Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные факторы формирования здорового образа жизни в студенческой среде



2020-02-04 266 Обсуждений (0)
Основные факторы формирования здорового образа жизни в студенческой среде 0.00 из 5.00 0 оценок




К основным составляющим факторам формирования здорового образа жизни у студентов, по мнению Лисицина, относят:

Ø режим труда и отдыха;

Ø организацию сна;

Ø режим питания;

Ø организацию двигательной активности;

Ø выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания;

Ø профилактику вредных привычек;

Ø культуру межличностного общения;

Ø психофизическую регуляцию организма.

Ø духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

Ø интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;

Ø эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями. [ 18]

Рассмотрим более подробно некоторые факторы здорового образа жизни.

Режим питания.

Следующей составляющей здорового образа жизни яв­ляется рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочув­ствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон - Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, посколь­ку не образуются в организме, а поступают только с пищей. От­сутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются мо­лочная продукция, рыбий жир, печень.[23]

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, вы­сокой работоспособности и продлению жизни. [23]

Двигательная активность.

Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно ре­шающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 кало­рий.

 Некоторые отечественные и японские ученые считают, что взрослый человек должен в день делать минимум 10-15 тыс. шагов.
Научно-исследовательский институт физической культуры предлагает следующие нормы недельного объема двигательной активности:
- учащихся ПТУ и средних учебных заведений - 10 - 14 часов;
- студентов - 10 - 14 часов; [5,с 248 ]

Закаливание.

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму на­дежный щит против многих болезней.

В России закаливание издавна было массовым. Примером могут служить деревенские бани с парными и снежными ваннами. Однако в наши дни большинство людей ничего не делают для закаливания как самих себя, так и своих детей. Более того, многие родители из опасения простудить ребенка уже с первых дней, месяцев его жизни начинают заниматься пассивной защитой от простуды: укутывают его, закрывают форточки и т.д. Такая «забота» о детях не создает условий для хорошей адаптации к меняющейся температуре среды. Напротив, она содействует ослаблению их здоровья, что приводит к возникновению простудных заболеваний. Поэтому проблема поиска и разработки эффек­тивных методов закаливания остается одной из важнейших [26].

Психологическая саморегуляция.

Кому не хочется иметь хорошее настроение? Если человек в хорошем настроении, он становится добрее, отзывчивее и красивее. Любое дело у него спорится, куда-то уходят тревоги и заботы, кажется, что нет ничего невозможного. Изменяется выражение его лица, в глазах появляется особая теплота, приятнее звучит голос, движения приобретают легкость, плавность. К такому человеку невольно тянутся люди.  Но все меняется, если настроение плохое. Словно черная туча окружает человека. Он еще ничего не сказал, но уже можно ожидать неприятностей. Будто возникает некая отрицательная энергия, она передается другим, вызывает тревогу, напряженность, раздражение. Вспоминаются какие-то досадные мелочи, обиды, работоспособность резко падает, теряется интерес к учёбе, все становится скучным, неприятным, безысходным [4].

Наше настроение определяется в первую очередь эмоциями и связанными с ними чувствами. Эмоции - это первичные, простейшие виды реакции на какие-либо раздражители. Они могут быть положительными или отрицательными, сильными или слабыми, нарастать или, наоборот, снижаться. Иное дело чувства. Это сугубо человеческие качества, характеризующие наши личностные переживания. Очень важно, что в отличие от эмоций чувства возникают не спонтанно, а контролируются сознанием, подчиняются психике. Но настроение имеет не только психическую, но и психофизиологическую основу, управляется определенным гормональным аппаратом. Продукция этих гормонов в первую очередь подчинена психике. Именно психика, являющаяся продуктом деятельности мозга, выступает в роли главного судьи и распределителя. [6]

Профилактика вредных привычек.

Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосу­дов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и заби­рает силы в самом прямом смысле. Как установили спе­циалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сига­реты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят[12]. Отнюдь не стимулиру­ет курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, - около половины достается тем, кто находится рядом с ними[2].

Следующая непростая задача - преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека.

Изменение психики, возникающее даже при эпизоди­ческом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту само­убийств, совершаемых в состоянии опьянения. Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на пе­чень: при длительном систематическом злоупотреблении алкого­лем происходит развитие алкогольного цирроза печени [26].

Алкого­лизм - одна из частых причин заболевания поджелудочной же­лезы (панкреатита, сахарного диабета) [24, с.145 ].

 

 

ГЛАВА 2

 ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И  ФАКТОР Ы ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ГрГУ.

Общая характеристика состояния здоровья студентов ГрГУ.

На формирование здоровьястуденческой молодежи в процессе обучениявлияет множество факторов, которые условноможно разделить на две группы. Первая группа– это объективные факторы, непосредственносвязанные с учебным процессом(продолжительность учебного дня, учебнаянагрузка, обусловленная расписанием,перерывы между занятиями, состояние учебныхаудиторий и т.д.). Вторая группа факторов –субъективные, личностные характеристики(режим питания, двигательная активность, организация досуга, наличие или отсутствие вредных привычек и т.д.). В реальных условиях обучения и быта именно вторая группа факторов, характеризующая образ жизни студентов, вбольшей степени влияет на здоровье. Социологические исследования показали, чтобольшинство студентов университета считаютсебя скорее здоровыми: 64% Оценки собственного здоровья молодыми людьми показывают, что в большинстве своем они скорее не думают о своем здоровье, чем действительно обладают им.(Рисунок 1)

 

Рис. 1 Оценка собственного здоровья, %

 Этот момент находит подтверждение в том обстоятельстве, что почти половина студентов признаются в том, что они не обладают какой-либо информацией о своем здоровье. Самооценка здоровья может служить важным индикатором состояния и динамики здоровья студентов в дополнение к объективным медицинским исследованиям. С другой стороны, самооценка здоровья отражает субъективную характеристику человека, его удовлетворенность условиями жизни, определенный качественный результат социальной политики. Именно в последнее время в нашей стране все большее распространение приобретают различные социальные программы, направленные на укрепление и сохранение здоровья, формирование здорового образа жизни.

Молодежь должна быть более здоровой и лучше подготовленной к тому, чтобы выполнять свои обязанности в обществе. Необходимо учитывать, что в подростковом возрасте закладывается отношение к питанию, физкультуре, курению, формируется образ жизни, сексуальное поведение и одновременно проявляются факторы риска хронических заболеваний старшего возраста. Резко изменяется структура угроз здоровью, включающих алкоголь и наркотики, правонарушения, групповое насилие и нежелательную беременность

Несмотря на высокую оценку собственного здоровья, у студентов остаются серьезные проблемы со здоровьем. В структуре проблем касающихся заболеваемости студентов первое место занимает усталость (отметили 50% студентов), легкие недомогания (26%), угнетенное психологическое состояние (25%), головные боли (18%), простудные заболеваний (21%), заболеваний сердечно-сосудистой (14%) и пищеварительной системы (14%). На заболевания аллергией указали 11% студентов, зубов – 10%, заболевания мочеполовой системы (урология, гинекология) 2%.

Чуть менее половины студентов предпочитают обращаться к врачу не чаще одного раза в год. Очевидно, большинство таких обращений связано с необходимостью получить справку о состоянии здоровья, а не пройти профилактический медицинский осмотр. В связи с продолжающимся развитием организма студентов в период обучения, он более подвержен различным неблагоприятным воздействиям. Это приводит к срыву процесса адаптации и развитию целого ряда заболеваний. Рост заболеваемости студентов снижает эффективность учебного процесса, а в дальнейшем ограничивает их профессиональную деятельность.

Деятельность студентов по поддержанию здоровья .

Тем не менее результатысоциологического исследования демонстрируютустойчивый интерес к собственному здоровью издоровому образу жизни в студенческой среде.На вопрос о частоте посещения врача по состоянию здоровья, студенты ответили следующим образом:

· Один раз в месяц 4 %

· Один раз в несколько месяцев 25 %

· Один раз в полгода 27%

· Не чаще одного раза в год 41%

Среди мер по поддержанию собственногоздоровья наряду с мерами, которые не требуютот студентов особых усилий (прием витаминови прогулки на свежем воздухе), лидирующиепозиции занимают занятия физическойкультурой и спортом. Однако занятияразличными видами спорта, поддержание своейфизической формы не являютсяраспространенными способами поддержаниясвоего здоровья среди студентов. Следуетобратить внимание, что менее трети студентов имеют возможность поддерживать регулярный и полноценный режим питания. При этом студенты, имеющие жалобы на органы пищеварения, чаще остальных студентов стараются соблюдать диету. Они реже остальных отмечают, что могут иметь регулярное и качественное питание.

Меры для поддержания своего здоровья, %

· Принимают витамины - 41%

· Стараются больше бывать на свежем воздухе - 45%

· Занимаются спортом - 40%

· Питаются регулярно и полноценно - 31%

· Пьют чай из целебных трав - 19%

· Занимаются аэробикой, фитнесом - 14%

· Делают утреннюю зарядку - 14%

· Включают в питание биодобавки 8%

· Соблюдают режим (вовремя питаются и ложатся спать) - 9%

· Соблюдают диету - 7%

· Делают прививки (например, против гриппа) - 6%

· Делают закаливающие процедуры - 6%

· Делают физиопроцедуры, массаж - 4%

· Предпочитают вегетарианскую пищу 3%

· Регулярно посещают врачей в профилактических целях - 7%

· Занимаются восточными видами боевого искусства - 2%

· Занимаются йогой, оздоровительными практиками - 3%

Субъектами формирования здорового образа жизни являются не только семья, образовательные учреждения, но средства массовой информации, искусство и литература. Уровень интереса к информации о здоровом образе жизни и способах улучшения здоровья в студенческой среде достаточно высок. Большинство студентов в той или иной степени проявляют интерес к подобной информации: 40% молодых очень интересует такая информация, 41% – интересует в некоторой степени. Основной канал информации о здоровом образе жизни – программы телевидения. Более половины студентов получают информацию в пассивном режиме просмотра телепередач (отметили 58% студентов). Характерная черта нашего времени – высокая популярность Интернета как информационного источника 41%. В связи с этим уменьшается интерес студентов к специализированным источникам информации – журналам 13%, книгам и брошюрам о здоровье

19%. Также студенты не рассматривают в качестве основного источника информации и специализированные курсы в университете (10%).

Питание студентов .

 Важным фактором формирования здоровья студентов и характеристикой их образа жизни является организация питания. Характер питания зависит не только от объективных условий: организации учебного процесса, места жительства, материального достатка семьи, организации общественного питания в вузе (здесь важно отметить, что в последние годы кафе и столовые  ГрГУ получили качественно новое развитие).Этот фактор  во многом определяется самими студентами, является отражением их социальных установок. Питание студентов не отличается особой рациональностью и сбалансированностью. Половина студентов питается два раза в течение суток. Еще 5% потребляют пищу один раз в день. Эти студенты представляют группу риска по заболеваниям пищеварительной системы. Предприятия общественного питания ГрГУ выступают основным местом обеда для студентов в учебные дни. Для большинства студентов обычным местом обеда являются кафе университета, где предпочитают питаться почти половина студентов. Еще четверть обедает в столовой университета. Этот сравнительно низкий показатель объясняется тем, что столовые ГрГУ имеются не на всех факультетах, а здания различных факультетов расположены по всему городу. Причем не на каждом факультете есть стационарная точка питания. Уровень удовлетворенности студентов качеством своего питания нельзя назвать высоким. Только менее половины студентов остаются, удовлетворены этим показателем. Почти четверть студентов не удовлетворены качеством питания.

 

Традиционные места обеда студентов в учебные дни.

· В кафе университета - 45%

· Дома, в общежитии - 40%

· В столовой университета - 27%

· В кафе, в кафе быстрого питания - 12%

· Приносят с собой бутерброды из дома - 4%

· Покупают еду на улице - 8%

 

Организация досуга.

 Существуют три досуговые сферы, в которых студенты наиболее

активны: посещение спортивных и оздоровительных центров; кафе и баров; кинотеатров, театров, дискотек. Самым популярным видом досуга у студентов остаются посещения кинотеатров и концертных залов – чуть более половины студентов посещают их с регулярностью один раз в месяц. Второе место в этом рейтинге делят, с одной стороны, такие пассивные виды времяпрепровождения, как кафе и бары (31% посещает один раз в месяц, а 29% – один-два раза в неделю), частое посещение которых оказывает только пагубное влияние на организм любого человека, с другой стороны, почти треть студентов предпочитают активный отдых. Они хотя бы один раз в месяц отдыхают на природе, ходят в турпоходы. На третьем месте по популярности – посещение спортивных и оздоровительных центров. 15% студентов посвящают время физкультуре и спорту один раз в месяц, 23% – один-два раза в неделю. Физическая культура и спорт представляют социально-позитивные виды досуга. Они способствуют не только удовлетворению потребности молодежи в общении со сверстниками, в саморазвитии, но и являются активной формой укрепления здоровья, профилактикой различных заболеваний массового характера. Стоит отметить, что 40% студентов университета вообще не интересуются подобной формой досуга. Практически не пользуются популярностью такие коллективные виды отдыха, как рок-концерты, спортивные состязания. Наименее популярен среди студентов такой вид отдыха, как посещение казино и залов игровых автоматов.

Физкультурно-спортивная деятельность студентов.

 Физкультурно-спортивная деятельность является одним из основных элементов здорового образа жизни. Так, этим занятиям в среднем не менее одного часа в день посвящали 30% студентов университета, При этом 41% юношей и 59% девушек посвящают занятиям спортом один-два раза в неделю, а 29% и 19% соответственно – три-четыре раза в неделю.

Среди основных причин, побуждающих к занятиям физкультурой и спортом, студенты отмечают желание укрепить собственное здоровье (57%), заботу о внешнем виде (51%) и желание улучшить фигуру (47%), повысить физическую подготовленность (49%), снять усталость и повысить работоспособность (26%). Но как элемент здорового образа жизни физкультуру и спорт воспринимают лишь 39%. Серьезные опасения вызывает и тот факт, что большинство студентов (75%) не рассматривают физкультурно-спортивную деятельность как способ отказаться от вредных привычек (курение, употребление алкогольных напитков). А более половины студентов не считают такие занятия рациональным времяпрепровождением в свободные от занятий в университете часы.

Наиболее привлекательными формами физической активности половина студентов называют активный отдых (прогулки, путешествия, игры и занятия на свежем воздухе), секционные занятия по видам спорта – 48%, клубная форма по интересам – 22%. При этом занятия в группах, как форма организации физкультурно-спортивной деятельности, предпочтительна для 68% студентов университета. А вот участие в массовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях вызывает интерес лишь у 10% студентов.

Отношение студентов к курению и алкоголю .

Конечно, каждый студент знает,какое губительное воздействие на организмоказывает употребление табака и спиртныхнапитков. Тем не менее, практика курения иупотребления спиртных напитков довольношироко распространены в студенческой среде.Поэтому отношение студентов к курению иалкоголю важно при оценке их образа жизни. Декларируемое отношение к курению в студенческой среде вполне укладывается в рамки нормативной модели, согласно которойкурение представляется вредной привычкой, опасной для здоровья. Так, 80% студентовзаявляют, что они не курят. Можно предположить, что реальное число курильщиков несколько больше, так как некоторые могут скрывать факт своего курения, а некоторые студенты, нерегулярно прибегающие к подобным практикам (например, только на вечеринках, в дружеских компаниях), также могут относить себя к числу некурящих. В группе курильщиков существует некоторая дифференциация по степени вовлеченности:большинство студентов заявляют, что выкуривают не больше половины пачки сигарет в день (70% курильщиков). Те, кто выкуривает пачку и больше, составляют 30% от числа курящих студентов. Таким образом, относительно большое число студентов испытывают серьезную зависимость от курения, хотя следует учитывать фактор преуменьшения числа выкуриваемых в день сигарет. Из тех студентов, которые курят, бросить эту привычку пытались 68%, 28% заявляют, что и не пытались бросить курить. Курение выполняет у студентов в основном коммуникационную функцию, является способом завязать отношения, поддерживать разговор в компании. Еще одним коммуникативным фактором является употребление спиртных напитков. Подавляющее большинство студентов – три четверти – выпивают, причем в большинстве своем несколько раз в месяц. Группу риска составляют 13% студентов, для которых частота употребления алкоголя составляет более одного раза в неделю. Однако число тех, кто выпивает каждый день, незначительно и составляет 1%. Однако, если исходить из того, что ежедневное употребление крепких напитков молодыми людьми чревато алкоголизмом, ситуация становится тревожной. Причем, как и в отношении курения, следует учитывать фактор преуменьшения количества употребляемого алкоголя, эта цифра, очевидно, является более значимой. Важно отметить, правда, что почти четверть студентов заявляют, что вообще не пробовали спиртные напитки.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Здоровье и здоровый образ жизни – качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, их активного долголетия, способности к созданию семьи и деторождению, к сложному учебному и профессиональному труду, общественно-политической и творческой активности. Однако студенты ГрГУ имени Я. Купалы не рассматривают свое здоровье как капитал, который нужно сохранять и преумножать, дабы в перспективе он принес свои дивиденды. Молодые люди довольно уверенно ставят здоровье на первые места в иерархии жизненных ценностей и приоритетов, но при этом, как показывают социологические исследования, они не предпринимают должных мер к сохранению и приращению этого капитала.

Основные требования здорового образа жизни – двигательная активность, рациональное питание, комфортные условия труда (учебы) и быта, рациональный режим труда и отдыха, оптимальная физическая нагрузка, отказ от вредных привычек, нормальная интимная жизнь, использование традиционных и нетрадиционных средств оздоровления. Большинство этих требований носит субъективный характер, и их выполнение зависит исключительно от самого человека.

Проблема здорового образа жизни студентов ГрГУ имени Янки Купалы стоит достаточно остро, в студенческой среде ощущается недостаток знаний на эту тему, и многие из них испытывают потребность в получении соответствующей совершенствованию подготовки высококвалифицированных кадров тесно связано с укреплением и охраной здоровья, а также повышением работоспособности студенческой молодежи. Реальную помощь в решении этих проблем может оказать создание целевой программы, направленной на укрепление здоровья студентов и формирование здорового образа жизни, которая может рассматриваться как часть общей системы учебно-воспитательной работы в университете. Естественно, в такой масштабной работе должна быть задействована не только администрация ГрГУ, преподаватели профильных дисциплин, медицинские работники, исследовательские коллективы, но и студенческие общественные организации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Атрощенко, Г. Н. Влияние занятий по физкультуре на сердечно-сосудистую и дыхательную систему студентов / Г. Н. Атрощенко, И. Н. Сахаров // Гигиена и санитария. 2005. № 1. С. 41-42.

2. Антонова, Л. Т. О проблеме оценке состояния здоровья детей и подростков в гигиенических исследованиях / Л. Т. Антонова, Г. Н. Сердюковская // Гигиена и санитария. 1995. № 6. С. 22-28.

3. Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. — Минск: 1997.

4. Белов, В.И. Психология здоровья/В.И. Белов. – СПб: 1994, 272 с.

5. Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье/ И.И. Брехман. – Москва: 1987.

6. Василюк, Ф. В. Психология переживания / Ф.В. Василюк. – Минск: 1984.

7. Васильева, О.С. Валеология - актуальное направление современной психологии /О.С. Васильева//.Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с. 406-411.

8. Гарбузов, В.И. Человек - жизнь – здоровье. Древние и новые каноны медицины/ В.И. Гарбузов. – СПб: 1995.

9. Горчак, С.И. Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы/ С.И. Горчак. - Кишинев: 1991, с. 19-39.

10. Егорышева, И. В. Русское общество охранения народного здравия (к 125-летию со дня основания) / И. В. Егорышева // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2002. № 6. С. 56-57.

11. Залевский, В. С. О Международном союзе школьной и университетской гигиены / В. С. Залевский // XI между-нар. симпозиум университетской и школьной гигиены и медицины: сб. аннотаций, Москва, 7-9 декабря 1976 г. / Ин-т гигиены детей и подростков. М-во здравоохранения СССР. М., 1976. С. 144.

12. Здравоохранение Республики Беларусь (офи­циальный статистический сборник). – Минск : РНМБ, 2006.

13. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко – 4-е изд. – М.: КДУ, 2006. – 296 с.

14. Добреньков, В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. / В.И. Добреньков , А.И. Кравченко – М.: ИНФРА-М, 2006.-768 с. (Классический университетский учебник)

15. Ибн Сина Абу Али. Трактат по гигиене: устранение всякого вреда от человеческих тел путем исправления различных ошибок в режиме (перевод И. Бабахана) / Ибн Сина Абу Али; под ред. У. И. Каримова. Ташкент: «Фан», 1980. 115 с.

16. Кича, Д. И. История социально-гигиенических исследований студентов / Д. И. Кича, М. И. Паначина // Советское здравоохранение. 1987. № 7. С. 63-66.

17. Кураев, Г.А., Сергеев С.К., Шленов Ю.В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России /Г.А. Кураев, С.К.Сергеев// Валеология. 1996, №1,

18. Лисицын, Ю.П. Образ жизни и здоровье населения/Ю.П. Лисицин. - М., 1982,.

19. Лищук, В.А. Стратегия здоровья. Медицина - наиболее выгодное вложение средств/В.А Лещук. - М., 1992.

20. Мартынова, Н.М. Критический анализ методологии изучения и оценки здоровья человека // Философские науки. 1992, №2.

21. Нуштаев, И. А. К истории научных медицинских обществ в Саратове / И. А. Нуштаев // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. № 1. С. 56-57.

22. Общая гигиена: пропедевтика гигиены: учебник для иностранных студентов / Е. И. Гончарук [и др.]; под ред. Е. И. Гончарука. 2-е изд., перераб. и доп. Киев: Выща школа, 1999. 561 с

23. Рейнуотер, Д. Это в ваших силах/Д. Рейнуотер - М., 1992. 240 с.

24.  Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/К. Роджерс. - М., 1994.

25. Роль вуза в формировании врачебных кадров и сохранении их здоровья / В. М. Тимербулатов [и др.] // Медицина труда и промышленная экология. 2005. № 7. С. 17-20

26.   Соковня- Семенова,  И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь./И.И Соковня- Семенова. - М:, 1997.

27.   Степанов, А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования /А.Д.Степанов, Д.А. Изуткин.// Советское здравоохранение. 1981. №5. с.6.

28. Учебник школьной гигиены. 4-е изд. / под ред. А. В. Молькова. М.: «Медгиз», 1945. 220 с.

29. Чарлтон, Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни / Э.Чарлтон//Вопросы психологии. 1997, №2, с. 3-14.

30. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – 3-е изд., испр. – Москва: Омега-Л, 2007. – 567 с. – (Университетский учебник).

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕМУ: « ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФАКТОРАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ УО « ГрГУ»).

 



2020-02-04 266 Обсуждений (0)
Основные факторы формирования здорового образа жизни в студенческой среде 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные факторы формирования здорового образа жизни в студенческой среде

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)