Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Метод изучения продуктов деятельности



2020-02-04 365 Обсуждений (0)
Метод изучения продуктов деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Заключается в изучении различных продуктов деятельности (например произведений исскуства, литературы, различных изделий) с целью установления психологических характеристик личности.

 

Требования

 

1. Необходимо установить типичны ли определённые продукты. Или они созданы случайно.

2. Желательно знать условия в которых протекала деятельность.

3. Нужно анализировать не единичные, а многие продукты как аналогичные так и другие.

 

Достоинства

Предметы всегда под рукой. Возможность многократного обращения.

 

Недостатки

Далеко не всегда можно раскрыть мотивы которые привели к созданию определённого материального продукта.

 

Анкета

Сбор сведений с помощью письменных ответов испытуемого на вопросы.

 

Бывают : закрытые, открытые, комбинированные.

 

Закрытые – даются несколько ответов из которых необходимо выбрать нужный (+, v). Легко обробатывать, но не всё учитывается.

Открытые – сам формирует ответ.Трудно обробатывать.

Комбинированные – несколько ответов и открытый ответ, что ещё напишите?

 

Требования

1. Инструкция по заполнению должна быть понятной.

2. Вопрос должен пониматься однозначно, в нём не должно быть двусмысленности.

3. Необходимы проверочные вопросы (например о желании сменить роботу).

 

Достоинства

1. Возможность получения большого объёма материала, в короткие сроки.

2. Простота и доступность в непосредственной роботе.

 

Недостатки

Нет личного контакта с испытуемым, что снижает возможности для качественного анализа результатов.

 

 

 

Тестирование

Термин тест значит по английски “проба” или “испытание”. Он был введён в конце прошлого столетия американским психологом Каттелом. Т – позволяют определить определённых психологических особенностей.

Тесты в собственном смысле слова – это испытания, которые ставят своей целью градуирование, определение рангового места личности в группе или коллективе, установлению её уровня. Тест направлен на личность; он должен служить средством диагноза в целях прогноза.

Сам термин “тест” в последнее время получил и более расширенное употребление, распространяемое на всякое задание, которое даётся испытуемому.

Все существующие тесты можно условно разделить на тесты способностей, успешности и личностные или проективные тесты.

 

1. Т. способностей – уровень развития психических качеств (памяти, внимания, мышления).

2. Т. успешности – измеряют готовность к определённой деятельности (экзамен на права).

3. Проективные Т. – количественные показатели свойств личности.

 

Требования к методу.

1. Обязательно стандартизация показателей, т.е. эти показатели сравниваются с усреднёнными полученными на большой массе людей.

2. Все испытуемые должны быть в одинаковых условиях (Пример, дети рабочих и элиты дают разные результаты).

 

Достоинства

Быстро можно получить данные о глубинных личностных характеристиках.

 

Недостатки

1. Трудность в разработке теста.

2. Трудности в интерпритации результатов. Требуется многолетний опыт.

 

В настоящее время в странах Запада, тестирование применяется в широких масштабах в армии, на производстве,при поступлении в учебные заведения.

В нашей стране тестовые методики так же находят применение в некоторых областях психологии, а так же в психиатрии.

Применение некоторых тестовых методов и интерпритация данных являются в настоящее время предметом острых дискуссий. Особенно это относится к личностным тестам.

В США  и других странах широко применяются для изучения личности проекционные (или их называют ещё прожективные) методы. Сам термин имеет своё происхождение от термина Фрейда проэкция, для обозначения одного из защитных механизмов личности. Этот механизм заключается в том, что человек приписывает другим людям, а иногда и неодушевлённым предметом те свои черты которые его тяготят. Озлобленный человек видит озлобленность не у себя, а у знакомых, ему представляются озлобленными даже мирные картины природы.

Одним из распространённых проэкционных методов является метод чернильных пятен швейцарского психиатра Роршаха. Испытуемым предлагаются картинки с бесмысленными чёрно – белыми или цветными пятнами причудливых форм, таких примерно, какие образуются, если размазать капли чёрным на сгибе места бумаги. Применяется довольно сложная система учёта результатов. Обычно берутся показатели:

а) способы восприятия (глобальная или общая интерпретация пятна и.т.д

б) качества восприятия

в) содержание восприятия

г) степень оригинальности ответов, (о мышлении,эмоциях).

У нас этот метод применяется при изучении психологии характера и в психиатрии.

  Широкое распространение в США имеет тест Меррей на тематическую апперцепцию (ТАТ). Это по существу составление рассказа по картинкам. На одной, к примеру изображен мальчик, сидящий перед футляром со скрипкой, на другом пожилая женщина и молодой человек. Испытуемому должен на каждой из 30 таких картинок расказать что именно происходит, что привело к данной ситуации, что думают и чувствуют изображённые лица, как дальше будут развиваться события и.т.д.

Результаты этого метода, по замыслу авторов, должны дать информацию о следующих сторонах личности:

а) организации мышления

б) организации эмоций

в) силе и уровне проявления потребностей

г) мировозрение

д) межличностных отношениях

е) самосознание и отношение человека к себе

ж) динамике развития.

Имеются попытки получить по этой методике цифровые показатели, по чаще применяется качественный анализ.

Очень употребителен, в том числе и в наших психиатрических и от части психологических кругах, метод называемый “ассоциативным экспериментом”. Он также относится к проекционным методам. Впервые он предложен Галтоном. Испытуемому предлогается на каждое слово ответить первым словом, которое ему прийдёт в голову.

Учитываются время реакции, а так же внутренние и внешние ассоциации, звуковые ассоциации и другие виды ассоциаций.

В основу применения ассоциативногоэксперимента, западные психологи часто берут учение о глубинных, подсознательных или бесознательных пластах личности в духе Фрейда, Адлера, Юнга. Этот метод будто бы должен дать показатели комплексов, сдерживаемых цензурой сознания. К таким показателям комплексов причисляются, например, большое сокращение или большое удлинение времени реакции, реагирование необычное, ни чем не связанное со словом – стимулом,повторение слова- стимула в ответе.

Как я уже говорил ассоциативный эксперимент применяется у неё однако теоритические предпосылки используемые при трактовке результатов у нас инные. Они исходят из того, что сознательная деятельность направляется не спонтанно возникающими ассоциациями, а объективной действительностью.

Большое распространение в США и на западе имеет миннесотский многофазный личностный тест, (или сокращённо ММРТ).

Он включает в себя 566 вопросов. Основные результаты применения методики представляются в виде так называемого профиля личности, образуемого из 13 базисных шкал. В их число кроме 3х специальных шкал, позволяющих оценивать уровень достоверности результатов обследования, входят 10 основных шкал. Называния основных шкал в самом общем виде отражают те психологические явления и тенденции, степень выраженно и которых измеряют эти школы. Ну к примеру такие шкалы: Отношение к себе, самоконтроль, враждебность, зависимость, связная тревога и.т.д., склонность к лидерству.

 

Социометрия

Социометрия - способ исследования эмоционально-непос­редственных отношений внутри малой группы.

Возникновение метода тесно связано с именем американ­ского ученого Дж. Морено - психиатра и социального психолога, ученика З.Фрейда (родился в 1892г.).

Термин "социометрия" восходит к латинским socius- това­рищ, компаньон, соучастник и mеtrium - измерение, т.е. это метрическое измерение эмоционально-психологических связей между людьми.

Технику социометрии Морено разработал и начал эффек­тивно применять в начале иска. Так, в 1930г. на одной из крупных прачечных неподалеку от Нью-Йорка между работницами существовало много конфликтов. Пригласили Морено. Он провел социометрию. И по ее результатам расставил работниц так, чтобы находящиеся в конфликте не контактировали в процессе произ­водственных операций. Производительность фабрики стала расти без каких-либо финансовых затрат.

В процессе социометрии изучение группы проводится путем изучения выборов, сделанных членами группы. Для этой цели чаще всего применяются анкеты, содержащие социометри­ческие вопросы. В них респонденту предлагается выбрать неко­торых людей (например, из его сотрудников), пользуясь для выбора заданным критерием. Например: "С кем из членов бригады Вы хотели бы выполнять совместное задание?", "Кого из бригады (или класса) Вы хотели бы пригласить на день рождения?" и т.д. Выборы могут взвешиваться, например:

 

 

В 1-ю очередь Во 2-ю очередь В 3-ю очередь Кого бы вообще не хотели приглашать
5 6 1 9

 

 

По полученным результатам строят социометрическую матрицу.

 

п/п                                   Кого выбирают Кто выбирает    1 2 3 4 5
1 Андреев   1 3  
2 Белов 2       3
3 Вежов з        
4   Иванов 1        
 5 Сидоров          
  Кол-во полученных выборов          
  Из них взаимных          

На ее основе можно вычислять социометрические индексы. Можно построить социограмму. Социограмма - это рисунок, на котором члены группы изображаются точками, а выборы "стрелками" (из точки X проводится "стрелка" в точку У, если X выбирает У).

Социометрические индексы - это количественные показатели, характеризующие структуру группы в целом либо положе­ние отдельных членов группы в структуре группы.

Социометрическая информация основывается на социомет­рических критериях. Они формулируются в виде вопросов, ответы на которые служат основанием для установления струк­туры взаимоотношений.

Критерии бывают различных видов.

Официальные (производственные) позволяют выяснять вза­имоотношения в рабоче-функциональной сфере отношений. Они формулируются в виде вопроса, требующего выбора лиц для совместного выполнения производственных и иных заданий ("С кем бы Вы хотели выполнять совместное задание?")

Неофициальные (непроизводственные) критерии выясняют межличностные отношения на уровне неофициальных структур взаимодействия в группе. Значимые ситуации, включаемые в неофициальные критерии, должны формулироваться на основе деятельности, не связанной с решением официальных групповых задач (отдых, совместная встреча праздников, семейные торжес­тва и т.д.). Например: «Кого из членов группы Вы хотели бы пригласить на день рождения?».

Критерии бывают положительные и отрицательные. Пол­ожительный предполагает выбор для какой-нибудь деятельности. Отрицательный - наоборот тех лиц, с которыми опрашиваемый не хотел бы заниматься одной деятельностью.

Ролевые критерии позволяют выявить особенности взаимо­отношений в группе на основе указанного ролевого поведения. Они заранее обозначают ту социальную роль, которая может быть значима для личности в ее отношениях с окружающими. Напри­мер: «Кого бы Вы хотели выбрать своим ближайшим помощни­ком, если бы были бригадиром?» Эти критерии успешно приме­няют при изучении проблем лидерства.

Гностические критерии (тест «социальной перцепции»). Это индикаторы отношений воображаемых, представляемых субъ­ектом. Например: «Выбери, пожалуйста, тех членов класса, которые, по твоему мнению, выберут тебя товарищем по парте?» Требования к социометрическому критерию.

1. Вопрос должен быть конкретным, не длинным, понят­ным. Вопрос должен учитывать время, место и контекст си­туации.

2. Вопрос не должен иметь слов с двойным значением.

 

3.Социометрический критерий должен требовать, от субъ­екта выбрать или отвергнуть другого члена группы на основе заданной задачи совместной деятельности.

4.Критерий не должен накладывать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбранным или отвергнутым, но он должен четко представлять размеры и границы коллектива.

5.Используемые критерии должны интересовать исследу­емый коллектив, быть значимым для него.

6.Необходимо использовать варианты вопросов типа «Кого бы Вы хотели выбрать?», «Кто Вам больше..., меньше нравится?»

7.При необходимости ограничения выборов или их ранжи­рования следует отметить это в вопросе или инструкции к анкете.

Оформление социометрической анкеты (карточки). Карточка должна иметь строгую структуру:

а) обращение к испытуемому («Уважаемый товарищ, господин»);

б) просьбу об участии в опросе с указанием в популярной форме его смысла;

в) инструкцию для заполнения (шифр и правила пользования шифром);

г) перечень вопросов-критериев с соответствующими графами для ответов;

д ) просьбу указать свой шифр (номер по списку);

е) гарантию о сохранении тайны эксперимента и использовании ответов в научных целях;

ж) благодарность учреждения, проводящего опрос, за участие в исследовании.



2020-02-04 365 Обсуждений (0)
Метод изучения продуктов деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Метод изучения продуктов деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (365)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)