Глава 2. Практические аспекты социально педагогической деятельности по преодолению агрессивного поведения подростков
2.1. Характеристика социально-педагогической деятельности
Социально – педагогической деятельности как профессии, которая предполагает специальную подготовку людей, способных оказать квалифицированную помощь нуждающимся в социальной, педагогической и морально – психологической поддержке детям, до недавнего времени в нашей стране не было. Что же касается реальной деятельности общества по оказанию помощи обездоленным детям, то она имеет в России глубокие исторические корни [8, c. 8]. Социально – педагогическая деятельность – деятельность, осуществляемая человеком, имеющая социально – педагогическую цель, педагогические средства, процесс деятельности и соответствующий результат [16, с. 77]. Социальная педагогика – педагогика, изучающая социальные проблемы человека на различных этапах его возрастного развития, среду его жизнедеятельности, педагогические технологии, методы, направленные на повышение действительности социального развития, воспитания и обучения конкретного человека с учетом его индивидуальных возможностей, а также педагогические возможности среды жизнедеятельности человека и их влияние на его социальное развитие, воспитание [16, с. 197]. Социальный педагог – специалист по социально – педагогической работе с детьми и родителями, с подростками, молодежными группами и объединениями, со взрослым населением в условиях образовательных и специализированных учреждений, по месту жительства. Социальный педагог призван обеспечивать направленную социально – педагогическую помощь и поддержку процесса социализации различных категорий детей и молодежи, способствовать их социальному воспитанию в условиях жизнедеятельности, оказывать психолого – педагогическую и социально – педагогическую помощь семье, различным воспитательным учреждениям, помогать подросткам, в период их социального и профессионального становления. В соответствии с тарифно – квалифицированной характеристикой, включающей его должностные обязанности ( 7 – 14 –й разряды ), социальный педагог: · осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите детей в учреждениях и по месту жительства; · изучает особенности личности обучающихся, окружающей микросреды, условия жизни; · выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении детей, своевременно оказывает им социально – педагогическую помощь и поддержку; · выступает посредником между личностью подопечных и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов; · определяет задачи, формы, методы социально–педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и помощи, реализации прав и свобод личности воспитанников; · организует различные виды социально ценной деятельности детей и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении; · способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде; · содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников, заботится об охране их жизни и здоровья; · осуществляет работу по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиям, пенсиям, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг воспитанников из числа сирот и оставшихся без попечения родителей; · взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и т.д. в организации помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации. [16, с. 285]. Объектом деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. Профессиональная задача деятельности социального педагога в обществе можно определить, как помощь в интеграции ребенка в общество, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, т.е. помощь в социализации ребенка. Следовательно, целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах. В деятельности социального – педагога можно выделить следующие функции: · диагностическую; · прогностическую; · посредническую; · коррекционно – реабилитационную; · охрано – защитную; · предупредительно – профилактическую; · эвристическую. Любая деятельность осуществляется с помощью средств. К средствам относят все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций деятельности социального педагога обуславливает и многообразие её средств [8]. Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуется определенными принципами – основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей. Принципы социальной педагогики: · принцип природосообразности – это принцип социальной педагогики, согласно которому педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка. Социальный педагог, следуя принципу природосообразности, в своей деятельности должен придерживаться следующих правил: учет возрастных особенностей детей; учет половых особенностей детей; учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением от нормы; опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности; развитие инициативы м самостоятельности ребенка. · Принцип культуросообразности – этот принцип учитывает приобщение к культуре, воспитание ценностей и норм общечеловеческих и национальных культур. Реализация принципа культуросообразности требует выполнения ряда правил: учет отклонений ребенка от нормы при формировании у них различных видов культуры; развитие творчества с отклонениями в развитии. · Принцип гуманизма – это принцип образующий систему взглядов, признающих ценность человека, ребенка, как личности, его прав на свободу, счастье, развитие, защиту, и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание ему помощи в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе. Принцип гуманизма требует соблюдения следующих правил: достойного отношения общества ко всем детям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся; признание права каждого ребенка быть самим собой, уважительного к ним отношения: уважать значит признавать право другого быть не таким как я, быть самим собой, а не моей копией; помощь ребенку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формирование позиции «Я сам», желания самому решать свои проблемы; понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для детей и дети открыты для общества; стремления не выделять детей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных детей [8]. Методы – это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка. Кроме метода в социальной педагогике широко используются «приемы» и «средства». Прием понимается как частичное выражение метода, его конкретизация носит по отношению к методу частичный, подчиненный характер Приемы могут использоваться социальным педагогом вне зависимости от методов. Э. Ш. Натанзон так называемые «созидающие» и «тормозящие» приемы. К созидающим относятся: поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения, укрепление в собственные силы ребенка, доверие. К тормозящим приемам относятся: приказание, намек, упрек, мнимое безразличие, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждение, предупреждение, взрыв. Средства – это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели. В качестве средств педагогом могут быть использованы, природа, произведения искусства, книги, средства массовой информации и многое другое. Наиболее широко в социально педагогической деятельности используются такие методы, как: · убеждение – это разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения. В процессе убеждения социальный педагог воздействует на сознание, чувства и волю ребенка. Убеждение может реализовываться через такие известные методы, как: рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример. Рассказ и лекция – это монологическские формы метода, которые ведется от одного лица. Рассказ используется при работе с младшими детьми, он не продолжителен по времени, основан на ярких жизненных примерах, фактах. А в лекциях рассказываются более сложные нравственные понятия. Беседа и диспут – диалогические формы метода, при их использовании важную роль играет работа самих детей. Беседа – это вопросно-ответный метод. Для подростков и юношей используется диспут – метод, способствующий формированию суждений; · упражнение – данный метод играет главную роль в формировании нравственных умений и привычек. Упражнения необходимы для детей, чтобы, в конечном счете, сформировать нравственное поведение и привычки. Под нравственным упражнением понимается многократное повторение действий и поступков детей в целях образования и закрепления у них необходимых в жизни навыков и привычек. Формирование навыков и привычек включает следующие приемы работы: постановку задачи, разъяснение правил её выполнения, возбуждение потребности и стремления выполнить эту задачу, практический показ как это делать, организацию практической тренировки, предъявление требований, напоминание о выполнении этих требований и контроль за правильностью этих выполнений. Любое упражнение по мнению К. Д. Ушинского, должно повторяться, до тех пор, пока в действительности не начнет отражать рефлективную способность и повторять упражнение систематически для того чтобы закрепить умение и перейти в привычку. Эффективность использования метода упражнения повышается, если социальный педагог прибегает к таким формам организации метода упражнения, как игра: творческая, сюжетно-ролевая и многие другие. Среди социально-педагогических методов особую группу составляют методы коррекции, к ним относятся: · поощрение и наказание - это сложнейшие способы воздействия на личность ребенка. Поощрение и наказание направлены к одной цели – формировать определенные нравственные качества поведения и характера ребенка. Но достигается эта цель разными путями: поощрение выражает одобрение действий и поступков, дает им положительную оценку, а наказание осуждает неправильные действия и поступки, дает им отрицательную оценку. Методы коррекции не всегда являются издержками воспитания. Поэтому необходимо использовать такие приемы, как: · переубеждение, предупреждение, замена интересов, наказание. Переубеждение – это разновидность метода убеждения, она направлена на перестройку сознания. Предупреждение – это весьма распространенный прием, связанный с прогнозированием поступков ребенка и предотвращением таких, которые имеют негативный характер [8, с. 159]. Социально – педагогическая деятельность, многосторонняя и ответственная, поэтому профессиональная подготовка социального педагога должна опираться на обширные, научно – обоснованные знания и постоянное самосовершенствование. Социальный педагог должен обладать профессиональной компетентностью, что будет характеризовать его профессионализм. Квалифицированный специалист должен обладать ярко выраженными личностными качествами, такими как, гуманность, коммуникабельность, эмпатичность, красноречивость, самокритичность, самоконтроль, уверенностью и чувством собственного достоинства. Уметь применять методы и взаимосвязывать их для более конструктивного результата при работе с детьми. Социальный педагог может работать непосредственно с ребенком или же опосредованно – через семью, друзей, детский коллектив – воздействуя, таким образом, на ребенка. Социальный педагог может осуществлять кратковременную работу , а может работать в течении длительного времени. Применяя различные методы, формы, приемы, которые могут оказать целенаправленное воздействие на окружающую социальную среду – это прямая обязанность социального педагога.
Содержание социально педагогической деятельности по преодолению агрессивного поведения подростков
Перед социальным педагогом стоит ряд важных задач таких как: поиск форм; методов; технологий работы с агрессивными подростками, направленных на реабилитацию детей, профилактику в качестве устранения условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетних. В науке и практике получили широкое распространение две основные технологии работы с подростками девиантного поведения - это профилактика и реабилитация. Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских, организационно воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода отклонения в поведении подростков. Под профилактикой в социальной педагогике, прежде всего, понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые меры, направленные на: · предотвращение возможных физических, психологических, социальнокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних входящих в группу риска; · сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка; · содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала. Можно выделить несколько типов профилактических мероприятий: · нейтрализующие; · компенсирующие; · предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; · устраняющие эти обстоятельства; · контролирующие проводимую профилактическую работу и её результаты. Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих: · направленности на искоренение источников дискомфорта, как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем; · обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей; · решение ещё не возникших проблем, предупреждение их возникновения. Социально – педагогический подход к профилактике заключается в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств [31, c. 480]. Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения, может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона – от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе. Реабилитация в данном случае понимается как восстановление и активизация. Реабилитация – это комплекс мер, имеющий своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и обобщенно полезному труду. Социально-педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка способствующих интеграции его в обществе; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе на получение необходимого образования. В процессе реабилитации социально педагогической деятельности специалист должен выполнять следующие функции: · восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые в нем преобладают; · компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления исправить те или иные качества личности путем включения его в общественно полезную деятельность, активизацию потребностей для самосовершенствования, самовоспитания на основе самоанализа своих поступков, принятия системы определенных нравственных ценностей и критериев для оценки своего поведения; · стимулирующую, направленную на активизацию положительной мотивации деятельности подростка, предполагающую различные воспитательные приемы (внушение, убеждение) [8, c. 294]. Основными видами деятельности являются: · индивидуальное консультирование; · включение подростков в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; · индивидуальная работа с системой ценностей ребенка; · обучение эффективным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях. Социально – педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением, которые находится в кризисном состоянии, обусловленным агрессивным поведением. В работе с данной категорией детей используются: · экстренная диагностика эмоционального состояния; · выявление причин данной проблемы; · обучение навыкам разрешения возникающих проблем, умением управлять своими эмоциями; · работать над формированием позитивной «Я концепции». Кроме того необходима работа с семьей с целью установления значимых взаимоотношений между ребенком и родителями, которая предполагает: · диагностику педагогических позиций семьи; · индивидуальное консультирование; · включение родителей в тренинговые группы, направленные на обучение эффективному родительскому взаимодействию с ребенком. Существует работа, направленная на работу с агрессивными детьми и это коррекционная работа. Коррекция – это метод комплексного психологического воздействия на ребенка для изменения его жизненных установок, взглядов, навыков поведения, а также развития таких психических функций, как память, внимание, мышление [6]. Коррекция агрессивного поведения должна распространяться на три основных компонента агрессивного поведения: эмоциональный, волевой и познавательный. На начальном этапе работы с агрессией важно разграничить различные уровни и установить соответствии между поведением подростка и объективным уровнем его агрессивности, который распознается в процессе наблюдения и диагностики. В преодолении и коррекции агрессии нет необходимости искоренять её из жизни подростка, а мобилизовать её на положительное развитие. Коррекция агрессивного поведения подростка направлена на изменение его жизненных установок, формирования навыков поведения и развитие психических функций. Она осуществляется по следующим направлениям: отреогирование агрессии (снятие эмоционального и физического напряжения, перевод агрессии в физическую активность); формирование самоконтроля (освоение приемов релаксации и содержательности, развитие рефлексии); развитие социальной активности (формирование общественных интересов, включение в социально значимую деятельность, коррекция соотношения индивидуальных и социальных интересов); эмоциональное развитие (рефлексия эмоций, развитие эмпатии, сопереживания, чувствительности к эмоциональной жизни других людей); когнитивное развитие (коррекция установок, представлений о себе и окружающих, анализ поведения и прогнозирование последствий агрессивных действий); развитие коммуникативной компетентности (тренинги общение, формирование навыков взаимодействия адаптивного поведения); знакомство со способами блокирования агрессивности (удивить, рассмешить или обрадовать оппонента); коррекция социальной ситуации развития (работа с семьей подростка, изъятия подростка из неблагоприятного окружения). Социальному педагогу необходимо уменьшить напряжение, снять угрозу, дать возможность выговориться, отреагировать гнев. Снизить напряженность ситуации поможет негромкий голос, доброжелательная атмосфера, позы и жесты, сигнализирующие о готовности общаться и отсутствии угрозы (открытые руки, свободные позы, улыбка, контакт глаз). Прием акцентирование внимания на поступках с сохранением положительного отношения к личности подростка. Обсуждение должно быть спокойным и сосредоточенным на фактах, направленным на защиту интересов подростка. Нельзя использовать оценок, особенно эмоциональных, критику, раздражаться иначе диалог превратится в конфликт и протест со стороны подростка. Обсуждение должно строиться по принципу «здесь и сейчас», без напоминаний о прошлых «грехах» и обобщений на будущее. Самым не эффективным методом с агрессивным подростком является чтение ему морали. Эффективность применяемых стратегий совладения с агрессией зависит от условия – желание измениться, желание наладить отношение с людьми. Необходимо осуществлять комплексную, системную работу по социализации агрессивного поведения. На первом этапе профилактики по преодоления агрессивного поведения подростков необходимо отреагировать эмоции и научить подростка проявлять свои переживания, говорить о них и уметь перенаправлять отрицательную энергию буквально собирающуюся в мышцах в адекватное русло. Но этот способ профилактики агрессивности направленный на саморегуляцию является кратковременным и ситуативным, состояние агрессивности может активизироваться. Исследования показывают, что физиологическое напряжение снижается только в том случае, если агрессия в той или иной форме направлена против провокатора, или объекта враждебного отношения или лиц ассоциируемых с источником раздражения. Разрядка агрессивного поведения позволяет снять напряжение сейчас, но не способствует профилактике и предупреждению агрессивности. Упражнения позволяющие снять напряжение: · нарисовать свой гнев (на большом листе, широкими кистями) и смять его или порвать и выбросить; · написать все слова, которые хочется выкрикнуть, на бумаге и смять её; · мять, кромсать пластилин или глину; · бить боксерскую грушу, подушку; · кричать, используя «стаканчик для гнева» как глушитель; · пинать ногой жестянку, сражаться надувными мечами, дубинами, водяным пистолетом. Первый шаг – суметь почувствовать свое состояние, снять напряжение, что позволит эффективно использовать другие приемы, направленные непосредственно на преодоление агрессивности. Один из традиционных способов разрядки агрессивной энергии – расходование её в виде социально приемлемой физической активности, такой, как спорт и физические нагрузки. Важно учитывать, что естественной для организма, особенно молодого, является потребность в движении, активность. Спорт, дискотека, утренняя пробежка становятся профилактикой агрессивности, которая может возникнуть как реакция на застой энергии, депривацию движений и повсеместное ограничение шумной, спонтанной активности подростков, направленной на регуляцию тонуса мышц, развитие новых ощущений от интенсивно растущего тела и эмоциональную разрядку. Иногда разумнее направить агрессию подростка не на спортивные занятия, а на коллективные творческие виды деятельности, такие, как театральные, танцевальные студи, тренинги, там они научатся управлять и контролировать эмоции, свободно и продуктивно общаться, а спорт, к сожалению, не является универсальным средством укрощения агрессивности, так как молодой организм быстро восстанавливается. Формирование самоконтроля – эффективный способ социализации агрессии. Самоконтроль начинается с релаксации, снятия мышечных зажимов, вызванных напряжением. Сдержанность и релаксация дополняют друг друга, взаимоусиливая эффект противодействия агрессии. Гнев, ярость, злость, - те эмоциональные состояния, которые напрямую проявляются в мышцах нашего тела. Простейший пример: глухо сжатая челюсть до боли в зубах как результат долго сдерживаемой злости. Есть много методов работы с телом, цель одних – просто улучшить телесное и душевное самочувствие без увеличения осознанности внутренней жизни, например: физическая терапия, аэробика, массаж. Другие методы направлены на установление гармонизации между внутренним и внешним миром. При проведении техник релаксации клиенту необходимо расслабиться, принять свободную, удобную позу. После, подумать о человеке, который вызывает самые негативные переживания, представить себе ситуацию, как можно ярче. Почувствовать где появилось напряжение, как ответило ваше тело только на мысль о негативных воспоминаниях. Затем сбросить напряжение и вновь подумать о проблеме, контролируя свое состояние, - возможно ситуация покажется уже не столь неприятной. Релаксационные техники позволяют снять напряжение и выдержать небольшую паузу между эмоциональным порывам. Такой способ позволит вернуть разуму способность контролировать чувства и действовать адекватно ситуации, тем более что в подростковом возрасте эмоции быстро меняются и подростки как правило отходчивы. Удобно сидя в кресле, подросток мысленно продвигается по всем частям тела, углубляя состояние расслабления, покоя и тепла. Он должен почувствовать как умиротворенность разливается по всему телу. На фоне релаксации прекрасно работает метод самовнушения. Работа по преодолению агрессивности должна строиться с опорой на формирование стратегий самоконтроля, которые не только приучают ребенка тормозить агрессивное поведение через использование когнитивной обработки информации, но и преподают альтернативные навыки, позволяющие тормозить агрессивные действия. Очень полезным приемом тренировки самоконтроля у подростков может стать такая игра, как «Шипы». Суть её состоит в том, что подросток учится не реагировать или давать адекватный опор провокационным утверждениям со стороны окружающих. Несколько человек стараются «уколоть» подростка теми или иными вербальными шипами, провоцируя его все больше и больше. Подросток дожжен удержаться от агрессивной реакции постоянно напоминая себе: «они меня провоцируют». Упражнение целесообразно проводить в кругу нескольких членов семьи или с друзьями и обязательно меняться ролями, чтобы подросток не испытывал исключительно отрицательных эмоций, имел возможность наблюдать за образцами подобного поведения у других и осознавал, что значит провокация. По окончанию игры необходимо обсудить, то, что в реальной жизни подросток часто сталкивается с такими «шипами» которые используют окружающие. Справиться со всеми этими ситуациями может только подросток. Существенную работу в коррекции агрессивности может оказать работа с гневом как изначальной эмоциональной оставляющей, запускающей агрессивное поведение. Такая работа должна включать в себя: повышение у подростков осознания внутренних аффективных и физиологических явлений, связанных с переживанием гнева; улучшение навыков саморегулирования и самоанализа; тренировку альтернативного решения социальных проблем, расширение репертуара поведенческих реакций в ситуации конфликта. Можно предложить подростку совместно составить шкалы гнева, где аффективные состояния будут дифференцироваться по степени интенсивности и получат название в диапазоне от 0 до 10 (точка кипения). Можно предложить подростку воспользоваться бланком и ежедневно отмечать свое настроение, преобладающее эмоциональное состояние на шкале в диапазоне от расслабленного до крайне злобного. Это позволит контролировать уровень напряжения и негативных эмоций, как источника агрессии. Также важно обдумать причины злобного состояния и какие факторы способствовали снятию напряжения. Многие подростки попадают в проблемные ситуации, так как у них не хватает базовых социальных умений. Они не знают, как выразить свои желания и распознать чужие, как ответить на провокации и как завязать отношения. Обучая подростка навыкам общения, которых ему так не хватает, можно постепенно уменьшить количество случаев проявления агрессивности. Обучение строится по таким направлениям: · развитие потребности в общении, снижение чувствительности к фрустирующим ситуациям; · формирование способности неагрессивно реагировать на поддразнивания; · расширение спектра совместных действий. Развитие социальных умений обычно основывается на следующих примерах. Моделирование. Подросткам, не имеющих социальных навыков, демонстрируют разные модели поведения, приводящие к достижению намеченной цели без насилия. Ролевые игры. Этот прием позволяет представить себя в проблемной ситуации и использовать на практике те модели поведения, которым научился. Перенесение из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку. С целью применения полученных навыков в конкретных ситуациях предлагают домашнее задание, формулируют универсальные правила поведения. Посещение тренингов общения приводит к весьма заметным сдвигам в поведении – снижению уровня агрессивного поведения и уменьшению частоты его проявления [1]. Способы преодоления агрессивных состояний у подростков. Пути социализации агрессии на уровне общественных групп: соревновательность вместо вражды, стремление разрешать конфликты вместо попыток уничтожить или подчинить другую сторону, сублимирование негативной энергии сильных эмоций на позитивные цели. На уровне отдельного человека: осознание и принятие своих переживаний, признание возможности существования различных точек зрения, стремление к диалогу, установка на компромисс и позитивную самореализацию [6]. Работа с семьей агрессивного подростка рассматривается как метод восстановления функционального единства семьи путем нормализации отношений и психического здоровье её членов. Она состоит из семейных обсуждений и совместной терапии подростка и родителей. Работа с семьей нацелена на содействие всем членам семьи в разрешении их проблем, осознании родителями причин состояния ребенка, совместные обсуждения с родителями задач терапии, параллельная работа с детьми и родителями, перестройка их отношений, практическое обучение адекватным формам межличностных отношений. Достижение успеха семейной терапии происходит в результате осознания родителями причин агрессивного поведения детей, влияния семейных проблем на поведение ребенка, участие всех членов семьи в процессе коррекции, выполнении рекомендаций специалиста, соблюдение семейного мира в период проведения коррекционных мероприятий, сочетания семейной терапии с индивидуальной групповой формами помощи. После дискуссии, выслушав родителей, специалист излагает свое мнение о причинах возникновения агрессии у ребенка. В итоге дискуссии достигается общая точка зрения на причины агрессивного поведения ребенка и на способы коррекции поведения. При этом главным является изменение отношения к подростку. Параллельно проводятся индивидуальные беседы с каждым членом семьи, беседы проводятся в то время когда подростком выполняется задание специалиста. В результате семейных обсуждений происходит выравнивание отношений между родителями и изменение их взглядов на детей. В то же время у детей после нескольких сеансов индивидуальной работы наблюдается уменьшение агрессивных проявлений. Таким образом, обе стороны подготовлены к перестройке семейных отношений. Для подростков чаще используется психодрама: сначала разыгрываются сюжеты, предложенные ребенком (обычно, что-либо из прочитанного или виденного в кино или по телевизору). Затем сцены из реальной жизни семьи, предложенные родителями или специалистом, причем они должны включать в себя агрессивное поведение ребенка. Разыгрывается также и решение различных семейных конфликтных ситуаций, в которых агрессивно ведет себя не только ребенок, но и взрослые. Очень важно, чтобы проводилось не простое «проигрывание» происшедших ситуаций, а чтобы эти ситуации неоднократно переигрывались с целью найти наиболее правильный вариант поведения всех участвующих в них. Также важно, чтобы, играя, родители и дети менялись ролями — это помогает лучше осознать свое поведение в реальной жизни, а также способствует развитию у всех членов семьи навыка не только руководства, но и подчинения. Таким образом, специалист не говорит родителям, как поступить и что делать для выхода из критических ситуаций, а предлагает наглядные модели их решения. После неоднократных совместных игр отношение родителей и ребенка заметно улучшаются и они начинают лучше понимать друг друга. Кроме того, специалист дает семье «домашнее задание» — провести аналогичные игры на определенные темы в домашней обстановке, а на следующем занятии проводит обсуждение впечатлений о сыгранном. После совместной терапии родители более спокойно, внимательно, адекватно и последовательно относятся к детям. Как родители, так и дети могут лучше представить себя на месте друг друга, понять и изменить в нужную сторону свои отношения. Это позволяет успешнее провести дальнейшую индивидуальную психотерапию больного. Таким образом, в процессе семейной терапии последовательно решаются проблемы агрессивного ребенка, производится коррекция отношений между ребенком и родителями, а заодно — и между родителями [23]. Рекомендации по сдерживанию нарастающей агрессии: · посчитать до 10. · сделать 10-12 глубоких вдохов и выдохов (обязательно в доступной форме нужно объяснить механизм связи между выдохом и релаксацией). Подросткам, интересующимся различными восточными оздоровительными техниками или единоборствами, можно заметить взяты от туда. · походить, если это возможно взад- вперед по помещению в темпе, диктуемом внутреннем состоянием. · порвать не нужную бумагу (а еще лучше, если на ней предварительно написать, то что вызывает агрессивную реакцию), такую бумагу можно не просто разорвать, но и торжественно сжечь, соблюдая конечно все правила пожарной безопасности. · выместить свои отрицательные эмоции на каком – нибудь заранее приготовленном ненужном и безопасном предмете. Мальчики могут приспособить для этих целей что-то вроде боксерской груши. Самое конструктивное – разрядить эмоции какой-нибудь осмысленной полезной работой – уборкой помещения, стиркой, работой в саду или просто спортив
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (687)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |