегда есть подготовительный период, но у одних детей он более продолжителен, а у других длится всего несколько минут. Признаки наступления агрессии всё те же: меняется мимика, поза тела, интонация голоса [6, c. 16].

Агрессивные действия выступают в качестве:

· способа средства достижения какой-либо значимой цели;

· способа психологической разрядки;

· удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении.

По форме агрессивные действия могут быть самыми разными. Сюда

включаются детские шалости, игры, подростковые споры, драки и конфликты, дискуссии, спортивные состязания, социальные патологии – войны, убийства, оскорбления, насилия, изнасилования, терроризм и пр.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие:

· недостаточное развитие интеллекта;

сниженная самооценка;

· низкий уровень самоконтроля;

· неразвитость коммуникативных навыков;

· повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травм, болезни и пр.) [6].

 Причины подростковой агрессивности:

· агрессивность как форма взросления;

· агрессивность как отголоски семейных проблем;

· агрессивность как результат нарушения общения со сверстниками;

· агрессивность как самоутверждение;

· агрессивность как проявление страха;

· агрессивность как выход для внутренней энергии;

· агрессивность как проявление естественных биологических основ поведения;

· агрессивность как реакция на школьные трудности;

· агрессивность как проявление болезненных состояний;

· агрессивность как результат действия внешних факторов [1].

Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков:

· эндокринный взрыв, резкое нарастание половых гамонов, главным образом тестостерона у мальчиков, способствующего росту агрессивности.

· органические поражения головного мозга – травмы, арахноидиты, менингиты и т п.

· отношение взрослых – школы, и, главное, родителей [6].

Агрессию можно разделить на доброкачественную и злокачественную. Доброкачественная агрессия в человеческом организме выражается в виде различных инстинктов. Индивид пользуется врожденными и сформировавшимися на протяжении жизни инстинктами, для самозащиты, как физической, так и духовно – нравственной. Порой применение агрессии в конструктивной направленности приводит человека к достижению определенных результатов. Доброкачественная агрессия способствует поддержанию инстинкта сохранения жизни. Но агрессивность имеет как положительную, так и отрицательную функцию. Злокачественная агрессия в первую очередь отличается от доброкачественной, тем, что никак не связанна с сохранением жизни.

 Биологически не адаптированная, злокачественная агрессивность, то есть деструктивность и жесткость не являются защитой от нападения или угрозы, она является спецификой человека, она приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные её проявления – убийство и жестокие истязания – они не имеют ни какой иной цели, кроме получения удовольствия. Причем эти действия приносят вред не только жертве, но и агрессору в основе злокачественной агрессивности не инстинкт, а некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования человека [30, с. 256].

Современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами. Проявлять открыто, получая тычки и жизненный опыт – следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либо ломается, спивается, наркотизируется, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством. Прятать и подавлять, становиться послушным пай мальчиком (девочкой), но при этом утрачивать часть энергии, ничего особого в жизни не добиваясь. Подавленная энергия в этом случае будет прорываться наружу в виде либо невроза, либо психосоматического заболевания.

Еще один важный аспект в понимании индивидуальных различий в агрессивном поведении в подростковом возрасте связан с ролью личностных характеристик, особенно эмоционального контроля и когнитивных механизмов. Дети, для которых характерна недостаточная эмоциональная регуляция и контроль побуждений, скорее будут развивать, и поддерживать модели агрессивного поведения. Таких детей часто считают обладателями трудных характеров и им сложно сдерживать свои агрессивные побуждения в соответствии с нормами, адекватными их возрасту.

Воздействие социальных факторов на возникновение агрессии является мощным источником социального влияния на агрессивное поведение индивида – его взаимоотношения со сверстниками. Уже в 6-летнем возрасте агрессивные дети испытывают отторжение со стороны ровесников, и эта отверженность связана с последующим усилением агрессии. Чем больше в поведении ребенка присутствует агрессии, т.е. чем меньше неагрессивных форм поведения он проявляет тем более единодушно это отторжение и тем более крайние формы принимает возникающая в результате этого социальная изоляция. В зависимости от того на сколько велика социальная изоляция, которую агрессивные дети встречают со стороны своих неагрессивных сверстников, появляется вероятность первых общаться с другими агрессивными ровесниками, вступать в такие социальные системы, как хулиганствующие, неформальные группировки, которые еще более способствуют агрессивному поведению. Они попадают в ловушку ситуации, где положение в социальной группе зависит от совершения дальнейших агрессивных действий.

Тем не менее, у некоторых агрессивных индивидов общение с агрессивными сверстниками и подкрепление агрессивных реакций может ограничиться подростковым возрастом и вовсе не обязательно будет продолжаться в зрелости [14].

Как известно, некоторые ученые рассматривают период с 13 до 16 лет, как сплошной многолетний кризис. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг с другом влечения: потребность в близости и принадлежности другому и стремление сохранять и утвердить собственную идентичность.

У ребенка появляется ряд экзистенциальных переживаний: ощущений одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального «Я» идеалом (часто ложным). Кроме того, наступает время оборвать свою зависимость от родителей, сформулировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступки. Это очень сложный момент семьи и специалист должен разъяснить родителям, что, как бы им не хотелось, чтобы ребенок оставался при них, наступает время, когда нужно потихоньку отдаляться от ребенка. Взрослые должны понять, что подросток, для того чтобы обучиться науке коммуникативности,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          должен большую часть времени проводить со сверстниками.

В подростковом возрасте агрессия начинает идти на убыль, уступая место неагрессивным способам разрешения конфликтов. Если же агрессивное поведение удерживается, оно становится еще губительнее по своим последствиям и чаще социально организованно в форме группировок и коллективного насилия [21].

  Агрессивность в подростковом возрасти носит естественный характер, под влиянием изменений происходящих в организме и сознании подростков. Агрессивность имеет свои виды, формы, причины, направленность, реализуе



2020-02-04 189 Обсуждений (0)
Характеристика подросткового возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика подросткового возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)