Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Требования к проведению опроса.



2020-02-04 238 Обсуждений (0)
Требования к проведению опроса. 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Опрос можно проводить в коллективах, имеющих
некоторый опыт совместной деятельности (обычно не менее 6 мес). В противном случае исследователь рискует зафиксировать случайную структуру.

2. Размер коллектива должен давать возможность его чле­нам активно общаться. Оптимально до 8-9 чел., больший размер снизит качество получаемой информации.

3. Задаваемые вопросы должны представлять собой крите­рии, на основании которых опрашиваемый (респондент) осуществляет личный выбор кого-либо из членов коллектива для участия в какой-то совместной деятельности.

Необходимо указать возможное число выборов. Выборы можно не ограничивать. В этом случае такая процедура называется непараметрической. Она дает полную картину взаимоотно­шений между членами. Применяется в социометрических иссле­дованиях в небольших группах.

Параметрическая социометрия предусматривает ограни­чения числа выбираемых лиц по критериям. Так, в инструкции или в анкете указывается, сколько человек и в каком порядке испытуемые могут выбрать или отвергнуть.

Проблема взвешивания выборов не имеет однозначного решения. Согласно математическим расчетам, приведенным в книге Паниотто В.Н. («Структура межличностных отношений», Киев, 1975г.), можно округленно для всех групп брать вес 1-го выбора - 1, 2-го - 0,7, 3-го - 0,6. Вес невыбранного - 0.

Опрос должен проводиться посторонним для данного коллектива лицом. Ни члены коллектива, ни тем более руковод­ство или представители администрации не должны проводить сбор информации, т.к. это резко нарушает анонимность, которая является обязательным условием проведения социометрического опроса.

Процедура социометрического опроса состоит из несколь­ких этапов.

Подготовительная фаза. Исследователь определяет про­блему, выбирает объект исследования, знакомится с величиной и различными социально-демографическими характеристиками коллектива.

Первая фаза. Исследователь входит в прямой контакт с членами коллектива, стремится внушить к себе доверие. Пред­варительный контакт исследователя с членами коллектива повы­шает их психологическую готовность к предстоящему опросу. Этот этап часто называют социометрической разминкой. Однов­ременно на этой фазе устанавливается содержание социометри­ческих критериев.

Вторая фаза. Проведение собственно опроса: инструктиро­вание респондентов, раздача социометрических карточек, запол­нение их опрашиваемыми, сбор карточек.

Инструкцию для заполнения можно давать в двух формах: как фронтально для всех членов группы, так и индивидуально. При подаче инструкции фронтально у опрашиваемых, как правило, возникают вопросы - «зачем шифр?», «зачем указывать свой шифр?" (значит, другие узнают, что я о них думаю и др.). Отвечая на эти вопросы, исследователь должен убедить испытуемых в неразглашении тайны их личных ответов в опросе.

Не рекомендуется в присутствии испытуемого просматри­вать собранные заполненные карточки и уточнять детали. Лучше сделать это потом. Не рекомендуется поручать сбор заполненных карточек члену группы. Это вызовет затруднения у некоторых членов группы, не состоящих в положительной группировке с данным субъектом. Не рекомендуется также передавать запол­ненные карточки в руки администрации или руководителя груп­пы.

Желательно рассаживать испытуемых так, чтобы они не видели лиц друг друга, иначе могут появиться симптомы скованности, желание отдельных лиц пересесть на другое место.

Фаза обработки. Обработка информации, вычисление соци­ометрических индексов, представление информации в свернутом виде, проверка надежности полученных данных.

Социограмма.

Результаты социометрии могут быть представлены и в виде сопрограммы - графического изображения связей внутри коллек­тива.

Завершающая фаза. Получение выводов и рекомендаций.

 

Референтометрия

Референтометрия - экспериментальная процедура, с по­мощью которой оказывается возможным выявить круг лиц, значи­мых (референтных) для индивида в отношении оценки качеств его личности, способов его поведения, мнений и ориентации, что не удается обнаружить с помощью социометрии. Сущность методики в следующем. Вначале группа выгМлняет задание экспериментатора по взаимооценке. На бланках написаны фамилии, а напротив стоят различные качества личности, например, "честность, доброта, жадность" и т.д., которые необ­ходимо оценить по пятибалльной шкале. Каждый оценивает всех и себя в том числе. Все полученные оценки заключаются в отдельные конверты с указанием фамилии проставившего оценки. Затем испытуемому предла­гают ознакомиться с мнением товарищей, которые оценивали его в эксперименте. Но из 30-40 человек, участвовавших в оценке, испытуемый может отобрать лишь трех-четырех. В подобных условиях испытуемый стремится ознакомиться с мнением наиболее значимых для него лиц и тем самым невольно обнаруживает референтный для него круг общения. Исследования подтвердили гипотезу о возможности несовпадения выбран­ных групп, обнаруженных с помощью социометрии и референтометрии. Имеются данные, свидетельствующие о том, что лица, отверженные в обстоятельствах социометрического выбора, выступают в роли "референ-тометрической звезды", т.е. вызывают настойчивое стремление членов группы ознакомиться с их мнением.



2020-02-04 238 Обсуждений (0)
Требования к проведению опроса. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Требования к проведению опроса.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)