Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тенденции развития современного менеджмента



2020-02-04 213 Обсуждений (0)
Тенденции развития современного менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Практика менеджмента конца 80-тых начала 90-тых годов прошлого столетия сложилась и продолжает развиваться под влиянием социальных изменений в развитых странах с рыночной экономикой, происшедших в XX веке. Темпы этих изменений ускорились во второй половине прошлого столетия. Практика менеджмента, соответственно, усложнилась, ее обобщение способствовало развитию новых научных школ и подходов.

В конце XX века в странах с рыночной экономикой произошла постепенная и без особых социальных потрясений утрата лидирующих позиций промышленными рабочими - первым в человеческой истории организованным «низшим» классом. Доминантным классом стали работники интеллектуального (умственного) труда. Рабочие места работников интеллектуального труда предоставляют большие возможности, но и требуют более высокой квалификации, включая формальное образование и умения постоянно учиться и применять на практике теоретические и аналитические знания. Необходим иной подход к работе и другой образ мышления. Таким образом, зародилось общество знаний, в котором доступ к работе требует формального образования. Образование стало центром общества знаний, учебные заведения - ведущими учреждениями. Общество знаний отличается наиболее высокой конкуренцией по сравнению с любым другим обществом до этого. Работники интеллектуального труда, обладая специализированными знаниями, могут превратить их в конкретные результаты, работая в организациях. Общество знаний - это общество наемных работников умственного труда, в котором понятие «наемный работник» не совпадает с его традиционным пониманием. Наемный работник интеллектуального труда не простой исполнитель, он становится «начальником» для других работников. В обществе знаний истинные вложения - это приумножения человеческого капитала (вложения в образование и профессиональную подготовку). Менеджмент в обществе знаний становится его центральным и особым органом, с помощью которого знания превращаются в производительную силу.[4]

В последние 10-15 лет произошло заметное углубление международного разделения труда и расширение использования передовых информационных технологий. Это усложнило внешнюю среду организаций, предопределяя коренные изменения фундаментальных основ современного менеджмента: лидерства, методов и самих организаций. Лидер XXI века представляется открытым людям и способным их увлечь. Работники должны верить решениям менеджера. Необходимо искоренять страх. Работник не должен бояться сказать правду. Лидер XXI века должен быть разносторонним, уметь использовать информацию для достижения успеха организацией, начинать с ясного видения стратегии, поощрять многообразие и стремление каждого раскрыть свой собственный потенциал. Трудолюбие, постоянный поиск, сосредоточенность на идеях, любознательность и настойчивость - составляющие менталитета лидеров ХХI века. Методы менеджмента ХХI века заостряют внимание на основных вопросах, связанных с человеческими ресурсами. Жизненно важными областями менеджмента становятся всеобщее образование работников (от директора до простого рабочего), предотвращение возникновение проблем (включая обеспечение превосходства и уникальности продуктов, превосходное сервисное обслуживание), интерактивное взаимодействие «напрямую» с покупателем, способность организации быстро реагировать на резкие изменения. В организациях XXI века наиболее ценным являются не технологии и капитал, а люди. Важнейшей характеристикой организации XXI века становится рентабельность талантов, которая определяется отношением генерированных знаний к инвестициям в таланты. Задача менеджмента организации XXI века - обеспечить, чтобы работники выдавали максимум знаний, максимум инноваций и обеспечивали максимум влияния. Непрерывный поиск инноваций должен стать характерною чертою организации XXI века.

Бизнес в современных условиях все больше оказывается сориентированным не просто на производство товаров и услуг, а на то, как это делается людьми. Этические ценности, живые связи между людьми, самоуправляемые команды с инновационным мышлением, упрощенные и открытые процедуры, самокорректирующиеся системы, стратегическая интеграция приходят на смену иерархии, бюрократии, шаблонным решениям. В этой связи некоторые авторы утверждают о конце менеджмента и становлении организационной демократии.[5]

Между тем утверждения о конце менеджмента вовсе не отрицают его достижения. В последние 10-15 лет традиционные школы и подходы науки менеджмента просто дополнились новыми научными положениями. Поэтому скорее, мы являемся свидетелями и участниками нового этапа развития менеджмента. Ведь многие положения организационной демократии, например, созвучны положениям менеджмента качества, без которого сегодня трудно представить современное предприятие. В основе ж менеджмента качества лежат положения общего менеджмента, такие, как ориентация на потребителя, лидерство, привлечение работников, подход с позиций процесса, руководство процессами как системою, постоянное совершенствование, принятие решений на основе фактов, взаимовыгодные отношения с поставщиками. С менеджментом качества тесно связано также новое направление в менеджменте - управление бизнес процессами, которое закладывает основы перехода к «объемным» структурам, определяя современные организационные основы для вовлечения персонала в управление.

Углубление демократизации управления реально проявилось в конце XX века как усиливающаяся тенденция. В Европе, Японии и США утвердилось понимание того, что будущее за демократизацией управления. Используя богатый зарубежный опыт, необходимо об этом всегда помнить для того, чтобы избежать простого копирования устаревших образцов.

Проблемы улучшения менеджмента российских предприятий и организаций. Практика менеджмента российских  предприятий и других организаций существенно отстает от практики развитых стран с рыночной экономикой, что связанно с особенностями переходного периода и неэффективной экономической политикой государства (неэффективной, по крайней мере, до последнего времени).

Отдельным российским  предприятиям только в последнее десятилетие прошлого столетия удалось по настоящему приобщиться к достижениям современного менеджмента. Значительная часть из них меняла формы собственности и организационно-правовые формы хозяйствования, сокращаясь, разукрупняясь и выживая. Многие предприятия создавались вновь, успешно развивались или угасали. Условия, в которых украинские предприятия приобщались к достижениям менеджмента, были принципиально отличны от тех, в которых развивался менеджмент в странах с рыночной экономикой. Характерными особенностями внешней среды, в которой пришлось действовать нашим предприятиям, стали слабость институтов государства и отсутствие гражданского общества, правовой нигилизм, коррупция, «прихватизация», распространение безработицы (преимущественно скрытой), грубейшие нарушения трудового законодательства, социальная незащищенность наемных работников. Поэтому заимствование и использование достижений менеджмента в основном было подчинено производству продукции и предоставлению услуг. Меньше всего при этом обращалось внимания на интересы и потребности персонала, на его качественное обновление и профессиональное развитие. Сложившиеся ранее формы участия трудящихся в управлении были утрачены, а становление организационной демократии оказалось проблематичным. Менеджменту большинства российских  предприятий еще предстоит подняться до уровня менеджмента 80-х - 90-х годов прошлого столетия в странах с рыночной экономикой. Однако тот, кто заимствует, всегда отстает, если не заглядывает вперед, не овладевает самыми последними достижениями и не имеет самой совершенной системы передачи знаний.

В России система высшего образования и профессиональной подготовки, которая была вынуждена выживать за счет платного обучения, сохранила многие методы управления, доставшиеся от прежней централизованной, плановой системы (бюрократическая регламентация перечня специальностей и содержания обучения, «направление» на работу выпускников и другие). Вместе с тем отсутствуют развитые рынки труда и образовательных услуг, не происходит позитивных структурных изменений в экономике, которые бы усиливали спрос на человеческий капитал (на профессиональные знания и умения). Поэтому, несмотря на увеличение числа высших учебных заведений, количества специальностей и количества студентов, система высшего образования в значительной мере функционирует автономном режиме, слабо влияя на превращение украинского общества в общество знаний. Среди части студентов превалирует ориентация на получение диплома о формальном образовании, а не на овладение профессиональными знаниями и умениями.

Структура образовательных услуг в России деформирована в сторону узкоспециализированных профессий рабочих, отражая устаревшие формы разделения труда, присущие плановой экономики. В развитых странах с рыночной экономикой высока доля наукоемких отраслей, выпускающих конечную продукцию, развита сфера услуг. Поэтому в структуре занятых значительную долю составляют квалифицированные рабочие широких профессий с 3-4-х летней подготовкой на базе колледжей и технических центров, а также специалисты, профессионалы и менеджеры с университетской подготовкой.

Материально-техническая база и в целом условия профессиональной подготовки работников, специалистов и профессионалов в своем развитии существенно отстают от лучших аналогов в развитых странах с рыночной экономикой. В США и Канаде существуют определенные организационные формы сотрудничества между представителями делового мира и учебными заведениями. Предметом такого сотрудничества являются структура, содержание и качество образовательных услуг, а также продвижение высоких технологий в производство, чему предшествует оснащение первыми образцами новой техники учебных заведений. России еще предстоит прийти к подобным формам сотрудничества и рыночным механизмам, которые способствуют созданию эффективных связей между создателями новой техники и технологии, производителями продукции и услуг, учебными заведениями и потребителями образовательных услуг. Пока взаимовыгодное многостороннее сотрудничество и рыночные механизмы подменяются неэффективным централизованным администрированием.

В этой связи можно констатировать, что ожидаемая динамика позитивных структурных изменений в украинской экономике будет, в первую очередь, определяться (при прочих равных условиях) способностью учебных заведений:

¾ гибко реагировать на потребности практики;

¾ налаживать сотрудничество на многосторонней основе по поводу формирования и использования человеческого капитала;

¾ улучшать условия обучения и повышать его качество до уровня развитых стран с рыночной экономикой;

¾ выступать ведущими центрами формирования общества знаний, способствуя созданию образовательных предпосылок для развития организационной демократии в сфере экономической деятельности.

В современном обществе показатели экономического роста сами по себе мало, что значат, если не учитывать его качество. Важным фактором, который обусловливает кардинальную разницу в результатах экономического роста, является внутренняя политика государства. Устойчивое развитие зависит от эффективной политики в четырех следующих сферах. Первая из этих сфер - качество и доступность образования. Вторая - качество и доступность медицинского обслуживания. Третья сфера, как и вторая, связана со здоровьем людей. Это - сохранение и восстановление природной среды. Четвертая сфера связана с эффективным использованием интеллектуального человеческого потенциала в сфере государственного управления и менеджмента - избежание рисков и использование возможностей глобализации.

 



2020-02-04 213 Обсуждений (0)
Тенденции развития современного менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тенденции развития современного менеджмента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)