Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этапы проведения психоогического исследования.



2020-02-04 200 Обсуждений (0)
Этапы проведения психоогического исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 2. М етоды психологии

1. Уровни методологического анализа психо­логических процессов

2. Принципы построения психологических исследований.

3. Организация психологичекого исследования

4. Методы сбора фактического материала.

 

1. Уровни методологического анализа психо­логических процессов

 

Уровни методологического анализа психо­логических процессов. Выделяют три уровня. Первый - это общая методология, рассматриваемая как общий принцип позна­ния, как философский подход к анализу явлений действительнос­ти. Второй уровень - это частная (или специальная) методология, обеспечивающая конкретную реализацию общефилософских принципов применительно к объектам социально-психологичес­кого исследования. Он базируется на методологических принци­пах психологии. Третий уровень методологии образует совокупность конкретных методов, методик и процедур впсихологических исследованиях. Именно этот уро­вень связан с практикой исследования.

Так как разные уровни методологии тесно переплетаются между собой и в каждом отдельном случае можно проследить их взаимодействие, все конкретные технические приемы, методики и процедуры, обладая в ряде случаев относительной самостоя­тельностью, всегда зависят от теоретических позиций применя­ющих их исследователей и той научной школы, в рамках которой они были созданы. Поэтому исследователю, работающему с методиками, приходится тщательно продумывать вопрос о связи конкретных методических приемов с теоретическими концепци­ями и исходными установками их авторов.

 

Принципы построения психологических исследований.

Объективность изучения психологических явлений.

Принцип означает, что при изучении психических явлений всегда следует стремиться к установлению материальных причин их возникновения. Соблюдение этого принципа требует от исследователя.

а) Изучать человека в процессе его деятельности как в типичных так и не типичных условиях.

б) Исключить влияние исследователя на результаты исследования.

в) Стремиться к такой организации исследований при которой возможно повторное получение результатов, а также получение одинаковых результатов при использовании разных методов.

Изучение психических явлений в их развитии (генетический принцип).

Он заключается в том, что каждое изучаемое психическое явление должно рассматриваться как процесс диалектического равзвития. Соблюдение этого принципа требует выявления и изучения не только тех психических качеств человека, которые наблюдаються у него в момент исследования, но и выявления новых особенностей психики которые только зарождаются или формируются.

 

Аналитико – синтетическое изучение личности.

Этот принцип требует от исследователя давать оценку личности основываясь на изучении общих, особенных и индивидуальных свойствах личности.

Аналитическое (от слова анализ – расчленение) изучение человека позволяет поделить в качестве объектов изучения отдельные психические процессы или свойства.

Синтетическое изучение – даёт возможность выявить взаимосвязь всех отдельных психических процессов и найти то устойчивое, что характеризует человека в целом.

 

Методы организации исследования.

1. Лонгитюдный (метод срезов) – одна группа длительное время.

2. Сравнительный – сравниваются две группы различающиеся по возрасту, по количеству травм.

 

Этапы проведения психоогического исследования.

1. Подготовительный – изучение литературы. Наблюдение, беседа. Формулировка исходной гипотезы.

2. Создание методики.

3. Сбор фактического материала.

4. Анализ материалов исследования и интерпретация.

 

3. Организация психологичекого исследования

 

Организация психологичекого исследования. Любое психологическое исследование на­чинается с составления программы изучения объекта. Она содер­жит всестороннее обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Программа включает методологическую часть - фор­мулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объема и предмета исследования, формулировку гипотез и задач исследования. Методическая часть - определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора со­циально-психологической информации, логическая схема обра­ботки ее на ЭВМ.

Рабочий план исследования позволяет заранее предусмот­реть формирование и подготовку группы сбора первичной ин­формации, инструментария. Предусматривается и выбор соот­ветствующего места и времени, предварительное информирова­ние испытуемых. Предусматривается подготовка информации к обработке на ЭВМ, анализ результатов, формулирование выво­дов и рекомендаций.

Разрабатываются вспомогательные документы (инструк­ции интервьюорам, анкетерам), инструкции по кодировке.

Разрабатывается и проводится разведывательное (пило­тажное) исследование. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной про­грамме и сжатом по объему инструментарии. Пилотажное иссле­дование служит для получения дополнительной информации о предмете и объекте, уточнении и корректировке гипотез и задач, инструментарии и границ обследуемой совокупности, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в ходе проведения исследования.

 



2020-02-04 200 Обсуждений (0)
Этапы проведения психоогического исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этапы проведения психоогического исследования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)