Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психолого-педагогические особенности работы с детьми старшего школьного возраста.



2020-02-04 655 Обсуждений (0)
Психолого-педагогические особенности работы с детьми старшего школьного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок




Одна из главных особенностей раннего юношеского возраста – смена значимых лиц и перестройка отношений со взрослыми.

Важность для юноши его общения со сверстниками нередко скрывает, отодвигает на дальний план проблемы его взаимоотношений с взрослыми, прежде всего с родителями и педагогами. Что же в сегодняшней социальной ситуации развития старшеклассника порождает те проблемы, с которыми приходится сталкиваться родителям и учителям?

Один из источников этих проблем – непонимание взрослыми внутреннего мира старшего школьника, их ложные или примитивные представления об их переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях и т.п. Взрослые явно недооценивают значение сферы общения со сверстниками для ребят этого возраста. Чем старше становится подросток, тем меньше понимания он находит у взрослых. Представления родителей и учителей о субъективном мире подростка и старшего школьника становятся все более непохожими на реальности этого мира[7].

В то время как для ребят переживания по поводу общения со сверстниками оказывается наиболее значимыми, наиболее типичными, родители и учителя полагают, что в центре переживаний подростков и старшеклассников оказываются переживания по поводу общения с родителями.

Неудовлетворенность потребностей юношей и девушек в общении с близкими при высокой выраженности этой потребности заставляет задуматься над тем, что же практически означает «доверительность» в реальном взаимодействии взрослых и старшеклассников. Тут приходится признать, что роль взрослых рассматривается в возрастной психологии преимущественно в одном ракурсе – как проводник знаний – и в этом своем значении почти не меняется со сменой возрастов ребенка. Между тем, при первой попытке взглянуть на нее, не отрываясь от почвы совместной жизнедеятельности взрослого и ребенка, их событие становится очевидным, что по мере того как в ходе роста школьника меняются формы и самая мера его активности, должна меняться и роль взрослого. Для старших школьников невыносимо принуждение, вмешательство в их дела извне, но это не значит, что они не будут благодарны за тактичную помощь. Доверие взрослых к развитию личности школьников, вера в его потенциальное «я» – лучшее условие доверительности в общении с ним.

Невнимание к новым особенностям и стремлениям старшего школьника опасно. Нельзя упускать время. Взаимное непонимание может превратиться в явление необратимое. Благополучие в личных отношениях родителей и детей, контакт и понимание между ними совершенно необходимо.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль наиболее способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:
- родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение:
- власть используется лишь в меру необходимости;

- в ребенке ценится как послушание, так и независимость;

- родитель устанавливает правила и проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;

- он прислушивается к мнению ребенка, но не исходит из его желаний[8].

    Чтобы понять взаимоотношения старшеклассника с родителями, надо знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представления. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких ролях:

- источник эмоционального тепла и поддержки;

- власть, распорядитель благ, поощрений и наказаний;

 - образец, пример для подражания, воплощение лучших человеческих качеств;

- старший друг и советчик.

   Рост самостоятельности ограничивает функции родительской власти. К старшим классам поведенческая автономия уже весьма велика: старшеклассник самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей, способы досуга и т.д. 

Те же трудности, что и родители, переживают учителя. Статус современного старшеклассника в школе неоднозначен. С одной стороны, положение старшего накладывает на юношу дополнительную ответственность, перед ним ставятся более сложные задачи, с него больше спрашивают. С другой стороны, по своим правам он целиком зависит от учителей и школьной администрации. Он обязан беспрекословно выполнять все требования учителей, не имеет права критиковать их, ученические организации функционируют под контролем и руководством классного руководителя и школьной администрации, и это руководство часто перерастает в мелочную опеку.

Внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе складывается из его отношения к школе как учреждению, к процессу обучения и знаниям, к учителям, к соученикам. В хорошей школе, педагогический коллектив которой опирается на самодеятельность учащихся, поощряя и развивая их общественную активность и инициативу, внешкольные интересы свободно вливаются в школьные и обогащают школьную жизнь[9].

Значительно более сложными становятся в юношеском возрасте отношения к учителям и с учителями. Подобно родителям, учитель имеет в сознании ребенка ряд ролей, соответствующих выполняемым им функциям:

- замена родителей;

- власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями;

- авторитетный источник знаний в определенной области;

- старший товарищ и друг.

Старшеклассник уже не видит в учителе воплощение отца и матери. Учительская власть также невелика, она даже меньше, чем власть спортивного тренера. В образе «идеального учителя» на первый план выходят его индивидуальные человеческие качества - способность к пониманию, эмоциональному отклику, т.е. в учителе хотят видеть старшего друга.

Главное препятствие взаимопониманию учителей и учеников – абсолютизация ролевых отношений. Учитель, озабоченный прежде всего учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося. Юношеская личность всегда противоречива и изменчива. Самая распространенная ошибка учителей – неумение разглядеть глубинные свойства, ядро личности старшеклассника, оценка его по каким-то усредненным, формальным показателям.

Важнейшая предпосылка душевного контакта – чуткость и открытость самого воспитателя, его готовность понять и принять нечто новое и непривычное.

Отношения между учителем и учеником никогда не бывают и не могут быть абсолютно равными – сказываются и возрастные различия, и неодинаковость жизненного опыта, и ассиметричность социальных ролей. В одном отражении равенство между ними обязательно - в степени искренности. Раскрываясь навстречу ученику и получая доступ в его внутренний мир, учитель тем самым раздвигает границы и обогащает содержание собственного «Я».

Таким образом, можно сказать, что:

- в старшем школьном возрасте наиболее значимыми являются отношения со сверстниками;

- в старшем школьном возрасте прослеживаются некоторые сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями и учителями), связанные с возрастными особенностями ребят. Однако, при всей тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших.

 

Вывод по Главе 1

К  старшему школьному возрасту юноша достигает физической зрелости, должен приобретать духовную зрелость. Ведущим видом деятельности является учебно-профессиональная. Происходят изменения в развитии личности, изменение положения ученика в школе, в системе общественных отношений. Основными новообразованиями старшего школьного возраста являются мировоззрение, самостоятельность суждений, формирование собственной самооценки, стремление к самовоспитанию, индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, профессиональное и личностное самоопределение.

С возрастом неуклонно усиливается потребность в общении со сверстниками. Происходит развитие потребности участия в общественной жизни, формальных и неформальных организациях. Очень большое значение имеет дружба в юности. Усиливается половая идентификация.

Значимость для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентациях. При всей их тяге к самостоятельности, юноши «остро» нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. С возрастом значимость взрослых для подростков и юношей возрастает.

 

    Глава 2. Изучение психологических особенностей общения старшеклассников



2020-02-04 655 Обсуждений (0)
Психолого-педагогические особенности работы с детьми старшего школьного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психолого-педагогические особенности работы с детьми старшего школьного возраста.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (655)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)