Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СУЩНОСТЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ



2020-02-04 205 Обсуждений (0)
СУЩНОСТЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Экономика организации

 

на тему: Методы ценообразования: сравнительный анализ

 

 

Выполнила учащаяся

2 курса, гр.1305                                                                              М.А.Чернявская                                                                                                                                   

 

Руководитель

Преподаватель                                                                                            О.Ф.Горбачёва                      

                                                                                                 

 

 

Минск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Сущность ценообразования……………………………………………….. 5
1.1. Сущность и значение цены, её функции.……………………...……... 5
1.2. Виды цен……..……………………………………………………...…. 7
2. Основные методы ценообразования…...………………………………….. 11
2.1. Методы ценообразования, ориентированные на издержки производства……………………………………………………………………...   11
2.2. Методы ценообразования, ориентированные на конкуренцию……. 17
2.3. Параметрические методы ценообразования…………………………. 21
3. Регулирование ценообразования в Республике Беларусь……………….. 27
Заключение……………………..………………………………………….….. 31
Список использованных источников………………………..………………. 33
Приложения…………………………………………………………………… 34
   

                     

 

 

 


                                                                       

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Количественной мерой потребительской стоимости товара на рынке является его цена. Цена – это один из основных факторов, влияющих на размер получаемой прибыли, а также на ряд других количественных и качественных показателей работы предприятия: рентабельность, оборот, конкурентоспособность, долю рынка и т.д. Более того, устанавливая тот или иной уровень цены, предприятие может достичь различных целей в зависимости от сложившейся ситуации на рынке: выживаемость фирмы, максимизация темпов роста, увеличение объемов продаж, стабилизация или рост рыночной доли. Именно цены определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень доходности предприятия. Правильная методика установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация глубоко обоснованной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого коммерческого предприятия в жестких условиях рыночных отношений. Цены служат средством установления определенных отношений между компанией и покупателями и помогают созданию о ней определенных представлений, что может оказать влияние на ее последующее развитие. Следует учитывать, что ценообразование относится к одному из наиболее сложных и ответственных разделов управления. Так, некорректные решения по ценам способны не просто ухудшить показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но и вывести их за пределы допустимых значений, что может привести предприятие к банкротству. Кроме того, ценовые решения могут иметь долговременные последствия для потребителей, дилеров, конкурентов, самой фирмы, многие из которых сложно предвидеть и, соответственно, оперативно предотвратить нежелательные тенденции после их проявления.

Актуальность темы работы связана с тем, что с переходом от административно-командных методов управления экономикой к рыночным значительно изменилась роль цен в развитии экономики.

Сегодня преодолевается закрытый в прошлом характер белорусской экономики. Отечественные предприятия все смелее и масштабнее выходят на мировой рынок. Это требует от них умения вести активную ценовую политику, правильно учитывать весь спектр возможных реакций потребителей и конкурентов, добиться поставленных целей в своей предпринимательской деятельности.

Целью данной работы является изучение системы ценообразования на предприятии, основных ее видов, а также выявление наиболее оптимального для предприятия вида ценообразования с учётом конъюнктуры рынка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

- изучить экономическую сущность ценообразования и её роль в экономике предприятия;

- рассмотреть основные виды ценообразования, выявить их достоинства и недостатки.

Объектом исследования курсовой работы являются виды ценообразования.

Теоретической и методологической основой работы явились нормативно-правовые акты Республики Беларусь, учебные пособия по экономике и ценообразованию таких авторов как Тарасов В.И., Шаркова О.Э., а также интернет-ресурсы.

СУЩНОСТЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

1.1. Сущность и значение цены, её функции

 

Одним из важнейших экономических рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.

Цена – денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, позволяющая косвенно измерить затраченное на производство товара общественно необходимое рабочее время.

Значение цены огромно: она определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы; оказывает влияние на массу прибыли, рентабельность продукции и производства, на уровень жизни общества. С помощью цен соизмеряются затраты и результаты хозяйственной деятельности предприятия, экономически обосновываются наиболее выгодные варианты осуществления капитальных вложений, стимулируются производство и потребление, а также качество товара.

   Цена выполняет ряд присущих только ей функций, тесно связанных с действием объективных экономических законов. Именно последние определяют роль и место цены в механизме хозяйствования. Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания.[4, с.68]

   Измерительная функция позволяет сравнивать между собой цены различных товаров, определять, какой их них дороже или дешевле. Измерительная функция цены позволяет определить количество затраченного труда, сырья, материала, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. 

   С помощью учётной функции натурально-вещественная форма товаров преобразуется в стоимостную, получает денежную оценку. Благодаря этой функции цены эффективно работающие субъекты хозяйствования возмещают свои издержки производства и получают необходимую прибыль. Если затраты на производство продукции превышают её отпускную цену, то это свидетельствует об убыточности производства, что также связано с функционированием учётной функции цены.

   При выполнении регулирующей функции цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов, и тем самым она уравновешивает спрос и предложение путём соединения их с платёжеспособностью товаропроизводителя и потребителя.

   Реализация стимулирующей функции заключается в том, что её уровень является стимулом к применению наиболее эффективных методов хозяйствования и максимально рационального использования ресурсов. Реализация стимулирующей функции состоит как в её поощрительном, так и сдерживающем воздействии на процесс производства и потребления продукции. В частности, для стимулирования создания высокоэффективной продукции государство может снимать все ограничения по росту прибыли товаропроизводителя. В то же время государство может вводить жёсткие ценовые ограничения на продукцию, являющуюся низкоприбыльной или убыточной в потенциально прогрессивных отраслях. Это делается с целью ускорения развития отраслей.[4, c.68-71]

Перераспределительная функция обеспечивает распределение и перераспределение доходов. Посредством перераспределительной функции происходит перемещение денежных накоплений из одних отраслей экономики в другие.

Функция сбалансированности спроса и предложения состоит в том, что только определённый уровень цены решает эту задачу. Данная функция цены проявляется в том, что при дефиците товаров они могут продаваться по более высокой цене, при избытке - по более низким ценам.[4, c.72-73]

 

1.2. Виды цен

 

Сущность основных видов цен.

По степени и способу участия государства в регулировании цен они подразделяются на:

· Фиксированные (изменяемые или договорные) цены устанавливаются субъектом ценообразования в твёрдо выраженной денежной величине.

· Регулируемые (изменяемые) цены определяются соответствующими государственными органами, осуществляющих регулирование ценообразования, или субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учётом установленных этими органами определённых ограничений.

· Договорные (контрактные) цены устанавливаются предварительным согласованием между продавцом и покупателем.

· Свободные (рыночные) цены освобождены от непосредственного вмешательства государственных органов, так как формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.

· Предельные цены — это такие цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг.

В зависимости от обслуживаемого оборота различают:

· Отпускная цена предприятия устанавливается на произведённый товар либо на импортированный товар при его оптовой продаже.

· Оптовая цена –  цены, по которым промышленные предприятия или их посредники реализуют свою продукцию в больших объемах (оптом), не прибегая к услугам торговых розничных организаций. По оптовым ценам продукция реализуется между предприятиями, отраслями, из оптовой сферы в розничную — путем продажи торговым организациям, но не населению, которое совершает покупки относительно мелкими партиями. Реализация товаров по оптовым ценам сопровождается, как правило, безналичными расчетами.

· Розничная цена – цена, устанавливаемая на товары, предназначенные для продажи в розничной торговле физическим лицам для личного пользования или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью.[6, c.193-197]

В зависимости от включения в цену расходов по транспортировке продукции в мировой практике различают цены:

· Франко-станция отправления – расходы по транспортировке товара и погрузке его в вагоны или на борт судна несёт продавец.

· Франко-станция назначения – включает расходы по транспортировке груза до станции потребителя. Последний несёт расходы только по выгрузке товара из вагонов или судов и транспортировке груза на свой склад.

· ДАФ – продавец поставляет товар до границы.

· СИФ – все расходы по перевозке груза, оплате таможенных сборов и страхованию несёт продавец.

· ФОБ – продавец несёт расходы по доставке и погрузке товара на борт судна.

· ФАС включает только расходы по доставке груза до причала.

· КАФ включает только расходы по транспортировке груза, но не включает расходы по его страхованию.[6, c.193-197]

По способу установления, фиксации различают:

· Твердые цены (постоянные) - это такие цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту.

· Подвижная цена — такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора; может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится).

· Скользящая цена — это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции (например, когда имеет место инфляция, устойчивое изменение цен на ресурсы и т.д.).

По способу получения информации об уровне цены различают:

· Публикуемые цены — это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К публикуемым ценам относятся: справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов.

· Справочные цены — это цены, публикуемые в различных печатных изданиях. Источниками справочных цен являются экономические газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги, прейскуранты.

Цены на строительную продукцию:

· Сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство каждого объекта.

· Прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв.м жилой площади, 1 кв.м полезной площади, 1 кв.м малярных работ и др.).

· Договорная цена устанавливается по договоренности между заказчиками и подрядчиками; сфера действия этой цены все более расширяется с развитием рыночных отношений, соответственно сужается сфера действия других видов цен на строительную продукцию.

Классификация цен в зависимости от степени новизны товара:

· Цена «снятия сливок». Согласно этому методу, с самого начала изготовления и появления нового товара на рынке, на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить этот товар по такой цене; цена снижается лишь после того, как спрос по максимальной цене оказывается удовлетворенным.

· «Психологическая» цена. Устанавливая цену, продавец должен учитывать психологию восприятия цены покупателем. «Психологическая» цена на товар обычно чуть ниже круглой суммы.

· Престижная цена – устанавливается на высококачественные товары известной фирмы, обладающие уникальными свойствами. Цены устанавливаются на очень высоком уровне.

В рыночной экономике цены на товар постоянно колеблются. Направления изменения цен для конкретных видов товаров и в конкретные периоды может быть различным. Однако есть и общие тенденции, характерные как для отдельных групп потребительских товаров, так и для всей их номенклатуры в целом.

Таким образом, цены играют исключительно важную роль в развитии экономики страны в целом и для каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значимость политики в области ценообразования.



2020-02-04 205 Обсуждений (0)
СУЩНОСТЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СУЩНОСТЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)