Этапы проведения психоогического исследования.
Тема 2. М етоды психологии 1. Уровни методологического анализа психологических процессов 2. Принципы построения психологических исследований. 3. Организация психологичекого исследования 4. Методы сбора фактического материала.
1. Уровни методологического анализа психологических процессов
Уровни методологического анализа психологических процессов. Выделяют три уровня. Первый - это общая методология, рассматриваемая как общий принцип познания, как философский подход к анализу явлений действительности. Второй уровень - это частная (или специальная) методология, обеспечивающая конкретную реализацию общефилософских принципов применительно к объектам социально-психологического исследования. Он базируется на методологических принципах психологии. Третий уровень методологии образует совокупность конкретных методов, методик и процедур впсихологических исследованиях. Именно этот уровень связан с практикой исследования. Так как разные уровни методологии тесно переплетаются между собой и в каждом отдельном случае можно проследить их взаимодействие, все конкретные технические приемы, методики и процедуры, обладая в ряде случаев относительной самостоятельностью, всегда зависят от теоретических позиций применяющих их исследователей и той научной школы, в рамках которой они были созданы. Поэтому исследователю, работающему с методиками, приходится тщательно продумывать вопрос о связи конкретных методических приемов с теоретическими концепциями и исходными установками их авторов.
Принципы построения психологических исследований. Объективность изучения психологических явлений. Принцип означает, что при изучении психических явлений всегда следует стремиться к установлению материальных причин их возникновения. Соблюдение этого принципа требует от исследователя. а) Изучать человека в процессе его деятельности как в типичных так и не типичных условиях. б) Исключить влияние исследователя на результаты исследования. в) Стремиться к такой организации исследований при которой возможно повторное получение результатов, а также получение одинаковых результатов при использовании разных методов. Изучение психических явлений в их развитии (генетический принцип). Он заключается в том, что каждое изучаемое психическое явление должно рассматриваться как процесс диалектического равзвития. Соблюдение этого принципа требует выявления и изучения не только тех психических качеств человека, которые наблюдаються у него в момент исследования, но и выявления новых особенностей психики которые только зарождаются или формируются.
Аналитико – синтетическое изучение личности. Этот принцип требует от исследователя давать оценку личности основываясь на изучении общих, особенных и индивидуальных свойствах личности. Аналитическое (от слова анализ – расчленение) изучение человека позволяет поделить в качестве объектов изучения отдельные психические процессы или свойства. Синтетическое изучение – даёт возможность выявить взаимосвязь всех отдельных психических процессов и найти то устойчивое, что характеризует человека в целом.
Методы организации исследования. 1. Лонгитюдный (метод срезов) – одна группа длительное время. 2. Сравнительный – сравниваются две группы различающиеся по возрасту, по количеству травм.
Этапы проведения психоогического исследования. 1. Подготовительный – изучение литературы. Наблюдение, беседа. Формулировка исходной гипотезы. 2. Создание методики. 3. Сбор фактического материала. 4. Анализ материалов исследования и интерпретация.
3. Организация психологичекого исследования
Организация психологичекого исследования. Любое психологическое исследование начинается с составления программы изучения объекта. Она содержит всестороннее обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Программа включает методологическую часть - формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объема и предмета исследования, формулировку гипотез и задач исследования. Методическая часть - определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора социально-психологической информации, логическая схема обработки ее на ЭВМ. Рабочий план исследования позволяет заранее предусмотреть формирование и подготовку группы сбора первичной информации, инструментария. Предусматривается и выбор соответствующего места и времени, предварительное информирование испытуемых. Предусматривается подготовка информации к обработке на ЭВМ, анализ результатов, формулирование выводов и рекомендаций. Разрабатываются вспомогательные документы (инструкции интервьюорам, анкетерам), инструкции по кодировке. Разрабатывается и проводится разведывательное (пилотажное) исследование. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. Пилотажное исследование служит для получения дополнительной информации о предмете и объекте, уточнении и корректировке гипотез и задач, инструментарии и границ обследуемой совокупности, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в ходе проведения исследования.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |