Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Диагностика межличностных отношений старшеклассников



2020-02-04 344 Обсуждений (0)
Диагностика межличностных отношений старшеклассников 0.00 из 5.00 0 оценок




 

      Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №15 г. Новомосковска Тульской области, среди учащихся 11 классов в возрасте от 16 – 17 лет. В исследовании приняли участие старшеклассники в количестве 38 человек.

Были использованы следующие методики:

1) методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко. Цель: изучение особенностей межличностного общения, оценки трудностей, с которыми сталкивается старшеклассник при установлении эмоциональных контактов[10] (см. Приложение 1);

2) анкетирование. Цель: выявить умение учащихся общаться, а также круг их общения (см. Приложение 2).

       Анкета состоит из 13 вопросов, которые можно условно разделить на блока: 1) 1-5 вопросы посвящены общему представлению учащихся об общении; 2) 6-10 вопросы посвящены выяснению, умеют ли учащиеся вступать в контакт и поддерживать его, а также, трудности, связанные с этим; 3) 11-13 вопросы позволяют выяснить круг общения.

     Проанализируем полученные данные первого блока вопросов, представленные в таблице 1.

 

 

№ вопр. Варианты ответов    Количество  учащихся

1

       Да 25
       Нет 1
       Не очень 1
       Не знаю 11

2

Друзья 18
Родители 10
Со всеми 7
С против. полом 3

3

Узнавание новостей 5
Обмен информацией 10
Поддержка отношений 5
      Развлечение 15
     Не знаю 3

4

    Разговор (беседа) 17
Передача информации 10
 Узнавание друг друга 9
    Не знаю 2

5

    Да 29
     Нет 6
     Не знаю 3

Таблица 1

     Анализ ответов вопросов по анкете показывает, что на вопрос: «Умеете ли вы общаться?», - отвечают положительно 25 из 38 учащихся, 1 – «нет», 1 – «не очень» и 11 – «не знают».

Что касается круга общения, то на вопрос «С кем вы предпочитаете общаться?» на первое место все ребята поставили друзей (сверстников, друзей постарше), на втором месте - родители, 7 человек ответили, что общаются со всеми.

Большинство опрошенных старшеклассников видят в общении развлечение – 15человек, 10 – обмен информацией, 17 учащихся общаются для участия в разговоре, беседе.

Из второго блока вопросов анкеты видно, что практически у всех ребят возникают проблемы в общении, особенно с взрослыми – родителями и учителями. 32 опрошенных ответили, что трудности в общении возникают; у 20 человек трудности проявляются в общении со взрослыми (11 учащихся ответили что трудности есть в общении с родителями, 9 – с учителями); не менее проблем в общении со сверстниками, особенно с представителями противоположного пола (5 человек – трудности в общении со сверстниками, 7 человек испытывают сложности в общении со сверстниками противоположного пола).

Неправильное построение межличностных отношений между двумя полами, непонимание и разочарование очень сильно беспокоят опрашиваемых. Почти все испытуемые столкнулись хоть раз с проблемой непонимания в процессе общения[11]. Это связано с различными причинами: возрастными, половыми, этническими.

Последний, третий, блок анкеты позволяет выяснить, с кем подростки предпочитают делиться своими радостями и горестями, проводить свободное время. Результаты представлены в виде таблицы 2.

         № вопр. Варианты ответов Количество учащихся

11

Друзья вне школы 20
Родители 8
Сестра/ брат 10
Одноклассники 10

12

Один 4
Мама 8
Друзья вне школы 10
Одноклассники 6

13

Друг вне школы 15
Родителям 5
Маме 10
Одноклассникам 6
Всем 2

Таблица 2

Полученные данные показывают, что друзья вне школы и одноклассники по-прежнему на первом месте, родители на втором. Когда стоит вопрос «С кем бы вы пошли к зубному?» или «С кем бы вы поделились волнующими вас вещами?», большинство учащихся отвечает «с друзьями вне школы» (10 - 15 человек) или « с родителями, с мамой» (8 -10 человек).

Полученные факты можно объяснить особенностями возраста. Современным подросткам свойственно утверждать свою независимость, самостоятельность в глазах взрослых. Данный возрастной период характеризуется особой конфликтностью учащихся с взрослыми, прежде всего с родителями и учителями.

Проанализировав данные методики диагностики «помех» в установлении контактов В.В. Бойко можно отметить, что в большинстве случаев старшеклассники уже научились контролировать эмоции, дозировать их и сближаться с людьми. Результаты методики представлены в

таблице 3.

«помехи» в установлении эмоциональных контактов количество учащихся
1. Неумение управлять эмоциями, дозировать их 4
2. Неадекватное проявление эмоций 2
3. Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций 5
4. Доминирование негативных эмоций 3
5. Нежелание сближаться с людьми на эмоциональном уровне 10

Таблица 3

Так у 20 человек из 38 тестируемых нет эмоциональных проблем в общении. Всего у 10 старшеклассников наблюдается нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе, возможно, это связано с особенностями возраста и растущей избирательностью в общении.

Ниже, в таблице 4, приведены обобщенные результаты по методике диагностики «помех» В.В. Бойко.

баллы количество учащихся                   результаты
0 – 2 2 Ответы не искренни
Не более 5 20 Эмоции не мешают общаться
6 - 8 6 Эмоциональные проблемы
9-12 10 Эмоции мешают контактировать

Таблица 4

Таким образом, каких-либо конкретных, ярко выраженных эмоциональных «помех» у тестируемых учащихся нет, все данные находятся в пределах нормы, среднего показателя. В результате чего можно говорить о устойчивом, стабильном эмоциональном состоянии каждого учащегося и коллектива старшеклассников в целом.

Следовательно, несмотря на то, что по итогам проведенных исследований, у старшеклассников ярких и острых проблем и сложностей в общении нет, им необходима помощь специалиста по организации работы с молодежью для организации и проведения мероприятий, направленных на улучшение уже имеющихся коммуникативных навыков и усвоение новых, на оптимизацию межличностных отношений в коллективе и взаимодействия с преподавателями и родителями.

 



2020-02-04 344 Обсуждений (0)
Диагностика межличностных отношений старшеклассников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Диагностика межличностных отношений старшеклассников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (344)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)