Программа организации деятельности дискуссионного клуба для старшеклассников
Для успешного усвоения и оптимизации навыков общения у учащихся старших классов целесообразно организовать дискуссионный клуб для старшеклассников на базе школы, в которой они обучаются. Главные принципы организации деятельности клуба: · интересы и добровольность · единство цели · самоуправление · совместная деятельность · сочетание различных видов деятельности (познавательной, информационной, коммуникативной, рекреационной, практической, игровой) · личный комфорт и доброжелательность · открытость системы деятельности Цель программы: помочь юношам и девушкам определить свои жизненные планы, научиться грамотно выражать свою точку зрения, слушать других, продвинуться в плане своего личностного развития и самовыражения, самоопределение, в обретении собственной идентичности. Задача - создать условия для реализации потребностей старшеклассников: · самопознание · самоопределение · самоутверждения · самосовершенствования · реализация потребности в общении, как главной ведущей деятельности. Реализация целей и задач осуществляется следующими формами работы: 1. Материальные условия: · наличие помещения · технические средства (проектор, персональный компьютер, цифровая камера). 2. Организационные условия:
· организация самоуправления с помощью инициативной группы учащихся (волонтерское движение). · создание коллектива единомышленников (на основе общих интересов).
3. Психологические условия: · создания отношений сотрудничества, доверия и взаимоуважения. · восприятие событий по принципу 'здесь и теперь'. Искренностью, доброжелательностью оказывать влияние на эмоциональное восприятие жизни. Алгоритм клуба: · Заседание клуба готовиться инициативной группой и проводится в форме ток-шоу, где каждый может высказаться по затронувшему вопросу. · Инициативная группа имеет меняющийся состав. · Инициативная группа принимает почетных гостей. Участниками могут стать все, кто заинтересовался предложенной темой заседания. · Заседания клуба проводятся раз в учебную четверть в рамках внеклассных занятий. · Темами ток-шоу выбираются наиболее актуальные вопросы, интересующие старшеклассников ( в I – II учебной четвертях это могут быть темы, касающиеся моральных и нравственных аспектов, школьной жизни в целом; в III – IV четвертях могут проводится ток-шоу на тему формы сдачи экзаменов, выбора будущей профессии, выбора ВУЗа). Примерный сценарий проведения ток-шоу на тему «Карманные деньги школьника». Цель: · развитие у учащихся умений отстаивать свою точку зрения; · воспитание культуры ведения дискуссии, умения терпимо относиться к различным точкам зрения; · воспитание уважения к людям независимо от их позиций и мнений; · уметь слушать и аргументировано отстаивать свою точку зрения; · воспитание чувства ответственности за свою семью и своих близких; · воспитание чувства ответственности за дело, которым занимаешься, выбор жизненной перспективы; · развитие умений смотреть на проблему с различных точек зрения, видеть диалектическую взаимосвязь между явлениями, находить причинно-следственные связи.
Оборудование: результаты анализа анкет в виде столбчатых диаграмм; на стене большими буквами «Большая перемена», плакаты по теме, секретная комната, мягкий уголок для приглашенных, мультимедийный проектор. Ход ток-шоу ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, уважаемые родители, гости, ребята! В нашем зале впервые «Большая перемена». И тему ее определила сама жизнь. Сценка. ВЕДУЩИЙ: Итак, тема нашей программы «Карманные деньги школьника». Нам интересно услышать мнение родителей. Нужны ли старшекласснику деньги в кармане и в каком количестве? Выступление родителей. ВЕДУЩИЙ: А теперь узнаем мнение старшеклассников. Ведущий подводит итоги анкетирования, анализирует некоторые анкеты.
ВЕДУЩИЙ: А вот автора этих строк я хочу пригласить к нам в зал.
Входит первая участница ток-шоу. Ведущий приглашает ее занять место на диване. ВЕДУЩИЙ: Как ты думаешь, почему сложилась такая ситуация в твоей семье: а) родители хотели показать, что твое желание не главное; б) они не видели в этом необходимости; в) хотели сэкономить; г) были другие планы; д) не было денег; Диалог с Таней. ВЕДУЩИЙ: У нас есть возможность выслушать одного из родителей, потому что мама Тани в нашей секретной комнате. Валентина Ивановна. Выход мамы. Диалог с мамой Тани. ВЕДУЩИЙ: А вот еще анкета: (зачитывает) «Когда мне очень хотелось себе купить вещь (не будем уточнять, какую), я долго и упорно объясняла маме, что она мне очень нужна. Мама послушала, сначала сказала, что не хочет покупать. Но потом, обсудив с папой, они решили удовлетворить мое желание. И вообще, мама знает, если мне что-то нужно, она старается выполнить это». Я приглашаю автора этих строк в зал. Выход следующего участника ток-шоу. ВЕДУЩИЙ: Непонятно, почему мама изменила мнение? Из-за твоих слез? Почему родители сразу не согласились? Чтобы помучить? Ты, как единственный ребенок, имеешь больше, чем двое, трое или четверо детей? В нашей секретной комнате – папа. Пройдите к нам, пожалуйста. Выход гостя. Ответы, вопросы, реплики из зала. ВЕДУЩИЙ: Ваше мнение по поводу этой ситуации. Вы боитесь разбаловать единственного ребенка? Может, вы хотели удержать дочь от ненужных покупок? Ведь как говорил Гоголь: «Вещи, как и их создатели, не терпят одиночества. Им требуется достойное общество». Если купил нежданно-негаданно сверхмодный плащ, к нему нужны туфли, а к ним сумочку, а к ней зонт и т.д. То есть Вы хотите, чтобы дочь обдумывала покупки? ВЕДУЩИЙ: Вечная проблема отцов и детей. Как ее разрешить? Позволить говорить произволу своих желаний «да» или научить сказать им «нет»? как отнесется к этому ребенок? Послушаем по этому поводу точку зрения нашего эксперта. У нас в зале психолог А.А. Диалог с психологом. Сценка. ВЕДУЩИЙ: В анкете на вопросы: «Считаете ли вы, что торговать своим телом - это способ зарабатывания денег?» и «Как вы относитесь к рэкету?» было много разных мнений. ВЕДУЩИЙ: В нашем городе есть дети, и это не секрет, которые добывают себе кусок хлеба попрошайничеством. Мне хочется спросить: «Это что, тоже вид заработка?» Какие возможности есть у детей заработать себе на жизнь, если родители это сделать не в состоянии? Давайте послушаем еще одного эксперта нашей программы – Р. Б. ВЕДУЩИЙ: Какие еще возможности зарабатывать деньги есть у ребенка? (Ответы детей) Ребята, кто из вас пробовал оценить свой домашний труд? например, помыть полы – 50 рублей, посуду – 20 рублей. А сколько стоит тогда работа мамы-домохозяйки? Как вы будете рассчитываться с ней? (Ответы детей) Ребята, есть в зале такие, кто зарабатывает на мелкие расходы сам? В нашей секретной комнате сидит человек, который занимается распространением продукции «Oriflame» Е. Л. Е.Л., я приглашаю Вас пройти в зал. Вы слышали, о чем мы здесь говорили, скажите, пожалуйста, можно ли старшекласснику стать, как Вы, распространителем продукции «Oriflame»? Нужен ли для этого стартовый капитал? Будет ли возможность у юношей или девушки, работая в данной фирме, иметь карманные деньги? Сможет ли каждый работать в фирме, ведь говорят: «По одежке встречают…»? ВЕДУЩИЙ: Ребята, кажите, какова, по вашему мнению, роль прессы в освещении негативных вопросов, касающихся жизни молодежи? ВЕДУЩИЙ: Я хочу подвести итоги и увидеть мнение зала. Если вы на заданный вопрос отвечаете «да», то поворачиваете жетон красной стороной ко мне, если «нет» - то черной. Итак, 1. Как вы считаете, стоит ли давать деньги детям? 2. Стоит ли контролировать их расходы? 3. Надо ли давать определенную сумму? Подведение итогов. Анкетирование зала. ВЕДУЩИЙ: «Хочу», «могу», «должен» - какое содержание мы вкладываем в эти понятия, таков будет и наше отношение к доходам и расходам. Всем присутствующим хочу сказать спасибо. Спасибо тем, кто затеял эту «Большую стирку». Особо хочу поблагодарить тех, кто помог организовать это ток-шоу (перечисляет имена) Спасибо всем. Предлагайте темы и мы снова затеем «Большую перемену».
Вывод по Главе 2 Полученные факты по результатам анкетирования и методики диагностики «помех» в установлении контактов В.В. Бойко, проведенных среди учащихся старших классов, можно объяснить особенностями возраста. Современным старшеклассникам свойственно утверждать свою независимость, самостоятельность в глазах взрослых. Данный возрастной период характеризуется особой конфликтностью учащихся с взрослыми, прежде всего с родителями и учителями. Очень важным фактором выступает социальная среда. Социальные условия в наше время приводят к изменению личностных параметров современных юношей. Таким образом, несмотря на изменившиеся социальные условия, по предпочтительности на первом месте остаются сверстники. На втором месте – родители, так как сложности во взаимоотношениях с взрослыми по-прежнему актуальны. Отсутствуют проблемы с установлением эмоциональных контактов, эмоции не мешают учащимся общаться и взаимодействовать в повседневной жизни, развивать межличностные отношения. Для успешного усвоения и оптимизации навыков общения у учащихся старших классов была разработана программа работы дискуссионного клуба для старшеклассников на базе школы, в которой они обучаются.
Заключение
Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы: 1. Большинство опрашиваемых учащихся считают общение неотъемлемой частью своей жизни (общение ведущий вид деятельности у подростков и остается значимым у старшеклассников). Оно позволяет им поддерживать отношения, обмениваться информацией и узнавать новое. На первом месте по предпочтительности в общении стоят сверстники, на втором – взрослые (родители, учителя). Однако с возрастом значимость общения с взрослыми увеличивается. 2. Сегодня взаимопонимание со сверстниками осложняется целым рядом поведенческих факторов, а также личностными особенностями ровесников, которые, обусловлены изменившимися социальными условиями – приоритет материальных ценностей, разделение общество (на богатых и бедных), изменение межличностных отношений и т.д. ребята все чаще сталкиваются с безразличием, грубостью, злостью. Между тем, общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста продолжает быть значимым. 3. Каких-либо конкретных, ярко выраженных эмоциональных «помех» , мешающих построению общения, у старшеклассников нет. В результате чего можно отметить устойчивое, стабильное эмоциональное состояние каждого учащегося и коллектива старшеклассников в целом. 4. Проведенный анализ особенностей общения со сверстниками показал огромное значение, которое имеет для старшеклассников общение со сверстниками. Общение со взрослыми уже не может целиком заменить общения со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни юноши, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Следовательно, специалисты по организации работы с молодежью, школьные педагоги, психологи, а также родители должны уделять большое внимание этой стороне жизни старшеклассника, исходя из особенностей его общения со сверстниками, строить воспитательную и учебную работу, выбирать оптимальные пути к установлению контакта с ним, методы воспитательного воздействия на него и т. д. 5. Разработана программа организации деятельности дискуссионного клуба для старшеклассников, позволяющая оптимизировать межличностные отношения, улучшить навыки конструктивного общения у старшеклассников. Участие в деятельности этого клуба дает возможность учащимся старших классов научиться выражать себя, формировать свою точку зрения, делится ей с окружающими, отстаивать свою позицию.
Список литературы 1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов/ Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008.-363с. 2. Батаршев, А.В. диагностика способностей к общению/ А.В. Батаршев. – СПб: Питер, 2006. – 176 с. 3. Бочаров, В.В. Антропология возраста / В.В. Бочаров. - СПб.: Питер,2001.-576с. 4. Вачков, И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников / И.В. Вачков, М.Р. Битянова. – СПб. : Питер, 2009. – 192с. 5. Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие / Б.С. Волков. – М. : Академический проект: Трикста, 2006. – 256 с. 6. Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста // Собр.соч.: В 6 т. – М., 2004. – т. 3, 4. 7. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов/ М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова.- М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с. 8. Гривцов, А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов/ А.Г. Гривцов – СПб: Питер, 2007. – 208 с. 9. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология/ О.Б. Дарвиш. - М.: Владос, 2003. – 200с. 10. Дубровина, И. В. Практическая психология образования: учеб. пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2004. - 592 с. 11. Кон , И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М. : Просвещение, 2000. – 256 с. 12. Крайг, Г.Психология развития/Г. Крайг, Д. Бокум 9-е изд.- СПб.: Питер, 2005 – 940с. 13. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М. : Сфера, 2005. - 464 с. 14. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания : учебное пособие / О.В. Лишин. – М.: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2006. – 300 с. 15. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология /под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с. 16. Мудрик А. Самые трудные годы.- М.: Академия, 2002.- 256с. 17. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М.: Академия, 2003, - 199с. 18. Рабочая книга школьного психолога/ И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 2004.- с. 131. 19. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты/ Д.Я. Райгородский. – Самара: «Бахрах-м», 2001. – 672с. 20. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн. Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 384 с. 21. Самоукина, Н.В. Практическая психология в школе: лекции, консультирование, тренинги / Н.В. Самоукина. – М. : Академия развития, 2002. 22. Суховершина, Ю.В. Тренинги коммуникативной компетентности / Ю.В. Суховершина, Е.П. Тихомирова, Ю.Е Скоромная. – М. : Академический проект, Фонд «Мир» , 2009. – 111 с. 23. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко.- М.: Гардарики,2005. — 349 с. 24. Шевцова, Ж.В. Навыки конструктивного взаимодействия с ребенком / Ж.В. Шевцова // Воспитание школьников. – 2009. - №7.- С. 70 – 71. 25. Эльконин, Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. Вузов/ Д.Б. Эльконин.- М.:ВЛАДОС, 2001. – 357с. Приложение 1 Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко. Инструкция. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». 1. Обычно к концу учебного дня на моем лице заметна усталость. 2. Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более благоприятное впечатление на партнеров (теряюсь, волнуюсь, много говорю, замыкаюсь). 3. В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности. 4. Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим. 5. Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется 6. Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций. 7. Часто в общении с одноклассниками я продолжаю думать о чем-то своем. 8. Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку. Но он этого не чувствует, не воспринимает. 9. Чаще всего в моих глазах видна озабоченность. 10. Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице. 11. Пожалуй, я несколько скован, зажат. 12. Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения. 13. Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке. 14. Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы и т.д. 15. Разговаривая, излишне жестикулирую. 16. Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным. 17. Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно. 18. Мне сложно смотреть в глаза в общении с малознакомым человеком. 19. Если я хочу, то мне всегда удается скрыть неприязнь к плохому человеку. 20. Мне часто бывает весело без всякой причины. 21. Мне очень просто сделать по собственному желанию разные выражения лица: печаль, радость, испуг и т.д. 22. Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать. 23. Мне часто что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю эти чувства к нему.
Итоги:
Сумма набранных балов может колебаться от 0 до 23. Чем больше баллов, тем очевиднее эмоциональная проблема в повседневном общении. Однако если набрано очень мало (0-2). Либо ответы были не искренни, либо плохое видение себя со стороны. Если набрано не более 5 баллов – эмоции обычно не мешают общаться с партнерами: 6-8 баллов – некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении. 9-12 баллов - свидетельство того, что эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми. Обратите внимание нет ли помех, которые отчетливо возникают у – это пункты, по которым набрано 3 и более баллов.
Приложение 2 Анкета для учащихся 11-х классов. На каждый вопрос анкеты предлагается ответить расширенно( 3-4 предложения), или по возможности написать мини-сочинение, раскрыв свое отношение к вопросу. Блок I. 1. Умеете ли Вы общаться? 2. С кем Вы предпочитаете общаться? 3. Что такое общение? 4. Для чего Вы общаетесь? 5. Нужно ли учиться общению? Блок II 6. Возникают ли у Вас трудности в общении и с кем? 7. Легко ли Вы устанавливаете контакты с новыми людьми?? 8. Вы считаете себя интересным собеседником? 9. Кто виноват в трудностях во время общения? 10. Кто первым начинает разговор, если возникла напряженная ситуация? Блок III. 11. С кем Вы хотели поехать отдыхать? 12. С кем бы Вы пошли к зубному? 13. Кому Вы доверитесь рассказать о важном событии, вещах которые вас очень волнуют?
[1] Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней юности/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий.-Сфера, 2006. –С.89 [2] Кулагина , И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М. : Сфера, 2005. - с.123
[3] Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие / Б.С. Волков. – М. : Академический проект: Трикста, 2006. – С. 78
[4] Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие / Б.С. Волков. – М. : Академический проект: Трикста, 2006. –С.63 [5] Вачков, И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников / И.В. Вачков, М.Р. Битянова. – СПб. : Питер, 2009. –с.56 [6] Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие / Б.С. Волков. – М. : Академический проект: Трикста, 2006. –С.81 [7] Шевцова, Ж.В. Навыки конструктивного взаимодействия с ребенком / Ж.В. Шевцова // Воспитание школьников. – 2009. - №7.- С. 70 – 71.
[8] Кон , И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М. : Просвещение, 2000. – С.110 [9] Кон , И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М. : Просвещение, 2000. – С.110
[10] Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты/ Д.Я. Райгородский. –Самара: «Бахрах – м», 2001. –с.346 [11] Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М. : Академия, 2003, - с.199.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |