ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Эксперимент проводился в городе Рузаевка на базе Муниципального образовательного учреждения «Рузаевский лицей №4». В данной главе рассмотрим эмоциональное здоровье подростков в возрастном аспекте. В данном исследовании приняло 90 человек: из них 30 человек подростки 11-12 лет, 30 подростков 13-14 лет и 30 подростков в возрасте 15-16 лет. Для проведения сравнительного анализа показателей эмоционального здоровья, нами было установлено процентное соотношение учащихся в соответствии с уровнями: высоким, средним, низким, по каждому показателю, в каждой возрастной группе. Сравним полученные данные по опроснику «САН», которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Показатели эмоционального состояния 6-х, 8-х и 10-х классов
Проанализируем данные по шкале «самочувствие». Низкий уровень самочувствия характерен для 11(36,7%) испытуемых 8 класса, принявших участие в эксперименте. Данная группа подростков описывает своё самочувствие как плохое – обессиленное, разбитое, напряжённое, больное, усталое, изнурённое, утомляемое, вялое. Среди испытуемых 10 класса низкий показатель приходится на 9(30%) человек, а у 6-тиклассников низкий уровень по шкале «самочувствие» характерен 7(23,3%) подросткам. Завышенные показатели по данной шкале у всех групп подростков составляют по 15 (50%) человек в каждой выборке. Данная группа подростков, с завышенными показателями, оценила своё самочувствие как хорошее; они чувствуют себя сильными, работоспособными, полными сил, здоровыми, отдохнувшими и т.д. Средние показатели характерны для 8(26,7%) подростков 6-х классов, для 4(13,3%) человек в 8 классе, а в 10 классе – для 6(20%) подростков. Рассмотрим данные по шкале «активность», где низкий уровень активности характерен для подростков 10 класса – это 17(56,7%) человек из 30 опрошенных. Для них характерны такие характеристики как: пассивность, малоподвижность, медлительность, бездеятельность, равнодушие, желание отдохнуть и т. д. Количество испытуемых со средним уровнем активности в 6-ых и 8-ых классах примерно равно – это 12(40%) человек в 6 классе, 11 (36,7%) человек в 8 классе. Завышенные показатели в 6-ом и 8-ом классе имеют по 10 (33,3%) человек, а в 10-ом – 5(16,7%) подростков. Анализируя шкалу «настроение», можно сказать, что во всех группах подростков преобладает завышенный уровень настроения, где самый высокий процент опрошенных приходится на 6 класс – это 23(76,7%) подростка, в 8-ом классе – 19(63,3%), а в 10-ом – 17(56,7%) подростков. Данные подростки характеризуют своё настроение как – хорошее: счастливое, жизнерадостное, оптимистичное, весёлое, радостное. Тогда как для 7(23,3%) подростков 10 класса характерен низкий уровень настроения. Таким образом, анализ эмоционального состояния подростков показал, что более благоприятные показатели по всем аспектам эмоционального здоровья учащихся имеют в 6 классе, здесь по шкалам «самочувствие», «активность», «настроение» в сравнении с данными других классов (8-ых, 10-ых) преобладает завышенные показатели. От 6-го к 8-му и далее к 10-му классу увеличивается количество испытуемых с низким уровнем активности и настроения. По результатам применения методики «Факторный личностный опросник Р. Кеттела» получены данные об эмоциональной устойчивости подростков. Результаты отображены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты по методике «Факторный личностный опросник Р. Кеттела»
По таблице 2 можно увидеть, что большинству учащихся (87,5%) свойственна неустойчивая эмоциональность. И только 5 испытуемых(12,5%) имеют устойчивую эмоциональность. Можно сделать вывод, что все подростки принявшие участие в исследовании имеют достаточно хороший уровень эмоционального здоровья. Однако, при достаточно высоком уровне эмоционального здоровья выделяется группа подростков с пониженным фоном самочувствия, активности, настроения. Проведённый сравнительный анализ особенностей эмоционального здоровья на разных этапах подросткового возраста, показал, что эмоциональное здоровье детерминировано возрастными и индивидуально-личностными особенностями. Так, от младшего к старшему подростковому возрасту снижается общая активность и фон настроения подростков.
Заключение Настоящая курсовая работа была посвящена изучению психологических условий эмоционального благополучия подростков. Данная проблема является актуальной для современной теории и практики. Проведённый намитеоретический анализ по проблемеэмоционального благополучия подростков, показал, что эмоциональное благополучие представляет собой одну из составляющих психологического здоровья, включающее единство функционирования ситуативно-ориентировочного, адаптационно-целевого, личностно-деятельностного уровней. Такое целостное единство позволяет сохранять целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные переживания. Эмоции играют существенную роль в формировании личности любого человека, в том числе и подростка. Эмоциональные реакции и поведение подростков не могут быть объяснены лишь сдвигами гормонального порядка. Они зависят также от социальных факторов и условий воспитания. Поэтому особую актуальность приобретает проблема физиологического и социального самочувствия подростков. Помимо физиологических особенностей подросткового возраста, на эмоциональную сферу личности подростка влияют также и внешние факторы среды: учёба, сверстники, родители, педагоги, культура и т.д. Исходя из этого, не менее значимым фактором эмоциональной сферы подростка следует считать и его (подростка) социальную активность в обществе. Потребность в социальной активности – одна из острейших проблем подросткового возраста. Личностная позиция подростка во многом определяется его настроением. Что и определяет значимость в изучении эмоционального благополучия подростков.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (139)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |